Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

ГРИГОРИЙ ИОФФЕ: «ДАЖЕ ОСНОВНОЙ ЗАКОН С ГОДАМИ ВЕТШАЕТ»

(Газета «Крымские известия» от 5 марта 2020 года)

Рабочая группа по внесению поправок в Конституцию РФ завершила сбор предложений от политиков, учёных, юристов и широкой общественности. Сейчас они обрабатываются и им придаётся адекватная форма. Уже точно известно, что 22 апреля россияне придут на участки, чтобы проголосовать за новую редакцию. О предстоящем всем нам политическом экзамене и связанных с ним событиях говорим с председателем Общественной палаты РК Григорием ИОФФЕ.

— Григорий Адольфович, многие эксперты заявляют, что для них инициатива президента оказалась неожиданной. В стране не счесть всяких разных проблем, а в Кремле взялись за юридические нюансы.

— Чтобы ответить на вопросы о предстоящем общероссийском голосовании, надо вспомнить, как складывался в России конституционный процесс. Иначе можно удивиться, с чего это президент, вдруг проснувшись однажды утром, подумал: «А не замахнуться ли мне на новый вариант Конституции?». Конституция — это закон, и, как во всякий закон, в неё можно вносить изменения. Долгое время она в России была неким застывшим, неприкасаемым предметом. И в этом плане идея президента обновить её — шаг достаточно революционный. Я приветствую его, поскольку, на мой взгляд, даже Основной Закон со временем ветшает.

— Не скажу, что все обрадовались. Наши люди не очень любят перемены. Мне кажется, это их свойство уже вошло в гены.

— Потому что в исторической памяти нашего народа сохранилось представление о переменах, как о чём-то негативном. Так уж сложилась жизнь. И гражданам нужно сегодня доказать, что впереди нас ждут позитивные новации. 22 апреля всем нужно прийти и выразить свою позицию. Если в будущем вы хотите что-то требовать от власти, надо участвовать в её формировании. Отсидеться не получится.

.— Есть мнение, что это власть решила изменить правила большой государственной жизни. Критики говорят: лучше бы инициатива исходила снизу.

— Нельзя так смотреть на эти вещи. Получается, оппоненты отделяют власть от общества. Но ведь мы не при авторитарном режиме живём. У нас её сформировал народ путём голосования на выборах. Мне доводилось читать недовольные отзывы о составе рабочей группы по поправкам, мол, почему 75 человек, а не 20 или 35. Не хотелось бы демонизировать этот орган, он совещательный, консультативный — не более того.

— Бурно обсуждаются поправки, касающиеся возрастного ценза госслужащих, отсутствия зарубежного паспорта и счетов в иностранных банках. Оппоненты называют меры ограничением прав и свобод. Вам тоже так показалось?

— Нет. Я вообще некоторые понятия Конституции назвал бы гиперболизированными. Помпезная фраза «права и свободы» — из этого ряда. Хорошо помню, когда на полуостров отметить 5-летие «Крымской весны» приехал президент, встретился с общественностью, мы задали ему вопрос, почему нельзя вернуть распределение для студентов, обучающихся на бюджетном отделении? У нас в глубинке врачей, учителей, агрономов не хватает. Он пояснил, что Конституция не позволяет. То же самое с возрастным цензом. Лидер высказался на этот счёт вполне определённо. Он хотел бы, чтобы государственного мужа ничто не отвлекало от служения Отечеству — никакие «якоря» в виде двойного гражданства или банковских счетов, и чтобы никто не мог на него влиять.

— Не все соглашаются с тем, что мы живём в социальном государстве. Ссылаются на низкие оклады, недоступную медицину, безработицу, дорогое жильё.

— А шесть лет назад мы в каком государстве жили — в социальном? Что, у нас была страховая медицина или лучше чувствовали себя врачи, имевшие в арсенале разве что градусник и бинт? Сегодня специалист, который хочет хорошо работать и зарабатывать, имеет для этого все возможности. Конечно, уровень зарплаты врачей и учителей не совсем нас удовлетворяет. Тем не менее мы живём в социальном государстве, и число поправок, носящих такой характер, это показывает. И потом, есть конкретика, а есть политические заклинания. Я хорошо помню, что в брежневской Конституции образца 1977 года вместо прежней формулировки, что образование и здравоохранение в СССР бесплатные, было записано: образование и лечение в СССР оплачивается государством. Чувствуете разницу?

Конечно, если мы будем прислушиваться к мнению престарелых рэперов или «свободных» украинских СМИ, то в самом деле поверим, что у нас мёртвая экономика, нет социальных гарантий, а по улицам до сих пор ходят вежливые люди с автоматами. Но мы-то с вами здесь живём и понимаем — это полная чушь. Рэперу, понятно, не нужна пенсия, потому что он её не зарабатывает. А свободной украинской прессе очень хочется повлиять на молодые ершистые умы. Поэтому давайте прислушиваться к мнению большинства, и всё будет хорошо.

— Зачем вносить конституционные поправки, что в брак вступают мужчина и женщина, о семейных ценностях, если в стране действует Семейный кодекс?

— Мы живём не в безвоздушном пространстве, и надо чётко определиться, что у нас составляет семью. Здесь важно заметить: эти корректировки ни в коем случае не носят гомофобный характер. Как говорили в известной комедии «Цирк», будьте вы хоть зелёные, хоть красные, хоть синие в крапинку. Семья — это величайшая ценность, и её надо защитить. От чего? От идеологии, которая разрушает эту формулу. Есть люди, в либеральном угаре утверждающие, что маму и папу вполне способны заменить «родитель № 1» и «родитель № 2». Но это всё равно что пытаться вмешаться в закон Ома для участка цепи. Есть природные процессы. Дети рождаются от союза мужчины и женщины. С Марса их пока ещё не завозят.

— Россия — страна многонациональная. Не всем понравилось закрепление статуса русского языка как приоритетного, государствообразующего.

— Никакой дискриминации в этом я не вижу. Русский — язык межнационального общения. В 2014 году я возглавлял комиссию по созданию Конституции Республики Крым. После споров и обсуждения мы записали в окончательном варианте, что у нас три государственных языка — русский, украинский, крымско-татарский. Каждый человек, для которого они являются родными, имеет возможность их изучать. А остальные (языки этносов) тоже полноправные и при желании родителей могут изучаться детьми. У нас, к примеру, есть несколько научных центров по исследованию крымско-татарского языка, сохранённого народом в изгнании. Не хотелось бы политиканства вокруг этого деликатного вопроса.

— Как вы думаете, явка 22 апреля в Крыму будет выше, чем в других субъектах?

— Да, потому что крымчане отличаются повышенным общественным темпераментом. Здесь сформировалось зрелое гражданское общество, в противном случае не было бы «Крымской весны». А отношение к президенту В. Путину — особое. Ведь именно он сыграл ключевую роль в возвращении Крыма в родную гавань.

Я хотел бы сфокусировать внимание на важном аспекте. Повторю то, о чём говорил вначале. Если человек в дальнейшей своей жизни хочет обращаться к государству с требованием гарантий, он тоже что-то должен сделать. Прийти на выборы, референдум, всероссийское голосование — то есть участвовать в процессе. Без этого морального права чего-то испрашивать, тянуть одеяло на себя у него нет. Поэтому я призываю соотечественников часть выходного дня 22 апреля провести на участках. Общественная палата РК со своей стороны подготовила корпус общественных наблюдателей, которые проследят, чтобы всё было справедливо.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla