Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

ФЕНОМЕН БАРТЕНЕВА

(Газета "Крымская газета" от 23 апреля 2004 года)

СПРАВКА «КГ»

Годом рождения Феодосийской нефтебазы принято считать 1900-й, когда братья Нобели соорудили возле устья реки Байбуги нефтехранилища. Вскоре в море, на расстоянии 800 метров от берега, был пристроен так называемый "Причальный бычок", к которому швартовались нефтебаржи и танкеры. К нефтехранилищам по дну моря было проложено два трубопровода. 

В 1924 году строится нефтепирс, который принимал танкеры до трех тысяч тонн. В 1938-м началась масштабная реконструкция нефтебазы — строились резервуары, насосная станция, грузовые эстакады, электростанции, коммуникации. В 50-х годах разворачивается строительство глубоководных беспричальных рейдовых пунктов для погрузки и разгрузки танкеров. 

Ныне Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами — многофункциональный технологический комплекс по перевалке нефти и сырых светлых нефтепродуктов с железнодорожных вагоноцистерн на морские суда и обратно. 

Общие технические характеристики: нефтебаза перевалочно-распределительного типа с общим объемом резервуарной емкости 250 тыс. куб. м, грузовые ж/л эстакады с фронтом логрузочно-разгрузочных операций в 90 вагоноцистерн, насосные станции с производительностью до 1500. тонн/час (ж/д вагоноцистерны) до 3000 тонн/час (морские суда}. Погрузка-разгрузка судов организована на двух беспричальных рейдовых пунктах — "Северный» и «Южный". Форма собственности — государственная. 

СЕРЕДИНА девяностых — период экономической агонии Феодосийской нефтебазы, Потоки нефтепродуктов, ранее миллионами тонн перегружаемых через Феодосию, иссякли, танкеры месяцами не показывались на рейде. Оборудование изношено, инженерные сооружения запущены, насосы, трубопроводы, эстакады не соответствовали элементарным требованиям безопасности, общий долг предприятия превышал 15 млн. долларов. И еще один атрибут, сопровождающий жуткое течение к «экономической смерти», — кражи. Бензин вывозили цистернами! 

Бартенев, в то время заместитель директора по охране, не побоялся в одиночку встать поперек дороги целым группам, «греющим руки» на хищениях горючего. Вскоре поток бензина за забор нефтебазы истончился, а потом и вовсе исчез. Люди почувствовали твердый характер и волю Бартенева. В 1996 году Госкомнефтегаз Украины своим приказом назначил А. В. Бартенева директором предприятия. 

На собрании коллектива новый директор со свойственной ему твердостью пообещал со следующего года рост объемов перевалки, зарплат и начать выплату долгов. Но для этого нужно было потуже затянуть пояса и работать с утра до ночи. Так и вышло: 1997 год стал отправной точкой в стремительном взлете нефтебазы, которая уже в 1998 году перестала быть должником, прочно войдя в число успешнейших нефтеперевалочных компаний Украины. 

Узнав из телевизионной передачи о разработке Тенгизского нефтерождения в Казахстане и желании последнего найти оптимальные, альтернативные российскому, пути транспортировки нефти, директор мгновенно оценил ситуацию и решил, что Феодосийская нефтебаза должна переориентироваться на перевалку сырой казахской нефти. 

— Идея, на первый взгляд, авантюрная, — рассказывает А.В. Бартенев, — но другого выхода не было. Мы должны были в кратчайшие сроки технически подготовить предприятие к этому виду работ. Я помню ноябрь 1997 года, когда пришли два первых танкера и встали под разгрузку сырой нефти. Все очень волновались — выдернуть эту тенгизскую нефть из общего нефтепотока и направить ее через нашу нефтебазу было чрезвычайно сложно. И мы не имели права на ошибку — от качества нашей работы зависела судьба контракта. Это были американская компания «Шеврон» и СП «Тенгизшевройл». Наши расчеты оказались верными. Мы справились с задачей успешно и после пробных в Феодосию стали приходить и другие танкеры. На потоке казахской нефти нам удалось избавиться от негативного имиджа предприятия. В нас увидели серьезных партнеров, с которыми можно иметь дело. Так мы на тенгизской нефти и возродились. 

Но потом встала другая проблема. Вечно работать на этом потоке было нельзя, и был найден более дешевый — по трубе — путь транспортировки тенгизской нефти. Нам предрекали экономическую смерть в течение трех месяцев. Но мы к подобному повороту событий готовились загодя. У нас появился новый партнер — нефтедобывающая российская компания «Юкос». По объемам добычи нефти она сейчас обошла даже «Лукойл». Убедить эту мощнейшую компанию в преимуществах сотрудничества с нами было невероятно сложно. В конце концов впервые в истории Украины был заключен долгосрочный — на пять лет — договор на перевалку 25 млн. тонн нефти. 

Когда мы показали, как можем работать, "Юкос" предложил нам еще большие, чем предусматривалось контрактом, объемы. Более того, убедившись в нашей деловой обязательности, качестве работы, начал вкладывать деньги в реконструкцию нефтекомплекса. В частности, в строительство дополнительных погрузочных мощностей - наливных эстакад. 

В нынешнем своем состоянии Феодосийское предприятие способно переваливать до 1,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в месяц. Для сравнения: за 1996 год было переработано всего 400 тыс. тонн. Сегодня нефтебаза способна перевалить до 10 млн. тонн грузов в год. Если раньше танкеры грузились одной ниткой со скоростью 600 — 650 тонн в час, то сегодня погрузка идет тремя нитками со скоростью три тысячи тонн в час! Прежде танкер грузился в среднем четверо суток, сейчас — 36 часов! 

Результаты работы предприятия можно проиллюстрировать еще одним важным показателем — потерями нефтепродуктов при перевалке. При международной норме в 0,3 процента, феодосийцы, работая на протяжении трех лет с компанией «Шеврон», перевалили свыше 12 млн. тонн нефти с потерями в 0,003 процента. Работая с "Юкосом», потери еще уменьшили. Кстати, сегодня предприятие принимает суда дедвейтом до 100 тысяч тонн, а еще пять лет назад могли принимать танкеры тоннажностью всего до трех тысяч тонн. 

В 2002 году Феодосийская нефтебаза сумела обработать рекордное для своей истории количество грузов — 6 млн. тонн. Но уже в прошлом году шестимиллионный рубеж был преодолен за 9 месяцев. 

Работающих на нефтебазе — около 600 человек. Средняя зарплата — 1850 гривен. В очереди на работу здесь в отделе кадров стоят более шести тысяч феодосийцев. Чтобы получить любую работу на нефтебазе, люди согласны ждать своей очереди годами! 

Здесь нет очереди на жилье — его для работников покупает нефтебаза Предприятие берет на себя часть расходов по лечению в стационаре и все расходы, в случае необходимости, на операции своим сотрудникам и членам их семей. Не забывают и о ветеранах. Каждый месяц доплачивают пенсионерам, ранее работавшим на предприятии, 100 гривен к пенсии. 

Рывок в развитии нефтебазы отнюдь не означает, что «перестройка на марше» уже позади. 

— Сколько будем работать, столько и будем строиться, модернизироваться, - говорит А. В. Бартенев. — В настоящее время на выделенной горсоветом территории строятся три 20-тысячные емкости. Это позволит увеличить объемы перевалки. Мы хотим обеспечить себя работой на многие годы вперед, поэтому планируем наладить у себя перевалку мазута. Этот товар по трубам транспортировать невозможно. Рост переработки нефти приводит и к росту количества мазута, поэтому спрос на переработку этого продукта всегда будет. С нашим стратегическим партнером - компанией «Юкос» — мы решили создать совместное предприятие. Комплекс по перевалке мазута будет оснащен по требованиям самых высоких технологий. С окончанием строительства обеспечим себя гарантированной занятостью на десятки лет. 

Очень серьезно на предприятии относятся к охране окружающей среды. Здесь создан уникальный комплекс очистных сооружений, каких в Украине пока не сыщешь. Результаты его работы поразительны — вода очищается до природного состояния. Ежегодно на проведение экологических мероприятий тратятся огромные суммы денег. Уже много лет здесь не отмечается превышения нормы выброса в атмосферу загрязняющих веществ и, несмотря на очень жесткий контроль со стороны экологических служб, не было штрафов за нарушение природоохранного законодательства. 

Пойдя на значительные материальные затраты, решили проблему нефтешламов. В отличие от других нефтеперевалочных комплексов, которые эти шламы сжигают, закапывают или накапливают в емкостях, феодосийцы построили специальный комплекс по переработке нефтешламов, где земля, песок и даже камни очищаются. 

- Работу по возрождению предприятия мы проводили одновременно с экологическими мероприятиями, — отмечает А. В. Бартенев. - Начали с замены всех трубопроводов, лежащих в море, для осуществления беспричального рейдового налива. Меняли резервуары, дыхательную аппаратуру, запорную арматуру для предотвращения попадания нефтепродуктов в окружающую среду. Сейчас в плане экологии мы — образцовое предприятие, что подтверждается выводами и заключениями международной экологической инспекции. 

В дополнение скажу, что мы построили специальное экологическое судно, имеющее необходимое оборудование для мониторинга воды в заливе во время слива-налива танкера. В частности, на судне установлена видеосистема, позволяющая осматривать состояние всех подводных трубопроводов и гибких шланговых систем. Данные поступают в компьютер, сохраняются, сравниваются с предыдущими. Любые изменения фиксируются. Нынче строится еще один комплекс для дополнительной очистки промстоков. 

Как говорит Александр Владимирович, есть только одна позиция в работе предприятия, где нельзя ошибаться ни разу, как саперу. Это вопрос качества. Задача перевалочного комплекса — залив продукт в танкер, полностью сохранить качество товара. На входе и выходе качество нефтепродуктов должно быть идентично — иначе получатель продукции выставит такие штрафные санкции, которые повлекут за собой катастрофические последствия — и материальные, и имиджевые. Поэтому в Феодосии оборудована одна из лучших в Украине лабораторий испытания нефти и нефтепродуктов. 

— Лаборатория сертифицирована и аккредитована. Она может производить до сорока анализов, — продолжает А. В. Бартенев. — Техническое оснащение лаборатории — высочайшее. Здесь есть такие приборы, которых, кроме нас, ни у кого в Крыму нет. 

Лабораторий, которые бы анализировали такие параметры качества, как наша, во всей Украине - единицы. Качество у нас всему голова, поэтому политика в области качества для нашего предприятия, как устав для воинской части. 

Тысячи избирателей проголосовали за Бартенева на выборах в Верховную Раду Крыма в 1998 и 2002 годах, убедившись, что он — из категории тех немногих, кто способен и, главное, хочет сделать жизнь людей лучше. 

Чтобы рассказать о письмах, просьбах, обращениях, мольбах людей, с которыми они идут к Бартеневу — нужна отдельная публикация. Феодосийская нефтебаза пытается согреть всех — и тех, у кого пошатнулось здоровье, и городское хозяйство, и детей-сирот, и образование, и духовность... Если в 1998 году, только рассчитавшись с долгами, благотворительной помощи было оказано на 51 тысячу гривен, то уже в 1999-м — на 390 тысяч. В этом году нефтебаза на разного рода помощь потратила уже 16 млн. гривен! А всего за последние пять лет предприятие передало в виде безвозмездной материальной помощи 36 млн. гривен. 

Причем, оказывают помощь не только родной Феодосии, но и Евпатории, Красноперекопску, Джанкою, Керчи, Кировскому, Ленинскому, Бахчисарайскому, Белогорскому, Красногвардейскому районам и даже крымской столице. Немалые суммы внебюджетных средств направляются на благоустройство, газификацию, озеленение Феодосии. Только в нынешнем году на эти цели уже выделено более 1,5 млн. гривен. 

Особая тема — помощь здравоохранению и отдельным людям. В Феодосии по инициативе управления здравоохранения и академика Бутейко был создан фонд «Наше здоровье», оказывающий поддержку медицине города. 

— Наш фонд, — рассказывает председатель Л. А. Иванова, — держится на двух китах — нефтебазе и порте. Что касается нефтебазы, то за ее огромную помощь мы, медики города, готовы Бартенева на руках носить. На юбилей нефтебазы мы ему подарили белый халат. То, как он относится к нуждам медицины, достойно глубокого уважения и восхищения. 

Ну ладно, мы, медики, привыкли, что к нам идут отчаявшиеся люди, несут к нам свою боль и страдание. Но я просто удивляюсь: а зачем это нужно Бартеневу? Ему что, мало забот на нефтебазе? К нему идут, пишут письма и он это пропускает через себя, сопереживает, откликается. Оплачивает людям дорогостоящие операции, которые обходятся от 15 до 30 тысяч гривен! Скольким людям Бартенев буквально спас жизнь, профинансировав операцию. Нефтебаза купила нам четыре автомобиля "Скорой помощи». Ее мы называем не иначе, как «родная» и это действительно так. 

— Если бы не нефтебаза, у здравоохранения города было намного больше проблем, чем сейчас, — продолжает заместитель начальника Феодосийского горуправления здравоохранения А. Б. Раевский. — Благодаря помощи Александра Владимировича мы смогли укомплектовать современнейшим оборудованием наше неврологическое и ЛОР-отделения. Эти отделения, без преувеличения, стали лучшими в Крыму и одними из лучших в Украине. Помощь нефтебазы для нас неоценима. Низкий поклон и слова искреннейшей благодарности Александру Владимировичу Бартеневу и руководимому им коллективу. 

Кировский межрегиональный приют для детей-сирот был самым «убитым» среди семи приютов Крыма. До того момента, пока его не начал опекать А. В. Бартенев. Сегодня это лучший приют в республике и один из лучших в Украине. 

Рассказывает заведующая приютом Д. М. Аширова: 

— У нас живут дети, потерявшие родителей, а также так называемые социальные сироты, отцы и матери которых лишены родительских прав. Всего 32 ребенка разных возрастов. Когда я пришла, здесь была разруха — солдатские кровати, мебели нет, помещение 26 лет не ремонтировалось, все инженерные системы вышли из строя. На все это и особенно на детей было больно смотреть. 

Посоветовали мне обратиться к Александру Владимировичу Бартеневу. Вскорости были заменены отопление, канализация, водопровод, куплена мебель, телевизоры, музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамера. Для поездок детям была подарена «ГАЗель». Обеспечение горючим, техническое обслуживание, ремонт автомобиля взяла на себя тоже нефтебаза. 

Все лето наши дети ездят на море на этой «Газели». Да на что вы ни посмотрите в нашем приюте, все куплено на средства нефтебазы. Великодушие и сострадание этого человека поражают. Наши дети называют директора нефтебазы дядей Сашей. Даже стихи о нем сочиняют. Иногда спрашивают: «А почему наши родители не такие, как дядя Саша?» 

Неоднократно феодосийское предприятие попадало «в поле зрения» разных финансово-промышленных групп, которые были бы не прочь получить в свою собственность эту «курицу, несущую золотые яйца». Угроза приватизации над, нефтебазой нависала несколько раз. На защиту ее государственного статуса встали феодосийцы, собрав 59 тысяч подписей. Но решающую роль в этом непростом вопросе сыграл Президент Л. Д., Кучма, пообещавший поддержку бюджеттообразующему госпредприятию, являющемуся примером эффективного хозяйствования. 

Александр Владимирович Бартенев — государственник по своим убеждениям, он все сделал, чтобы, вернуть государству мощное, современное, инвестиционно-привлекательное предприятие, вносящее свой вклад в экономическую независимость Украины. Этнический русский, он по собственной инициативе изучил не очень употребляемый в Крыму украинский язык, потому что убежден — гражданин страны должен владеть государственным языком. 

— Размышляя над вопросами государственности, я часто задумываюсь: почему американцы так гордятся своей страной? Мне бы очень хотелось, чтобы и в нашем обществе утвердились здоровая национальная идея, чувство гордости за страну, ее символы. Ведь без идеи нельзя ничего достичь. Идейная позиция человека лежит в основе всех его поступков. Патриотизм — не пустое слово. Это чувство, делающее нас не просто населением, а нацией. Больно слышать, когда приводят факты о том, что кто-то там свои миллионы переводит в швейцарские банки. Но заработаны-то они в Украине, руками украинских граждан, с использованием украинских ресурсов! Я верю, что все мы будем гордиться своей страной. И трудом на ее благо будем подтверждать любовь к ней. 

Валерий МИХАЙЛОВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla