«ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ» ЗА ЧЕСТНЫЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ» НА ЭНЕРГОРЫНКЕ

(Газета «Крымские известия» от 27 января 2005 года)

Вопросы тарифной политики правительства Крыма, местных органов исполнительной власти, бесперебойного газо- и теплоснабжения, прежде всего населения и объектов социальной сферы, у всех на слуху. В какой-то мере остроту этих вопросов сглаживает теплая зима. Но она не уменьшает проблем у основного поставщика природного газа — ГАО «Черноморнефтегаз». И все они сводятся к одному — низкой платежной дисциплине потребителей природного газа, и в первую очередь основного его потребителя — АП «Крымтеплокоммунэнерго». Об этом наш корреспондент беседует с генеральным директором государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз» Валерием ЯСЮКОМ.

— Валерий Николаевич, с наступлением нового, 2005 года что-то изменилось во взаимоотношениях ГАО «Черноморнефтегаз» и АП «Крымтеплокоммунэнерго»?

— Ситуация усугубилась. К началу нынешнего отопительного сезона АП «Крымтеплоком мунэнерго» имело долг 35,4 миллиона гривен, а к 1 января 2005 года он вырос еще на 3 миллиона. Уровень платежей в январе упал до 7%. Общая задолженность превысила 43 миллиона гривен. И несмотря на наши неоднократные обращения и просьбы предоставить гарантии и графики ее погашения, руководство «Крымтеплокоммунэнерго» всячески уходит от решения этих вопросов. Хотя рассчитаться с долгами могло, но не сделало этого — посчитало необходимым направить средства, выделенные республиканским и местными бюджетами автономии, на другие цели.

Так, из 42 миллионов гривен бюджетных средств ГАО «Черноморнефтегаз» получило всего 9,5 миллиона, или 22,6%. При том, что 90% тепловой энергии «Крымтеплокоммунэнерго» производит с использованием природного газа, возникает вопрос: куда же большая часть выделенных средств должна была пойти? Логически — на оплату основного энергетического ресурса — природного газа. Но почему этого не произошло?

Если бы «Крымтеплокоммунэнерго» своевременно рассчиталось за использованный природный газ, то никаких проблем не было бы ни с отоплением, ни с горячим водоснабжением.

— С 1 января вступил в силу Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Каков ваш прогноз влияния механизмов формирования и утверждения тарифов на тепловую энергию, предусмотренных данным законом, на уровень расчетов за природный газ?

— Теоретически ситуация улучшится. Учитывая механизмы формирования, защиты и утверждения местных бюджетов, законодатели совершенно оправданно передали полномочия по определению и утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе и на теплоснабжение, местным органам власти. С одной стороны, руководителям на местах виднее, какие резервы могут быть задействованы для снижения затрат на выработку тепла и, таким образом, оптимизации уровня тарифов, с другой — они более обоснованно смогут защищать субсидирование льготных категорий граждан.

Однако воплотить это на практике не так просто. Особенно в Крыму, где тарифы за все годы независимости практически не менялись и, являясь самыми низкими в Украине, возмещают менее 50 процентов фактических затрат на выработку тепловой энергии.

Теперь важную социальную проблему формирования новых экономически обоснованных тарифов необходимо решить местным органам власти. И сделать это в один прием. Речь идет о повышении тарифов не на проценты, а в несколько раз.

Нет уверенности и в том, что в местных бюджетах будут найдены реальные источники для компенсации тепловырабатывающим предприятиям их затрат в случае, если утвержденные тарифы не обеспечат их полного возмещения.

Таким образом, пока предусмотренные законом механизмы не будут работать в полной мере, я не стал бы прогнозировать существенного улучшения расчетов за природный газ тепловырабатывающими предприятиями Крыма, в том числе и АП «Крымтеплокоммунэнерго».

— Ваше видение реформирования тарифной политики в сфере теплоснабжения в Крымской автономии.

— Возможно, нам и не нужно было бы так глубоко изучать и знать эту тему, если бы не одно обстоятельство — в тарифе на тепловую энергию около 70 процентов занимает топливная составляющая. Поэтому наше предприятие — заложник неэффективной тарифной политики. Отапливать жилой фонд, безусловно, нужно, но бесплатно отдавать природный газ при этом ГАО «Черноморнефтегаз» не может. Потому мы заинтересованы в том, чтобы «правила игры» на рынке тепловой энергии были четкими, ясными, понятными для всех его участников. Тепловырабатывающие предприятия должны знать, при каких условиях они будут получать природный газ, потребители тепловой энергии — сколько, кому, при каком уровне качества услуг они должны платить, а в случае, если их доходы ниже границы, установленной государством, — где и как получить субсидию.

Несмотря на то, что вектор работ по реформированию тарифной политики направлен в сторону регионов, а январь — на исходе, в этом плане сделано очень мало. На мой взгляд, тому есть объективные причины — новизна этой темы для местной исполнительной власти, непростая по содержанию работа в условиях отсутствия квалифицированных специалистов, чрезвычайно высокий уровень ответственности за социальные последствия повышения тарифов.

Следует учесть и то обстоятельство, что региональные подразделения «Крымтеплокоммунэнерго» не являются отдельными юридическими лицами и, согласно закону о жилищно-коммунальных услугах, местные органы власти не могут утверждать для каждого из них отдельные тарифы. Поэтому, думаю, еще предстоит большая работа по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные акты для урегулирования этого вопроса.

Оценивая стартовые условия для реформирования тарифной политики, считаю, что координирующие функции проведения этой столь ответственной работы должен оставить за собой Совет министров АРК как минимум до конца 2005 года.

— Может ли сложившаяся ситуация с расчетами затормозить развитие ГАО «Черноморнефтегаз»?

— Природный газ — это товар, на добычу которого мы тратим значительную часть оборотных средств. Несвоевременная оплата отпущенной продукции — прямое отвлечение на неопределенное время наших инвестиционных ресурсов. По этой причине мы зачастую вынуждены корректировать планы по освоению новых месторождений, модернизации оборудования, социальным программам. И это при том, что, согласно действующему законодательству, газодобывающие предприятия выплачивают все виды налогов сразу после поставки природного газа потребителям без каких-либо гарантий оплаты с их стороны.

Таким образом, ГАО «Черноморнефтегаз» как субъект хозяйствования государственной формы собственности кредитует АП «Крымтеплокоммунэнерго» — предприятие коллективной формы собственности. Это нонсенс.

— Как будут строиться ваши отношения с АП «Крымтеплокоммунэнерго» в дальнейшем?

— В строгом соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины, регламентирующего вопросы обеспечения природным газом потребителей Украины. То есть при условии стопроцентной текущей оплаты за полученный природный газ и полного погашения задолженности за предыдущее время. Поэтому мы намерены продолжить поставку природного газа АП «Крымтеплокоммунэнерго» в 2005 году только в случае предоставления банковской гарантии или же залога имущества предприятия как гарантии обеспечения выполнения текущих и долговых обязательств.

Все свои обязательства мы выполняем. В достаточных объемах и бесперебойно поставляем топливо потребителям. А природного газа у ГАО «Черноморнефте газ» достаточно для того, чтобы обеспечить потребности населения и предприятий тепловой энергетики. Однако качество услуг по газо- и теплоснабжению будет зависеть от уровня расчетов за них.

Интервью вела Татьяна СТЕПАНОВА