Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Исламские радикалы

Исламские радикалы в Крыму

ПОЛУОСТРОВ КРЫМЦЕВ

Наш корреспондент обнаружила на Черноморском побережье и ваххабитов, и борцов с ними

(Газета «Известия» от 20 августа 2010 года)

Межнациональные и межрелигиозные отношения в Крыму обостряются все больше. Настолько, что некоторые российские политики в открытую заявляют об угрозе ваххабизма, которая распространяется с полуострова на Северный Кавказ. Что происходит в Крыму? Как уживаются там русские, украинцы и крымские татары? Чтобы это выяснить, на полуостров отправилась специальный корреспондент "Известий".

Севастопольский депутат Геннадий Басов пьет фреш по-ваххабитски, смешивая оранжевый морковный сок с красным гранатовым. Депутат говорит, что даже здесь, в городе Черноморского флота, где главное здание называется "Дом Москвы", мусульманский фактор усилился. Для начала - на набережной, где основной каскад магазинов и ресторанов принадлежит крымскому татарину Решату Меметову. А в окрестных селах с мирными названиями Андреевка и Хмельницкое окопались ваххабиты.

"Во всем виноват Ющенко. Это он взял татар в союзники, вот они и разошлись", - рассказывает Басов. Ющенко для него - заслуженный ваххабит Украины.

"Исламистов нам Бог послал как испытание, ради укрепления веры", - рассказывает отец Александр из Владимирского собора Севастополя. Поначалу этот храм хотели отдать раскольникам, потом его пытались атаковать исламские радикалы. Отец Александр говорит, что атак не боится, отстраивает храм и фресками покрывает. Для него главные ваххабиты - это музейщики, собирающие деньги за вход в церковь.

Делать искателям террористов тут, похоже, больше нечего, и мы двинулись в село Хмельницкое, где ваххабитов якобы мало и все они в тельняшках.

"Меджлис - наш главный ваххабит"

Хмельницкое от Севастополя - в пяти минутах езды. В отличие от многих крымских поселений, у Хмельницкого нет татарского исторического названия. Оно создавалось там, где раньше у крымцев (так правильно называют местных татар) были выгоны и сады. Потом земли разделили, привезли сюда моряков, выстроили отселенческую деревню и наполнили ее русскими и украинцами, искавшими во временных домах постоянного счастья.

Новые хаты они так и не получили. Кто смог, выстроился сам, кто не смог - уехал, а освободившиеся развалюхи заселили вернувшимися из Узбекистана татарами.

Нам рассказывали, что оплот ваххабизма расположился в Хмельницком прямо возле церкви в образе татарской многодетной семьи Абдурамановых. Четверо детей, трое внуков, один зять и немалое домашнее хозяйство не мешают им призывать к джихаду и агитировать честных православных принять ислам. Так нам описали это семейство в Севастополе.

Мать семейства Диляра встречает нас без восторга, но все же заводит во двор. Ваххабитский бастион сделан в евростиле - со стеклопакетами. Из особых примет - вышитая, как картина, сура из Корана. "Что означает?" - интересуемся. "Да Аллах ее знает, нам подарили", - отвечает. Семейство арабского не понимает. Более того, женщины здесь - натуральные блондинки. "Татары и такими бывают, мы же к монголам отношения не имеем. Мы - крымцы", - объясняют Абдурамановы свою аутентичность.

По легенде, их прапрадед был градоначальником Ялты, а дед, умерший в Узбекистане, завещал перевезти его кости в Крым. Эта операция семейству еще предстоит.

Для Абдурамановых главный ваххабит - это меджлис крымскотатарского народа. Он должен был татарам земли распределить, но не всем хватило.

Исламские традиции в семье блюдут - хоть во время депортации было 15 минут на сборы, увезли и сохранили женский молельный платок марама, вытканный предками, расшитый загадочными узорами и расписанный арабской вязью.

Накормив нас татарским омлетом с перцем (он тоже вроде не болгарский, а татарский) и дав на дорогу настоящих ваххабитских помидоров, нас отправили искать террористов-исламистов на гору Ай-Петри.

Царь горы

Вскоре исполняется четыре года событию, которое активизировало на полуострове ваххабизм, нарушив и без того худой мир между татарами и славянами. По указанию тогдашнего главного милиционера Крыма, нынешнего главы МВД Украины Анатолия Могилева на гору Ай-Петри ночью поднялись спецназ и бэтээры, снесли татарские постройки на плато. Формальной причиной стало то, что эти дома - неузаконенные. Метрах в двухстах от этого места образовался новый город торговцев, предлагающих шашлык, шурпу и лагман туристам, поднимающимся на Ай-Петри. Среди тех, кто теперь торгует, есть очевидцы разрушительных событий. Они ведут "оборонительный джихад".

52-летний Амед разрушение татарского самостроя пережил, но не забыл: "У нас тут раздавали листовки, воевать учили. Сегодня татар хотят выселить не только с горы, но и вообще из Крыма. Это у них не выйдет, мы домой приехали. Основной ваххабит - это министр Могилев. А теперь еще Янукович поставил в Крыму своего премьера. Тот вообще нам репрессиями грозит".

В интервью "Известиям" председатель Совета министров Крыма Василий Джарты про репрессии ничего не говорил, но заявил, что самозахваченные земли татарам не отдадут. Могилева теперь поддерживает президент.

"Мы с русскими примирились и договорились, а с властями не можем", - говорит Амед, упоминая о своей социальной роли: он один из производителей питания для школ. Хорошо бы на них сделать наклейку "Ваххабиты Крыма - детям Украины".

По соседству на горе мирным шашлычным делом занимается Рамазан - серьезный человек 29 лет, уже обзаведшийся тремя детьми. Над своим домом он поднял украинский и татарский флаги. Оба - желто-голубые. "Мы тут не только ваххабиты, но и украинские националисты. Крым - часть Украины, которую России не отдадут. Наши дети учат украинский".

К вечеру развалины снесенного милицией городка стали уж совсем мемориальными, а мы двинулись вниз с горы - в сторону Симферополя. И глава меджлиса Мустафа Джемилев, и главный борец с исламистами, лидер коммунистов Крыма Леонид Грач уверяли нас, что центр ваххабизма и столица Крыма находятся в одной географической точке.

Суп по-крымски

В Крыму нас кормили супом по-крымски, в котором все, что здесь растет, мелко порублено, перемешано и залито чем-то кипяще-бурлящим. Наверное, это самое точное воплощение того, что сейчас происходит на полуострове между татарами и славянами.

"История с ваххабизмом показательна для понимания того, как мусульмане к христианам относятся", - рассказывает первый вице-спикер парламента Крыма Сергей Цеков. Он - сопредседатель "Русского единства", апологет сражений с ваххабизмом.

На стене у Цекова - фотография, где он вручает Виктору Януковичу диплом и оба смеются. Теперь Цекову не до веселья - на встречу с президентом его не позвали, зато тот увиделся с главой Бахчисарайского района Ильми Умеровым, ранее общавшимся с Басаевым и Дудаевым.

"Наш главный ваххабит - это новая власть. Она не сотрудничает с теми, кто выстрадал права крымской автономии. Лозунги Партии регионов "Защитим русский язык" только выбивают слезу. В действительности тут защищают украинский и не замечают, что линия фронта сейчас идет по нам, по русскоязычным, по нашему бизнесу. За новую власть голосовала русская часть населения, а заигрывают - с украинской и татарской", - говорит Цеков.

Его соратник и бывший спикер крымского парламента  Леонид Грач с ходу называют нам адреса, где в Симферополе ваххабиты квартируют. Один из них - прямо напротив школы. Это организация "Альраид". На стене - надпись от руки: "В этот город не входи, не вернуться можешь очень".

Во дворе "Альраид" картинный бородатый татарин бросает в мишень ножи. Заметив нас, идет начальство искать. Офис открывается, начальства в нем нет, зато есть газеты, повествующие об открытии многочисленных мечетей, а также план работы организации. В нем - открытие интернет-клуба, спортзала и библиотеки. Мечеть тут уже есть. А также - центр распространения дисков, объясняющих, почему ислам важнее всех религий.

В главной мечети Симферополя к "Альраиду" относятся как к радикальной организации, надевшей "овечью шкуру" и начавшей сотрудничество с властями. Мечеть пережила свое сражение с ваххабитами и вышла победительницей. Здешний имам Мустафа оказался представителем радикальной организации "Хизбут-Тахрир", начавшей действовать на полуострове года два назад. Хизбы опасны для властей - они им не подчиняются, потому что строят вселенский халифат. Хизбы нежелательны для Духовного управления мусульман Крыма - потому что игнорируют его и всех подчиненных ему имамов, называют их неправильно верующими.

Как найти ваххабита?

Хизба отличить несложно - в большинстве это мужчины до 45 лет, физически крепкие и с бородами. В селах, где они компактно селятся, строят свои мечети. Местные их так и называют "бородачами" и к ним не подходят.

Село Фонтаны разделено на две части - староверующее и нововерующее. Старые новых не любят, не общаются, салям друг другу не говорят. Новые воспринимают старых как агрессивный планктон, мешающий идти к великой цели халифата.

Хизбы отличимы и в мечетях - по словам имамов, позволяют себе заходить в дом Аллаха в шортах, сидеть вытянув ноги, хотя это считается неприличным, сводить все разговоры к теме халифата, не признавать обычаи крымских татар. "Они переиначили молитвы об усопших и все обряды поклонения. Но главная их черта - неуважение к старшим. Они всех депортированных называют невеждами, не знающими, как нужно Аллаха почитать. Когда мы слышим такие слова, то понимаем, что у человека в голове импортные арабские мысли. Этого нам не надо", - говорят в Духовном управлении мусульман Крыма.

Вооруженные этими видовыми признаками, мы отправляемся в Бахчисарай, якобы ставший эпицентром пребывания хизбов. Это - как плевок в душу меджлису. Бахчисарай - родовое гнездо главы меджлиса Мустафы Джемилева. Там до сих пор живет и ведет свой туристический бизнес его сестра Диляра, а руководит Бахчисарайским районом ближайший соратник Джемилева Ильми Умеров.

Прямо напротив управы, где Умеров паркует свою "Шкоду", остался в целости и неприкосновенности самый крупный в Крыму Ленин. "Почему не сносите?" - интересуюсь. "А это мой рычаг давления на власти, - отвечает. - Как только они хотят принять какое-то решение против нас, я подгоняю к памятнику грузовик с веревками и предупреждаю: только троньте, я вмиг этого истукана с постамента сброшу. До сих пор это помогало".

Глава местных хизбов Нариман Бекташ по совместительству - хозяин одной из лучших чайных в городе с гостиной, дастарханом и садом. Турист здесь идет нескончаемой тропой. Тут не обвешивают, не хамят и не обсчитывают. В общем, не соблюдают традиций крымского сервиса.

У входа в чайную сидит группа "бородачей". У официанта спрашиваем Наримана, и "бородачи" начинают совещание на тему "кто такие и зачем пришли". В итоге группа сообщает: Нариман скоро будет. Он появляется минут через пятнадцать. И сразу начинает проповедовать: "Нам не подходит Крым украинский или русский. Вся земля принадлежит Аллаху, и в Крыму должны быть законы Аллаха. Мы должны понимать ислам правильно, не ассимилироваться и не сдаться властям".

В заведении у Наримана все сотрудники - хизбы, все, несмотря на жесткую нагрузку, пять раз в день совершают намаз. Все идут к всемирному халифату.

"Пока нет халифата, мы не применяем жесткие меры. К нам примыкают славяне и становятся нашими братьями по вере", - рассказывает Нариман.

С Украиной хизбам не по пути - она движется в Европу, им это не нужно. Они убедительно просят их не трогать. "Каждая наша свадьба - минимум триста человек. Если посадят одного в тюрьму, то все триста родственников станут в оппозицию к государству. Зачем это нужно? Зачем Украине наш геноцид?" - говорит Нариман, устраиваясь за столом поудобнее. Он рассказывает о том, как прекрасен халифат, где все платят налог 2,5 процента, а ворам отрубают руки. Он говорит, что в будущем его государстве православным обеспечены мир и порядок. "Рядом с Бахчисараем же функционирует Свято-Успенский монастырь, и мы его не захватываем, ходим себе в мечеть в ханском дворце. Раньше в старой части города у нас было тридцать мечетей. Все мужское население совершало в них намаз. А теперь в мечетях многолюдно только во время пятничной молитвы. А в будние дни хорошо, если человек десять наберется".

И правда, в центральной мечети Симферополя на вечерний намаз пришли тринадцать человек, и те в большинстве здесь работают. Служба службой, идея халифата перспективная, но сезон в Крыму заканчивается через месяц, надо шашлык жарить, деньги зарабатывать.

Казак-стан

В заповеднике Эски-Кермен прямо под татарскими святынями российские таганрогские и украинские запорожские казаки организовали лагерь подготовки к отражению мусульманского нашествия. В ознаменование этого установили на горе огромный дубовый крест. Когда татары увидели это творение, отправили запросы в милицию и Службу безопасности Украины (СБУ), возмущение выразили, потребовали убрать. СБУ, по словам казаков, сделала формальную отписку - снять сакральный знак технически невозможно. Так он и остался - крест на идеях халифата. На въезд в казацкий лагерь предупреждающий знак: православное частное хозяйство. Дома тут под соломенными стрихами, вокруг ходят свиньи. Правда, не традиционные украинские, а мелкие вьетнамские - они вкуснее, а ухода требуют меньше.

Казак Сергей Юрченко живет в Запорожье и занимается православной обороной против мусульман. Одетый в десантный камуфляж еще советских времен, он седьмой год проводит вышколы для казаков. Каждая двухнедельная смена - девяносто человек, обученных борьбе с исламистами.

Отец-командир здесь - генеральный есаул Владимир Архипов. Его лагерь - это молодые казаки-джуры, висящие на скалах, КОБР (казачий отряд быстрого реагирования), тренирующийся на равнине, а еще вэдэвэшники.

"Вы же понимаете, природа пустоты не терпит - если в Бахчисарае появилось ваххабитское логово, должно быть ему противодействие", - рассказывает Сергей Юрченко.

Говорит, спецслужбы ему не помогают. "Приходили даже нас проверять, ну мы оружие аккуратно спаковали подальше. Они не ваххабитов, а нас по горам ловят", - возмущается Юрченко.

"Мы тут многое обороняли - и собор, и памятник на поле Альминского сражения. Ничего - прорвемся", - уверены устроители лагеря, живущие в Крыму, как в военном дыму.

Надень хиджаб, война идет

"Легальным крылом" хизбов называют организацию "Давет" во главе с мирным стоматологом Русланом Рамазановым. Он - тот самый приличный фасад, за которым можно выстроить что угодно. Руслан проводит в симферопольских театрах собрания тысяч потенциальных приверженцев ислама. Темы находят приличные. Недавно в украинском театре провели Исламскую женскую конференцию в поддержку хиджаба - собрали больше тысячи дам, в том числе славянских.

Казаки считают "Давет" большим злом, чем хизбов: "Тех хоть боятся, а к этим идут без опаски".

С главой "Давета" Русланом Рамазановым мы встречаемся в Симферополе, в одном из многочисленных мусульманских кафе, где официантки в хиджабах, а чужих - нет.

Лидер "Давета" - антивоплощение ваххабита: ни бороды, ни усов, даже волосы светлые. На русском говорит без акцента, но - радикальные вещи. О том, что Духовное управление мусульман зря присвоило монополию на ислам, а меджлис - на представление интересов татар. "Хизбы начинают набирать влияние. Мысли, которые несет эта группа, воспринимаются народом. В прошлом году мы изучили статистику - половина мусульман считает, что они должны быть лояльными к властям, 45 процентов - что нужно добиваться построения халифата и переустройства Украины на исламский лад. Аудитория раскололась, качнуть ситуацию в радикальную сторону - легко. Поэтому меджлис плодит мифы. Джемилев заявляет, что хизбы вынесли ему смертный приговор. Запускаются слухи о группах террористов, которые захватывают мечети, изгоняя имамов".

На этих словах лидер "Давета" осекся и помахал женщине в хиджабе, вместе с детьми подходящей к кафе: "Это моя семья, мы тут мороженое едим". Мирные мусульмане, порядочные граждане. Что может быть обыденнее стоматолога за семейным обедом?

Его пример - другим наука

По данным казаков, ссылающихся на тайные сводки СБУ, сейчас в Крыму 5500 хизбов. За год исламистов стало на полторы тысячи больше - за счет православных, поменявших веру.

Глава меджлиса Джемилев рассказал нам, что главный центр ваххабитов - всего в километре от Симферополя, в селе Фонтаны. Отправляемся туда.

Село разделено на две части - староверующее и нововерующее. Старые новых не любят, не общаются, "салям" друг другу не говорят. Новые воспринимают старых как агрессивный планктон, мешающий идти к великой цели халифата.

"Вы к ним не ходите, - говорит картинный старик Мухаммед, пасущий на фоне новой "ваххабитской мечети" овец. - Они чужих не принимают".

В отличие от "староверской" части села, где дома новы и хороши, а мечеть явно строили по остаточному принципу, в "ваххабитской" мечеть впечатляет размерами, а дома к ней прилеплены вялые, из того, что было.

Стучимся в дом Али, голос из-за занавески отвечает, что будет к намазу. Ждем. С темнотой к мечети начинают стягиваться "бородачи". На шестом десятке устаем считать.

"Как нам Али найти?" - интересуемся. "Брат, к тебе пришли. С женщиной", - рапортуют по телефону.

Али появляется минут через пять - бородат, накачан, подтянут. Али журналистов не любит. Года два назад его сфотографировали и пропечатали как ваххабита. Али это не понравилось. "Если на то пошло, нас надо называть мухаммадитами, потому что речь идет о Мухаммаде ибн Абд-аль-Ваххабе. Вы вот все нас хизбами считаете, а мы истинно верующие. И угрозы пока никому не несем. Мы ж не трогаем ту половину села, не устраиваем акции в Симферополе", - излагает Али. В остальном его проповедь - повторение того, что мы уже слышали в Бахчисарае.

В отличие от старых верующих, новые подрабатывают строителями, а к намазу сходятся в мечеть. Таких заполненных мечетей, как в Фонтанах, мы не видели нигде в Крыму - все четко организовано, многолюдно, отлажено. Над минаретом горит зеленый огонь, а призыв к молитве слышен аж в Симферополе.

Янина Соколовская

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla