Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ПОД ДВУМЯ ЮРИСДИКЦИЯМИ, НО ПОКА ПОД ОДНИМ ФЛАГОМ

(Газета «Известия» от 9 апреля 1992 года)

Отвечая ударом на удар, президент Ельцин объявил во вторник о переходе Черноморского военно-морского флота под юрисдикцию России. Отвечая ударом на удар, президент Кравчук обвинил Россию в том, что она открыто вмешивается в дела Украины и живет философией: прав тот, кто сильнее. 

Политический водоворот засасывает в воронку развала и неуправляемости 300 боевых кораблей Черноморского флота. Уже не лихие мичманы, как прежде, а зрелые адмиралы с головой ныряют в азартную дележку 15 миллиардов долларов — именно в такую сумму западные эксперты оценивают имущество спорного флота. 

Если бы эти 15 миллиардов обладали способностью превратиться в молоко, медикаменты или даже в фонд устойчивости для хилого купона — цены бы президентской сваре не было. Но президенты отстаивают право своих стран не получать, а платить. 

Исповедуя, согласно официальному Киеву, право сильного, Ельцин в одностороннем порядке установил, что «финансирование деятельности Черноморского флота осуществляется за счет бюджета Российской Федерации». 

Но бюджет уже давно не относится к самым сильным сторонам России. И даже радость от президентского приказа «поднять на кораблях и судах Черноморского флота исторический российский андреевский флаг и вымпелы», даже такое долгожданное счастье может померкнуть от недоплат больницам, вузам, музеям. 

Только суббота и воскресенье, как и положено в мире уважающей себя бюрократии, были свободны от обмена ударами между официальными Киевом и Москвою. На пятничный декрет Ельцина, где юрисдикция России над флотом рассматривалась только как вероятность, последовал в понедельник резкий ответ Кравчука. Во вторник Ельцин, как и следовало ожидать, поспешил покончить «с неопределенностью статуса флота». В среду неопределенность стала свершившимся фактом, и адмиралы приступили к любимому делу: снятию друг друга. 

Президент Украины назначил командующим флотом контр-адмирала Бориса Кожина вместо адмирала Игоря Касатонова. Однако адмирал Касатонов, которого Москва и совершенно послушное ей Объединенное главнокомандование СНГ по-прежнему считает первым лицом во флоте, на приказ из Киева не обратил никакого внимания. Более того, И. Касатонов немедленно отстранил самого Б. Кожина от занимаемой должности командира Крымской военно-морской базы — «за внесение раскола и национальной розни в воинские коллективы, попытку захвата базы и приведение офицеров к присяге на верность Украине». 

До того сам И. Касатонов пытался привести флот к присяге на верность России, что впрочем ни расколом, ни национальной рознью не считалось. 

В момент, когда этот номер будет печататься, в Севастополе приземлятся два самолета. Из Москвы — с адмиралом Чернавиным и помощником вице-президента Руцкого Шканакиным на борту. Из Киева — с группой ответственных пассажиров, среди которых полномочный представитель президента Украины Ермаков. 

Кроме того, в Севастополе давно уже обретается неизвестное количество агитаторов и околополитических авантюристов, для которых флот может стать источником того огневого скандала, в лучах которого засияют их тусклые политические физиономии. 

Это изобилие должностных лиц, спешащих к вооруженному ядерным оружием боевому формированию, на сей раз не вызывает на Западе тревожных чувств. К нашим взъерошенным нервам мир потихоньку привыкает: Агентство Рейтер цитирует одного из европейских военных экспертов: «Я не думаю, что любая из сторон намерена сражаться за флот. Это стало вопросом престижа. Обе стороны показывают бойцовские позы». 

Кому показывают — предельно ясно. В обеих странах существует влиятельная посткоммунистическая оппозиция, представленная в парламентах значительно шире, чем поддерживающая ее часть общества. Для этих политиков вопросы национального престижа становятся главным полем борьбы за возврат влияния. 

Внимательный анализ указов обоих президентов показывает, что они сознают опасность российско-украинского конфликта. И Ельцин, и Кравчук оставляют открытыми двери для политического решения. Еще не дожидаясь переговоров, лидер России определил вероятную долю Украины в 30 процентов всех боевых единиц. Эта цифра может быть предметом дискуссий, однако она не слишком далека от претензий Украины. Тем более что обсуждение остальных позиций, связанных с содержанием флота, позволит Украине едва ли не диктовать условия оплаты тех услуг, без которых база СНГ (или все же России?) просто не выживет. 

Министр иностранных дел России А. Козырев телеграммой из Ашхабада, где он находится в первой своей поездке по «ближнему зарубежью», предложил своему украинскому коллеге А. Зленко переговоры по Черноморскому флоту. 

Не следует преуменьшать сложности задач, стоящих перед этой встречей, если она состоится. Однако главная опасность проистекает не от собственно проблемы, а от того тупика, в который могут завести ее быстро развивающиеся события. Очевидно, что остановить конфликт могут только те, кто его запустил, — президенты России и Украины. Они обязаны показать всему миру главную доблесть и политика, и флотоводца — умение идти против течения. 

Владимир НАДЕИН

Вторым по значению событием второго дня Съезда следует с полным основанием считать незапланированную речь маршала Евгения Шапошникова. Маршал должен был прокомментировать недавнее решение руководства Украины о Черноморском флоте. Но выступление его, по сути, явилось изложением военной программы России. Впервые Евгений Шапошников официально признал невозможность дальнейшего сохранения единых вооруженных сил СНГ и поддержал идею создания российской армии. Перевод вооруженных сил под юрисдикцию России позволит, считает маршал, обеспечить социальную защиту военнослужащих и предотвратить их вовлечение в межнациональные конфликты. Россия должна иметь сильную армию - таков был лейтмотив выступления. И в этой связи Е. Шапошников высоко оценил последние решения президента, связанные с созданием такой армии. 

Евгений Шапошников высказался резко против участия военнослужащих в политической деятельности. Однако сам сделал депутатам достаточно прозрачный намек: «Никто не сомневается в том, что задачи оборонного строительства тесно сопряжены с успехом экономических реформ. А успех зависит от четкой и слаженной работы всех государственных структур... Именно этого, на мой взгляд, остро не хватает сейчас. Некоторая часть нашего общества утратила способность созидать и плодотворно работать и, кроме слова «долой!», ничего не хочет произносить. И какими бы аргументами ни прикрывались шаги по расшатыванию доверия к правительству, это не что иное, как хорошо замаскированное недоверие к президенту и к экономическим реформам. Это не что иное, как очередной виток борьбы за власть, от которой устал народ и устала армия, которую пытаются использовать в этом черном деле... Настала пора остановить раскол, прекратить словесную трескотню о доверии или недоверии. Пора по-русски засучить рукава и взяться за дело. Ради России, ради Отечества, ради сохранения и преумножения его силы и богатства». Характерно, что эта часть выступления маршала вызвала аплодисменты делегатов. 

Такие же аплодисменты вызвал и зачитанный Е. Шапошниковым с трибуны Съезда проект президентского указа о Черноморском флоте. Проект предусматривает перевод флота под юрисдикцию России с подчинением его главнокомандующему Объединенными вооруженными силами СНГ, финансирование деятельности Черноморского флота за счет российского бюджета, поднятие над кораблями исторического российского Андреевского флага. 

Сергей ЧУГАЕВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla