Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Главная

ВТОРАЯ СЕССИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА (1991-1994гг.)

Пленарное заседание 20 июля 1991 года

СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМСКОЙ АССР
(Газета «Крымская правда» от 23 июля 1991 года)

 

Как уже сообщалось, 19 июля вторая сессия Верховного Совета Крымской АССР продолжила свою работу. Во второй половине дня в пятницу депутаты приняли постановление о концепции Конституции Крымской АССР.
Редактором газеты «Крымские известия» назначен Г. К. Сюньков.
Были также рассмотрены вопросы: «О введении экономико-правовых методов регулирования землепользования в городах и на курортах Крыма», «О введении сбора за проведение концертной деятельности в Крымской АССР и другие.
По обсужденным вопросам приняты постановления.
В субботу рассмотрен вопрос «Об экологической обстановке, связанной с деятельностью предприятии «большой химии» и неотложных мерах по улучшению экологической ситуации в Крыму».
Обсуждение вопроса началось с просмотра документального фильма «Алгоритм алогизма», снятого любительской студией совхоза-завода им. Фрунзе. Он стал красноречивой преамбулой к дальнейшим дебатам.
С докладом от комиссии по экологии и рациональному природопользованию выступил ее председатель Ю. Ф. Комов. Он отметил, что в ходе подготовки рассматриваемого вопроса члены комиссии находили неизменную поддержку у большинства депутатского корпуса. Объяснить это нужно, видимо, обоснованной тревогой крымчан за судьбу погибающего Крыма.
Комиссия работала в два этапа. На первом этапе (с октября 1990 года по март 1991) с ней тесно сотрудничали природоохранные органы, отдел охраны природы Совмина Крымской АССР, Крымский институт природоохранного и курортного строительства, институт минеральных ресурсов, госуниверситет, мединститут, «Крымгеология», ЮгНИРО, сельхозинститут, ВНИИ «Эфирмасло» и другие научные учреждения, а также общественность в лице ассоциации «Экология и мир». Учрежден общественный институт экспертов и консультантов, в который вошли 58 ученых.
На втором этапе (с марта по май 1991 года) наша комиссия работала совместно с Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального природопользования и с комиссией Верховного Совета УССР. В результате удалось определить пути выхода из создавшегося положения.
Докладчик сообщил, что выводы украинской комиссии совпали с ранее сделанными крымской комиссией. О них должна знать широкая общественность Крыма.
Четыре предприятия из шести, принадлежащих так называемой «большой химии», работают на привозном сырье. ВНИИ «Йодобром» и Сакский химзавод находятся во второй и частично в первой санитарных зонах уникального Сакского. грязевого озера. Основная часть производимой химическими гигантами продукции вывозится из Крыма. Нам же остаются отходы. В накопители-испарители их сбрасывается (за период с 1986 по 1990 годы) более 118 млн. кубических метров в Черное море — около 84 млн. За тот же период в атмосферу выброшено около 310 тысяч тонн загрязняющих веществ, в том числе на долю КПО «Титан» приходится 214 тысяч тонн. Только в отгороженную дамбой часть Сиваша за последние шесть лет сброшено около 80 млн. кубометров кислых стоков.
Однако о сокращении химического производства, за которое борется общественность Крыма, нет и речи, прокомментировал эти цифры докладчик. Напротив, планируется утроить выпуск кальцинированной соды и передать содовому заводу под очередной накопитель-испаритель засушливый участок площадью 32 квадратных километра.
Под Севастополем ведется интенсивная добыча известняка, которым на 40 процентов обеспечивается металлургия Украины и основная потребность в сырье Крымского содового завода. Идет планомерное уничтожение исторических ландшафтов Крыма.
Технологии «большой химии» устарели, оборудование изношено. Это обусловливает плановые и залповые выбросы и сбросы вредных соединений. Так, в Красноперекопске на оксицетильном производстве лабораторией Укргидромета зарегистрировано от 112 до 195 случаев выбросов слезоточивого газа в атмосферу в год.
Приведены в докладе и другие данные обследований, подтверждающие экологически бедственное положение в районе Крымского производственного объединения «Титан», содового завода, Камыш-Бурунского железорудного комбината.
— Я склонен верить тем ученым, — сказал докладчик, — которые связывают с массовыми выбросами вредных веществ в атмосферу гибель урожая огурцов в открытом грунте, осыпание завязи и листьев в яблоневых садах.
В 1988 году убытки только совхоза «Гвардейский» составили более 800 тысяч рублей. Но несмотря на данные крымских, и московских ученых при рассмотрении дела в Государственном арбитраже оно было решено в пользу Минхимпрома.
Сбросы в Черное море сточных вод повышают содержание токсикантов в фито- и зоопланктоне и ихтиофауне. Исследования АПО «Интер Меркурий», к примеру, показало концентрацию калия в печени осетровых с превышением ПДК от 3 до 19 раз, в мягких тканях камбалы — в 5 раз, сельди — в 2, 5 раза бычков — в 2, 7.
Несмотря на такие опасные следствия «покорения Природы человеком», принимаются крайне недостаточные меры для борьбы с ними. Не осваиваются капитальные вложения на строительство природоохранных объектов. Скажем, капвложения в первом полугодии 1991 года освоены менее чем на 50 процентов, а по отдельным объектам — 0.
С неблагополучной экологической обстановкой в Крыму докладчик связывает и рост заболеваний. В итоговом документе 12-й сессии Верховного Совета УССР «Об экологических аспектах заболеваний на Украине», сказал он, Крым стабильно занимает место в первой трети. Это несоотносимо со званием всесоюзной здравницы.
— Требуются не декларации, а конкретные дела, помноженные на личную ответственность каждого крымчанина, — сделал он вывод. Ответственность должна стать персональной. Но в этом вопросе по-прежнему существует два подхода. К примеру, Сакский химзавод, как и все предприятия Красноперекопского промышленного узла, представил все необходимые данные, открыл перед членами комиссий все двери. А КНПО «Йодобром» дало лишь ту информацию, какую само посчитало нужной. Между тем, наша постоянная комиссия располагает сведениями о самовольном расширении там производства. Дирекция тем самым игнорирует решения Сакского городского Совета народных депутатов и рекомендации постоянных комиссий по вопросам экологии Верховных Советов УССР и КАССР.
В то время, как Сакский химзавод за счет реконструкции уменьшил загрязняющие выбросы, КНПО «Йодобром» увеличило примерно на 30 процентов. При этом в отчетах выбросы от опытно-промышленных установок не отражаются, а воздействие их качественного состава на здоровье населения Сак и санаторных больных не изучается. Терпеть пренебрежение ведомств к местным Советам я органам Верховного Совета больше недопустимо.
Затем докладчик остановился на проблеме трудоустройства и перепрофессионализации работающих сегодня на химических предприятиях, как составной части задачи их перепрофилирования или вывода за пределы Крыма.
Только в зоне Перекопского химкомплекса занято свыше 12 тысяч человек, что составляет почти треть всего населения. Как их трудоустроить в последующем? Комиссия полагает, что правительства УССР и СССР обязаны за счет Минхимпрома не только восстановить ущерб, нанесенный природным ресурсам Крыма, но и решить социальные проблемы.
Мы осознаем, подчеркнул докладчик, что закрыть химические предприятия завтра не удастся, но все-таки всем пора твердо определиться, что химия и Крым несовместимы и в 1992 году особо опасные производства необходимо закрыть, затем добиваться поэтапного закрытия ряда химических предприятий с одновременным перепрофилированием того, что можно перепрофилировать.
Занимаясь проблемами «большой химии», комиссия столкнулась с тем, что необходимо выносить на сессию вопрос состояния природных и курортологических ресурсов Крыма, особенно большую тревогу вызывает судьба акваторий Черного и Азовского морей.
Докладчик обратил внимание депутатов на те пункты предлагаемого комиссией проекта постановления, где говорится о том, что нужно найти способы незамедлительного использования уже имеющихся 645 тысяч рублей на реализацию программы неотложных мер на 1991 год и части природоохранного фонда (912 тысяч рублей).
Выступая в прениях по докладу, депутат Л. И. Четверик, директор совхоза «Чонгарский» Джанкойского района высказал упрек, что проблема разрушения Сивашского побережья, ежегодного выхода из строя значительной площади пахотных земель по причине эрозии не нашла отражения в докладе, и непонятно, занимается ли ею комиссия по экологии и рациональному природопользованию.
Депутат из Армянска В. Ф. Абисов сделал дополнительное сообщение по тому узлу проблем, которые назрели сейчас в Перекопской группе химических предприятий, и предостерег от примитивного подхода к их решению.
Депутат В. А. Щербинин из Евпатории поделился сведениями, полученными членами комиссии при обследовании экологической обстановки на известном в стране бальнеологическом курорте, и передал их мнение: оздоровить ее могут переход производства на более современные, оптимальные технологии, сооружение сети очистных сооружений, создание службы контроля за деятельностью загрязняющих окружающую среду предприятий.
Депутат Г. П. Черныш считает, что все беды в Крыму оттого, что у него нет хозяина. Выход видит в ускорении приватизации и разгосударствления, полной легализации частной собственности. По мнению народного депутата СССР В. В. Иванова, в экологических вопросах нет мелочей, и наряду с мерами, предусматривающими кардинальные перемены в промышленности Крыма, необходимо предусматривать и те, которые должны повысить экологическую культуру всех крымчан, ведь бытовой мусор в пойме Салгира, горные яйлы, превращенные в свалки отбросов, залповые выбросы на химпредприятиях, особенно частые в ночное время и в выходные дни, — это не вина ведомств. Поэтому нужно начинать с создания экологической полиции, службы экологического контроля, образования единого фонда средств на это.
— Химия должна знать, — заявил народный депутат УССР В. П. Терехов, — что перспектив у нее в Крыму нет! Он предложил выйти в Совмин СССР и УССР с тем, чтобы в рамках программ сотрудничества с участниками совещания «7+1», достигнутого Президентом СССР М. С. Горбачевым объявить международный открытый конкурс на реконструкцию Красноперекопского и Сакского химических узлов в экологически чистое, комплексное производство по переработке сырьевых запасов Сиваша, а также образовать вневедомственный комитет по ликвидации экологической напряженности в северо-западном и северном Крыму.
По мнению депутата С. И. Шувайникова, для решения проблем охраны окружающей среды необходимо сменить ведомственную политику на экологическую, а проводником ее в Советах всех уровней должна стать новая политическая сила в лице Экологической народной партии Крыма, которая сейчас создается.
Свою точку зрения на обсуждаемый вопрос высказали и депутаты Л. П. Левченко, Б. Г. Рыжов, А. С. Гущин.
На сессию были приглашены ученые Крыма, занимающиеся проблемами экологии, ответственные работники Совмина АССР, руководители предприятий, деятельность которых вызывает особые нарекания со стороны экологов. Некоторые из них приняли участие в дебатах.
Стройное видение решения проблемы предложил ректор института природоохранного и курортного строительства А. П. Трощеновский. Отраслевой подход в вопросах охраны окружающей среды бессмыслен, сказал он. Задача состоит в том, чтобы на научной основе разработать комплексную компьютерную программу единой системы охраны природы. Для ее реализации под эгидой президиума Верховного Совета АССР нужно создать инженерно-экологический центр, который вел бы работу в трех направлениях: осуществлял научные исследования по проблемам защиты окружающей среды, проводил независимую экспертизу всех проектов и занимался экологическим образованием населения.
Критически отнесся к предложенному проекту постановления председатель Симферопольского городского Совета народных депутатов В. Л. Юров. Решение любой проблемы; сказал он, включает три аспекта: что надо, кто будет выполнять и где взять средства. Они до конца не продуманы. Поэтому, на взгляд выступающего, нужно создать фонд, главными источниками поступления в который должны стать постоянные отчисления от деятельности всех промышленных, сельскохозяйственных, оздоровительных и т. д. предприятий Крыма. Из него, не скупясь, выделить средства на разработку действительно рациональных мероприятий по охране окружающей среды. Пока разрозненные действия в этом направлении координируют один из заместителей председателя Совмина и четыре штатных работника, что крайне недостаточно. Для этих целей необходим единый хозрасчетный орган в виде консорциума с хозрасчетными подразделениями.
На сессии выступил заместитель министра химической промышленности СССР В. М. Романов, который дал разъяснения по многочисленным претензиям, прозвучавшим в выступлениях депутатов в адрес союзного министерства. С некоторыми выводами, касающимися технического перевооружения химпредприятий, их перепрофилирования или закрытия, он согласился как с единственным вариантом решения накопившихся проблем. Однако, предупредил он, министерство не может участвовать в финансировании таких мероприятий, поскольку не располагает средствами.
В результате острой дискуссии с учетом высказанных предложений депутаты приняли по обсужденному вопросу соответствующее Постановление.

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla