Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЛИ НАТО?

Об этом размышляет адмирал Игорь Касатонов

(Газета «Крымская правда» от 28 марта 2006 года)

Русская держава давно выступила на историческом поприще. Её государственная жизнь продолжается беспрерывно уже более тысячи лет. Все это первое тысячелетие русской истории почти без перерыва наполнено территориальным ростом русского государства. Рост этот временами замедлялся, но затем опять продолжал идти вперёд, так что в общем вся русская история со времён Рюрика и до наших дней представляет вполне определённое впечатление непрерывного роста нашего государственного организма. 

Причина, почему объединение славянства случилось именно вокруг русского народа, ясна сама по себе. 

Необходимо объективно констатировать, что из всего славянского рода только один русский народ достиг великодержавного мирового значения и вырос в могучую по силе и численности нацию. Из более чем 150 миллионов всех славян более 100 миллионов, то есть свыше 2/3, приходится на долю русского народа, который, таким образом, занимает в братской славянской семье положение старшего в роде, обязанного заботиться о младших братьях. Этот долг свой русский народ неоднократно исполнял, ведя многовековые тяжёлые войны за освобождение славян и за православную веру. 

Украинские палки в российские колёса

Своеобразие географического положения Руси, России на стыке Европы и Азии сделало её одним из главных участников противоборства и примирения этих цивилизаций, превратив "мировой Восточный вопрос", в центре которого находился Крым, в главное содержание истории этих отношений. Лишь окончательный выход России в Причерноморье с утверждением её в Крыму в качестве черноморской морской державы привёл наконец этот регион и в целом Европу к устойчивому равновесию. Найденный баланс обрёл не только континентальное, но даже мировое значение. 

Украина, взяв на себя роль ликвидатора СССР, провозгласила себя и "учредителем" СНГ. Однако Украина так и не стала настоящим членом СНГ - она не подписала Устав СНГ и Договор о коллективной безопасности. С самого начала именно позиция Украины вела к тому, чтобы не сохранились не только единые вооружённые силы, но даже не было бы "объединённых". Политика Украины в целом за истекшее десятилетие была нацелена на то, чтобы СНГ как структура, удерживающая военно-стратегический и геополитический ареал исторического государства Российского, стала номинальной. Украина приняла участие в оформлении соглашения ГУАМ, получившего название по первым буквам названий составляющих его членов - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Это региональное объединение без России стран Черноморско-Каспийского бассейна - важнейшего стратегического региона, созданное в противовес СНГ государствами, открыто заигрывающими с НАТО, США и Турцией, откровенно проявляющей идеи исторического реванша. 

4 ноября 1998 года Кучма подписал указ "О Государственной программе сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года". Это было, конечно, вероломным актом, если учесть, что ранее был подписан договор "О дружбе, сотрудничестве и партнёрстве России и Украины", принёсший односторонние преимущества Украине. Так, в ноябрьском  указе Кучмы сказано: "Сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины". Предусмотрено использование для совместных с НАТО маневров "военной инфраструктуры Вооружённых сил и других военных формирований Украины (в том числе на постоянной основе), в частности, общевойсковых Львовского полигона, полигона Широкий Лан и авиационных полигонов Министерства обороны Украины, а также Чугуевского полигона Национальной гвардии Украины". Далее направление сотрудничества в области вооружений имеет целью "совместимость вооружений НАТО и Украины, стандартизацию и унификацию вооружений и военной техники", то есть речь идёт о всесторонней стыковке военных, военно-научных, военно-промышленных (в том числе и космических) программ и стандартов Украины со стандартами НАТО. Это значит, что фактическое вступление Вооруженных сил Украины в НАТО состоялось. Прямой телефон между президентом Украины и генеральным секретарём НАТО установлен. Кстати, переход на натовские военные стандарты вызовет кризис в системе военно-промышленного комплекса Украины и, более того, катастрофу его отдельных составляющих. Это потеря рабочих мест, безработица, обострение политической обстановки и снижение уровня жизни населения. Необходимость изучения новой техники, к особенностям которой нынешняя молодёжь не адаптирована, вызовет отток молодёжи от армии, увеличение её незанятости, не будет способствовать проблемам воспрепятствования возможного вовлечения отдельных групп молодёжи в криминальные структуры. 

По всем канонам оценки статуса международного договора Договор между Россией и Украиной, ратифицированный в 1999 году, не вполне соответствует признакам "договора о дружбе". В нём отсутствует самый главный для сегодняшней ситуации пункт - обязательство не вступать в блоки и союзы, враждебные друг другу, и не допускать на свои территории вооружённые силы третьих держав. Вскоре председатель Совета по национальной безопасности Украины высказал своё мнение о будущем Украины: "НАТО не должен оставить бывшие республики СССР один на один со своей безопасностью". Последовавшие контакты с НАТО подтвердили эту устойчивую тенденцию в политике Украины. 

Как никогда ещё, исключая 1991-1992 годы, осложнилась обстановка с Черноморским флотом, который после окончания Второй мировой войны прошёл через огромные качественные и количественные изменения. Стал ракетно-ядерным, с большим авиационным, противолодочным потенциалом, с хорошо развитой инфраструктурой базирования, системой управления, связи, тыла, в том числе и плавающего тыла. 

В настоящее время существующая организационно-штатная структура флота позволяет решать поставленные задачи. В составе флота сохранились все рода сил. 

Всего на флоте: два оперативно-тактических объединения; одно оперативно-тактическое территориальное объединение; одна дивизия надводных кораблей; восемь бригад различного назначения; шесть полков различного назначения; восемь дивизионов кораблей; десять дивизионов судов. 

По настоящему состоянию штатная численность личного состава Черноморского флота по мирному времени составляет более 15000 военнослужащих. Фактическая укомплектованность флота позволяет решать все поставленные флоту задачи. 

В боевом составе флота насчитывается 46 надводных кораблей, катеров и подводных лодок. Их состояние позволяет выполнять поставленные задачи, которые могут возникнуть в настоящее время. Потенциальные возможности сил флота можно представить в следующем виде: общий ракетный залп - более 100 ракет; общий торпедный залп - более 60 торпед; количество артиллерийских орудий всех калибров - более 200; минная подъёмность - более 500. Всё это позволяет оценить фактическую значимость присутствия флота в Чёрном море. 

Присутствие Черноморского флота в Крыму является гарантом мира и безопасности в этом регионе. Его уход из Севастополя не только подорвёт боеготовность флота, но и ослабит Россию. Более века назад Лев Николаевич Толстой писал: "Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...". Для России Севастополь - это святыня. Мысль отдать Севастополь Украине равносильна передаче Ватикана мусульманам или Мекки католикам (не принижая ни тех, ни других). 

НАТО - это удавка на шее

Обстановка по Черноморскому флоту даже после подписания и ратификации Большого договора не была простой. Но после свершения оранжевой революции, а тем более, газовой "войны", следовало ожидать нового развития ситуации. Дело даже не в газовой войне, а в том, что Украине после развала СССР необходимо постоянно утверждать свою самостоятельность. Это требовало подтверждения геополитическими факторами, духовными и идеологическими устремлениями. Если бы наши народы имели большие различия друг с другом, то не было бы нужды в такой ожесточённой антирусской пропаганде и действиях. Проблему полного геополитического и духовного разъединения русских и украинцев можно решить, вытеснив или выдавив Россию из Крыма и Севастополя. Это мечта и стратегическая задача США и НАТО. 

На переговорах в Киеве в феврале сего года, где Россия собиралась "планово" обсуждать отдельные шероховатости и недочёты уже подписанных соглашений, украинская делегация, готовившаяся к переговорам десять месяцев, начала свою политическую атаку, а точнее, амбициозный политический шантаж в отношении Черноморского флота. Прежде всего были заявлены имущественные иски, претензии на значительное увеличение в десятки раз арендной платы, поставлено требование - убрать с улиц российские патрули, ликвидировать суды, прокуратуру и многое другое. А если виртуально предположить, что всё это происходит не в Крыму, а на Марсе, то лишить русских и воздуха. Я думаю, что такая мощная атака - это следствие ярости предвыборной борьбы, показать тем, кто финансирует наиболее одиозную, антироссийскую группировку, свою решительность, готовность якобы к любому варианту развития событий по Черноморскому флоту! Причём происходит это на высоком государственном и политическом уровне. 

Однако такие действия не являются какими-то неожиданными или новыми. Помнится, как в 1992 году не кто иной, как военлёт Константин Морозов, ставший волей случая первым министром обороны Украины (специально был назначен русский), начал с того, что организовал приём присяги во всех частях и соединениях бывшей Советской Армии. Кроме, конечно, Черноморского флота, куда так в то время и не долетел. Как проходящая временная фигура он был обязан разгромить весь первый стратегический эшелон Советской Армии, на что опять-таки в своё время (Второй мировой войны) потребовалось бы с десяток гитлеровских фельдмаршалов. И он взялся за это дело, причинив неимоверные страдания огромной части общества. Освободившееся военное имущество было, конечно, разворовано, попало в руки проходимцев и различных дельцов. 

Сейчас другое время, другой тон, но хозяева и финансисты те же. А требование графика вывода флота за 11 лет до срока окончания договора... Всё будет наоборот! Эксперты и специалисты разберутся, посмотрит и разберётся министр обороны России, другие ведомства. 

Слово своё ещё не сказало российское общество. Но если надо будет, то скажет. Скажет, как всегда, твёрдо и очень убедительно. Можно ещё раз вспомнить 1992 год. Хотел бы напомнить и родным россиянам, которые успокоились,  посчитав, что все стихло, ан нет! Ведь уже в 2002 году украинская сторона перешла к активным судебным действиям. 

Так, по иску Генеральной прокуратуры Украины, которая представляет интересы некоего украинского государственного предприятия "Госгидрография", Минобороны России и Гидрографической службе ЧФ предъявлены требования по изъятию инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения в пользу Украины. При этом иск заявлен именно как об истребовании имущества из чужого незаконного владения. 

По решению Севастопольского Апелляционного хозяйственного суда Минобороны России обязано передать украинской стороне 18 из 22 объектов навигационно-гидрографического обеспечения, находящихся в Крыму. Среди них - важнейшие маяки в системе навигационного обеспечения кораблевождения и судоходства на Черноморском театре Тарханкутский, Евпаторийский, Ялтинский, Солодунова и другие (кстати, обслуживание и эксплуатация навигационной системы театра не под силу Украине). 

Напомним, что ранее недовольство субарендой высказывал президент Украины Виктор Ющенко. У него были вопросы к России по 120 земельным участками и по 172 объектам, "которые используются не по назначению". Глава МИД Украины Борис Тарасюк также заявлял, что "это ненормально, что 71 участок земли в Севастополе общей площадью более 148 га незаконно удерживаются Россией". Теперь эта проблема, похоже, решена. Однако нерешенных вопросов пока больше, чем решённых. 

В настоящее время в Севастопольском хозяйственном суде продолжается рассмотрение иска Генеральной прокуратуры Украины к Минобороны России об изъятии из владения ещё 82 подобных объектов. Российская сторона безуспешно пытается убедить украинскую сторону в том, что такие вопросы согласно договорам по параметрам раздела ЧФ должны решаться на правительственном уровне, а не "поселковым или деревенским" судом, как об этом недавно заявил министр обороны РФ Сергей Иванов. Дело в том, что регламентация правового статуса военных объектов ЧФ на территории Украины предусматривает порядок разрешения споров, возникающих в связи с толкованием или применением действующих соглашений. Для этих целей создаются смешанные комиссии, в состав которых стороны назначают своих представителей. Смешанные комиссии действуют на основании принятого ими регламента, собираясь на свои заседания, как правило, по мере необходимости. Если комиссия не может разрешить переданный ей на рассмотрение вопрос, он должен быть урегулирован по дипломатическим каналам, на правительственном уровне. 

Украинская сторона, используя несовершенство существующих механизмов взаимодействия по флоту и правовой "вакуум" в этих вопросах, предпринимает шаги по решению отдельных проблем, связанных с жизнедеятельностью флота, в одностороннем порядке (аресты счетов, снятие навигационных знаков, штрафные санкции). Так, сохраняются имущественные претензии с украинской стороны в отношении базового Матросского клуба флота, признания архивных и музейных фондов Морской библиотеки и Музея ЧФ собственностью "народа Украины" и др. Имеют место и споры относительно объектов, не вошедших в соглашение о параметрах раздела ЧФ и числящихся на балансе российских воинских частей. По оценке украинской стороны, насчитывается около 70 различных объектов, фактически используемых в настоящее время флотом, но не вошедших в приложения к "Соглашению о параметрах раздела ЧФ". Отдельные должностные лица ВМС Украины и Государственной исполнительной службы Украины, несмотря на достигнутые межгосударственные договоренности по собственности бывшего СССР об условиях базирования и параметрах раздела ЧФ, продолжают предпринимать попытки лишения (вплоть до насильственного захвата, как это произошло с маяком в Ялте) имущества воинских частей "иностранного государства". 

Игры в "черноморскую карту"

После газовой "войны" Украина, верная себе, решила опять поиграть в черноморскую карту. Прошедшие в середине февраля переговоры между министрами обороны России и Украины С. Ивановым и А. Гриценко были, по всей вероятности, прощупыванием позиций перед новой склокой, которую наверняка готовят на Украине определённые политические круги. После переговоров министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что для решения вопросов функционирования российского Черноморского флота на Украине будет создан отдельный подкомитет в рамках подкомиссии Ющенко-Путин. "Вопросы, связанные с заменой корабельного состава и судов Черноморского флота, его инфраструктурой и базированием будут обсуждаться этой подкомиссией. Мы как министры обороны, будем направлять в неё свои предложения и пожелания. Все вопросы функционирования Черноморского флота будут обсуждаться там", - сказал Иванов. 

Этот подкомитет будет работать под руководством министерств иностранных дел обоих государств, однако оборонные ведомства России и Украины могут представлять в этот подкомитет свои предложения. 

Была достигнута договорённость о том, что Россия прекращает субаренду объектов ЧФ. Иванов сообщил, что на условиях субаренды объекты Черноморского флота перестанут функционировать с весны 2006 года. Имеется ряд других предложений по улучшению управлением имуществом на ЧФ. 

Эксперт-юрист Н. Крюков предлагает следующие мероприятия. 

Во-первых, необходимо повышение качества со стороны России государственного управления международной военной деятельностью ЧФ путём совершенствования её правовых основ. Это, в свою очередь, предлагается обеспечить систематизацией многочисленных актов национального военного законодательства, а также международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных, межведомственных), регулирующих международную военную деятельность. 

Во-вторых, целесообразно активизировать работу смешанной российско-украинской комиссии по разрешению имущественных споров относительно толкования и применения базовых соглашений по ЧФ. 

В-третьих, надо разработать и принять "Концепцию управления имуществом ЧФ". Она должна служить нормативной базой и поэтапной программой действий по эффективному управлению имуществом ЧФ, отражающей многочисленные динамические взаимосвязи между стратегическими целями деятельности ЧФ и России, основными управленческими решениями и способами их реализации. Доминирующее положение в концепции должны занимать цели, задачи, основные направления деятельности ЧФ, а также способы и механизмы управления его имуществом. 

В-четвёртых, нужно создать управляющий орган (компанию) для рационального управления имуществом ЧФ на территории Украины. Этому органу постановлением правительства РФ передать права по управлению федеральной собственностью (недвижимым имуществом ЧФ) и права по владению и пользованию имуществом, арендованным у Украины. 

Это примерный показ, как, действуя в правовом поле, возможно построить систему действий, чтобы снять напряжённость. Конечно, резерв компромиссов небесконечен. Но пора уяснить некоторым кругам на Украине и на Западе, что есть вещи, которые не могут решаться так, как кому-то вдруг захотелось - убрать Черноморский флот из Крыма.

Из Севастополя Черноморский флот не уйдёт никогда!

Что касается стремления нынешнего руководства Украины присоединиться к НАТО, то на данном историческом пути решение примет народ Украины. Но, несмотря ни на что, Черноморский флот России из Севастополя не уйдёт никогда. Поэтому "Варяга" на ЧФ никто петь не собирается, но если что - вся российская общественность по сигналу "Вставай, страна огромная!" заставит любых правителей сделать, что требуется в интересах великой России. Такие лучшие граждане России, как государственный управленец В. Серов, великий дипломат Ю. Дубинин, депутат С. Бабурин и многие другие находятся в строю, на месте, всегда подскажут, что необходимо сделать. 

В заключение, обращаясь к любимым россиянам и севастопольцам, хотел бы сказать об исключительной важности этой проблемы. Украина в НАТО! Что это такое?  Это значит полностью в Чёрном и Азовском морях прибрежная полоса России замкнётся системой НАТО. И с севера по срединной линии Керченского пролива по фарватеру Азовского моря, и с юга, где проходит морская и сухопутная граница с Грузией, хотя там же простирается дружественная непокорённая Абхазия, единственная наша союзница. 

До конца 80-х весь блок ОВД нависал над верным союзником США и членом НАТО Турцией. Сейчас с точностью наоборот, вездесущая Кондализа Райс уже подписала соглашение о военных базах США в Румынии и завершает аналогичные переговоры с Болгарией, где военные базы США будут размещены в районах Ново Село и Безмер,  до 3000 человек военнослужащих США и Болгарии. И так около 10% береговой черты или приблизительно 400 км осталось у России, остальное у - НАТО. 

Будут ли ещё вопросы о необходимости иметь базу Черноморского флота в Севастополе или нет? 

В перспективе ещё много будет ударов по ЧФ от бывшей дружественной Украины, предсказуемых и непредсказуемых, вероломных и ожидаемых. Это надолго. Но надо помнить слова философа - историка, великого гражданина России Ивана Александровича Ильина, прах которого недавно был перенесён в Россию: "От родины оторваться нельзя! Можно жить на свете, не найдя своей родины: мало ли из безродных теперь; всюду они мутят, желая привить другим своё убожество. Но кто раз имел её, тот никогда её не потеряет, разве только сам предаст её и не посмеет покаянно вернуться к ней. А нам всем родина дала уже, дала раз и навсегда, - неумирающее и неистощающееся богатство, в самих укрытое, всюду нас сопровождающее, дар навеки". 

Игорь КАСАТОНОВ, 

адмирал 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla