Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

ПРОВЕРЯЯ ЧФ НА КРЕПОСТЬ, КАК БЫ ЛОБ НЕ РАСШИБИТЬ

(Газета «Крымская правда» от 14 марта 2007 года)

В последние дни Черноморский флот вновь оказался в центре внимания украинских СМИ. Ажиотаж вызван очередным раундом переговоров по ЧФ. Снова и снова говорить об уже однажды договорённом сегодня на Украине стало нормой. Потому флот России, как вечно плодоносящее дерево, то и дело служит для раздувания сенсаций и политикам, борющимся за власть, и тем, кто уже прибрал её к рукам.

Иногда даже сочувствием проникаешься к украинским СМИ: о чём будут они шуметь, если Черноморский флот вдруг покинет бухты, которыми в своё время любовалась Екатерина Великая? Тогда наверняка не только представители масс-медиа, но и, возможно, политики дойдут до понимания истинной роли русского флота в системе двусторонних отношений России и Украины.

Но в первую очередь уход флота неминуемо ударит по русскоговорящему населению Крыма. Во много раз активизируется насильственная украинизация, которая сегодня пока ещё медленно подминает под себя культурные слои, веками складывавшиеся на полуострове. Но уже подминает.... Севастопольским кабельным каналам из Киева настоятельно и без стеснения рекомендуют урезать объём трансляции русскоязычных программ, а Дом Москвы - учреждение, ориентированное исключительно на укрепление культурных и экономических связей столицы России и города русской славы, - инспектируют кадровые сотрудники Службы безопасности Украины.

Не менее болезненным будет и финансовый аспект "развода". Ни для кого не секрет, что базирование ЧФ обеспечивает Севастополю немалые денежные субсидии. Если прежде флот ежегодно приносил в городскую казну 35-100 млн. гривен, то, начиная с нынешнего года, целевая государственная субвенция города в связи с пребыванием в нём ЧФ должна составлять 50 процентов суммы аренды, которую платит Россия Украине, или ежегодно около 238 млн. гривен. Правда, в Киеве решили сэкономить и собираются перечислить Севастополю из этой суммы только 75 млн. гривен.

К слову, флот привлекает в Севастополь и Феодосию, в которой тоже стоят российские части, значительные денежные потоки. Украинский и городские бюджеты пополняются за счёт налоговых отчислений ЧФ с зарплаты работающих на его предприятиях около 20 тысяч граждан Украины. Российский флот закупает на Украине значительную часть того, что необходимо ему для нормального функционирования: топливо, оборудование, продукты.

Но и это далеко не всё. В соответствии с протоколом, подписанным правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины 2 июля 2004 года, об утверждении методики определения объёма участия Российской Федерации в развитии социально-экономической сферы Севастополя и других населённых пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования Черноморского флота Российской Федерации, Севастополь получает ещё и дополнительные средства. На реализацию программы его социально-экономического развития в этом году планируется направить свыше 210 млн. гривен, в том числе РФ внесёт 7% этой суммы. Если всё это не реальная поддержка украинской экономики, то что же это тогда?

Но Киев согласие России участвовать в реализации социальных программ города почему-то трактует как слабость её позиций и готовность идти на любые уступки ради ЧФ. Соответственно русский флот, который для Севастополя и Крыма делает гораздо больше национальных Военно-морских сил, откровенно провоцируют различными придирками и скандалами. То пропажу со складов переносного зенитно-ракетного комплекса на него валят, то нефтяное пятно в Севастопольской бухте спешно, без выяснения, объявляют "однозначно русским". В чём только не обвиняли флот за годы, прошедшие после последних президентских выборов: в нарушении границы Украины, наличии ядерного оружия, контрабанде, распространении СПИДа. Политики в этой мутной воде ловят свою рыбу, а мошенники от бизнеса - свою. Уже не первый год Черноморский флот вынужден в украинских судах защищать свои позиции по многим вопросам.

Наиболее скандальным стал иск МЧП "Юреко". С 1993-го по 1996 год отдел капитального строительства ЧФ совместно с этим частным предприятием строил дома в Севастополе. На момент окончания срока действия договора у фирмы к ОКСу претензий не было. Появились они только в 2000 году. Именно тогда, когда директор "Юреко" при странном стечении обстоятельств покончил жизнь самоубийством, оставив документы фирмы, ставшей ООО "Юреко", в запущенном состоянии. Новые руководители провели калькуляцию и на основе заключения филиала Харьковского НИИ судебной экспертизы предъявили российским флотским строителям иск на 11 млн. гривен, который суд удовлетворил в 2004 году. А два года спустя этот же институт провёл повторное исследование, признал ошибку своего эксперта и его заключение аннулировал. Свои выводы обнародовали и специалисты Главного управления МВД Украины в Крыму, считающие, что должником является не подразделение Черноморского флота, а его бывший партнёр. Но руководители "Юреко" подали новый иск в Хозяйственный суд Севастополя на 20 миллионов гривен, выбрав ответчиком на этот раз не строительную часть ЧФ, а Министерство обороны России. И, как ни парадоксально, Хозяйственный суд, не посчитавшись с заключениями экспертов, снова принял сторону "Юреко". К слову, Высший хозяйственный суд Украины усомнился в обоснованности требований коммерсантов и вернул материалы дела на пересмотр. Эта тяжба продолжается по сей день. И она не единственная... Флот принудили отказаться от сдачи в субаренду своих объектов, из-за чего убытки понесли сотни украинских граждан.

Свой вклад в борьбу против Черноморского флота вносит Министерство иностранных дел Украины. Ведомство, призванное укреплять международные отношения, вдруг занялось делами, совершенно ему не свойственными. Соответственно ориентированный президент выдвигает на пост руководителей внешнеполитического министерства людей, жёстко настроенных против России и её военного флота. С бывшим главой МИД Борисом Тарасюком многие СМИ связывают "спонтанные" акции протеста у объектов ЧФ некоего молодёжного движения "Студенческое братство". Нынешний кандидат на неостывшее министерское кресло - господин Огрызко - политику в отношении "большого брата" изменять не настроен.

Он поспешил объявить о выводе российского флота из Севастополя к 2017 году, так как, мол, его нахождение на территории Украины противоречит её Конституции, и публично присягнул, что Министерство иностранных дел в 2007 году будет делать всё для того, чтобы страна могла стать членом НАТО. Одним из приоритетов деятельности МИД Огрызко обозначил евроатлантическую интеграцию "как гарантию безопасности и всестороннего развития государства". Забавно, но при прочтении Конституции дипломат, похоже, пропустил её статью о внеблоковом статусе Украины.

Кардинальные перемены в двусторонних отношениях с россиянами и. о. министра решил начать с малого: с некоторых пор его стали беспокоить национальные флаги РФ на объектах флота. Затем он замыслил изгнать из Севастополя российские органы юстиции, отнять у флота 35 навигационных объектов, провести инвентаризацию земель и пересмотреть в сторону повышения арендную плату за них, хотя её размер определён межгосударственным соглашением.

Внешнеполитический курс Украины напоминает топтание слона в посудной лавке. Политику двойных стандартов, которую она переняла у американцев, в Европе не очень-то жалуют. Рано или поздно она может надоесть и России. И всё идёт к этому. Господин Огрызко не устаёт повторять, что будет добиваться неукоснительного соблюдения РФ базовых соглашений по флоту, но первостатейным нарушителем их Украина сама и является. В соответствии с договорённостями из самой большой севастопольской бухты, Северной, ещё несколько лет назад должны были уйти все украинские военные корабли, но не ушли. Соглашением предусмотрено раздельное базирование флотов в бухтах Севастополя, и россияне в одночасье могут перестать закрывать на это нарушение глаза.

Никто не может также запретить России, следуя украинскому "опыту", подать иск в свой суд, который может решить, что Украина должна компенсировать российскому флоту средства за ремонт и обслуживание навигационного оборудования, а также возвратить его долю маячного сбора, которую уже несколько лет присваивает украинская сторона. А почему бы и нет? Коль скоро решения украинских хозяйственных судов на Украине имеют приоритет над международными соглашениями, то и российская судебная система тоже может в этом преуспеть.

Могут быть привлечены к суду за невыполнение договорных обязательств и некоторые структуры ВМСУ. Например, яхт-клуб ЧФ совместно используется российскими и украинскими моряками. Это подразумевает совместное финансирование спортивного учреждения. Но на протяжении последних десяти лет средства на содержание яхт-клуба выделяет только российский флот.

Может прекратиться поступление российских средств в Севастополь на его социально-культурное развитие, а миллиарды, обещанные Лужковым Крыму, он может в конце концов вложить в Абхазию или в Сочи.

Не стоит забывать, что с уходом флота прекратится и выплата компенсаций за его базирование. А станет ли доходным туристическим центром Севастополь, чьей достопримечательностью уже более двухсот лет является российский флот, - ещё вопрос.

В отношениях Европы к России всё более преобладает здравый прагматизм. А вот поймут ли когда-нибудь украинские политики, что не оправданная ничем конфронтация с сильным и влиятельным соседом - это не признак государственной состоятельности и демократичности общества, а всего лишь самодурство и полная неосведомлённость в делах политики и экономики, весьма сомнительно.

Проект моста через Керченский пролив, который разделяет Россию и Украину, всё ещё остаётся проектом и может ещё долго оставаться в таком состоянии. Иное дело - Черноморский флот, который реально соединяет две страны. Так стоит ли политическими диверсиями проверять крепость этого моста? Этак ведь и лоб себе можно расшибить, хотя он, как утверждают, и состоит из сплошной кости.

Лаврентий ПАВЛОВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla