Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Д

Аркадий ДЕМИДЕНКО: «Я ПОДЛЕЦАМ РУКИ НЕ ПОДАЮ!»

(Газета «Крымское время» от 16 апреля 1997 года)

«Крымское время» внимательно отслеживает ситуацию в крымском парламенте. Мы уже сообщали, что в минувшую среду, 9-го апреля, весьма неожиданно председатель ВС поставил вопрос о смене главы правительства, на что тут же получил согласие 64-х депутатов. Его протеже — Анатолий Франчук оказался не против, пообещав учесть все пожелания парламентариев при формировании нового состава правительства; из-за этого даже отменили сессионное заседание в четверг, отложив рассмотрение чрезвычайно важного вопроса о гибели птицеводства в Крыму (Виталий Верченко: «Я в три смены забиваю птицу, и все из-за того, что ВС не может решить некоторые формальности»). Скандал разразился к вечеру того же дня, после того, как стало ясно, что президент своего согласия на перестановку в Совмине не давал. 

Сегодня депутаты вновь соберутся на пленарное заседание. Однажды ступив на путь беззакония, трудно остановиться — скорее всего ими будут рассмотрены вопросы в развитие этого последнего решения. В повестке дня они зашифрованы весьма туманно: «О Совмине». Ситуацию мы попросили прокомментировать Аркадия Демиденко, председателя Совета министров Крыма. 

— Аркадий Федорович, поясните: что, у нас сегодня два премьера? 

— Конечно, нет! Решение по моей отставке может вступить в силу только после того, как на него даст согласие президент. Конечно, пути господни неисповедимы, но когда я с ним разговаривал в день принятия решения ВС, он сказал: работай, я согласия не даю. 

— Простите, по сообщениям в прессе я поняла, что такой разговор у вас состоялся накануне... 

— Да, я был у него на приеме. Кстати, речь шла и о финансовой помощи для выплаты зарплаты; Леонид Данилович пообещал дать 2 миллиона — сегодня эти деньги пришли в Крым и уже распределены. 

Потом, уже после скандального решения, я вновь поехал в Киев (замечу в скобках: 9-го апреля я должен был улететь в Лондон на ежегодное совещание Международного банка реконструкции и развития, где рассматривается несколько крымских проектов. Пришлось отказаться от командировки). И вот в администрации президента я выхожу из одной приемной, вижу: в холле сидят младший Франчук, Гриценко и Данелян. Они встали поздороваться. Я пожал руку Игорю Франчуку, а когда руку протянул Гриценко, я сказал: «Я подлецам руки не подаю!». Это было сказано при всех. В ответ он разразился страшной бранью — вот такая была реакция... Подлость с его стороны заключалась в том, что когда за день до сессии (а мы знали, что готовится вопрос по отставке) я его спросил: «Анатолий Павлович, завтра в повестке дня вопросов по правительству нет — нам не надо приходить? Никаких для нас сюрпризов не будет?», он меня заверил: да, все нормально! И это — заведомо зная, что готовится вопрос по отставке! Даже если бы он, условно говоря, получил согласие президента, но не сказал мне — это его не красит. Так нормальный человек не поступает. 

— Быстрота и внезапность принятия данного решения наводила на мысль о том, что именно в обеденный перерыв Гриценко получил согласие президента. Но его не было! Что же тогда заставило наших «победителей» пойти на такой рискованный политический шаг? 

— Отставку они готовили давно, они просто «дожимали» некоторых депутатов из числа «антикриминалов» — думаю, они-таки кое-кого «уговорили». 

— Нет, как меня уверили, «антикриминалы» на это не пошли. Не голосовала и фракция «Курултай». Откуда же тогда 64 голоса? 

— Убежден, что там была фальсификация с карточками — они же сами признаются, что у них «играют» три комплекта. К сожалению, это доказать сегодня невозможно. 

— Скажите, а есть ли у нас вообще глава государства в Украине — гарант Конституции? Он молчит — а это однозначно воспринимается как согласие на лишение «семерки отважных» депутатских полномочий, а теперь и на вашу отставку... 

— Глава государства, конечно, есть, причем достаточно опытный и мудрый человек. Что касается семерых — скорее всего, президенту и его окружению, может быть, и не очень хотелось бы, чтобы в составе депкорпуса были люди, которые, как им кажется, настроены антигосударственно, антипрезидентски, пророссийски... 

— Да, им активно это внушают! 

— ... но кто бы они ни были, если решение принято незаконно, оно в соответствующем порядке должно быть опротестовано. Поэтому президент сделал последний шаг: он рукой своего главы администрации написал письмо в ВС Крыма с предложением отменить данное постановление. Но в письме не указан срок, после которого могут последовать санкции — указ, приостанавливающий незаконное решение, каковым его признал Минюст. 

— Данелян же сказал: им указ — только Конституционный суд! 

— Если президент подпишет указ о приостановке этого решения, то оно моментально потеряет силу. Письмо Кушнарева — последняя попытка обратиться к здравому смыслу крымского парламента, но оказывается, что его, этого здравого смысла, уже давно нет. 

— А как вам тезис о том, что своим молчанием Кучма содействует окончательному «загниванию» крымского парламента, дабы он полностью дискредитировал себя в глазах крымчан, и они сами отказались от такой «представительной власти»? 

— Для последнего просто нет механизма. Нет закона об отзыве депутатов, а распустить парламент может только ВР Украины. 

— И все же: если бы вашим «сменщиком» был не Франчук, а кто-то другой, было бы немного проще. А здесь поневоле создается почва для подозрений о каком-то «семейном договоре». Было ли это назначение неким «пробным шаром» для изучения общественного мнения? Если можно, ответьте не слишком дипломатично. 

— Здесь уже надо общаться без всякой дипломатии... Ведь неважно, кто советует, — важно, кто принимает решения; это принцип Наполеона, который всегда срабатывает. 

Решение по этому вопросу может принять только президент. Если он считает, что для блага Крыма, Украины, для блага президента нужно заменить председателя Совмина — вопросов нет. Лишь скажи об этом однозначно. Сделать это можно в течение минуты. Уверяю вас: позвони мне любой работник из администрации президента о его согласии, я бы ровно через десять минут покинул свой кабинет. Но, видимо, что-то здесь не так. 

Версия об изучении мнения? Не изучишь его за три дня, тем более, что оно уже «изучалось» на двух отставках Анатолия Романовича. Что изменилось в принципе за этот год? Что, действительно так плохо мы поработали? Глупость! Да, урожай был плохим — но все знают, что такой засухи, как в прошлом году, не было последние 60 лет. А объемы промышленности закладываются, как правило, на следующий год — увидим, что будет с показателями в этом году. 

Просто президент как мудрый человек решил еще раз все досконально проверить с помощью Минюста, поэтому он и направил туда соответствующие документы. 

— Я спрашивала Анатолия Романовича: вы действительно хотите вернуться на пост премьера? Он ответил, что сегодняшним своим положением он доволен и что-либо менять в жизни не собирается. Это было менее месяца назад. Мне лично непонятны мотивы его согласия. И потом, если бы это было вопреки воле президента, мы бы уже услышали его резкую реакцию. Или нет? 

— Здесь можно лишь строить догадки и предположения. 

— И что же будет дальше? 

— Я знаю, что они хотят «допрессинговать» президента. Как — возможны варианты: заменить, например, в своем же постановлении по отчету правительства оценку о «недостаточной работе» на «неудовлетворительную». Или, положим, использовать в этих целях вопрос о выплате зарплаты. Все это для того, чтобы положить на стол президенту документ: вот, смотрите, какое неспособное правительство, как его можно дальше терпеть? Это будет сделано обязательно. Другое дело, как отреагируют депутаты... 

Как подумаешь, что вся эта каша заварена лишь для того, чтобы кому-то сесть в правительство — кончается срок их депутатских полномочий... Но эти «желающие» по своей наивности не понимают, что из Совмина «вылететь» еще легче, чем из депкорпуса, да к тому же в правительстве кнопки никто не нажимает, здесь работают. К тому же, работа эта неденежная — к зарплате ничего не наворуешь. Бюджетные деньги, конечно, можно украсть (на что требуются немалые мозги), но это непременно раскроется — не сегодня, так завтра. Можно, конечно, требовать взятки... Вот они и искали человека, который смог бы им пообещать конкретные должности вице-премьеров и министров. 

Вторая причина их действий — политическая. Дело в том, что мы создаем движение «Крым — наш дом», объединяющее центристские силы, которые готовы сотрудничать и с левыми, и с правыми. Это моя идея, и я ее реализую. Кое-кого это движение очень сильно испугало. Оно появится — и неизбежно встанет вопрос о нужности или ненужности некоторых других объединений. Поэтому мне и был нанесен упреждающий удар как по инициатору его создания, чтоб его ослабить — не секрет, что оно сегодня держится и на моем авторитете как председателя Совмина. 

Понятно, что мы его создадим в любом случае, но в другом варианте это будет сложнее. 

— Что будет с этим составом ВС? 

— Я думаю, ему осталось жить либо до конца срока своих полномочий, либо до принятия закона ВР Украины о ВС Крыма, который уже подготовлен и в любое время может быть принят. Во всяком случае, в этом году. А это значит — грядут новые выборы... 

Наталья ГАВРИЛЕВА 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla