Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
П

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ НА 38 МИЛЛИОНОВ, ПОЛАГАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВС АРК

(Газета «Крымские известия» от 7 февраля 2001 года)

Счетная палата ВС автономии провела анализ проекта бюджета АРК на 2001 год. Подробнее о выводах, сделанных органом высшего аудита республики, мы попросили рассказать заведующего контрольно-аналитическим отделом Счетной палаты Антона КАЛЬКОВА и заместителя председателя Счетной палаты Владимира ПОЛИЩУКА. 

— На коллегии Счетной палаты говорилось о том, что проект бюджета АРК на 2001 год не соответствует правилам составления бюджета. В чем это выражается? 

В. Полищук: При составлении проекта допущен ряд нарушений действующего законодательства и нормативно-правовых актов ВС Крыма, что, естественно, повлияло на объемы планируемых доходной и расходной частей бюджета. По многим статьям отсутствует подробная расшифровка расходов, что не обеспечивает их прозрачность. А ведь это в основном социально значимые статьи расходов — на образование, соцзащиту, жилищно-коммунальное хозяйство. Не проведено распределение общего и специального фондов бюджетов АРК на капитальные и текущие расходы с выделением затрат на оплату труда, коммунальных услуг и энергоресурсов, как того требует постановление Кабинета министров Украины. 

Несмотря на то, что Закон Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» предусматривает, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных законом о госбюджете, Совмин запланировал выделить из бюджета АРК 7, 8 миллиона гривен на материально-техническое обеспечение органов государственной власти. Очевидно, что при таком положении вещей органы государственной власти Украины в Крыму окажутся в определенной мере в экономической зависимости от исполнительной власти автономии. 

Постановлением ВС АРК «О региональном заказе на закупку продовольственной пшеницы на 2001 год» определен заказ в объеме 30 тысяч тонн, однако в проекте бюджета средства на эти цели вообще не запланированы. 

Проект бюджета предусматривает направить 12 миллионов гривен на финансирование расходов по программе возвращения депортированных граждан. Однако до настоящего времени эта программа не утверждена ВС Крыма, и только после утверждения следует осуществлять ее финансирование или же принять программу сразу же в период утверждения бюджета. 

Если расходы на функционирование представительной власти в проекте бюджета сокращены по сравнению с прошлым годом на миллион гривен (и мы согласны с тем, что государственные деньги надо экономить и власть предержащим), то без всякого обоснования на 6, 2 миллиона гривен, что составляет почти 40 процентов, планируется увеличить расходы на исполнительную власть. А ведь есть указ Президента Украины, требующий ежегодно сокращать расходы исполнительной власти на 40 процентов, а численность аппарата — на 30, который просто проигнорирован правительством. 

— А согласна ли Счетная палата с прогнозными показателями доходной части бюджета, представленными Совмином? 

А. Кальков: Проект сводного бюджета АРК на 2001 год предусматривает доходы в объеме 1056, 7 миллиона гривен, что на 204 миллиона больше, чем в прошлом году. Однако экономический анализ, проведенный Счетной палатой, в ходе которого учитывались темпы роста и динамика поступлений в бюджет налогов, сборов и обязательных платежей, а также реальная экономическая ситуация в республике, показал, что прогнозируемый объем доходов составит 1095 миллионов гривен. Это на 38, 3 миллиона больше, чем по расчетам Совета министров. 26, 3 миллиона из этой суммы составит увеличение доходов республиканского бюджета. 

Также необходимо отметить, что в предложенном Советом министров проекте бюджета не в полном объеме запланировано погашение задолженности по заработной плате работникам социально-культурной сферы. Вместо необходимых 18, 5 миллиона на эти цели предлагается направить лишь 17 миллионов гривен. Это значит, что учителя, врачи недополучат на 1, 5 миллиона гривен заработной платы. Кроме того, продолжается практика выплаты зарплаты в натуральной форме и с использованием системы электронных расчетов. 

Если говорить об источниках пополнения доходной части, то нельзя не отметить, что в проект бюджета не включена задолженность по ссудам, выданным из внебюджетного фонда инновационных средств Совмина АРК, на общую сумму 1,87 миллиона гривен. 

В. Полищук: Еще в октябре, проанализировав первоначальный проект бюджета-2001, коллегия Счетной палаты указала на возможность увеличения доходной части на 154 миллиона гривен. Нужно сказать, что этот момент учтен в новом проекте бюджета, представленном Совмином. В то же время ряд важных поправок в нем не отражен. Прежде всего это касается межбюджетных отношений. 

— Кстати, о межбюджетных отношениях с городами и районами. Известно, что руководство ВС Крыма и Ассоциация органов местного самоуправления АРК выступают за предоставление местным органам власти большей финансовой самостоятельности. Как вы оцениваете проект бюджета с этой точки зрения? 

А. Кальков: Определение объемов бюджетов городов и районов на 2001 год осуществлялось без учета минимальных потребностей в средствах местных бюджетов на функционирование бюджетных учреждений. А это неизбежно приведет к невыполнению органами местного самоуправления своих функций в полном объеме, недофинансированию защищенных и других статей бюджета, наличию задолженности, а по отдельным бюджетам городов — к изъятию доходов в республиканский бюджет. Из-за несбалансированности местных бюджетов в проекте предусмотрена значительная сумма дотаций — 122, 2 миллиона гривен, что в 1, 6 раза больше, чем в прошлом году. И это при том, что задолженность по предоставленным местным бюджетам ссудам составила за 2000 год 40, 4 миллиона гривен, за 1999 год — 23, 2 миллиона, за 1998-й — 28 миллионов. Такая практика бюджетных взаимоотношений ведет к недопоступлению денежных средств в бюджеты городов и районов, возникновению финансовых трудностей при исполнении полномочий местными органами власти и отвлечению средств из республиканского бюджета. 

В. Полищук: Представленный проект не стимулирует местные органы власти к увеличению поступлений в бюджет. Нормативы налога на прибыль снижены практически по всем городам, не предусмотрено отчисление сверхплановых поступлений подоходного налога с граждан. Поэтому Счетная палата предлагает в 2001 году передать местным бюджетам сверхплановые поступления налога на прибыль, подоходного налога и акцизного сбора с отечественных товаров в размерах, установленных нормативами отчислений от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты городов и районов на 2001 год, но не менее 50 процентов. 

Если же подвести общий итог анализа, то необходимо отметить, что нам нужно изменить формы работы над проектом бюджета АРК. Было бы целесообразно, чтобы в его разработке еще на начальной стадии принимали участие и специалисты Счетной палаты. Это позволило бы избежать тех неточностей, несоответствий и нарушений бюджетного законодательства, которые отражены в постановлении коллегии Счетной палаты. 

Наши аналитические материалы направлены в постоянные комиссии ВС Крыма, и мы надеемся, что они помогут депутатам разобраться в бюджетной ситуации и принять правильное решение при рассмотрении бюджета-2001.

Интервью взяла И. КАЛИГА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla