Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Исламские радикалы

Исламские радикалы в Крыму

ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ

(Газета "Полуостров" от 8-14 октября 2004 года)

На прошлой неделе члены крымской «Хизб ут-Тахрир» (ХТ), обеспокоенные (или обрадованные?) возросшим к себе вниманием в медиа, выступили в Интернете с заявлением, в котором поспешили отвести от себя обвинения в стремлении «внедрить разрозненность в крымскотатарский народ», а также в попытке создания исламского государства в Украине... 

Хотя в публичных выступлениях лидеры ХТ подчеркивают сугубо политический характер партии, оставляющий за скобками догматические противоречия, для многих исламских оппонентов ХТ все же остается сектой (фирка мунхарифа). Внутренняя исламская критика ХТ обращает внимание и на некоторые более земные моменты — в частности, огромное значение, придаваемое партией принципу единомыслия. Мнение, принятое амиром — главой партии, — обсуждению не подлежит, активно несогласные, даже апеллирующие к авторитетным исламским источникам, из партии изгоняются. Этот момент очень уж напоминает (пост)советскому человеку незабвенную линию партии, кривизна которой не подлежала обсуждению в среде простых смертных... 

Известно, что утопические по своей идеологии движения мобилизуют вполне реальных людей. При всем своем идеализме и неспособности предложить решения насущных проблем обществ, их породивших, они, однако, порождают новые, вполне материальные проблемы. Ответ на вопрос, почему и как распространяется ХТ в Крыму, следует поэтому искать не во временной бесконечности, куда указывают идеологические тексты, и не в религии вообще. Как и всякая организация, ХТ прежде всего удовлетворяет интересы своих членов и их ближайшего окружения. ХТ в Крыму, как и во многих других социальных контекстах — это прежде всего молодежная организация, насчитывающая, по некоторым оценкам, до 500— 600 человек. В своем нынешнем виде она служит тем же целям, что и другие молодежные субкультуры — структурирует взаимоотношения внутри молодежных групп, придает им осмысленность, целенаправленность и локализует молодых лидеров в большом обществе, дает им право голоса и помогает выстраивать общественный авторитет. Основой для этого служит религиозная мораль, с позиций которой можно призвать к ответу все общество, в том числе старших. В своем микрорайоне юные максималисты выступают представителями миллиардной уммы, говорят о построении сверхгосударства, противостоянии Запада и мусульманского мира. При этом насущные проблемы, которые пытаются решить их старшие товарищи, просто теряются в столь глобальной перспективе... 

Кому и чем опасен ХТ? Ясно, что для Меджлиса он представляет потенциальную угрозу как вызов исповедуемому им унитарному видению крымскотатарского сообщества. Но это не только некая слабая пока попытка создания контрэлиты, но и абсолютно другое видение самой сути крымскотатарского вопроса. Отдавая приоритет исламской идентичности по отношению к национальной, «партийцы» угрожают растворить реальную крымскотатарскую проблематику в безбрежном море утопической всемирной борьбы за мировой халифат. 

Сергей ДАНИЛОВ, 

Александр БОГОМОЛОВ 

(Центр ближневосточных исследований), 

газета «Зеркало недели» 

(Украина) 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla