(Газета «Крымские известия» от 31 октября 1996 года)
По различным причинам в бюджет на 1 октября т. г. недопоступило свыше 170 млн. гривен, НДС — 32,3 млн., 47, 6 — налога на прибыль, 12 млн. — акцизного сбора.
В частности, в 1996 году, как и в предыдущие годы, бюджет Крыма недополучил значительные суммы в результате льгот, предоставленных санаторно-курортным учреждениям (70 учреждении) Указом Президента Украины № 204/94 от 04. 05. 94 г. и законами «О Госбюджете Украины на 1996 г.» и «О плате за землю», а также из-за невзимания сумм налога на прибыль и НДС с лечебно-оздоровительных учреждений России, находящихся в Крыму. Кроме того, в бюджет не поступает плата за землю, на которой размещены воинские части России. Таким образом, общая сумма потерь составила около 176 млн. гривен.
Правительство Крыма уже неоднократно обращалось в Кабинет министров Украины и продолжает настаивать на снятии льгот для части украинских здравниц в Крыму, либо на зачете этих сумм в счет доли Крыма, подлежащей перечислению в госбюджет Украины, или же в счет погашения долгов Крыма Украине за газ и по другим видам платежей.
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за 9 месяцев текущего года не отмечен рост частных инвестиций, поскольку существующая налоговая система не способствует привлечению инвестиций вообще.
Кроме этого, рост доходов Крыма сдерживается тем обстоятельством, что Кабинет министров Украины до настоящего времени не решил вопросы, определенные Указом Президента Украины № 190/96 от 15.03.96 г. А именно:
— о предоставлении Правительству Крыма права выступать гарантом краткосрочных кредитов, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности;
— о делегировании Правительству Автономной Республики Крым полномочий по управлению имуществом, находящимся в общегосударственной собственности, расположенным на территории Крыма.
В сложившейся ситуации правительством были разработаны и предприняты дополнительные меры по максимальному бюджетному наполнению.
Прежде всего мы предложили Кабинету министров Украины внести изменения в Закон «О плате за землю», и вот буквально неделю назад новым законом Украины предусмотрены коэффициенты к ставкам земельного налога: на Южном берегу Крыма — 3, юго-восточном — 2,5, западном — 2,2; хотя ряд районов Черновицкой, Ивано-Франковской и других областей получили индекс 2,3.
Положительное влияние на поступления в бюджет оказало введение вексельного обращения и проведение взаимозачетов по погашению недоимок предприятий в бюджет.
В 1996 году относительно успешно проведен курортный сезон. Отдыхающие из СНГ вновь приехали в Крым, и мы получили дополнительный доход в бюджет около 18 млн. гривен...
За последние полтора месяца размер невыплаченной зарплаты сократился на 26,5 млн. гривен.
Несмотря на сложности с наполнением бюджета-96, сегодня нас особенно волнует то обстоятельство, что в 1997 году мы, очевидно, не будем иметь даже такой структуры бюджетных поступлений, какую имеем сегодня.
Проектом Закона Украины 0 Государственном бюджете Украины на 1997 год» предусматривается поступление в бюджет Крыма лишь 50 процентов акцизного сбора, причем с полным исключением акцизного сбора с ввезенных на территорию Украины подакцизных товаров, и 70 процентов налога на прибыль и имущество предприятий всех форм собственности и подчинения. Поступления налога на добавленную стоимость в полном объеме планируется зачислять в госбюджет Украины, в нынешнем же году эта позиция обеспечивала более 31 процента доходной части крымского бюджета. Также мы можем потерять и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, если закон о госбюджете Украины будет принят в сегодняшнем виде, доходная часть бюджета Крыма будет секвестирована почти на 40 процентов. При этом сохраняются льготы, которые были установлены законами о госбюджете Украины в 1995 и 1996 гг., в результате которых бюджет Крыма недополучает около 30 процентов доходов.
Правительство республики рассчитывает на поддержку Верховного Совета Крыма в вопросе восстановления теряемых на государственном уровне источников доходов крымского бюджета.
Однако, понимая, что жизнь нельзя остановить, мы уже приступили к разработке мероприятий по работе в условиях бюджетного дефицита. Правительство планирует перестроить структуру доходов таким образом, чтобы переместить центр тяжести доходных поступлений бюджета на другие разделы. Сокращение же расходной части может быть достигнуто за счет уменьшения расходов, относящихся к общегосударственным.
Для увеличения доходной части бюджета будут приняты меры по исполнению доходов за счет местных налогов и сборов. Это один из наиболее реальных вариантов получения доходов, который слабо используется местными органами власти. Доходная часть бюджета будет пополнена за счет расширения перечня местных налогов и сборов, поступающих в бюджет.
Сложившаяся ситуация требует поощрения создания небанковских финансовых учреждений и развития в Крыму вторичного финансового рынка. Для ускорения процесса преодоления кризиса и улучшения наполнения бюджета в 1997 году отдельным предприятиям вместо бюджетного финансирования будут предоставляться инвестиционные налоговые кредиты.
Но есть сферы, определенные законами Украины и Крыма, где Правительство Автономной Республики Крым не имеет права изменять действующую практику, поэтому, мы обращаемся к Верховному Совету Крыма, чтобы объединенными усилиями решить ряд неотложных проблем. Наши предложения можно сформировать по пунктам:
1. Устранить несоответствие между льготами по плате за землю, устанавливаемыми Законом, Украины «О плате за землю», который вводился с 1 января 1997 года, и теми льготами, которые были установлены в 1996 под статьей 16 Закона Украины о госбюджете на» 1996 год. Проектом Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 1997 год» планируется пролонгировать действие этих льгот.
2. Другой вопрос, который Верховный Совет республики мог бы решить с Верховным Советом Украины, — это поступление налога на добавленную стоимость в крымский бюджет.
3. Учитывая напряженную ситуацию, которая складывается с формированием доходной части республиканского бюджета на 1997 г., мы обращаемся к Верховному Совету Крыма с просьбой поддержать проводимую правительством работу по мобилизации ресурсов для формирования внебюджетных источников доходов, развитию вторичных финансовых рынков, в частности, по формированию имущественного фонда по обеспечению гарантийных обязательств.
4. Для исполнения доходной части бюджета 1997 года Правительство Крыма предлагает Верховному Совету республики утвердить перечень местных налогов и сборов, обязательных к взиманию в городах и районах автономии, а также рекомендуемых. В части, соответствующей действующему законодательству Украины, такой перечень может быть утвержден в 1996 году и способствовать пополнению бюджета уже в этом году.
5. Как один из возможных источников неналоговых поступлений правительство рассматривает организацию внутренних займов и денежно-вещевых лотерей, которые проводятся по решениям соответствующих Советов. Мы обращаемся к Верховному Совету республики с просьбой поддержать эту работу.
В заключение хотелось бы отметить, что истекший период явился определенным этапом в стабилизации экономической ситуации в республике, но многие проблемы еще ждут своего решения, и для осуществления намеченных задач необходимо прежде всего до 1 января принять бюджет Крыма на будущий год.