Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» ПО ОСТРЫМ ВОПРОСАМ

(Газета «Крымская газета» от 24 мая 1995 года)

С 11 по 14 мая в Локарно (Швейцария) прошел «круглый стол» по проблемам взаимоотношений между центральными властями Украины, и политическими структурами Крыма. В составе группы, представляющей Автономную Республику Крым, был вице-премьер правительства Игорь Иванченко. По просьбе нашего корреспондента Игорь Васильевич рассказывает о том, как проходили дискуссии и каковы их результаты. 

— Надо отметить, что «круглый стол» состоялся по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и миссии этой организации в Украине, а также при содействии министерства иностранных дел Швейцарии. Сопредседателями этой встречи были верховный комиссар ОБСЕ по вопросам  национальных  меньшинств Макс ван дер Стул и глава миссии ОБСЕ в Украине Андреас Колшюттер. У «круглого стола» была цель — в неформальной обстановке (поэтому не было официального протокола) обсудить назревшие проблемы. И это не снижало высокого уровня представительства. Для участия в дискуссиях были приглашены видные Политические деятели, занимающие достаточно высокие посты. Вместе с представителями от миссии ОБСЕ, ее экспертами принимал участие представитель Совета Европы. В составе крымской группы были депутаты Верховного Совета А. Данелян, Р. Чубаров, О. Кириллов, первый заместитель мэра Севастополя Б. Кучер, спикер парламента С. Цеков и его заместитель В. Клычников. В составе украинского представительства были два советника президента В. Гринев и Д. Выдрин, министр по делам национальностей, миграции и культов Н. Шульга, заместитель министра экономики Л. Минин. В последний день работы подключился и заместитель министра иностранных дел Б. Тарасюк. Присутствовали также  депутаты Верховного Совета Украины Ю. Кармазин,  В. Буткевич, Н. Карпачева и В. Стретович.  

— Какие вопросы были вынесены на обсуждение? 

— В ходе дискуссий рассматривалось два основных круга вопросов. Первая группа их связана с экономической децентрализацией и экономическим сотрудничеством на региональном уровне. В частности, с созданием свободной экономической зоны, формированием бюджета, налогообложением,     разделением собственности, приватизацией и т.д. Все проблемы Крыма рассматривались в контексте тех отношений, которые сегодня складываются между Верховными Советами Крыма и Украины, между Верховным Советом  и  исполнительной властью Крыма. Вторая группа вопросов — это правовые и конституционные проблемы, политические   взаимоотношения, права человека, защита национальных меньшинств и другие факторы, влияющие на отношения между Киевом и Симферополем. И все из участников дискуссий имели возможность высказать свое мнение. Мною, к примеру, в первый день работы было сделано сообщение,  названное вступительным словом, о сложившихся экономических проблемах. Была высказана позиция правительства Крыма в части проблемы, касающейся реформирования   экономики, экономической децентрализации, то есть речь шла об экспериментах в сфере экономической политики, налогообложения, создания на территории   полуострова   точечных экономических зон, а также по вопросам, связанным с приватизацией,   разделением общегосударственной   собственности Украины и собственности нашей республики, распределении ее на республиканском и муниципальном уровнях. Коснулся и причин отставания процесса приватизации в Крыму. Хочу отметить, что изложенная мною позиция правительства Крыма и позиция Кабинета Министров Украины, которую высказал заместитель министра экономики Леонид Минин, можно сказать, по большинству аспектов совпадали. Практически высказывалось одно и то же видение проблем. Несколько разные точки зрения были по результатам проведенных экспериментов в сфере налогообложения. Как известно, Кабинет Министров Украины считает, что здесь не было достигнуто должного эффекта, и поэтому президент Л. Кучма отменил ряд наших постановлений в этой области. Хотя мною была сделана попытка обосновать право для Крыма как региона на проведение широкомасштабных экономический экспериментов. Украина, видимо, должна быть заинтересована,   чтобы  они проходили в отдельных регионах, к примеру в Крыму, а не по всей Украине. К тому же система налогообложения, которая нами была применена в прошедшем году в отношении налога на прибыль вместо налога на доход, в нынешнем году введена в Украине повсеместно. Но хочу подчеркнуть,   что разное видение проблемы  в процессе дискуссий не носило конфронтационного характера. Эти разногласия были скорее конструктивными. 

В то же время позиция Верховного Совета Крыма, изложенная спикером С. Цековым и его заместителем В. Клычниковым, оценивала ситуацию несколько в другом свете. Говорилось, что Верховный Совет и Президент Украины, отменив  Конституцию  Крыма, переподчинив   правительство непосредственно Кабинету Министров, значительно урезали права Крыма на проведение экономических реформ. Но и по этим высказываниям, можно сказать, шла нормальная дискуссия. 

— Какую оценку дали участники дискуссий высказанным позициям? 

— Подчеркну   специально, что учредители «круглого стола» не ставили перед собой задачу выработать какие-то рекомендации,   заключительные резолюции, достичь формального соглашения по какому-либо вопросу и выработать коммюнике. Цель была другой — довести до сведения экспертов ОБСЕ те позиции, которые существуют по ряду вопросов на территории Крыма и Украины. И не более того. Поэтому можно считать, что дискуссии по экономическим вопросам помогли экспертам ОБСЕ глубже разобраться в сложившейся   ситуации. В моем сообщении, кстати, было упомянуто о том, какую помощь оказывает Украине правительству Крыма в стабилизации социально-экономической обстановки на полуострове. 

Что касается круга проблем, связанных с  политическими взаимоотношениями, то дискуссии по ним были более острыми. Позиции участников этих споров имели противоположный характер. Здесь были четко обозначены две позиции Верховного Совета Украины, выступающего в защиту тех решений, которые были приняты по отмене Конституции Крыма и других законодательных актов, и Верховного Совета Крыма в утверждении, что в Крыму были попраны права человека и Верховный Совет и Президент Украины допустили нарушение международных норм и прав в отношении Республики Крым. 

Нейтральная сторона — эксперты ОБСЕ — не высказывала своих позиций, не поддерживала какую-то сторону явно. Но если судить по тем вопросам, которые они задавали выступающим, то тут, я высказываю личное мнение, можно было сделать вывод, что миссия ОБСЕ и ее эксперты не нашли в действиях Верховного Совета и Президента Украины каких-либо нарушений норм международного права и прав человека в Крыму. Если учесть, что нормы  международного права распространяются на отношения суверенных государств, то Крым не суверенное государство, а автономная республика в составе Украины, Верховный Совет и Президент Украины  правомерно пытаются   решить  возникающие противоречия   политическими методами, не применяя силовых мер. Это неоднократно подчеркивалось. Были подробно изложены и все этапы взаимоотношений между Киевом и Симферополем, начиная с момента признания факта образования Автономной Республики Крым до известных постановлений Президента и Верховного Совета Украины от 17 марта 1995 года. 

— Можно ли сделать вывод, что разговор за «круглым столом» был полезным всем участникам дискуссий? 

— Безусловно, такова моя точка зрения Полезной эта встреча была еще и потому, что проводилась в Швейцарии  солидной европейской организацией,   которой   является ОБСЕ, с участием официальных структур, в частности министерства иностранных Дел Швейцарии. Как известно, эта страна имеет большой опыт федерального устройства государства. У нее три государственных языка: французский, немецкий и итальянский Отношения между 23 кантонам» — административными   единицами — между собой и центральным правительством тоже складывались в свое время не просто и не сразу. Сегодня это преуспевающее государство, и никто не собирается от него отделяться, хотя оно граничит с Германией, Францией, Италией. Мы были свидетелями того, как жители Швейцарии уважают свое государство  на административных и других зданиях висят швейцарские флаги, рядом — флаги соответствующего кантона и символы общин. 

В ходе дискуссий «круглого стола» на этом фоне позиция Верховного Совета Крыма в части утверждения, что Крым является суверенным государством и объектом международного права и его права попираются, думаю, соответственно и оценивалась. Поскольку это, мягко говоря, не  соответствует действительности. 

— Какое у вас впечатление об организации дискуссий «круглого стола»? 

— Уровень организации работы был очень высоким Должен сказать, что, хотя инициатором проведения такой встречи была миссия ОБСЕ, финансировало ее министерство иностранных дел Швейцарии, а работу переводчиков оплачивали посольства Нидерландов и Норвегии. Мы были обеспечены синхронным переводом и всем пакетом документов по Крыму, включая и Конституции, отпечатанные устроителями встречи. График работы был напряженный. Достаточно сказать, что в первый день приезда, проделав трехчасовой перелет из Киева в Цюрих и затем трехчасовой переезд из Цюриха в Локарно с пересадками, мы уже в 17 часов сели за стол дискуссий. Во второй и третий день работа шла с 9 утра до 20 вечера. Никакой культурной программы и экскурсий не предполагалось. Но впечатлений от страны все равно осталось много. Из Цюриха до Локарно мы проехали по вертикали, на фоне Альп, можно сказать,  всю страну с севера на юг. Локарно чем-то напоминает Ялту, правда, он стоит на берегу озера, а не моря.  Тоже место для туристов и экскурсантов, отдыхающих, как принято говорить. Город с населением чуть больше 15 тысяч человек имеет 74 гостиницы высокого класса. Конечно, вспоминалось, что Швейцария  течение четырехсот лет прожила без войн и международных конфликтов. Думаю, что выбор страны и  города для такой встречи произошел еще и потому, что глава миссии ОБСЕ А. Колшюттер сам родом из Локарно, и его заслуга в том, что швейцарское правительство взяло на себя все финансовые расходы по проведению «круглого стала» Да и хотя об этом открыто не говорилось, но подтекст похожести все время присутствовал. Ведь в Крыму тоже три государственных языка, и он многонационален. То есть какие-то параллели   проводились. И нам, конечно, многое надо сделать для развития национальной  культуры, школ, газет. Опыт Швейцарии в этом плане дает пример, как эти вопросы возможно решить. Это нам еще предстоит в будущем. 

Можно считать, что встреча за «круглым столом» прошла с положительным результатом  и в ближайшее время Крым и Украина, надеюсь, придут к компромиссу по спорным вопросам. Во всяком случае, дискуссия по крымской проблеме подтолкнула к таким дальнейшим действиям. 

Беседу вела Валентина СЕЛИВАНОВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla