(Газета «Авдет» от 8 июня 2009 года)
Тема вхождения во власть крымтатар трактуется по-разному как в среде нашего народа, так и другой части населения Крыма. На самом деле, гарантированное вхождение и участие коренного народа в представительных и исполнительных органах власти является составной частью программы возвращения и обустройства, а также одним из способов защиты прав крымтатар.
Возвратившись на Родину, крымтатары оказались в больном ксенофобскими предрассудками обществе, в котором недоверие, страх и неприязнь, войдя в сознание и души людей, приобрели хронический характер и проявляются во всех сферах общественной жизни.
Подобное состояние, которое держит людей в постоянном напряжении и готово в любой момент выплеснуться наружу в самой уродливой форме, поддерживается коррумпированной чиновничьей системой, весьма далекой от нравственных идеалов. Отношение к этому "сословию" и к его роли в обществе разное.
Произвол чиновника, выходящего за рамки общечеловеческих норм, воспринимается русским населением как само собой разумеющееся. С давних пор значительная часть несамостоятельных людей с "пониманием" относилась к чиновнику /который для них - предводитель и защитник отечества/. Крымтатарское население такое общественное состояние считает несправедливым и не может ни согласиться, ни свыкнуться с ним. Политика власти, поддерживающей негативное настроение среди населения, вполне обоснованно расценивается крымтатарами как ущемление национальных чувств и нарушение их прав. Недоверие к власти распространяется на все остальное население. Несомненно, такое состояние в крымском обществе является конфликтно содержащим началом, ведь беспредел чиновников для народов и государств во все времена оборачивался трагедией.
Сегодня Крым находится в преддверии создания новой общности, которая требует иных правил и форм построения отношений. Этнический фактор здесь является основополагающим, он не может не стать нейтрализатором вышеназванной консервативной экспансивно-агрессивной массовой психологии. Новая общность:
• не позволит доминировать одной идеологической системе или одной политической силе;
• сумеет предупредить перерастание конфликтов, возникших на почве чиновничьего беспредела, в этнический;
• поможет снять социально-психологическое напряжение;
• нейтрализует попытки использовать грязные технологии с целью натравливания этнических групп друг на друга.
Для чиновника, веками вскармливаемого государственными харчами, все это означает лишение его доходного места. Естественно, он будет защищаться всеми доступными для него способами.
Известно, что средства массовой информации формируют общественное мнение и влияют на сознание общества. На данном этапе развитие позитивных отношений в крымском обществе во многом зависит от СМИ. Однако финансовая зависимость последних и влияние на них одиозных фигур, отсутствие представления об общественных отношениях будущего, не позволяет СМИ взять на себя столь важную миссию. Это ярко отразилось на земельной проблеме в Крыму. Явно поддерживая сторону, не желающую каких-либо изменений или новых форм общественных отношений, средства массовой информации стали запугивать русское население различными страшилками.
Сегодня можно утверждать, что против крымтатар ведется информационная война. Некоторые СМИ, не стесняясь, проявляют свой "черный" профессионализм. В сознание русскоязычного населения методично внедряется мысль, что более страшной на полуострове угрозы, чем крымтатары - нет, и не будет. Цель очевидна: держать население Крыма в постоянном напряжении, заставляя искать несуществующего врага, и на подобном фоне решать свои корпоративные экономические проблемы.
При таком положении вещей всякая мысль, направленная на восприятие новых перспективных реалий, обрекается на коматозное состояние, не позволяющее сконцентрировать внимание общественности на главном вопросе - как обустроить Крым.
Государственные СМИ отражают двойственную официальную политику властных структур Украины по отношению к крымтатарам: есть постоянное негромкое "(чтобы не напугать других) декларирование необходимости всестороннего решения проблемы, но нет конструктивного подхода к ее решению.
СМИ как зеркало украинской общественно-политической "души", показывают и выражают сомнение в целесообразности разрешения крымскотатарской проблемы с политической точки зрения. То же сомнение прослеживается в основных направлениях этнополитики властей Украины, ведь законодательные акты по национальному вопросу предусматривают определение статуса крымтатарского народа не иначе, как национального меньшинства. Такое отношение входит в конфликтное противоречие и препятствует эволюционному самоопределению крымтатар в правовом поле Украины путем постепенного вхождения их представителей в исполнительные и законодательные органы власти АРК, не позволяет принимать соответствующие законодательные акты. Кому-то очень выгодно держать крымтатар на улицах и площадях Крыма в качестве основного аргумента в пользу необходимости защиты "отечества" и "русскоговорящего" человека.
В 1994 году был найден компромиссный вариант, обеспечивающий самые минимальные квоты для крымтатар - 14 депутатских мест в крымском парламенте. Деятельность крымтатарских депутатов была расценена и преподнесена коммунистами и пророссийскими силами как несущая угрозу. Фракция "Курултай" боролась парламентскими методами против ущемления прав крымтатарской нации. Деятельность Милли Меджлиса расстраивает стратегические планы оппонентов крымтатарского народа. Меджлис перестали характеризовать как структуру, выражающую крайний радикализм. Сегодня превалируют оценки, констатирующие эволюционность форм и методов его работы. Представительный орган крымтатарского народа Милли Меджлис и его национальный парламент Курултай заметно прибавили в своем политическом весе и постепенно превращаются в мощный фактор, определяющий политику правительства Украины в Крыму.