Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
К

ШЕВКЕТ КАЙБУЛЛА: ИНТЕРВЬЮ К 30-ЛЕТИЮ ГАЗЕТЫ AVDET

(Газета «Къырым» от 15 июля 2020 года)

30 лет назад под руководством Национального движения крымских татар 15 июля вышел первый выпуск газеты Avdet. Для нашего народа, массово вернувшегося на Родину, стремящегося без всяких условий разместиться на ней, это событие стало значимым. Несправедливость отношения властей того времени к правам нашего народа поставила перед этой газетой важнейшие задачи. Общественность, собравшаяся вокруг работающих в газете журналистов и редакции, смогла достичь успеха в национальном развитии, многие люди стали известными. Главный редактор Avdet Шевкет Кайбулла в интервью газете «Къырым» рассказал об истории создания газеты, о ее первых редакторах, политике издания, об идее «дёрт» и о многом другом.

– Первые главные редакторы газеты Avdet  расскажите о них, пожалуйста.

В 1981 году молодые участники национального движения создали инициативную  группу имени Мусы Мамута. В числе организационных задач инициативная группа ставила и создание печатного органа. На одном из собраний группы в 1982 году присутствовал и Мустафа Джемилев, многие из нас его знали только заочно. В числе обсуждаемых организационных вопросов было и выпуск газеты. Наш максимализм импонировал Мустафе (в те времена мы к нему обращались на «ты»). В ходе беседы он предложил дать газете имя «Авдет» – возвращение. Однако тогда, в условиях  советского режима и подполья, технически мы не могли эту идею реализовать. Нам удалось организовать выпуск «Информационного бюллетеня инициативной группы имени Мусы Мамута» и его распространение. Она выходила самиздатом в 1983-1986 годах. Таким образом, я был знаком с идеей о газете «Авдет».

А в 1990 году я узнал, что группа активистов, членов ОКНД, готовит выпуск газеты. Когда она вышла, я был приятно удивлен ее названием – «Авдет». В последующие годы я был в числе ее распространителей по Крыму. Помню, как мы с Бекиром Умеровым на его автомобиле «Москвич» объезжали регионы Крыма, доставляя газету инициативным группам.

Тогда я не был близко знаком с первым редактором газеты Рустемом Джелиловым, он мне запомнился как поэт. Его стихотворения можно почитать на страницах газеты «Къырым». С Лилей Буджуровой и первой командой «Авдета» знаком, почти все они были участниками национального движения. Помимо работы в газете, они вели активную общественно-политическую деятельность. Этот период деятельности и жизни газеты достоин отдельного исследования. Это 1990–2000 годы.

– Вы, будучи главным редактором Avdet на протяжении 15 лет, какие ставили цели, что поменяли в политике редакции и других направлениях?

С 2002 года в мои функции входила и связь с крымтатарскими средствами массовой информации. С этого времени мне довелось заниматься и вопросами газеты «Авдет». С 1997 по 2003 годы у газеты не было главного редактора. На короткое время с апреля 2003 года до конца марта 2004 года редактором работал Энвер Ибрагимов. После его ухода мне пришлось более плотно заниматься проблемами газеты.

В это время мы стали использовать новые технические возможности, создали сайт газеты (первый сайт стал работать с октября 2009 года). Ввели новые рубрики, расширили тематику, увеличили периодичность, наряду с черно-белым начали использовать цветную печать и многое другое. Поменялся и адрес редакции. Изначально она размещалась на улице Жидкова, 40 в Акмесджите, потом «Фонд Крым» выделил помещение в своем здании, находившимся на улице Шмидта, 2. В газету пришли новые сотрудники – креативные молодые люди. Нам повезло: это была активная и эрудированная молодежь, готовая к вызовам нового времени. Я долгое время некоторым из них предлагал стать главным редактором газеты, но они выбрали меня. 3 декабря 2007 года (№ 48) в газете появилась надпись – «Главный редактор Шевкет Кайбуллаев».

Одним из приоритетов в работе газеты было и есть – показать потенциал народа и мобилизовать его вокруг национальной идеи. Показать, какие есть механизмы в решении стоящих перед нами задач. Выявить и определить жизненные позиции. И многое другое, что и определило политику редакции.

В 2004 году в нашем обществе стала набирать обороты кампания по сбору свидетельств о депортации. В ней наша газета также приняла активное участие. Одним из начинаний в этом направлении была тема «Унутма». В 2005 году в майской выставке Рустема Эминова, посвященной депортации, вся экспозиция называлась «Унутма». Основное творчество этого художника посвящено этой теме. Мы подхватили эту тему и стали собирать воспоминания крымтатар о депортации, создали рубрику «Унутма».

10 декабря 2005 года Курултай крымскотатарского народа принял постановление «О признании актом геноцида депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года». Также была сформирована «Специальная комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодолению его последствий». В сентябре 2009 года Комиссия инициировала проведение общенародной акции сбора свидетельств геноцида крымскотатарского народа «УНУТМА».

В числе заметных начинаний были и рубрики «Рейтинг крымтатарских общественно-политических деятелей», «Дёрт бизни къуртараджакъ», хроника исторических дат и другие.

– В коллектив вошли молодые, способные, старательные журналисты, которые пройдя школу Avdet выросли и перешли в издания ещё более высокого уровня (было бы хорошо сказать о них, ведь из них вышли прекрасные общественники и журналисты). Как это произошло, с какими трудностями вы сталкивались в работе, какие не смогли преодолеть, какие стали «хроническими»?

Рядом со мной в газете работала эрудированная и способная молодежь. Будучи профессионально компетентными в тех сферах, в которых получили образование, они грамотно и быстро осваивали новые темы. Несмотря на то, что не все были профессиональными журналистами, мы старались максимально использовать свои способности в работе. Креативность была отличительной чертой. Я лично многому научился у них. Молодежь тянулась к ним. У них постепенно складывался свой профессиональный имидж, что им позволяло также сотрудничать с известными периодическими изданиями. Я предлагал им не ограничиваться работой только в газете «Авдет», но и пробовать свои способности и в других сферах.

В редакции не было жестких рамок или правил, но национальная идеологическая линия выдерживалась. Из среды той молодежи вышли кандидаты наук, блогеры, общественно-политические деятели и просто известные сегодня крымтатарам люди. После событий 2014 года, когда Крым попал под юрисдикцию России, в газете произошли изменения. Некоторые уехали, стали работать в различных изданиях и организациях. Другие занимаются общественной деятельностью.

– Как читатели Avdet сегодня могут получить свой печатный экземпляр?

Нынешняя власть не зарегистрировала газету «Авдет», и она не распространяется через почту. Но, согласно российским законам, мы можем выходить ограниченным тиражом и распространять своими возможностями. Многие нам звонят, приезжают к нам за газетой и забирают энное количество и распространяют в своих регионах.

– Практически в каждом номере на первой полосе газеты вы размещаете фотографии семей с четырьмя и более детьми со слоганом «Дёрт бизни къуртараджакъ». Можно сказать, что эти важные побудительные слова уже стали видитной карточкой газеты, многолетней традицией. Как возникла такая идея, расскажите об этом?

В 90-е годы, пытаясь найти ответы на вопрос, что может повлиять на наше психологическое и в целом на духовное состояние я проводил «полевые исследования», т.е. наблюдения. По результатам этих исследований пришел к выводу, что в числе проблем, необходимых решать, стоит и демографическая проблема. Стал собирать и изучать статистическую информацию. Статистика является одной из научных направлений, которое не только говорит, но и определяет, что делать, как делать и когда делать. Также, являясь одним из социально-политических инструментов управления, может воодушевлять и придавать чувство гордости и наоборот. И самое главное – может дать ответы на многие вопросы. Во время массового возвращения и обустройства на родине нам трудно было сопротивляться процессу влияния на нас окружающей социально-психологической среды. Особенно ущербно то, что несмотря на наши усилия по открытию национальных школ, классов и групп в детсадах, мы быстрыми темпами стали терять свой родной язык. Поиск ответов на вопрос, что делать, привел меня в том числе и к «Дёрт бизни къуртараджакъ».

– Почему же не реальные трое или же не более выгодные для количества народа пятеро, а именно четверо детей нас спасут? Может быть, с этой цифрой есть какие-то интересные мысли. Например, вы чётные цифры любите больше или вы выросли в семье из 4-х детей?

Время в своем, каждом, определенном периоде влияет на формирование жизненных установок, среди которых конформизм является неким регулятором действий. В Крыму, по моим наблюдениям, уже в начале 90-х годов в семейных традициях крымтатар происходят очередные изменения. Одними из заметных изменений – это катастрофическое уменьшение среди молодого поколения знающих и разговаривающих на родном языке. В свою очередь, это повлекло изменения в сознании у большинства молодых семей, где «число четыре» становится устойчивой мыслью. Четыре – это муж + жена и двое детей. Такая установка приостановила и намного снизила численность крымтатар. Мы оказались на грани исчезновения. Пока балансируем на «грани». Что такое «грань» – это та черта, за которой нас уже ничто не спасет. Мы исчезнем как этнос, как народ.

Дальнейшие мои исследования в этой области показали, что если в течение пятнадцати лет у 30% молодых крымтатарских семей родятся четверо детей, тогда у нас будет шанс уйти от опасной «грани». Много размышлений дает исламская теологическая литература, в которой присутствует число четыре. «В исламскую четверку входит принцип – Творец, мировой дух, мировая душа, изначальная материя». Эти и другие выводы обуславливают необходимость в формировании новых психологических и философских установок в сознании крымтатар. Тогда и появилось осознание «Дёрт бизни къуртараджакъ». Мы уходим от «Дёрт», где 2+2, и должны прийти к «Дёрт», где 2+4. Решим эту проблему – решим и 2+5. У моих родителей было пятеро детей, им удалось сохранить четверых сыновей.

– Как находите своих героев? Существует ли какой-то отбор семей?

Как такового отбора нет. Многие сами присылают фото своих семей. Единственное – обращаем внимание на смысловую сторону, динамику сюжета и качество фотографии.

– Помните какие-то интересные истории из истории вашего довольно долгого руководства газетой? Приведите примеры, удивившие вас.

Мы раньше часто организовывали встречи редакции с крымтатарами, где мы обращали внимание, в том числе, и на семейные отношения. Любовь родителей к детям и наоборот. Я всегда чувствовал некую ауру, которая меня волновала или тревожила. Однажды мы посетили семью, в которой родился четвертый ребенок. В нашем разговоре мать семьи, держа на руках родившегося ребенка, сказала: «Моя сбывшаяся мечта, мой долгожданный подарок. Я их так ждала…». Это было очень чувственно.

– Как относятся соотечественники к вашей агитации в пользу многодетных семей? Есть ли информация о семьях, изменивших свои стремления и планы под вашим влиянием?

Долгое время нас не понимали. Но мы упорно при встречах объясняли, что мы имеем в виду и что преследуем этой кампанией. Нам приводили многочисленные доводы, почему это невозможно. Некоторые выказывали своё раздражение открыто. Обобщали частичные неудобства жития, ссылались на отсутствие материального благосостояния или говорили: «Зачем разводить нищету» и т.д. Мы многое понимали и никогда не обобщали проблемы отдельных людей и семей с общей проблемой. У моей семьи тоже есть проблемы. Однако тех, кто понимал нас, было большинство.

Формирование нового уровня сознания происходит постепенно. Но есть факторы, переломные моменты в истории, которые дают осознание необходимости утверждение новых жизненных позиций и подтверждают нашу, т.е. четкую установку на «Дёрт бизни къуртараджакъ». Это осознание сильно укрепилось  после событий 2014 года. Особенно  в последующие годы. Среди моих родственников, друзей и знакомых много тех, кто осознает и принимает наш призыв. У них уже трое детей, и они готовы идти дальше.

– Какие бы вы дали рекомендации по воспитанию детей в наших семьях?

Однозначных рекомендаций нет, наверное, и не может быть. В каждом случае своя позиция и свой опыт. В этом вопросе некоторые исходят из опыта своих родителей, другие – из традиции народа, что немаловажно. Сегодня перед нами стоит архиважная задача, как сохранить крымтатарский язык. Я уверен, что численность крымтатар является важным фактором в вопросе сохранения и развития языка. Как показывает история, малочисленные этносы быстрее теряют свой язык и исчезают. Сегодня это нам грозит. И поэтому «Дёрт бизни къуртараджакъ»!

Динара ОСМАН

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla