Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Д

ТОЛЬКО РАБОТАЯ ВМЕСТЕ, МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС

(Газета «Крымские известия», январь 1997 года)

Новый год — традиционно пора подведения итогов, определения планов. Что ждет нас в нынешнем году? Опять бесчисленные проблемы? О перспективах экономического развития республики наше интервью с Премьер-министром Крыма Аркадием ДЕМИДЕНКО

— Аркадий Федорович, то, что экономическая ситуация в Крыму и вообще в государстве оценивается как кризисная — общеизвестно. Но удручает даже не это, а некое отсутствие перспективы. Многим экономистам, в том числе и в Правительстве Крыма, я задавала вопрос: «Когда станет лучше!» и так и не получила четкого ответа. Может быть, вы его знаете? 

— Социально-экономическая ситуация в Украине действительно сложная, но не бесперспективная. И правительство видит пути выхода из кризиса. Главное, что необходимо сделать и уже делается, — остановить спад производства. Ведь именно падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привело к уменьшению поступлений в бюджет и различные социальные фонды, что и стало причиной возникновения задолженности по зарплатам и пенсиям. Дело в том, что продукция наших предприятий оказалась не конкурентоспособной по сравнению с аналогичной зарубежной, даже изготовленной  странами третьего мира. Здесь сказываются и наши затратные, отсталые технологии, и несовершенство налогового законодательства, и то, что на наших предприятиях мертвым грузом висит содержание социальной инфраструктуры — заводского жилого фонда, детских садов, котельных и так далее. Но, как это ни трудно, местные Советы постепенно принимают на баланс социальную инфраструктуру предприятий. Этот процесс продолжится и в нынешнем году. Большие надежды правительство связывает с проведением налоговой реформы. Пакет налоговых законопроектов уже подготовлен Кабинетом министров, и можно ожидать, что к февралю-марту в Украине будет новое налоговое законодательство. Либерализация налоговых ставок позволит восстановить производство и вернуть часть капитала из теневого бизнеса. Кроме того, плоды должен принести международный форум «Крым-96», проведенный правительством. По нашим прогнозам, в 1997 году в республику придут значительные инвестиции. 

Как видите, перспектива у нас есть. Но для того, чтобы осуществить задуманное, необходимы два фактора — время и политическая стабильность. Последней сегодня нет. Об этом свидетельствуют попытки по непонятным причинам отправить правительство в отставку. Я полагаю, если Верховный Совет Крыма осознает, насколько в сложном экономическом положении находятся Крым и Украина, он должен наложить мораторий на изменения в правительстве на два года, чтобы мы могли работать спокойно. Я называю этот срок, потому что, по моим прогнозам,  государству потребуется 2,5-3 года, чтобы стабилизировать ситуацию. И только затем начнется подъем. 

— Спасибо, что назвали конкретный срок. Но людей уже сегодня волнует, когда им возвратят долги по зарплатам и пенсиям, причем не натуроплатой, а деньгами. Что вы можете им ответить? 

— Для правительства это сейчас тоже самый главный вопрос. На последнем селекторном совещании с главами городов и районов мы поставили очень жесткие требования — не менее 80 процентов поступлений должно направляться на финансирование зарплаты. Но надо признать, что сократить долги по зарплате по крайней мере до одного-полутора месяца мы сможем лишь в марте-апреле. 

— Насколько я понимаю, это тоже зависит от политической стабильности, от того, каким будет принят и как будет исполняться бюджет-97. А что с бюджетом минувшего года? 

— Бюджет на 1996 год изначально был утвержден с эфемерной доходной частью, завышенной на 30-40 процентов, что сделало его исполнение просто невозможным. Это вина не только парламента, но и правительства.  Мы не смогли отстоять перед депутатами предложенные нами нормативы. Я рад, что оценка исполнения бюджета была достаточно объективной. Верховный Совет и правительство признали свои ошибки в формировании доходной части. Для меня эта формулировка важна не просто как констатация факта, а как определенная гарантия того, что к формированию бюджета-97 мы подойдем с реалистических позиций. 

Кстати, некоторые депутаты ставили нам в вину, что правительство до сих пор не подготовило проект бюджета на 1997 год. Я хочу напомнить, что мы не можем формировать свой бюджет, пока не утвержден Госбюджет Украины. 

— Налоговая реформа, а именно из-за нее задерживается  утверждение госбюджета, первоначально приведет к уменьшению поступлений в бюджет. Есть ли перспектива получить какие-то нефискальные источники пополнения доходной части? 

— В этом смысле достаточно перспективен республиканский займ. Его первый транш мы провели успешно, сейчас проводим второй, и, надо сказать, интерес к республиканским обязательствам не изменился. Ведь это достаточно стабильный, малорисковый займ. Кроме того, в первом квартале 1997 года планируется провести крымскую лотерею типа «Спортлото». Билеты будут недорогие — по 20-40 копеек, а выигрыши самые разные — от незначительных до крупных сумм. И наконец, как я уже говорил, должны прийти инвестиции. В основном инвесторов интересуют в Крыму нефтегазовый, агропромышленный комплексы, курортно-рекреационная сфера, порты. 

— Сегодня актуальна тема создания свободных экономических зон. Как вы относитесь к таким идеям? И что дало республике существование СЭЭЗ «Сиваш»? 

— Если говорить конкретно о «Сиваше», то экономический результат его деятельности мы увидим к концу 1997 года. Я думаю, есть смысл создать в республике еще несколько локальных свободных экономических зон. Разумеется, не просто так, оттого, что кому-то захотелось отделиться, а под концепцию с экономическим обоснованием. И необязательно, чтобы свободная зона территориально равнялась городу или району. Это может быть локальная зона, например, в Ялте или Евпатории. 

— Вскоре на сессии ВС Крыма должен рассматриваться проект постановления «О внесении изменений и дополнений в Закон о Правительстве Крыма». В чем суть предлагаемых вами изменений? 

— Суть в том, чтобы привести Закон о правительстве в соответствие с украинским законодательством. Нелепо, когда в Киеве нас называют Советом министров, а в Симферополе — правительством.   Есть смысл провести и некоторые структурные изменения. 

— Развитие социально-экономической ситуации в республике во многом зависит от взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Каким вы бы хотели его видеть в этом году? 

— Мне бы хотелось, чтобы парламент больше прислушивался к правительству, чтобы депутаты чаще бывали на наших коллегиях и заседаниях. Тогда они бы воочию убедились, что правительство  работает серьезно и напряженно. И, конечно же, правительству самому необходимо побольше общаться с парламентскими комиссиями, оперативно информировать депутатов о том, что мы делаем. Главное, мы должны, да просто обязаны работать вместе, только так можно преодолеть кризис. 

Интервью взяла Ирина КАЛИГА 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla