Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
П

ОТ ОРГАНА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО — К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ

Из доклада заместителя Председателя Верховного Совета Крыма Ю. Подкопаева на парламентских чтениях по Конституции Автономной Республики Крым

(Газета «Крымские известия» от 30 октября 1996 года)

1 ноября 1995 года Верховным Советом Крыма принята Конституция Автономной Республики Крым. 

4 апреля 1996 года Конституция Автономной Республики Крым утверждена Верховным Советом Украины, за исключением ряда статей и положений, перечень которых изложен в Законе Украины «О Конституции Автономной Республики Крым». 

Пунктом 1 постановления Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О Конституции Автономной Республики Крым» данный Закон введен в действие, за исключением терминов «гражданин (граждане)   Республики Крым», «народ Крыма», «Республика Крым». 

На рассмотрении Верховного Совета Крыма находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Автономной Республики Крым» с соответствующими предложениями по неутвержденным статьям и положениям и редакционными изменениями названий в Конституции Автономной Республики Крым. 

28 июня 1996 года принята новая Конституция Украины, разделом Х которой определены статус и полномочия Автономной Республики Крым. 

В связи с вступлением в действие Конституции Украины наряду с необходимостью выполнения требований Закона Украины «О Конституции Автономной Республики Крым» от 4 апреля 1996 года возникла проблема приведения положений Конституции Автономной Республики Крым в соответствие с Законом Украины. 

Согласно пункту Т раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в сипу Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины. 

Несмотря на то, что статьей 150 Конституции Украины решение вопросов о соответствии Конституции законодательных актов Верховного Совета Украины и Верховного Совета Крыма отнесено к компетенции Конституционного Суда Украины, отдельные руководители органов государственной власти, превышая свои полномочия, принимают решения, ограничивающие объем полномочий Автономной Республики Крым, нарушающие права и свободы граждан. 

В этой связи следует упомянуть отмену актов регистрации общекрымских политических партий по тем основаниям, что к ведению Автономной Республики Крым разделом Х Конституции Украины не отнесено законодательное регулирование порядка организации, и деятельности объединений граждан. Однако это право закреплено пунктом 4 статьи 98 Конституции Автономной Республики Крым, утвержденной Верховным Советом Украины Это не противоречит пункту 11 статьи 92 Конституции Украины, согласно которому исключительно законами Украины определяются лишь основы создания и деятельности политических партий, иных объединений граждан. 

Мы исходим из того, что наряду с полномочиями, закрепленными разделом Х Конституции Украины, Автономная Республика Крым обладает полномочиями, предоставленными ей ранее законами Украины. 

Такая позиция имеет правовое обоснование, поскольку в соответствии с положениями статьи 138 Конституции Украины Автономной Республике Крым законами Украины могут быть делегированы дополнительные полномочия. 

При таком подходе нет противоречии между положениями раздела Х Конституции Украины, нет противоречий с действующими законами Украины. 

Так, например, статья 135 Конституции Украины упоминает о нормативно-правовых актах Верховного Совета Крыма. В то же время согласно статье 136 Конституции Верховный Совет Автономной Республики Крым принимает решения и постановления. На наш взгляд, понятие «нормативно-правовой акт» включает в себя Конституцию и законы Автономной   Республики Крым. Это подтверждается частью 2 статьи 8 Конституции Украины, в соответствии с которой законы отнесены к понятию «нормативно-правовые акты» Кроме того. Конституция Украины не содержит положений, запрещающих принятие Верховным Советом Крыма законов. Более того, право Верховного Совета Крыма на принятие Конституции Автономной Республики Крым закреплено статьей 135 Конституции Украины, а принятие законов Автономной Республики Крым — Законом Украины «Об Автономной Республике Крым» от 17 марта 1995 года, Конституцией Автономной Республики Крым, утвержденной Законом Украины «О Конституции Автономной Республики Крым». 

Да, есть статья 75 Конституции Украины, гласящая, что единственным органом законодательной власти Украины является парламент — Верховная Рада Украины. Здесь, по-видимому, речь идет о законах, действующих на всей территории Украины. И в этом смысле Верховная Рада Украины — действительно единственный общегосударственный законодательный орган. Если мы будем трактовать эту проблему таким образом, то противоречий с Конституцией Украины не усматривается. В том, что Верховный Совет Крыма имеет статус выше областного Совета и является парламентом, говорит уже название «Верховная Рада Крыма». Название парламента, законодательного органа является именем собственным и при переводе сохраняется в оригинальной транскрипции. 

Вам известно, что по инициативе Кабинета министров Украины разрабатываются проекты законов Украины о Верховном Совете и Совете Министров Автономной Республики Крым. Вместе с тем пунктом 4 статьи 98 Конституции Автономной Республики Крым определение порядка организации и деятельности республиканских и местных органов власти отнесено к компетенции Автономной Республики Крым. Исходя из этого, мы полагаем, что нет необходимости в принятии законов Украины о Верховном Совете и Совете Министров Автономной Республики Крым. Порядок организации и деятельности Верховного Совета Крыма уже урегулирован Конституцией Автономной Республики Крым и Регламентом Верховного Совета Крыма. 

Что касается Совета Министров Автономной Республики Крым, то глава 22 Конституции Крыма «Исполнительная власть республики» Верховным Советом Украины не утверждена Считаем правомерным, чтобы Верховный Совет Крыма доработал и принял положения этой главы, а после утверждения их Верховным Советом Украины — Закон Автономной Республики Крым «О Совете Министров Автономной Республики Крым». 

Такое право Верховному Совету Крыма предоставлено названными выше пунктом 4 статьи 98 Конституции Автономной Республики Крым, а также пунктом 3 статьи 8 Закона Украины «Об Автономной Республике Крым». 

Проблема территориального устройства Автономной Республики Крым и статуса города Севастополя требует особого подхода, учитывающего как интересы республики, жителей города Севастополя, так и действующее законодательство и прежде всего Конституцию Украины. 

По вопросу гражданства Автономной   Республики Крым и понятия «народ Крыма». Соответствующие положения Конституции Крыма не утверждены Верховным Советом Украины. Нам необходимо подумать о вариантах предложений по этому поводу. 

Верховный Совет Крыма в соответствии с Конституцией Украины имеет статус представительного органа Автономной Республики Крым. В таком статусе есть и положительная сторона. Верховный Совет Крыма нельзя отнести к системе органов государственной власти и управления. Он образуется непосредственно в результате выборов. Вместе с тем Конституция Украины, законы Украины обходят вопрос о том, какая общность людей формирует Верховный Совет Крыма. Однако уйти от решения этого вопроса невозможно. Есть предложения о том, чтобы ввести в Конституцию Крыма понятия «избирательный корпус Крыма», «гражданское сообщество Крыма», «республиканское объединение граждан Автономной Республики Крым». Нам было бы интересно выслушать мнения и предложения депутатов Верховного Совета по этому вопросу. 

В связи с упразднением должности президента Крыма возникла необходимость в перераспределении его функции и полномочий. Часть из них, безусловно, должна быть возвращена Верховному Совету Крыма и Председателю Верховного Совета Крыма, который является в соответствии с Конституцией Крыма высшим должностным лицом республики. Представляется целесообразным решить в комплексе вопрос о статусе Председателя  Верховного Совета Крыма как высшего должностного лица республики и его полномочиях по вопросам организации деятельности Верховного Совета Крыма, взаимодействия Верховного Совета Крыма с Советом Министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также по вопросам представительства Верховного Совета Крыма и Автономной Республики Крым в отношениях с органами государственной власти Украины и других государств. Поскольку Председатель Совета Министров Автономной Республики Крым в определенной степени включен в вертикаль государственной исполнительной власти, то за счет усиления статуса Председателя Верховного Совета Крыма можно укрепить роль и значение Верховного Совета Крыма в решении вопросов социально-экономического, культурного развития Крыма. 

Далее без окончательного закрепления за Автономной Республикой Крым права собственности на землю и природные ресурсы невозможно решение вопросов экономического и социального развития Крыма. Раздел Х Конституции Украины такое право не закрепляет. Вместе с тем статьей 4 Земельного кодекса Украины Верховный Совет Автономной   Республики Крым признан субъектом права собственности на землю в пределах территории республики, за исключением земель общегосударственной собственности. Мы полагаем, что статья 4 Земельного кодекса Украины не противоречит разделу Х Конституции Украины, а развивает его положения. 

С вышеупомянутым вопросом тесно связаны вопросы бюджета и налогов республики. В свое время в соответствии с Законом Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» Республика Крым имела право на самостоятельное составление и утверждение бюджета Республики Крым на основе единой налоговой политики Украины и на формирование бюджетных взаимоотношений между правительствами Украины и Республики Крым на договорных началах. Мы рассчитываем на то, что органы государственной власти Украины согласятся с договорными отношениями в сфере бюджета и одноканальной налоговой системы. 

В докладе, на мой взгляд, отражены только некоторые аспекты Конституции Крыма. Надеемся, что парламентские чтения по проблемам Конституции Автономной Республики Крым дадут богатый материал для подготовки постоянными комиссиями и фракциями Верховного Совета Крыма своих предложений по затронутым вопросам, которые будут использованы при доработке положений Конституции Крыма. 

Нам представляется, что вопросы доработки положении Конституции Крыма и утверждение их Верховным Советом Украины, приведения Конституции Крыма в соответствие с положениями новой Конституции Украины необходимо сосредоточить в компетенции совместной комиссии Верховного Совета Украины и Верховного Совета Крыма.

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla