Исламские радикалы в Крыму

СТРАСТИ ПО ХИДЖАБУ, ИЛИ КОМУ НУЖНО, ЧТОБ КРЫМЧАНКИ НОСИЛИ ПЛАТОК?

(Вебсайт «Крымское эхо» от 20 июля 2010 года)

Нужно быть глупцом, чтобы не догадаться замаскировать дурные намерения в оболочку морали. Так всегда действовали и действуют те, кто хочет добиться своей цели. Другое дело, что заметить подвох может и хочет не каждый.

В минувшую субботу в Симферополе прошла третья женская исламская конференция по проблемам мусульманки в современном обществе. К сожалению, мы не слышали о предыдущих двух и не знаем, какие вопросы на них обсуждались, но вот третью конференцию мы не пропустили. Итак, утром перед зданием Украинского музыкального театра наблюдалось диковинное зрелище: множество женщин в мусульманском одеянии (в длинных закрытых платьях — джильбабах и платках — химарах).

Мужчин было от силы десять человек, из них — несколько охранников, да еще пару операторов и фотографов. Все эти мусульманки съехались из разных уголков Крыма, чтобы заслушать доклады, собственно, о своих проблемах — проблемах женщины в платке. Конференцию проводила мусульманская община «Давет» — организация, которой управляют мужчины. Но ни один из них так и не зашел в зал театра, а представителей сильной половины СМИ попросили стоять в сторонке и ни в коем случае не садиться на свободные места. Впрочем, предупреждение это было лишним: зал был забит до отказа, и этих самых свободных мест просто не было.

Полгода тому назад все украинские СМИ писали о нашумевшем деле Сусанны Исмаиловой, крымчанки, которая подала в суд на МВД за право фотографироваться на паспорт в хиджабе. Суд вынес решение, вызвавшее негодование у мусульман страны: фотографироваться женщины, исповедующие ислам, должны, как все, — с непокрытой головой. Фатиме рассказывает, что сколько раз делала фото на документы, столько приходилось демонстрировать волосы: «Когда говоришь, что хочешь оставаться в платке, тебе отвечают, что сейчас общество цивилизованное, а мы какие-то допотопные. Упрекают, мол, да из какого вы века? А какая разница, какой век?»

Ее подруга Лиля уточняет, что давление и неприязнь общества приходится ощущать на себе довольно часто. Сама она надела платок будучи уже взрослой, а не как положено — в подростковом возрасте, а до того одевалась, как все, ходила на дискотеки, пила вино. «Но я и тогда считала себя мусульманкой, просто еще не пришла к тому, чтоб носить платок. Со временем я начала задумываться, проснулся инстинкт поклонения. Я прочитала перевод Корана, прочитала книги других религий, и сделала для себя выбор».

Были на конференции и такие, кто не носит химар — молодые девушки, еще не успевшие определиться. Например, Гульсум пришла, чтобы послушать, о чем будут говорить сестры по религии, сама она пока что платок не носит, хотя и не исключает, что закроет себя в ближайшее время.

Лидер женской общественной организации «Ансара», защищающей права мусульманок, Лутфие Зудиева считает, что женщинам, исповедующим ислам, пора учиться защищать себя от непонимания и агрессии со стороны украинского общества: «Я бы не сказала, что идет глобальная тенденция полного отторжения в нашем обществе, но таких случаев, все-таки очень много».

Среди примеров предосудительного отношения к женщине в мусульманском одеянии Лутфие называет невозможность фотографироваться в химаре на документы, а также сложности в приеме на работу. Если в одних местах истинная мусульманка работать просто не может (например, в магазинах и заведениях, где продается алкоголь), то в другие ее на работу не возьмут. Чаще всего она трудится на частных предприятиях, владельцами которых являются ее родственники-мужчины, или же учит детей турецкому или арабскому языку.

Конференция была тщательно продумана и организована на наивысшем уровне. Докладчицы, девушки с явно очень хорошим образованием, доказывали необходимость носить хиджаб, апеллируя к строкам из Корана, показывали фильмы о проблемах сестер в Европе и Турции, разъясняли статьи Конституции Украины, проводили экскурс в историю Крыма, призывали не давать себя в обиду и повсюду доказывать, что женщина в химаре не только не должна ассоциироваться с террористкой или безмолвной рабыней, но должна быть образованной, моральной и социально активной представительницей исламского мира.

Украина достаточно спокойно относится к своим гражданкам в платке: носи на здоровье. По сравнению с повсеместными запретами на хиджаб в ряде европейских стран, проблема с фотографиями в паспорте кажется слегка преувеличенной. Но и тут находятся сердобольные люди, которые встают на защиту той же Сусанны Исмаиловой и недоумевают, почему суд постановил снимать химар для фото на документы. Однако на это есть своя причина. И каждому внимательному зрителю на той конференции она явилась в виде надписи на транспаранте, которая показалась на пару секунд в видеоролике о борьбе мусульманок Европы за свои права. И надпись эта была, хоть и на чужом языке, но вполне читаема: Хизб-ут-Тахрир.

О том, что в Крыму есть хизбы, многие узнали с подачи  Геннадия Москаля во время несения им здесь боевого поста. Одиозный начальник милиции во все трубы трубил, призывая общество поверить в угрозу, которую несет Хизб-ут-Тахрир. Но он рисовал картины, более похожие на пропагандистский фильм об угрозе терроризма, чем на реальность: какие-то вербовщики, которые сидят в лесах с оружием, фанатики, убивающие бомжей по ночам ради забавы и тому подобное. Заниматься хизбами — прямая обязанность правоохранительных органов, так как их организация не имеет законного права существовать на территории Украины и несет прямую угрозу ее конституционному строю и территориальной целостности (напомним, что для них есть лишь один свод законов — шариат, и одно государство — халифат). Но после громких высказываниями Геннадия Геннадиевича общество почему-то так и не услышало признаний о принадлежности к запрещенной организации, произнесенных в суде, а не где-нибудь в подполье. Речь идет о разбирательстве комитета по делам религий при Совете министров АРК с мусульманской общиной «Давет» (той самой, которая организовывала конференцию).

13 ноября 2009 года комитет по делам религий инициировал судебное разбирательство с целью прекращения деятельности мусульманской общины «Давет» как организации, проповедующей идеологию партии «Хизб-ут-Тахрир» и такой, которая нарушает украинское законодательство. Во-первых, «Давет» зарегистрирован именно как религиозная организация — значит, согласно украинскому законодательству, никаким иным видом деятельности община заниматься не может. Однако, по словам заместителя председателя комитета Валерия Петрова, «Давет» не занимался религией непосредственно, а проводил регулярные конференции на общественно-политические и экономические темы, где религиозная составляющая ограничивалась молитвой в начале и конце мероприятия.

Все остальное время, по словам Петрова, докладчики неприкрыто пропагандировали идеи хизбов, раздавали сомнительные издания, которые не имели выходных данных (а это противоречит законодательству Украины), и демонстрировали видео, разжигающие межнациональную и межрелигиозную рознь. «Например, в одном из их фильмов был вот такой сюжет, — рассказывает Валерий Петров. — Рассказывают о том, как гибнут мусульманские дети от рук немусульман, и показывают этих детей. Следующая картинка — Патриарх Алексий. Затем — православный священник, который благословляет солдат. Затем — опять убитые мусульманские дети. При этом зрителю задают вопрос, так что же делать, чтобы спасти свою семью от гибели. А как ответ показывают неприкрытую агитацию за Хизб-ут-Тахрир».

26 декабря 2009 года Окружной административный суд АРК приостановил судебное производство по иску Рескомрелигии о прекращении деятельности общины «Давет». Причина — формальная ошибка истца: документ назвали экспертным заключением вместо просто заключения. Адвокат, защищавший «Давет», сразу же за это ухватился и приостановил процесс. Дальнейшие разбирательства у якобы религиозной общины и комитета по делам религий еще впереди.

Но главное осталось без внимания. На том суде несколько человек из «Давета» на вопрос: «Являетесь ли вы приверженцем организации Хизб-ут-Тахрир» — ответили утвердительно.

Не хотелось бы обвинять делегатов конференции в том, что они — участницы мирового заговора. Скорее всего, большинство из них действительно поступают так, как велит им их религия или идут на поводу у родственников. Но ценности способны нивелироваться, когда их привитие ставят на конвейер...

Татьяна БЕРЕГОВАЯ