(Газета «Крымские известия» от 1 мая 1992 года)
Импровизация в политике сегодня не редкость. Дипломатический этикет то и дело нарушается скороспелыми высокопоставленными лицами, которые «академиев не кончали», а если кончали, то чаще всего военные и общественных наук. А еще чаще в послужном списке политических лидеров числится ВПШ. Вот и получается, что сегодня в порядке вещей такая независимость суждений и поступков, созерцая которую, нельзя не вспомнить Ивана Александровича Хлестакова с его необыкновенной легкостью в мыслях.
Подобное вступление мы сочли необходимым предпослать сообщению о ходе переговоров делегаций Украины и России по вопросу о разделе Черноморского флота, ведущихся сегодня в Одессе, поскольку и там не обошлось без напряженной интриги, внесенной шестичасовым опозданием к установленному сроку российской делегации. Что ж, если место встречи изменить нельзя, то время, как оказалось, можно. Руководитель украинской делегации, заместитель Председателя Верховного Совета Украины В. В. Дурдинец с хладнокровием военного опроверг известное присловье, что генералы ждут четверть часа, ибо что такое шесть часов опоздания по сравнению с важностью обсуждаемой проблемы.
Второе несоответствие в протоколе касалось представительства в составе делегаций министров иностранных дел Украины и России. Если Анатолий Зленко счел для себя необходимым принять участие в столь ответственной встрече, то его российский коллега Андрей Козырев предпочел заняться другими, очевидно, более важными делами. Что касается командующего Вооруженными Силами СНГ Маршала Евгения Шапошникова, то он тоже поехал не: на юг, а на север, составив компанию Президенту Борису Ельцину в его поездке в Архангельскую область. Он побывал на флоте, только не на Черноморском, в на Северном. Но так или иначе, в встреча, хоть и с опозданием, все-таки состоялась. Поскольку же вопросы на ней обсуждаются важные, то и носит она конфиденциальный характер, то есть происходит за закрытыми дверями. Так что о каких-то результатах в решении спорных проблем говорить можно только полагаясь на интуицию, а не на факт. Но тут есть опасность оказаться во власти эмоции и потерять объективность, чего нам бы, естественно, вовсе не хотелось. Поэтому попытаемся суммировать хотя бы те оценки, которые уже в известной мере выкристаллизировались в более или менее устойчивое мнение о позициях сторон, участвующих в переговорах.
Позиция России представляется таковой: отдать как можно меньше кораблей Украине. Мотивировки прежние — флот принадлежит СНГ, он имеет стратегическое значение. Украина же возражает на этот счет в том смысле, что стратегическое значение флота сильно преувеличено, так как он не имеет по существу ни одной ядерной ракеты.
А Президент Украины Л. М. Кравчук вообще недвусмысленно дал понять, что некоторые суверенные государства используют СНГ, как крышу, под которой можно удобно решать проблемы в собственных интересах. Что говорит по этому поводу Бейкер, нам пока неизвестно, но то, что он не безучастен к решению вопроса о разделе Черноморского флота, факт, не требующий особых доказательств. И было бы наверное странно, если бы вездесущий госсекретарь США не заинтересовался столь острой ситуацией, конечно же, с точки зрения американских интересов, ибо кому-кому, а ему-то доподлинно известно, что Черноморский флот — есть только частный аспект более общей проблемы, лишь повод для того, чтобы проверить позиции Украины и России и в иных, казалось бы, далеко отстоящих от флотских вопросах. Их много — и политических, и экономических, и территориальных. Последнее особенно близко примыкает к предмету обсуждения, ибо Черноморский флот накрепко привязан к Крыму, где ныне сильны настроения, навеянные идеей проведения референдума о независимости. Но, пока дата проведения референдума не определена, а сессия Верховного Совета Крыма, на которой это и должно быть сделано, по установившейся уже традиции вновь откладывается, в Киеве, на сессии Верховного Совета Украины принят Закон «О статуте автономной Республики Крым» Так он теперь называется, хотя ранее предполагалось, что полномочные делегации Украины и Крыма примут Закон «О разграничении полномочий между Украиной и Республикой Крым», который долго обсуждался и готовился, однако света так и не увидел.
Наши читатели, безусловно, следили посредством голубых экранов за перипетиями постатейного обсуждения Закона «О статусе...». Видели они и взволнованные лица народных депутатов Украины от Крыма, стоящих у Микрофонов, слышали возбужденные их выступления. В частности, выступление народного депутата, Г. Демидова произвело неизгладимое впечатление, так как его слова не вязались с предшествовавшими речами народных депутатов о якобы достигнутой ими победе в ходе предварительных обсуждений Закона (с его первоначальным названием). А сказал Г. Демидов буквально следующее: «По поручению народных депутатов Украины от Крыма и Президиума Верховного Совета Крыма я уполномочен заявить, что вариант Закона переполовинен и выхолощен...». Однако народные депутаты Украины не отреагировали на столь беспощадную оценку того, как они «обскубали цей Закон» и дружно проголосовали за его принятие. После чего Председатель Верховного Совета Украины И. С. Плющ подытожил обсуждение заверением, что принятый Закон позволит крымчанам строить свою жизнь так, как они хотят и заслуживают. А заслуживают они того, чтобы их жизнь протекала в соответствии с правами, данными гражданам Украины ее Конституцией.
На фоне этого события раздел флота предстает в несколько ином свете, чем прежде. Если раньше делались прогнозы о том, что Украина будет претендовать на двадцать процентов флота, то сегодня средства массовой информации сообщают уже о том, что Черноморский флот нужен Украине весь, без исключения. Но пока исход встречи не предопределен, окончательно судить о том, будет ли Украина великой морской державой, несколько преждевременно. Придется чуточку подождать. Более подробно о результатах этой судьбоносной встречи мы расскажем, когда из Одессы возвратятся участвующие в переговорах Н. В. Багров и И. Ф. Ермаков.
Когда верстался номер, пришло сообщение об окончании первого тура переговоров в Одессе. По словам В. В. Дурдинца, встреча, несмотря на разногласия, была результативной. Но точку на проблеме поставят президенты Украины и России.
С. ГЕНИН
СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ О ПЕРЕГОВОРАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ УКРАИНЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ (г. Одесса, 29—30 апреля 1992 г.)
Согласно договоренности между Президентами Украины и Российской Федерации 29—30 апреля с. г. в Одессе состоялись переговоры о Черноморском флоте между государственными делегациями Украины, возглавляемой первым заместителем Председателя Верховного Совета Украины В. В. Дурдинцом, и Российской Федерации, возглавляемой заместителем Председателя Верховного Совета Российской Федерации Ю. Ф. Яровым.
В ходе переговоров стороны руководствовались общепризнанными принципами и нормами международного права, документами СНГ, а также двусторонними соглашениями.
Делегации подчеркнули важность реализации общественных, политических, социально-экономических прав личного состава, работников и служащих Черноморского флота, членов их семей, флотских командиров, независимо от их национальной принадлежности и гражданства.
Стороны поручили рабочей группе разработать принципы подготовки Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о Черноморском флоте.
Стороны призвали придерживаться моратория на какие-либо односторонние действия, усложняющие обстановку вокруг Черноморского флота.
Делегации Российской Федерации был передан проект Заявления Верховного Совета Украины «О создании зоны, свободной от ядерного вооружения а районе Черного моря и провозглашении Черноморского бассейна зоной мира», который был принят с интересом и будет передан в комитеты верховного Совета Российской Федерации.
Переговоры проходили в дружественной обстановке. Достигнута предварительная договоренность о проведении следующего раунда переговоров в середине мая в г. Дагомысе.