Политические партии и общественные организации

ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(Газета «Арекет» от 5 октября 2001 года)

Президенту Украине Кучме,

Верховной Раде Украины,

Центризбиркому Украины,

Верховной Раде АРК,

Конституционному Суду Украины,

Постоянному представителю Президента Украины в АРК,

Центризбиркому АРК,

Прокуратуре Украины и АРК,

Средствам массовой информации,

общественности

Десятилетие существования АРК и независимой Украины ознаменованы практически полным отлучением крымскотатарского народа от участия в работе органов государственной власти, что со всей очевидностью подтверждает стратегию официальных Киева и Симферополя на непризнание принципа правосубъектности крымских татар как народа-нации, то есть продолжение геноцидного курса 1944 года.

Дискриминационные избирательные законы служат одним из главных механизмов для осуществление этого порочного курса, чреватого постоянной опасностью дезинтеграции государства. Поэтому необходимо принятие таких избирательных законов, которые учитывают суверенную волю крымскотатарского народа и способствуют скорейшему восстановлению полномочного представительства крымских татар в органах законодательной власти и Советах всех уровней. Следует напомнить, что Украина приняла 12. 02. 1991 г. закон «О восстановлении Крымской АССР»,, что означает восстановление фундаментальных основ довоенной Крымской АССР: а/ восстановление гарантированной (36%) квоты представительства крымскотатарского народа (как народа, являющегося источником крымской государственной автономии) в Верховном Совете Крыма, создание системы адекватного представительства крымских татар в Советах всех уровней в Крыму; б/ обеспечение, закрепление в Конституции АРК государственного статуса крымскотатарского языка (наряду с русским и украинским); в/ восстановление всех прав и состояний крымскотатарского народа. Непреложным условием реализации, восстановления фундаментальных основ автономии, уничтоженной в результате этнической чистки 18. 05. 44 г., является восстановление национальной целостности крымскотатарского народа в Крыму.

К сожалению, готовящийся Закон о выборах в Верховную Раду АРК где предусмотрено избрание 50% депутатов по одномандатным округам и 50% по партийным спискам и где проигнорирована необходимость восстановления минимально достаточной (36%) квоты для депутатов крымских татар, продолжает старый деструктивный курс. Мало того, что нарушается принцип прямого избирательного права и непосредственной демократии (предусмотренный ст. ст. 69-71 Конституции Украины) в угоду интересам сил, стоящих за целым рядом партий (ни одна из которых ни в программе, ни в политической практике не признает равноправия крымскотатарского народа). Закулисно готовится (как итог очередной сделки политических элит Украины, Крыма и верхушки меджлиса) и будет театрально обставлено в виде» героической борьбы» меджлиса, мудрого и терпеливого поиска золотой середины со стороны президента и не менее мудрого «шага навстречу» со стороны ВР АРК включение в Закон о выборах мизерной квоты (которая вероятно будет в 3-4 раза ниже необходимой) и повторение порочного принципа избрания депутатов-крымских татар только крымскотатарским электоратом, что также, в принципе нарушает вышеупомянутые статьи Конституции Украины, не обеспечивает один из фундаментальных принципов восстановления автономной республики в Крыму, делает полномочия избранных татарских депутатов ущербными, провоцируя ливанизацию государственного устройства автономии.

В целом же наблюдается повторение политической игры - кампании 1993 года, предшествовавшей введению в избирательный закон одноразовой квоты для 14 депутатов (которых затем кооптировали от меджлиса через так называемые свободные и честные выборы) в ВС Крыма. Только на сей раз роль Николая Васильевича исполняет Леонид Данилович. Леонид же Иванович, как главный мобилизатор татарского электората «под меджлис», остается в прежнем амплуа.

В этой связи предложение постоянного представителя Президента в АРК к председателю меджлиса зарегистрировать меджлис (хотя бы в порядке уведомления) в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» свидетельствует о плане профильтровать в ВР АРК татарских депутатов через проверенный и надежный «партийный список» меджлиса и о заботе обеспечит подопечному возможность выдвижения своих людей как от «общественной организации» в мажоритарных округах.

Замысел прост: через проведение послушных членов СП (Совета Представителей) в органы власти (в достаточно безопасном для хозяев количестве) вновь подавить политическую волю крымскотатарского народа и пролонгировать на очередной срок проблему восстановления национального равноправия - государственности крымскотатарского народа.

Поскольку курултай 1991-2001 гг. построен на махинации выборов (в которые в качестве своеобразного меджлисовского ноу-хау включена новация: «конкуренция» различных «блоков» и «партий», являющихся на самом деле щупальцами одного спрута) он не может претендовать на статус «национального съезда» ни по исходному, ни по скорректированным позднее регламентам, несмотря на ни на какие трюки Совпредизации его политбюро-меджлиса.

Курултай-меджлис, как бесспорно существующая организация (объединение, блок) определенной категории граждан (в сговоре с властями Крыма и Украины), преследующая цель захвата тотальной власти над народом, бесспорно, вправе и должен получить возможность выдвигать своих кандидатов в расчете на голоса обманутых ими людей.

Но для этого необходимо обеспечить максимальное, на основе честной и прозрачной избирательной кампании, участие в выборах крымскотатарского народа, участие со знанием кандидатов и политических сил, стоящих за ними, в выборах всего крымского электората, равный доступ к СМИ как средствам агитации и пропаганды, всех кандидатов и политических сил, независимо от того, поддерживают ли они безоговорочно унитаризм, или нет.

В связи со сказанным основные тезисы к Закону о выборах с позиции Национального Движения крымских татар выглядят следующим образом:

1/ Предусмотреть и закрепить в законе в качестве принципа 36% квоту для депутатов - крымских татар, избираемых в мажоритарных округах как крымскотатарским, так и остальным электоратом. В каждом таком округе выдвигается не менее двух претендентов от крымских татар. Учитывается общее количество поданных голосов, проходит кандидат, набравший наибольшее количестве голосов «за». Легитимность избранных таким путем депутатов (в рамках 36%-ой квоты) равна легитимности остальных, также избранных от всего электората.

2/ Обеспечить участие в выборах (активное избирательное право) крымских татар старше 18 лет:

- граждан Украины, проживающих в Крыму,

- граждан Украины, проживающих на территории Украины (исключая АРК) по их желанию,

«неграждан Украины, постоянно проживающих в АР Крым (то есть возвратившихся на постоянное жительство на родину),

- крымских татар, подавших документы на выход из гражданства других государств (Узбекистан, Казахстан, РФ и т. д), но не успевших переехать в Крым,

- крымских татар - граждан Украины - временно находящихся в других государствах (учеба в вузах, трудовая эмиграция и т. п.),

- крымских татар, проходящих действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил Украины.

3/ Обеспечить равное участие всех политических сил, общественно-политических организаций и объединений крымских татар в предвыборной кампании, выдвижении кандидатов.

4/ Предусмотреть избрание в Президиум ВР АРК депутатов крымских татар, с учетом, что они составят 30% от общего числа членов Президиума.

5/ В Законе о выборах и механизме его реализации (в ВР Украины) обеспечить, чтобы 1/3 депутатов от АРК в Верховной Раде Украины были крымскими татарами, избранными на принципах, аналогичных упомянутым в п. п. 1 -3 настоящего заявления.

6/ Как доказательство доброй воли власти обеспечить пропорциональное представительство крымских татар в сельских, поселковых, городских и районных Советах и исполкомах, там где крымские татары составляют 15% населения и более. Там, где крымских татар менее 15%, предусмотреть и законом закрепить квоту от 10 до 12, 5%. Это будет конкретным шагом на восстановление полномочного представительства крымских татар в органах государственной власти АРК на всех уровнях.

7/ В случае сохранения какого-либо варианта мажоритарно-партийной системы выборов (НДКТ придерживается точки зрения, что должна быть принята 100% система выборов в одномандатных избирательных округах, конкурируют не партийные списки, а кандидаты -личности), принцип квотности сохраняется как для одномандатных округов (например: 22 из 60), так и для партийных (например: 14 из 40), с условием участия в голосовании по квотам всего электората, соответствующего избирательного округа.

Участвуя в выборах как нетатарских, так и (особенно) татарских кандидатов в депутаты, граждане русской, украинской и других национальностей будут причастны (и ответственны с нравственной точки зрения) к формированию (восстановлению) полномочного представительства крымскотатарского народа в структурах государственной власти.

Чем шире будет спектр сил и личностей, которые в качестве претендентов на представительство в органах государственной власти будут участвовать в выборах от крымскотатарского народа, тем больше будет у избирателей возможности сделать правильный выбор, который должен, в итоге, позитивно повлиять на качество вновь сформированных Рад, Советов, исполкомов.

Настоящее заявление открыто для дальнейшего обсуждения в народе по принципу «добавить» (возразить) есть (или нет) чего».

Крымская региональная Встреча НДКТ.

1 октября 2001 г.

г. Симферополь