(Газета «Голос Крыма» от 21 октября 1999 года)
Мир спешит помахать рукой уходящему тысячелетию, а оно, как бы в отместку за нанесенные ему обиды оставляет в наследство свои старые проблемы. Казалось бы, все уже должно быть позади - войны, кровавые национальные распри, политические интриги, этнические чистки и т. д. - все закончится и человечество вступит в новое тысячелетие без крови и грязи. Но нет. Последствия минувших событии продолжают влиять на нашу жизнь. Мы предложили лидерам некоторых политических движений, общественных организаций ответить на ряд вопросов с тем, чтобы узнать их точку зрения на происходящие в мире события.
• Федеральные войска России ведут в Чеченской республике Ичкерия крупномасштабные военные действия, объясняя это борьбой с терроризмом. Однако гибнут не только моджахеды, но и простые граждане, российские солдаты. Как вы расцениваете чеченскую кампанию: это борьба с терроризмом, война за нефть и деньги, как говорят на Западе, или подавление национально-освободительного движения?
• Турецкий суд приговорил Абдуллу Оджалана, лидера курдской марксистско-ленинской рабочей партии к смертной казни. Его сторонники добиваются создания независимого Курдистана. Каково ваше мнение по этому вопросу?
• События в Косово вызвали большой общественный резонанс. Одни считают это сепаратизмом, другие полагают, что албанцы имеют право на создание своей автономии. Сегодня оппозиция обвиняет Милошевича в происшедших событиях и требует его отставки с поста президента. Какова ваша точка зрения?
• Как вы понимаете термин «исламский фундаментализм» и согласны ли вы с его нынешним толкованием?
• Что вы подразумеваете под государственностью крымских татар? Как вы её себе представляете?
заведующий отделом Милли Меджлиса по связям с общественными организациями:
Несостоятельность русской идеологии доказана окончательно. Рушится русская национальная психология, развившаяся на экспансионистских чувствах. Истерия охватывает все большую часть общественной жизни, ее симптомы налицо. Вместо того, чтобы по примеру цивилизованных народов пересмотреть свое мировосприятие, мораль и отказаться от ущербной имперской психологии, российский милитаризм, воцарившийся в Кремле, решил иначе. Любой ценой — провокацией, подлогом, войной, унижением и уничтожением другого народа (желательно малочисленного и разобщенного — на крупного духа не хватает) — восстановить в собственных глазах свое достоинство, показаться в зеркале истории великим, благородным защитником. Но мы это уже проходили. Война в Чечне — позор для русского народа, который в очередной рас подставляют собственные недалекие поводыри. Россия наработала огромный опыт депортаций и репрессий в отношении малочисленных народов. И если даже тотальная война против чеченского народа увенчается успехом, это не придаст чистоты и благородства русским.
У курдского народа много политических возможностей и сил демократическим путем решать свои проблемы. Так, в Иране в 1970-е годы действовал закон об автономии курдов, в Турции сотни курдов являются депутатами парламента и меджлисов разных уровней, мэрами городов, министрами. Демократические силы курдского народа не поддерживают марксистско-ленинскую организацию Абдуллы Оджалана, многие члены которой проходили соответствующую боевую подготовку и получали финансовую поддержку в государствах с коммунистическим режимом. Эта организация для достижения своих целей в основном использует террористические методы борьбы, приведшие к тысячам невинных жертв, среди которых и дети.
Вина Абдуллы Оджалана доказана, и он сам это в определенной степени признал. Всякий убийца, какими бы побуждениями он не руководствовался, должен быть соответственным образом наказан. Нужно заметить, что турецкие власти из-за Оджалана и его террористической организации не опускаются до ведения тотальной войны против всего курдского населения страны.
Придя к власти в 1989 году, Слободан Милошевич установил свою диктатуру. Он ликвидировал в Косово автономию и настроил сербов против албанцев. Тем самым он обострил и без того напряженные межнациональные отношения, имеющие давнюю историю. В течение восьми лет проводились жесткие репрессии и этнические чистки в Косово, что привело к десяткам тысяч жертв и сотням тысяч беженцев среди албанцев. В 1997 г. была создана Армия освобождения Косово — в противовес зверствам сербской полиции, а затем регулярной армии и наемников.
Никакие уговоры не остановили лидеров социалистической партии Югославии. Им казалось, что коммунистический интернационализм и «славянская» поддержка россиян обеспечат им победу. Даже мирные предложения, выгодные сербам, были отвергнуты. Это свидетельствует о близорукости и некомпетентности политических сил, поддерживающих режим Милошевича, в особенности в России. Им хотелось развязать победоносную войну и показаться перед Западом сильными и могучими ~ даже ценой сотен тысяч жертв и неисчислимых страданий сербов и албанцев.
За такую деятельность Милошевича нужно немедленно судить и наказать. Он является преступником. Албанцы в свете договоренностей должны иметь возможность реализовать свое право на самоопределение, устраивающее международное сообщество.
О Термин «фундаментализм» в религиозном смысле возник в начале XX века для обозначения ортодоксального течения в протестантизме и как реакция против либерализма в христианстве. Это понятие имело широкое распространение. Были созданы, особенно в США, различного масштаба и уровня организации, основной задачей которых было недопущение иного толкования и осмысления Библии.
Фундаменталисты строго и неукоснительно следуют предписаниям религиозных догм. Ислам по мере своего распространения вбирал в себя культуры различных народов: арабских, персидских, тюркских, индийских и т. д. На этой основе сложились соответствующие мусульманские культуры, куда вошли традиции и обычаи местных народов. Это, несомненно, влияло на толкование религиозных догм, объяснение различных явлений.
Ислам, как и другие религии, многогранен, имеет два основных направления — суннизм и шиизм, а также множество течений, большинство из которых отличается от ортодоксальных.
Крымские татары относятся к суннитам ханифитского толка. В результате развития ислама в Крыму, синтеза традиций и обычаев, сложилась крымскотатарская мусульманская культура, имеющая резко отличительные черты от ортодоксальной, т. е. фундаментальной.
Незнание истории развития ислама, в частности, в Крыму, незнание своих традиций и обычаев приводит к их отрицанию. Возникают противоречия в обществе, а целенаправленная деятельность фундаменталистов вносит в общество раскол с соответствующими негативными последствиями.
Крымскотатарское национальное движение является демократическим, соответственно и стоящие перед ним задачи решаются сугубо цивилизованными методами и формами. Это, в свою очередь, определяет серьезную ответственность движения за судьбу своего народа и реализацию его права на. самоопределение в соответствии с демократическими нормами международного сообщества.
Мы создали политические органы, избранные демократическим путем. Речь идет о Курултае и Меджлисе, признанных де-факто в Украине и многими международными организациями в качестве единого представительного органа крымскотатарского народа.
Под государственностью крымскотатарского народа подразумеваю и представляю следующее: во-первых, реализация права на самоопределение в форме автономии в составе Украинского государства через соответствующие изменения в законодательстве, обеспечивающие эффективное представительство крымскотатарского народа во всех областях общественной жизни. Во-вторых, гарантированное представительство всех национальностей Крыма в законодательных, исполнительных и судебных органах, регулируемое соответствующими законами и положениями.