Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
М

ТАК БУДЕТ ЛИ РЕФЕРЕНДУМ В КРЫМУ?

(Газета «Крымская правда» от 2 сентября 1993 года)

Этот вопрос опять стал для нас наиболее актуальным. Как известно, в Крыму по инициативе Республиканского движения Крыма и Федерации независимых профсоюзов и при их непосредственном участии двумя инициативными группами проводился сбор подписей под требованием о проведении общекрымского референдума с формулировкой вопроса: "Вы за досрочное прекращение полномочий и немедленные перевыборы Верховного Совета Крыма и его Председателя?" Акция была начата в ответ на нежелание руководства ВС Крыма и многих депутатов снять незаконный мораторий на референдум о статусе Крыма, а также в связи с игнорированием властными структурами требований представителей трудовых коллективов. 

Проходил сбор подписей не просто. С большими трудностями столкнулись инициаторы 1-й группы, не сумевшие охватить все регионы Крыма. Испытывали члены инициативных групп и противодействие на местах. Так, в Евпаторийском, Севастопольском горсоветах и Раздольненском райсовете не были своевременно созданы группы для принятия подписных листов, хотя соответствующее распоряжение Центральная комиссия по   общекрымскому референдуму заблаговременно разослала в местные Советы. 

Инициативная группа N 2 начала работу только 5 июля и на сбор подписей имела всего 26 суток. Однако, несмотря ни на что, обеими группами за установленный срок было собрано 195. 596 подписей, что стало для кое-кого неожиданностью. 

Было санкционировано создание рабочей группы по проверке всех подписных листов (в законе о референдуме такая процедура не предусмотрена). Эта группа отыскала более 17 тысяч в чем-то явных, а в большинстве своем сомнительных нарушений и предложила их на утверждение Центркомиссии. И только благодаря компетентности и бдительности отдельных членов Центральной комиссии результаты такой "работы" были подвергнуты сомнению и проведена повторная проверка материалов рабочей группы. В течение двух недель члены Центральной комиссии разбирались с ее "наработкой". 

После тщательной и всесторонней проверки подписных листов окончательные итоги сбора подписей были предложены на утверждение. Проголосовав по каждому городу и району и по каждой группе нарушений Центральная комиссия признала недействительными (т. е. оформленными с какими-либо нарушениями) 12. 839 подписей. Но это не 17. 269, которые предлагала рабочая группа. Как уже сообщалось, признаны действительными 182 тысячи 757 подписей. 

Так будет ли референдум о доверии ВС Крыма и его Председателю? Для ответа на этот вопрос заглянем вначале в Закон "О референдуме". В его ст. 10 сказано, что решение о проведении общекрымского референдума принимает Верховный Совет. Основанием для принятия решения о проведении референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий ВС Крыма и его Председателя является требование не менее одной десятой части граждан Республики Крым, имеющих право на участие в референдуме. 

Напомним также, что в статье 8 Закона "О референдуме" записано: "В референдумах имеют право участвовать  граждане Крымской АССР, которые на момент проведения общекрымского или местного референдума достигли 18 лет и постоянно проживают на территории  Крымской АССР". Среди же 182. 757 подписавшихся нет ни одного, кому на момент подписания не было еще 18 лет. 

Общее число избирателей Крыма можно взять из итоговых протоколов референдумов в Крыму, состоявшихся 20 января 1991 г. и 1 декабря 1991 г. Первый из них был общекрымским. В нем участвовали только жители Крыма. Второй был всеукраинским. Участие в нем принимали не только постоянные жители Крыма, но и жители Украины и даже СССР - отдыхавшие в Крыму, командированные, военнослужащие срочной службы, проходившие службу на территории Крыма, и не только с Украины, но даже из Казахстана и России. В первом, общекрымском референдуме было в списках чуть более 1, 77 млн. человек, во втором - 1, 82 млн. 

Так какую же цифру следует брать за исходную? Этот вопрос на итоговом заседании комиссии возникал, но, естественно, никакого решения по этому поводу не принималось. Было лишь высказано соображение: нужно исходить из количества лиц, внесенных в списки для участия в общекрымском референдуме 2 0 января 1991 года. Та же статья 8 Закона "О референдуме" говорит об участии в общекрымском или местном референдуме лишь граждан Крыма. А эта категория имевших право голоса учитывалась лишь на первом из двух референдумов. Во всеукраинском референдуме число собственно крымчан даже не определялось. Следовательно, исходить надо только из цифры 1, 77 миллиона. А собранные подписи, признанные действительными, и составляет более (!) десятой части имевших право голоса. 

Но говорят: зачем тратить на референдум деньги? Действительно, зачем? Тем более что его будущие результаты известны уже заранее. Вспомните еще хотя бы опрос, где 83 процента опрошенных выразили свое отношение к верховной власти Крыма, сказав "Нет, не доверяю". Так что народные деньги тратить в самом деле незачем. Но это лишь при условии, если народные депутаты наберутся мудрости и решимости и, приняв на очередной сессии Закон о выборах, назначат дату выборов в Верховный Совет Крыма. 

Думаю, крымчане по достоинству оценят этот необходимый сейчас для республики шаг.

П. МОРГУНОВ, 

член Центральной комиссии общекрымскому референдуму, 

председатель 1-й инициативной группы по сбору подписей граждан

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla