Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
К

КРЫМСКАЯ ЭКОНОМИКА: ЧТО СДЕЛАНО МЕШАЕТ И ПОЧЕМУ

(Газета "Крымская газета" от 5 ноября 2004 года)

После публикации краткого отчета о заседании Совета министров АРК, на котором были рассмотрены итоги работы экономики Крыма за 9 месяцев этого гола, в редакции раздалось несколько телефонных звонков. Читатели попросили «не прятаться за двумя-тремя цифрами и предоставить более полную картину состояния экономики. А выводы мы сделаем сами». Поскольку звонивших интересовали различные отрасли хозяйства, публикуем доклад министра экономики АРК Владимира Кулиша на заседании Совета министров автономии 26 октября 2004 года. 

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ТЕКУЩЕГО ГОДА ПОДТВЕРДИЛИ, ЧТО ТЕНДЕНЦИЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ ПРОДОЛЖИЛАСЬ, А ПО НЕКОТОРЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ — УСИЛИЛАСЬ. 

Прирост промышленного производства составил 31,1 процента, что более чем в два раза превышает прошлогодний и среднеукраинский темпы прироста. По этому показателю Автономная Республика Крым занимает четвертое место. Динамично развиваются практически все отрасли промышленного комплекса, продолжается выравнивание и в региональном разрезе. Если в 2003-м прирост обеспечивало 13 регионов республики, то за 9 месяцев текущего года — 17 из 25. 

В целом по республике произведено промышленной продукции в сопоставимых ценах на сумму более 3 млрд. грн. При этом хочу подчеркнуть, если еще в первом квартале отмечался высокий рост показателей химической промышленности, машиностроения, то сегодня существенно увеличились объемы выпускаемой продукции на предприятиях пищевой промышленности и переработки сельхозпродуктов (+ 40,9 процента). Возросло производство кондитерских изделий (на 47,8 процента), мяса (на 70,6 процента), колбасных изделий (на 59 процентов), плодоовощных консервов (на 68,2 процента), вина (на 34,2 процента), коньяка (на 29,6 процента) и других. 

Такая ситуация объясняется, прежде всего, запуском ряда предприятий. Так, например, после реконструкции возобновил производство Ялтинский рыбокомбинат, наращивает производство акционерное общество «Бром», увеличивает выпуск кондитерских изделий вновь созданное на базе турецких инвестиций общество «Заря». Возобновило производственную деятельность объединение «Кожобувь». После реконструкции запущен Багеровский коньячный завод, и мы ожидаем ввод аналогичных мощностей в Почтовом. 

Наращивание объемов производства сопровождается и улучшением качественных показателей отрасли. Промышленность сработала с прибылью. За 8 месяцев финансовый результат составил 152,9 млн. грн. прибыли, тогда как в соответствующем периоде прошлого года был убыток в 9,4 млн. грн. И мы ожидаем, что к концу года прибыль возрастет до 180 млн. грн. 

Кардинально изменилась в лучшую сторону ситуация и в агропромышленном комплексе. Валовая продукция сельского хозяйства за 9 месяцев возросла на 19,9 процента, а в прошлом году отмечался спад почти 12 процентов. 

В республике собрано 1,2 млн. тонн ранних зерновых, что в 2 раза больше, чем в прошлом году, средняя урожайность возросла на 8 ц и составила 22,6 ц с 1 га, поднялись надои молока от одной коровы — на 14,3 процента (1917 кг), а продуктивность кур — на 21,6 процента (214 яиц). 

В автономии завершено формирование региональных ресурсов зерна. При задании неснижаемого трехмесячного запаса 72 тыс. тонн закуплено 126,5 тыс. тонн продовольственной пшеницы. Перевыполнено задание по залоговым закупкам зерна. На сегодня закуплено 45,8 тыс. тонн пшеницы при плане 32 тыс. Выполнен план по формированию госрезерва Украины (при плане 57 тыс. тонн оформлено 59 тыс. тонн). 

Более высокими темпами идет закладка кормовой базы для животноводства. На сегодня заготовлено 277,3 тыс. тонн сена, 116,7 тыс. тонн сенажа, что соответственно в 4,4 и 1,3 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Учитывая остроту ситуации, сложившуюся на продовольственном рынке, это очень важный фактор, который будет способствовать воспроизводству поголовья в перспективе. 

Хозяйства республики завершают сев озимых. 

Положительные сдвиги наблюдаются также в курортно-туристической сфере, на транспорте, в связи. 

Почти на 1 млн. человек больше, чем за 9 месяцев прошлого года, приехало на наши курорты (2004 год — 5,4 млн. человек, 2003 год— 4,5 млн. человек). 

Всеми видами транспорта грузов перевезено на 18,5 тыс. тонн больше, пассажирооборот увеличился на 5,8 процента. 

Если говорить о прогнозе, то можно с уверенностью сказать, что положительные тенденции в экономике республики сохранятся, так как определяющим фактором здесь является рост инвестиционной активности предприятий. Инвестиции в основной капитал возросли почти на треть. 

Нынешний год отмечен значительным поступлением прямых иностранных инвестиций. Они составили 69,2 млн. долл. США, что в 3 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года. И это не считая инвестиций в ГАК «Титан» (36 млн. долл. США), которые уже поступили. Это лучший показатель за последние 10 лет. А иностранные инвестиции — это, как вы знаете, индикатор стабильности экономики. 

Министерство экономики неоднократно инициировало вопрос о предоставлении информации местными органами исполнительной власти по имеющимся в регионах инвестиционным возможностям. К сожалению, обратная связь пока не всегда получается, и специалисты Минэкономики в течение двух последних месяцев выезжали в регионы республики, чтобы на месте уточнить такие возможности. Как показали результаты поездок, в сельских районах автономии еще сохранились производственные мощности, прежде всего по переработке сельхозпродукции, и при достаточно незначительных инвестициях можно быстро возобновить их работу при наличии квалифицированных специалистов. И министерство уже сегодня готово работать с конкретными предприятиями и реальными инвесторами по запуску многих мощностей. 

Увеличение производства продукции в экспортоориентированных отраслях, благоприятная конъюнктура экспортных товаров способствовали улучшению показателей внешнеэкономической деятельности. 

Возросли объемы экспорта и импорта товаров, причем более высокими темпами растет экспорт. Положительное сальдо внешней торговли за 8 месяцев текущего года составило 76,1 млн. долл. США, или 27,5 процента внешнеторгового оборота товаров. И это радует, поскольку Крым становится узнаваем на мировых рынках, а экономика автономии менее зависима от колебаний внутреннего рынка. 

В последние годы мы в основном акцентировали свое внимание на объемных показателях, их росте и неоднократно подвергались критике за низкую эффективность экономики. Сегодня необходимо отметить, что за 8 месяцев в целом получено 311,4 млн. грн. прибыли. Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И самое главное, чистая прибыль в текущем году составляет уже 228 млн. грн., в то время как в прошлом — только 6 млн., то есть в 38 раз больше. Это свидетельствует о повышении эффективности экономики, с одной стороны, и о реальном результате работы по ее детенизации — с другой. 

Экономический рост, финансовые результаты оказали положительное влияние на ситуацию в социальной сфере. Уровень трудоустройства через службу занятости вырос с 31 процента в прошлом году до 33 в текущем, число зарегистрированных безработных уменьшилось на 2,5 тыс. и снизилось до 34 тыс., среднемесячная реальная заработная плата за 8 месяцев текущего года возросла почти на 25 процентов. Это пока ниже среднеукраинских показателей, но с точки зрения тенденции — серьезный шаг вперед. 

По официальным данным, сумма невыплаченной заработной платы уменьшилась на 23 млн. грн., или на 34,3 процента, и на 1 октября текущего года составила 44,3 млн. грн. И эта сумма в ближайшее время должна уменьшиться еще на 3 млн. грн. за счет целевого кредита на одном из крупнейших предприятий-должников Феодосийской судостроительной компании «Море» и почти на 1 млн. грн. — на Сивашском анипинокрасочном заводе. 

Остановлюсь только на одном аспекте этой проблемы. Указ Президента Украины «О неотложных мерах по завершению погашения задолженности по заработной плате» предусматривает неотложные меры по досудебной санации или безотлагательное возбуждение дела о банкротстве предприятий-должников, не способных выплатить заработную плату. По каждому предприятию органом управления должна быть разработана антикризисная программа, привлечены инвесторы. Предполагав лось, что механизм банкротства и восстановления платежеспособности должника должен стать ключевым при решении вопросов о финансовом оздоровлении предприятий и, в том числе, положительно повлиять на погашение задолженности по оплате труда. 

Однако отмечу, что на практике при проведении процедур банкротства нередко затягиваются сроки их утверждения, не выполняются планы санации, что ухудшает финансово-хозяйственное состояние таких предприятий, и вместо санации наступает процедура ликвидации. А это — прямой результат неудовлетворительного исполнения арбитражными управляющими своих обязательств. Основную роль играет субъективный фактор, поскольку все зависит от профессионализма и порядочности арбитражных управляющих. А цифры говорят о следующем. По данным статистики, из 354 предприятий, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве, 71 имеет задолженность по заработной плате на сумму 26,6 млн. грн., а это более половины всей задолженности по республике. 

За последние два года Хозяйственным судом применена санация только к 29 предприятиям, из них для шести санация все равно закончилась ликвидацией. А ликвидационные балансы по процедуре банкротства утверждены 279 предприятиям. Примеров несостоявшейся санации можно приводить много. Здесь проблема очевидная. О какой эффективности можно говорить, если у арбитражных управляющих по 10, а у некоторых и больше 20 предприятий. 

Мы готовим расширенное совещание по проблемам банкротства, и готовы обсуждать их с новым руководством Территориального управления по банкротству. Считаю, что вопрос должен стоять шире, особенно в части тесной взаимосвязи с Хозяйственным судом, и прежде всего по реализации постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым в части передачи Министерству экономики функций управления предприятиями-банкротами. 

Мы подготовили порядок реализации этих полномочий, но уже два месяца не можем его согласовать. Хозяйственный суд автономии не согласен допускать Министерство экономики к процедурам, ссылаясь на законодательство. А без этого мы не можем влиять ни на арбитражных управляющих, ни на содержательность планов санации. А ведь эта проблема должна волновать не только Министерство экономики. Здесь необходима четкая координация всех заинтересованных структур: от назначения арбитражных управляющих до утверждения плана вывода конкретного предприятия из кризиса. 

Что касается бюджета и финансирования программ: за 9 месяцев текущего года в общий фонд сводного бюджета Автономной Республики Крым поступило доходов в сумме 1 млрд. 57 млн. грн., что на 22,7 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. 

Это дало возможность на 93 процента (32,6 млн. грн.) профинансировать региональные программы, утвержденные Верховной Радой Автономной Республики Крым. Из 24 программ полностью профинансировано девять («Учитель», «Школьный автобус», «Онкология», «Профилактика ВИЧ-инфекций», «Программа отдыха и оздоровления детей АРК» и другие). Практически в полном объеме (на 99 процентов) профинансированы Программа обустройства и социально-купьтурного развития депортированных граждан; мероприятия по телефонизации квартир и домовладений инвалидов и участников Великой Отечественной войны. 

Вместе с тем до сих пор не поступили средства на реализацию таких программ, как «Собственный дом» (из Госбюджета — 307 тыс. грн.), «Развитие автотуризма» и обеспечение молодежи жильем (из Госбюджета — 1,4 млн. грн.). 

Предварительные итоги Программы экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2004 год свидетельствуют, что она выполняется по большинству показателей: объему реализации промышленной продукции (на 163,4 процента к плану); пассажирообороту и грузоперевозкам (на 155,5 и 112,3 процента соответственно); производству важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (зерно — 118,2 процента, мясо — 185,3 процента, масло растительное — 120,2, молоко — 115,2 процента); инвестициям в основной капитал и иностранным инвестициям. 

Практически все мероприятия программы, касающиеся поддержки социально незащищенных слоев населения, также выполнены. 

В частности, в Бахчисарае и Феодосии открыты стационарные отделения Крымского республиканского консультативно-диагностического центра ранней социальной реабилитации детей-инвалидов; оздоровлено 2220 инвалидов и ветеранов войны; в Евпатории создан центр социально-трудовой реабилитации инвалидов и многое другое. 

Есть уверенность, что до конца года будет выполнен и важнейший комплексный показатель программы — привлечение финансовых ресурсов в экономику автономии (8,6 млрд. грн.). На сегодня поступления инвестиций в основной капитал из разных источников составили 1,6 млрд. грн., отмечается рост прибыли предприятий, увеличение поступлений в государственные целевые фонды и объемов выданных кредитов. 

Отдельно остановлюсь на вопросе, который сегодня находится на жестком контроле как в автономии, так и на уровне Кабинета Министров Украины. Это финансирование капитального строительства, в том числе из бюджетов различных уровней, а также эффективное использование этих средств. 

В 2004 году сохраняются положительные тенденции в капитальном строительстве, наметившиеся в последние два года. Подрядные строительные организации с начала года выполнили работ на 500 млн. грн. (90 процентов от суммы заключенных контрактов на год), что на 16 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Введены в эксплуатацию терминал в аэропорту «Симферополь», ветроэлектростанции мощностью 2,6 МВт, линия по розливу минеральной воды на 2 млн. бутылок в год (Симферопольский район), линия по производству алкогольных напитков на 1 млн. декалитров (Багерово), цех по производству печенья и рафинированного масла (Красногвардейское), проложено 387 км волоконно-оптических линий связи, восстановлена железнодорожная переправа через Керченский пролив. 

Наблюдается значительный рост жилищного строительства. С начала года построено жилых домов общей площадью 160,3 тыс. кв. м, что на 30 процентов больше уровня прошлого года. 

Из объектов непроизводственного назначения сдано 21 км магистральных газопроводов и 59 км сетей газификации, 33 км сетей водоснабжения, городские и сельские АТС на 14,7 тыс. номеров, построены две школы в Симферополе на 700 и 500 ученических мест и многое другое. Самый большой объем работ проведен в Керченском регионе: реконструирован водовод (29 км), построено троллейбусное депо. 

Что касается строительства за счет крымского бюджета, то на 20.10.2004 г. профинансировано 40,1 млн. грн., или 60 процентов от предусмотренной планом суммы. За счет субвенций из Государственного бюджета Украины финансирование возросло в 2,8 раза и составило 67,3 млн. грн. Отмечу, что 38 млн. грн. из них направлено на решение проблем Керчи. Более подробно остановимся на использовании этих средств. 

В текущем году субвенция госбюджета на инвестиционные проекты в Крыму предусмотрена в сумме 18,9 млн. грн. (пост. КМУ № 509) и на предотвращение техногенных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве — 10,4 млн. грн. (пост. КМУ № 510). При столь значительном росте субвенций из Госбюджета, на сегодня результат ниже ожидаемого. Почему? Во-первых, нарушается новый порядок выделения этих средств в связи с недофинансированием из местных бюджетов. 

Несмотря на поручения Председателя Совета министров, проведение многочисленных совещаний, ряд объектов периодически недофинансируется местными бюджетами, а значит, и не поступают средства из Госбюджета. Так, из средств, предусмотренных постановлением Кабинета министров № 509, мы уже недополучили два млн. грн. только из-за того, что местные бюджеты не профинансировали свою часть на 300 тыс. грн. Например, реконструкцию детского сада в с. Денисовка Симферопольский район недофинансировал всего на 300 грн., а это привело к недополучению субвенции из Госбюджета в 130 тыс. грн. Аналогичные примеры есть и по постановлению № 510. Например, Симферопольский горисполком недофинансировал капитальный ремонт домов № 35 и 37 на ул. Жукова на сумму 8,3 тыс. грн. Из-за этого из Госбюджета недополучены 192 тыс. грн. 

Кабинет министров, как видим, очень строго следит за тем, чтобы местные бюджеты выполняли свои обязательства. И если из Госбюджета средства не поступают, то вина в этом прежде всего местных органов власти. 

Вторая проблема — несвоевременное освоение полученных средств. Из поступивших за 9 месяцев 14,2 млн. грн. для финансирования объектов по постановлению № 509 освоено 8,8 млн. Значительно хуже осваиваются средства, поступающие в соответствии с постановлением № 510. Из выделенных 7,9 млн. грн. освоено всего 1,5 млн.; Таким образом, из каждой поступившей гривны освоено менее 20 коп. Рескомитету по ЖКХ, на который возложена ответственность за эффективное использование средств, следует упорядочить работу в этом направлении. Ведь своевременное освоение выделяемых денег позволит уже к концу года ввести в эксплуатацию девять объектов, среди которых газопроводы, водоводы и котельные. Вряд ли эти объекты не интересуют руководителей регионов, не говоря уже о жителях, тем более, накануне зимы. 

Что же касается средств резервного фонда Госбюджета, то работа по выделению этих средств, на наш взгляд, должна координироваться из одного центра — Министерства экономики автономии. Это относится и к проблеме незавершенного строительства. 

Но прежде необходимо уточнение. Почему в материалах Минэкономики и ГлавУКСа называется разное количество объектов незавершенки? ГлавУКС учитывает только те из них, заказчиком которых выступал он сам и УКСы исполкомов горсоветов, а это 674 объекта. В перечень же Министерства экономики включены все объекты, строящиеся за счет средств консолидированного бюджета: ГлавУКСом, Рескомнацем и другими заказчиками, а это 875 объектов, в том числе 428 — за счет бюджета автономии. 

Итак, на балансе ГлавУКСа и УКСов исполкомов городских советов находятся 674 объекта на общую сумму 212,3 млн. грн. Как мы видим пути сокращения такой «незавершенки»? 

Первое направление — объекты на сумму 56,3 млн. грн., которые уже пять лет не финансируются бюджетом, предлагаем передать в коммунальную собственность территориальных громад для определения их дальнейшей судьбы, исходя из сегодняшних реалий. 

Второе направление — 73 объекта на общую сумму 51,2 млн. грн., которые фактически введены в эксплуатацию, но не переданы на баланс от заказчика из-за отсутствия необходимых согласующих документов, предлагается передать Фонду имущества и Крымскому республиканскому предприятию по эксплуатации инженерных сетей. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в их положения. 

Третье направление — по объектам неосуществленного строительства с устаревшей проектной документацией — списать затраты (875 тыс. грн.). Соответствующий проект внесен на рассмотрение Совета министров. 

Таким образом, мы можем выйти на фактический объем незавершенного строительства, который будет равен 107,5 млн. грн., или практически на 50 процентов меньше, чем считается сейчас. 

Мы меняем подход и смещаем акценты по финансированию строительства за счет внебюджетных источников. Сегодня поступает много предложений от инвесторов на участие в строительстве инженерных сетей, дорог, объектов водоснабжения. И мы готовы на основе имеющейся незавершенки внести конкретные предложения по строительству этих объектов, как это уже делается в Армянске, Ялте, Красноперекопске и Евпатории.

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla