Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ – БЛАГО ДЛЯ СЕВАСТОПОЛЯ

(Газета «Крымский обозреватель» от 21 ноября 2006 года)

В последние недели вновь актуализировалась далеко не животрепещущая, казалось бы, тема: останется ли Черноморский флот на территории Украины после 2017 года. Яростные споры породили волну напряженности и очередное (уж не знаю, какое по счету) охлаждение между президентом и премьер-министром.

Причиной стали несколько слов, произнесенных Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. В середине октября, отвечая на вопрос севастопольцев, российский президент заявил, что «Россия не стремится к досрочному выводу своего флота из Крыма <...> и готова будет вести переговоры о продлении срока пребывания нашего флота».

- Я рассчитываю на то, что мы сможем все эти вопросы решать в ходе конструктивного диалога на правительственном уровне, на министерском уровне - сказал Путин. - Такие переговоры ведутся. Тем более что доходы немаленькие Украина получает от пребывания российского Флота. Я имею в виду и аренду и создание рабочих мест <...>. Вообще это сотрудничество носит исключительно позитивный характер и способствует укреплению дружбы, сотрудничества и доверия между народами России и Украины.

Чуть позже главу российского государства поддержал премьер-министр Украины. Он отметил, что вопрос продления пребывания российского флота на украинской территории будет рассматриваться «с точки зрения и политических, и экономических отношений с Россией».

- Есть объекты, в которых Украина заинтересована, чтобы они эксплуатировались нашими партнерами и государство от этого получало прибыль, - уверен Янукович. - Безусловно, Украина заинтересована сохранять хорошие отношения с нашими соседями, и если мы будем смотреть на этот вопрос с такой точки зрения, то мы найдем взвешенный ответ.

Оба высказывания вызвали бурную реакцию украинских «евроатлантистов»(так журналисты прозвали апологетов «атлантического» вектора развития Украины и, в частности, вступления в НАТО, которые задают тон в украинском МИДе и Министерстве обороны). «Евроатлантисты» в очередной раз заявили, что пролонгация договора о пребывании Черноморского флота в Севастополе противоречит Конституции и представляет угрозу независимости Украины.

Идеологически близкие к «евроатлантистам» средства массовой информации тоже не постеснялись в выражениях. Игнорируя более чем двухсотлетнюю историю Севастополя и мнение жителей города, они дошли до утверждений, что пребывание ЧФ в Севастополе - не что иное, как «оккупация» (информагентство «Обком»). Весьма показательна в этом плане статья «Цена пролонгации», опубликованная 4 ноября в газете «Зеркало недели». Еженедельник, который называют «рупором посольства США», еще раз добросовестно перечислил все традиционные аргументы «евроатлантистов» против пребывания Черноморского флота в Севастополе.

Почему же «евроатлантисты» так уверены, что Черноморский флот - зло для Украины и для Севастополя? Насколько обоснованно их мнение? Попробуем разобраться.

Начнем с частного. «Зеркало недели» пишет «Экономическая выгода от присутствия российского флота <...> выглядит достаточно мифической. Ежегодно поступления от ЧФ РФ в городской бюджет Севастополя сокращаются: если несколько лет назад на флот приходилось до 25% поступлений в казну города, то сегодня эта цифра составляет около 15%. Более того: присутствие флота сдерживает экономическое развитие Севастополя, не давая ему возможности стать полноценным морским портом и туристическим городом». Этот пассаж, видимо, должен вызвать в воображении впечатлительного читателя следующую удручающую картину: где-то на краю богатого и процветающего юга Украины примостился экономически депрессивный Севастополь, в котором и цены выше, и зарплаты ниже, и демографическая ситуация хуже, чем в соседних регионах. На самом же деле все обстоит ровно наоборот. Сегодня Севастополь - лучший по экономическим показателям город на крымском полуострове и один из лучших на Юге Украины. В этом году город-герой превзошел объемы производства 91-го года (для большинства регионов Украины этот уровень остается недостижимым). Средняя зарплата и уровень благосостояния населения в Севастополе ощутимо выше, чем в «соседней» крымской автономии. А если сравнить Севастополь, скажем, с Керчью (тоже ведь когда-то был процветающий город: портовый, туристический, и судостроение там было налажено, и рыбный промысел), станет окончательно ясно: отсутствие российского флота вовсе не гарантирует экономического процветания. Скорее, наоборот.

«Мифическим» же, при ближайшем рассмотрении, оказывается упомянутое «ЗН» «сокращение поступлений в городской бюджет от Черноморского флота». В действительности поступления не сократились ни на копейку. Просто бюджет Севастополя с каждым годом растет, и сумма, которая раньше составляла 25 процентов городской казны, сейчас составляет лишь 15 процентов.

Не случайно 28 октября на «Севастопольском форуме» председатель городского Совета Валерий Саратов заявил:

- Уверен, что через 10 лет, благодаря развитию Севастополя, процент поступлений в бюджет города от предприятий Черноморского флота уменьшится к тому времени это будет не 15, а 5 процентов.

Город развивается, в том числе, благодаря присутствию российских военных. Черноморский флот обеспечивает работой 26 тысяч граждан Украины (жителей Севастополя и его окрестностей). Кроме того, по словам председателя Севастопольской городской государственной администрации Сергея Куницына, за последние 6 лет для моряков Черноморского флота в Севастополе построены 3 тысячи квартир. Естественно, за российские деньги.

- Сорок процентов людей, которые живут в этих квартирах, - граждане Украины, - подчеркнул Куницын.

Не выдерживает критики и аргумент, что, дескать, присутствие российских военных отпугивает от Севастополя потенциальных инвесторов. Во-первых, большую часть иностранных инвестиций город (как и крымская автономия) получает не из милых «евроатлантистам» стран НАТО, а из государств СНГ (в первую очередь — из России). Во-вторых, даже для европейцев российский флот - отнюдь не синоним абсолютного ужаса. Об этом свидетельствуют обнародованные недавно намерения английских компаний участвовать в реконструкции севастопольского аэропорта «Бельбек» и строительстве торгово-развлекательного центра в одном из «спальных» районов города.

На упомянутом выше «Севастопольском форуме» Валерий Саратов рассказал, что привычных к риску бизнесменов присутствие флота не сдерживает:

- У нас один участок Севастопольской бухты арендует Черноморский флот, на другом участке, по соседству, стоят украинские военные корабли. А между ними - причалы предприятия, в которое вложен «заграничный» ливанский капитал. Десятки миллионов долларов. Инвесторы не испугались соседства с военными и чувствуют себя вполне комфортно.

Руководство флота регулярно помогает городу добровольно и по собственной инициативе. Моряки участвуют и в субботниках, и в начавшейся недавно реконструкции исторического центра Севастополя.

Перейдем к следующим аргументам, изложенным в «ЗН». Автор статьи утверждает, что «Черноморский флот России, как свидетельствуют события последних пятнадцати лет, представляет собой дестабилизирующий фактор в Крыму. И одним своим присутствием на полуострове не просто стимулирует сепаратистские настроения. Как показали недавние события в Феодосии, ЧФ России является инструментом влияния извне на политические события на украинском гюлуострове».

К сожалению, в статье не уточняется, каким именно образом ЧФ влияет на политические события в Крыму. Большинство крымчан считает, что июньские события в Феодосии (неясно, кстати, какую роль, по мнению «ЗН», в них сыграл Черноморский флот, руководство которого подчеркнуто дистанцировалось от конфликта) «показали» лишь нежелание украинцев мириться с нарушениями Конституции. Кроме того, с мнением «ЗН» в корне не согласны представители местной власти. В октябре севастопольский «губернатор» Сергей Куницын, выступая в прямом эфире телеканала «Неаполь», напротив, назвал Черноморский флот (наряду с Военно-морскими Силами Украины) «стабилизирующим фактором»:

- В Севастополе тоже были попытки «самозахватов» земли, но население отреагировало на это очень жестко - рассказал Куницын. - Севастополь - это очень патриотичный регион. Здесь два флота, десятки тысяч человек «под ружьем», тысячи офицеров, отставников. Народ способен мобилизоваться очень быстро. Так что такие шутки здесь не пройдут. Крыму в этом плане есть чему поучиться у Севастополя.

А вот еще одна цитата из «Зеркала недели»: «премьер-министр как-то упускает из виду положения украинской Конституции: статья 17 Основного Закона запрещает размещение на территории Украины любых иностранных военных баз — и российских, и натовских».

Удивляет, что «ЗН» почему-то ставит знак равенства между размещением и нахождением военной базы на территории Украины. Семнадцатая, статья не допускает именно «размещение» (в единственно аутентичном украинском варианте используется термин «розташування»). Большой толковый словарь современного украинского языка под редакцией В.Т. Бусела («Перун», 2005 год) гласит, что «розташування» - это существительное от глагола «розташовувати», который означает «розміщувати, розкладати, розставляти в якомусь порядку, мicце. // Знаходити писце для чого-небудь, вибирати якесь мюцеположення. // Влаштовувати, оселяти де-небудь на проживания, відпочинок i т. ін». Каждое из трех значений глагола предполагает перемещение, что в результате объект действия окажется на новом месте. То есть согласно 17-й статье Основного Закона, военные базы не должны появляться там, где их не было ранее. Может ли действие этого запрета распространяться на Черноморский флот, который существует почти в 15 раз дольше, чем независимое государство Украина?

Безусловно, изложенное в предыдущем абзаце - не более чем соображения автора данной статьи. Однако официальное толкование 17 статьи вполне может стать предметом рассмотрения Конституционного суда, А уж тогда (предположу, помня о гибкости, которую украинская судебная система продемонстрировала во время «оранжевой революции») все будет зависеть от состава судей и политической ситуации в стране.

Рассуждения «евроатлантистов» о необходимости повысить арендную плату для Черноморского флота вообще лишены оснований. «Соглашение о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» гласит: «Сумма ежегодно погашаемой части государственного долга Украины <...> составляет 97,75 млн. долл. США». Несколькими абзацами ниже обозначен срок действия данного документа: «до полного выполнения Сторонами обязательств, вытекающих из него». То есть Соглашение, ратифицированное украинским парламентом и подписанное тогдашним премьер-министром Павлом Лазаренко, не дает Украине права повышать арендную плату до 2017 года.

К тому же, добавлю в заключение, не совсем понятно, почему «евроатлантисты» преподносят пролонгацию существующего договора как революционное решение, меняющее внешнеполитический вектор Украины. В 97-м году «Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» принималось, фактически, как документ с неограниченным сроком действия: «Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия». Таким образом, руководителям двух государств даже не нужно предпринимать активные действия для продления соглашения — достаточно не разрывать его.

По большому счету, останется ли Черноморский флот в Севастополе, будет зависеть от ситуации в России через 8-9 лет. Учитывая, как быстро крепнет российская экономика и помня об «энергетической игле», на которую Россия «сажает» Европу, нельзя исключать, что к 2017 году Украина будет в десятки раз сильнее, чем сейчас, заинтересована в тесных и дружных отношениях с могучим северным соседом. Тогда вопрос о пребывании российского флота в Севастополе будет рассматриваться совсем под другим ракурсом.

Дмитрий ЖМУЦКИЙ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla