Интервью с лидером Республиканской партии в Крыму Александром Грессом
(Газета «Полуостров» от 2-8 декабря 2005 года)
- Кто такие республиканцы?
- РПУ - молодая партия, образовалась 23 февраля 2005. Нас в Украине более 100 тыс. В Крыму 7300 членов партии. РПУ в Крыму - это люди крымского патриотизма, я бы даже сказал крымского эгоизма, для которых интересы Крыма превыше всего. Здесь все должны чувствовать себя комфортно: и русские, и украинцы, и крымские татары и евреи...
- Что вы вкладываете в понятие «крымский патриотизм?» Некоторые понимают под этим фразу «За Перекопом для нас земли нет!» Может быть, в этом его суть?
- Крымский патриотизм заключается в самопожертвовании и самоотдаче. Я воспринимаю фразу «За Перекопом для нас земли нет!» в шутку. Но которая, в определенной мере, выражает полуостровную психологию. Если вы намекаете на некий сепаратизм, скажу: сепаратизм - абсолютное зло для Крыма. Я не вижу сегодня Крым самостоятельным.
- А в будущем? Согласитесь, защищать крымские интересы можно, если имеешь возможность принимать решения и управлять процессами, когда имеешь максимальную степень свободы.
- Для того чтобы Крым был по настоящему самостоятельным, он должен быть сильным в экономическом и гуманитарном смыслах. Для этого необходимы поддержка и доверие общества к власти. Поддержка будет в том случае, если крымчане увидят, что ты работаешь на Крым, что ты предан Крыму. Если же только петь соловьем, обещая сказки, а потом, придя к власти, не имея программы и команды, с треском провалиться? Мы на это не пойдем.
- У разных сегментов крымского общества совершенно разное понимание крымского интереса. Совместимы ли они?
- Совместимы. Из мозаик разных судеб складывается общая судьба Крыма. У всех людей одна цель - достойная жизнь. Маразм, когда на одной территории одни люди чувствуют себя хорошо и реализовали свой интерес, а другие, скажем, нет. Это конфликт. Крымский интерес можно поднимать и реализовывать только всем вместе.
- Какой опыт вам ближе и более понятен российский, европейский или восточный?
- Крым маленькая территория, и поэтому ему не надо становиться в позу, не надо ни с кем воевать. Надо брать самое лучшее у других и реализовывать. Я бы взял от России способность русских людей к самопожертвованию, от Востока - высокую степень внутренней самодисциплины, от западной цивилизации - верховенство права. Я не хочу, чтобы Крым был русской, украинской, крымскотатарской или, скажем, еврейской территорией. Я по определению против, чтобы Крым развивался как территория одного этноса. Я против национального государства, против национальной территории. Потому что я - крымчанин. Наше будущее и развитие Крыма в интернациональной автономии!
- Почему вы во главу угла поставили вопрос о национальной автономии? Почему открыто не выступили против русского или украинского национализма?
- Мы против любого национализма: и русского, и украинского, и крымскотатарского. Но весной этого года был конкретный призыв к Меджлису со стороны Президента В. Ющенко: «Снимите требование о национальной государственности». Что он получил в ответ - отказ. После этого никакой реакции со стороны Президента. Он с этим что, согласился или испугался? Решили всенародно спросить его об этом.
Массовое возвращение крымских татар началось в 1987 году. На дворе 2005 год. Помните, как их встречали тогда? С настороженностью. Прошло уже 18 лет с того момента. Как вы думаете, за это время интеграция крымскотатарского народа в крымский социум могла бы произойти? Почему не произошла? На то есть много причин. В том числе и власти виноваты. Да, до возвращения в Крым крымских татар государственная идеологическая машина насаждала крымчанам различные фобии к ним. Но когда Союз распался, ту же самую технологию подхватили националисты разного толка, создавая грань, забор между крымчанами и крымскими татарами. И на базе этой фобии начали сплачивать людей. Например, Меджлис требует, чтобы любой крымский татарин, будь он депутат или государственный служащий по его первому указанию должен покинуть свой пост. Я что-то не припоминаю что-нибудь подобное у русских или украинцев. Когда человек, приходя на государственную должность и принимая присягу на верность Конституции Украины, тот же Ильми Умеров к примеру, с другой стороны принимает присягу на верность Меджлису, то возникает некий дуализм. Кому на самом деле верен Ильми Умеров, и кому служит верой и правдой? Когда человек устраивается на работу и при этом должен отчитывается меджлису, уже ставится барьер на пути к интеграции. В этом случае фобии только усиливаются. Америка пошла другим путем. Там малочисленным этносам из числа афро-американцев активно давали представительство в органах власти. Но при этом понимали, что все подчиняются Конституции.
- Но в том же письме вы выступаете как раз против квот по национальному признаку?!
- Да мы выступаем против квот. Потому что крымскотатарский народ достаточно образован и профессионален и способен добиться своего места в Крыму без всяких квот. Квоты можно давать самым обездоленным и немощным группам.
Крымские татары выступают за то, чтобы Крым имел статус крымскотатарской автономии. А я не хочу жить в таком Крыму. Я за интернациональный Крым. Потому что крымскотатарская национальная автономия - первый шаг к созданию в Крыму крымскотатарского государства. Поэтому единственный законный способ добиваться своих прав - это взывать к закону. Только и всего.
- Законы пишутся в Киеве, и предположим, там приняли закон, который вы считаете не правильным. Вы будете исполнять его?
- Я буду пытаться изменить его, но правовыми методами. Пока я этого не сделаю, буду подчиняться закону. Какой бы закон ни был - его необходимо исполнять. Поэтому наша партия обратилась к Президенту с письмом, где поставила конкретные вопросы по недопущению создания в Крыму государственного образования по национальному признаку. И мне понятно, почему оно вызвало столь отрицательную эмоциональную реакцию в радикальных кругах,
якобы представляющих интересы крымских татар. Мы против любой национальной территории: русской, украинской, крымскотатарской, еврейской... любой. Но русские не имеют в Крыму своего представительного органа и не делят людей по национальным квартирам
- Как тогда понимать факт создания некого Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия», потребовавшего возврата Севастополя в состав России? Почему ваша партия не выступила против этой инициативы? Или вы считаете это меньшей угрозой, чем национальная автономия?
- Есть сегодня призывы и спекуляции по розыгрышу и российской карты, украинизации в том числе. Мы против всего этого. Наша позиция интернациональная. Мы за то, чтобы не делить Крым на национальные квартиры, где каждый этнос имеет свой парламент. Это абсурд - в Крыму есть парламент, который должен представлять интересы всех этносов.
- Вы выступаете против любого национального государства, любой национальной территории. Это касается только Крыма или это относится, скажем, и к Германии, Франции, той же Голландии? Это же национальные территории и национальные государства, где вполне нормально живут люди?
- Я же не голландец, я - крымчанин. Поэтому Крым должен быть интернациональным, межнациональным. Вопрос о национальной автономии простыми людьми, даже моими избирателями крымскими татарами вообще не поднимается. И когда русские националисты говорят: давайте создадим в Крыму русскую автономию, украинцы - украинскую, крымские татары - татарскую, это ни что иное, как провоцирование самых низменных чувств, провоцирование и игра на национальных чувствах.
- Вы сказали, что выступаете за то, чтобы все люди все нации в Крыму чувствовали себя комфортно и уютно. Означает ли это, что вы за то, чтобы и крымским татарам в Крыму было уютно и комфортно?
- Конечно.
- Как вы считаете, уютно людям, по-бандитски выброшенным из своих домов, которые, возвратившись на Родину, не могут вернуть даже дорогих их сердцу названий родных мест? Как сделать так, чтобы этим людям тоже стало комфортно и уютно в Крыму?
- Я считаю это несправедливым. Сам факт депортации - это несправедливость.
- Ваша партия будете добиваться восстановления исконных названий деревень и городов Крыма?
- Республиканская партия выступает за то, чтобы все социально-значимые, спорные вопросы решать путем референдума. Это цивилизованный путь. Но в первую очередь, мы выступаем за социальное благополучие крымчан. Я думаю, для сытого уверенного в завтрашнем дне человека, вопрос топонимики является вторым. Сегодня нельзя жить прошлым. Прошлое надо уважать, его надо помнить, но жить им нельзя.
- Когда г-жа Гржибовская, ваш заместитель по партии, выступает часто в СМИ об ущемлении русского языка, сокращении числа русских школ, видимо, ей тоже надо подсказать, что все это не суть важно. Главное как следует накормить русских людей, а вопрос их родного языка - второй. А пока пусть учатся на украинском языке?
- А вы хотите, чтобы в Крыму была топонимика прошлого века? И разве у нас топонимика не возвращается? Поезжайте по трассе Симферополь - Алушта, Симферополь - Севастополь, Симферополь - Феодосия и вы увидите, сколько там появилось знаков с татарскими названиями... Этих знаков раньше не было. Топонимика возвращается. Нельзя сказать, что вообще ничего не делается в этом отношении.
- По факту этого письма вы выступаете открытым противником крымскотатарского национализма. При этом, умалчивая наличие и не менее серьезную опасность в Крыму русского и украинского национализмом, фактически выступаете на стороне одного из них. Вы русский националист?
- Нет, Я - интернационалист. Я выступаю на стороне всех. Поэтому и говорю: Крым должен быть интегрированным и межнациональным. Чтобы в едином консолидированном Крыму гармонично сочетались бы интересы и благополучие всех составных частей крымского сообщества.