ЧТО БУДЕТ БЕСПЛАТНО И ДЛЯ КОГО В НАШЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ?

(Газета «Крымская правда» от 23 сентября 1998 года)

Предлагаемых бюджетных средств для здравоохранения хватит на финансирование только 9,2 тысячи коек из 19,2 тысячи имеющихся, то есть 10 тысяч необходимо сокращать. Из 49992 штатных единиц медицинского персонала потребуется ликвидировать 27996 единиц. Квалифицированные специалисты-медики окажутся на улице? 

На оставшихся койках можно будет лечить только больных с острой хирургической патологией, инфекционными болезнями и принять роды. А 210 тысяч крымчан в течение года не смогут быть даже госпитализированы из-за отсутствия коечного фонда. 

Медицинских работников волнует не только задержка заработной платы, но и отсутствие средств на догоспитальном этапе и в стационарных лечебных учреждениях. Особенно, когда помощь пациентам необходимо оказывать по жизненным показаниям. 

Не от хорошей жизни внедрялись благотворительные взносы, платные услуги и компенсация за пребывание в больнице. Все это непопулярные меры, причем не соответствующие Конституции. И тем не менее иного пути у нашей медицины, чем становиться платной, похоже, не существует. Наглядная иллюстрация тому - динамика финансирования здравоохранения Крыма за 1996 -1998 годы. 

Похоже, власть имущие должны принять решение и открыто заявить населению Крыма, что бесплатно и для кого, а что платно. Не так ли? 

Об этом мы решили поговорить с председателем постоянной комиссии по социальным вопросам и здравоохранению ВС Крыма В. Л. ЗУБАРЕВЫМ

- Учитывая нынешнее материальное состояние большей части нашего населения, состояние экономики вообще, - считает Валентин Львович, - наше здравоохранение и впредь должно оставаться преимущественно бесплатным. 

- У нас же получается наоборот: государство не может, а некоторые руководящие чиновники, вероятно, не хотят брать на себя содержание жизненно необходимой отрасли. Принцип ее финансирования, как всегда, остаточный. Даже те крохи, которые обещают выделить из бюджета, - несбыточная мечта для медиков. А в конце концов для всех нас, которым за лечение приходится платить из собственного кармана. 

- Наша комиссия внесла предложение на сессии ВС о том, чтобы увеличить статьи бюджета на здравоохранение на 23 млн. гривен и на социальную защиту населения - на 20 млн. гривен. К сожалению, большинство депутатов высказалось против, мотивировав это тем, что до конца года осталось всего несколько месяцев. Но мы это же предложение будем вносить на следующий бюджетный год и надеемся, депутаты нас поддержат. 

- Но нам дожить здравоохранению до следующего года при практически полном отсутствии финансирования? 

- Жить будет очень сложно. Тем не менее резервные ресурсы есть и у медицины, как и у каждой организации. И за счет этих ресурсов надо выходить из положения. 

- В здравоохранении, похоже, уже никаких резервов не осталось. Посмотрите на задолженность по платежам, по зарплате работникам отрасли: сумма эта практически равна той, которую обещают медицине из бюджета и которой пока нет. И вряд ли будет. 

- Это спорный вопрос. Деньги будут безусловно, хотя сегодня ситуация очень и очень тяжелая. Большие надежды возлагались на курортный сезон, но, к сожалению, они не оправдались: в бюджет поступило меньше того, что ожидалось. 

Поэтому мы очень рассчитываем на экономическую помощь правительства Москвы. Подписаны уже соответствующие соглашения о сотрудничестве, в том числе и в области здравоохранения. Москвичи берут на себя обязательства помочь нам в оснащении лечебных учреждений, в частности, кардиологического центра. 

- Все это - в будущем. Давайте представим себе наихудшее: никто в ближайшее время нашему здравоохранению не поможет. Но и в том виде, в котором оно существует, оно также функционировать не может. Что делать? 

- Будем запрашивать дополнительные средства из бюджета для поддержки нашей медицины. 

- Мы ведь только что говорили о том. что в бюджете пусто. Тем более государство провозгласило курс на реформы. Значит, и здравоохранения такого, какое оно было раньше, быть не может. Оно также должно быть реформировано. 

- Если такого, как было, здравоохранения не будет, то мы полагаем, что будет наподобие такого. То есть такое, которое рассчитано на широкие слои населения, а не на отдельные категории жителей Крыма, наиболее обеспеченные. Они поедут лечиться за рубеж. Средства им позволят. А большинство крымчан будет лечиться в наших медицинских учреждениях. Поэтому во что бы то ни стало мы должны поддержать существующую систему здравоохранения. 

- Но каким образом? Согласитесь, чудом можно назвать уже то, что нашему Минздраву удалось сохранить практически всю систему здравоохранения. Даже количество ФАПов за последние семь лет осталось неизменным. 

- Да, но вся беда в том, что Министерство здравоохранения Украины по существу переориентировалось на платное здравоохранение. И если мы в Крыму пытаемся еще как-то сохранить его бесплатным, то испытываем в этом плане определенный прессинг: из Киева идут приказы, другие нормативные документы, предписывающие сократить то или иное количество больничных коек, штатных единиц в соответствии с финансированием. 

Таким образом здравоохранение не реформируется, а фактически уничтожается. Надо смотреть правде в лицо! И только энтузиазм наших медиков, месяцами ожидающих зарплату, но тем не менее не бастующих, позволяет крымчанам получать необходимую медицинскую помощь. 

- Но согласитесь, что долго так продолжаться не может. Всему есть предел и терпению медиков также. Значит, жизнь заставит реформировать и здравоохранение. Вводить, скажем, элементы страховой медицины, как это сделали уже в России. 

- Возможно, когда-нибудь у нас и будет смешанное здравоохранение. Но в настоящее время, когда люди месяцами не получают зарплату, страховая медицина - это бессмыслица. 

- Тем не менее уже сейчас надо думать и практически готовиться к переходу к ней. Возможно сначала в законодательном порядке ввести обязательный налог на содержание здравоохранения. А депутатам от Крыма выйти с такой законодательной инициативой в Верховную Раду Украины. Возможно, средства, собранные таким образом, позволят содержать бесплатное, то есть финансируемое из бюджета, здравоохранение? 

- Вы же знаете, как сегодня платят налоги. Честнее сказать, что их не платят, отчего мы все и страдаем. 

- Но ведь бюджетная казна, на средства которой должно содержаться здравоохранение, пополняется за счет налогов? Если их, как вы утверждаете, не платят почти 70 процентов промышленных предприятий, то о каком бюджетном финансировании медицины может быть речь? 

- Бюджет у нас в Крыму будет. Он будет наполнен в 1999 году. У нас есть такая твердая уверенность. И мы будем отстаивать преимущественно бесплатное здравоохранение, как и записано в Конституции. 

- Но позвольте, для большинства из нас здравоохранение уже платное: - платим за пребывание в больнице, за лекарства... 

- Оно еще далеко не везде платное, а за лекарства пациенты платили всегда. А чтобы медицина наша действительно оставалась бесплатной и доступной, мы должны запустить заводы, фабрики, а курортная отрасль Крыма должна работать на наш крымский бюджет. А то ведь доходы от нее по-прежнему уходят в Киев. И поверьте, экономика полуострова все равно заработает, значит, и здравоохранение будет финансироваться из бюджета, как и положено. 

- Что ж нам, похоже, не остается ничего другого, как поверить в светлое будущее и быть... блаженными. 

Интервью взяла Е. ОЗЕРЯН