(Газета «Крымские известия» от 14 января 2005 года)
Часто ли мы перед Новым годом задумываемся о проблеме сохранения хвойных насаждений Крыма! Признаемся честно, тогда мало кого тревожит их судьба. Традиция. Праздник обязывает не только закупить продукты к праздничному столу, но и приобрести зеленую красавицу. А где ее найти! Правильно — на елочном базаре. Но, как показал конец минувшего года, данный атрибут торжества оказался не всем по карману: мало кто оказался в состоянии выложить за метр сосны от 20 до 25 гривен. Поэтому некоторые, вспомнив времена давно минувшие, вооружившись топориком, отправились прямиком в лес.
Какой урон нанесли браконьеры лесам Крыма в предновогодний период, какие деревья подвергаются плановой рубке, кто устанавливает цены на них, куда после праздничных дней деваются нереализованные сосны? На эти вопросы мы попросили ответить председателя Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству Анатолия Ковальского.
Как рассказал Анатолий Иосифович, на площади в один гектар земли высаживается от трех до девяти тысяч елок. Под Новый год вырубаются деревья, отставшие в росте, худшие экземпляры. Браконьеры же, придя в лес, выбирают для продажи самые красивые, тем самым нанося урон государственным лесным фондам, заповедникам, природе в целом. Думаю, многие из вас замечали: высокие красавицы-ели, посаженные в черте города, не имеют верхушек, у многих не хватает пышных нижних веток...
— С наступлением праздников те, кто не в состоянии купить елку, не видят «лучшего» выхода, чем срубить ее в лесу или того хуже — в соседнем парке, — говорит Анатолий Иосифович. — Не секрет, что в лесополосах промышляют и «горе-предприниматели», решившие подзаработать зимой. Ведь, не прилагая особых усилий, продав три елки, один человек выручает 50—60 гривен. В предпраздничные дни в Крыму работали мобильные группы по охране хвойных насаждений. В них входили лесники и сотрудники милиции. Большую помощь в борьбе с браконьерами нам оказало население. Люди звонили и рассказывали, где и когда видели нарушителей. Так, на территории Симферопольского лесхоза удалось задержать браконьера, который успел срубить шестьдесят сосенок. Кстати, за самовольную срубку хвойных деревьев в предновогодний период нарушители подвергаются штрафу (за каждое дерево диаметром от 6 до 18 сантиметров). Если оно было вырублено на территории Гослесфонда, — штраф составляет от 125, 8 до 353, 6 гривны, на территории заповедников — от 136 до 392, на территории населенных пунктов — от 320 до 910 гривен.
За время операции «Новогодняя ель» было арестовано более 20 браконьеров. Они уплатили 1453 гривны. Нанесенный ущерб равен 1955 гривнам (многих так и не удалось поймать). Всего от рук нарушителей погибло 174 сосны.
Жителей полуострова, которые предпочитают живым елкам искусственные, пока немного. Причина — те же пресловутые цены. Если народ не может купить лесную елочку за 25 гривен, вряд ли согласится выложить за «подделку» 300. Хотя есть и такие, кто предпочитает раз в несколько лет приобретать маленькое хвойное деревце с корнями за 100 гривен, сажать его в специальную кадку и наряжать под Новый год.
Что касается высокой цены на настоящую зеленую красавицу, то стоит сказать — лесные хозяйства Крыма заготавливают елки во время рубок ухода за хвойными насаждениями. Заключают договоры с коммерсантами, а те в свою очередь, закупают их оптом по цене от 10 до 15 гривен. Те цены, которые с нас просили на базарах, на улицах и у трасс, устанавливали сами реализаторы.
— Жаль, но они не понимают, что многие не в состоянии купить такую дорогую елку. Поэтому большая часть товара попросту пропадет. Уже 1 января новогодние деревья были отправлены на... городскую свалку, — говорит Анатолий Ковальский. — А ведь можно было организовать продажу по-другому — снизить цену. Тогда и население осталось бы довольно, и торговцы бы не понесли убытки. Думаю, рыночные новогодние базары нужно брать под контроль, регулировать цены.
Потребность полуострова в новогодних елках исчисляется 120 тысячами деревьев, утверждает Анатолий Ковальский.
Мы не в состоянии заготовить их в таком количестве. К примеру, в этот раз крымские лесхозы заготовили и реализовали 36286 хвойных деревьев. На недостатке крымских елок стараются заработать коммерсанты. Они везут их из Западной Украины и Закарпатья. Анатолий Иосифович рассказал, что в будущем планируется заложить специальные новогодние плантации. Только есть одно «но» — эти деревья могут оказаться ненужными людям. Как нам сообщили в Государственной инспекции по контролю за ценами в АРК, цены на елки никто не контролирует. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в седьмой статье Закона Украины о ценах и ценообразовании (от 3.12.90 года № 508-12), с изменениями и дополнениями. Она гласит: «Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов». Реализаторы имеют право устанавливать на этот вид товара любую цену — хоть двадцать гривен, хоть пятьсот. Есть ли выход? Согласно восьмой статье того же закона государственные органы Украины могут регулировать и фиксировать цены лишь в случае их чрезмерного роста. Может, в этом году произойдут какие-нибудь изменения?
Кстати, вы помните, что выделенные сосной фитонциды убивают болезнетворные микробы, а ионы кислорода снимают утомляемость? Каждый гектар соснового леса выделяет 5, 65 тонны кислорода в год, задерживает на кронах деревьев до 35 тонн пыли с различными примесями. Конечно же, о том, что зеленые насаждения очищают воздушные бассейны городов, сел от пыли, вредных газов, дыма и копоти, защищают жителей от шумов, знают все. Но, к сожалению, мало кто задумывается об этом в предновогодней суете, когда каждый стремится принести в дом хотя бы маленькую елочку.
Елена ЛИГОВСКАЯ