(Вебсайт «Крымское эхо» от 3 марта 2018 года)
ВМЕСТО РИСА
Чуть более ста лет назад «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» в статье, посвященной Крыму, сообщал: «Еще недавно главную статью крымской сельскохозяйственной промышленности составляло скотоводство, но, с усиленной распашкой степи, оно быстро уменьшается. Тонкорунное овцеводство сохранилось только у самых крупных владельцев; табуны лошадей и нагульное скотоводство вывелись; верблюды держатся только в немногих местах и в незначительном числе; число буйволов в горной области тоже сокращается. Лошадей всего 66 000, рогатого скота 150 000, овец более 1 000 000, верблюдов около 1000».
Профессор Николай Петрович Демченко из Института сельского хозяйства Крыма вспоминает:
— В советское время в Крыму поголовье овцы составляло 1,1 млн, в царское время было меньше. Северные и западные районы полуострова — Раздольненский, Джанкойский, Красноперекопский были основными производителями баранины. Сейчас в Крыму меньше 200 тыс голов овец, то есть поголовье уменьшилось в пять с лишним раз. Такое снижение поголовья, естественно, отразилось на производстве мяса и шерсти. Но теперь, когда Крым отключен от Северо-Крымского канала, эта отрасль становится перспективной. Надо менять специализацию, приспосабливать сельское хозяйство к тем условиям, которые реально вырисовываются, перепрофилировать и растениеводство, и животноводство.
— А какие условия нужны для разведения овец? — просим уточнить мы.
— Минимальная кормовая база. А в тех районах сохранились приспособленные для пребывания овец кошары, есть специалисты.
— Кошары сохранились? — изумляемся мы.
— Да, они никому не нужны, поэтому их никто не разбирает.
— А корма?
— У нас — решениями партии и правительства — были крупнейшие овцеводческие хозяйства: совхозы «Филатовский» в Джанкойском районе и «Перекопский», где было по 30-32 тысячи голов скота. Это количество выедало, вылизывало абсолютно все, поэтому там была голая степь. Сейчас — ориентиры на разумное поголовье, чтобы хватало корма.
— То есть расчет на свободный выпас, на то, что сама степь прокормит?
— Да, хотя кое-что, конечно, нужно заготавливать на зиму. С учетом реалий определенным образом нужно организовать производство кормов.
— Какой-то предприимчивый человек выращивает овец даже на острове Тузла, где они пьют смесь морской и дождевой воды. На пустынном острове им хватает корма. Значит, овца — очень неприхотливое животное?
— Да, особенно цигайская — наша местная порода. Она приспособилась к условиям Крыма, дает хорошие результаты. Это мясо-шерстная порода: средний вес овцы — 38 кг, она дает около 5 кг шерсти. Сейчас Институтом сельского хозяйства Крыма разработан проект разведения цигайской овцы в Красноперекопском районе — от поголовья до конечного результата: мясо, шерсть, его будет реализовывать сам Институт, есть хозяйства, которые согласны это делать. Будем считать, что когда он даст отдачу, когда этот пилотный проект пойдет, у него найдутся последователи.
— А там, где компактно живут крымские татары, овцеводство развивается? В Белогорском районе? — мы вспоминаем фестивали овцеводов, которые там проходили.— Очень мало, там разводят овец только на частных подворьях. Нельзя сказать, что крымские татары очень любят эту отрасль — но занимаются, конечно. Как оказалось, они не очень любят степь, а предпочитают предгорья и Южный берег.
— Но считается, что растительность на яйлах еще в ханские времена съели овцы…
— Знаете, в свое время, до 1960-х годов, был даже план выпаса крупного рогатого скота и овец на яйлах. Потом отменили это решение, когда поняли, что это нанесет вред экологии. Крымские яйлы сейчас в хорошем состоянии, они являются накопителями влаги — собирают до 500 млн кубометров воды. Но если туда запустить овец, они превратятся в пустыню!
— Селекционная работа по цигайской овце где-то ведется?
— Ведется на госплемзаводе «Черноморский», в Сакском районе, по дороге на Армянск. И с учетом нашей нынешней интенсивности там способны удовлетворить спрос.
— Есть государственная или республиканская программа поддержки овцеводства?
— Программы нет. Эта разработка Института исходит из пожеланий сельхозпроизводителей. Наш проект реален, потому что Россия уделяет большое внимание сельскому хозяйству вообще и Крыму вдвойне. У нас много проблем, а Крым будут кормить не долго, когда-то скажут: ребята, надо же и самим начинать производить! Поэтому в настоящее время поставлена задача: развить животноводство, чтобы обеспечить себя молоком и мясом, вырастить виноград на 30 тыс га, сад на 30 тыс га.
О виноградарстве в Крыму Брокгауз и Ефрон писали вот что: «Виноградарство распространено по всему южному побережью от Балаклавы до Феодосии и в главных долинах рек северного склона; в небольшом размере виноградники разведены также кое-где в Перекопском уезде и на Тарханкутском полуострове. Всего под виноградниками до 5500 десятин; производится ежегодно до 1 300 000 вёдер вина; лучшие виноградники и вина — на южном берегу».
О текущем состоянии этой отрасли мы расспрашиваем Вячеслава Иосифовича Иванченко, профессора кафедры виноградарства Агроуниверситета.
— Из-за того, что с рисосеянием в Крыму покончено, министр экономики Крыма Николай Коряжкин хочет отодвинуть виноградники на север полуострова, причем предлагает выращивать его и в закрытом грунте.
— Зачем? — изумляется профессор
— Говорит, под пленкой можно получить в июле 700 ц/га.
— Ерунда какая-то… Виноград есть, был и будет неукрывной культурой. Укрывная культура очень затратна. Сегодня нет таких ресурсов — ни людских, ни финансовых, ни энергетических. Если у вас есть 10-15-20 гектаров, то вы можете их укрыть — но большие массивы?.. В этих районах — Джанкойском, Советстком, Красноперекопском, Раздольненском нет больших массивов в госпредприятиях, которые занимаются виноградарством. Потому что виноград там вымерзает, нет ресурсов, солярка дорогая — себестоимость не позволит рентабельно выращивать виноград в этой зоне. Основные районы для виноградарства — Бахчисарайский район, ЮБК, предгорья, Кировский район. Очень хорошо может развиваться виноградарство на Тарханкуте — все то, что по берегу моря, будет давать свои плоды.
— Говорили о разреженности наших виноградников, о том, что надо сажать французские саженцы… Эти новомодные для Крыма методы получили развитие?
— О результатах говорить пока рано. Но делались эксперименты, чтобы увеличить количество посадочных мест на один гектар, довести 4-5 тыс. Традиционные советские широкорядные виноградники имели 1,5 тыс кустов на гектар, сейчас в большинстве 2,2 – 3,3 тыс. Действительно, есть данные о том, что если сорт не сильнорослый, не столового направления, то 5 тыс кустов на гектар — вполне нормально и для накопления сахара, и для повышения урожайности. С каждого куста урожайность уменьшится, но в общем — увеличится.
Профессор Иванченко работал в институте «Магарач», даже присутствовал при перевозке его винной коллекции на винзавод в Ливадии, когда южнобережная площадка стала мешать «Чайному домику» семьи Януковичей. Но говорить о сегодняшнем дне «Магарача» не захотел, сказал только, что коллекция цела и находится в хороших условиях и «не надо гнать волну». А остальные вопросы о том, что будет на прежнем месте (виноградник? винзавод? производственная база?) предложил задать крымскому премьеру Сергею Аксенову…
Ольга ФОМИНА