Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Выборы

Выборы

II КУРУЛТАЙ (1991-1996гг.)

3 сессия (внеочередная)

27-29 декабря 1993 года

II КУРУЛТАЙ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

Третья (внеочередная) сессия

(Газета «Авдет» от 2 декабря 1993 года)

День первый

27 ноября в Симферополе началась III (внеочередная) сессия II Курултая крымскотатарского народа.

Открывая сессию, председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев рассказал о политической ситуации, связанной с выборами в ВС Крыма, и определил задачу Курултая: принять решение об участии или неучастии в предстоящих выборах, определить свою позицию по поводу института президентства в Крыму. Объяснил, почему была расширена предварительная повестка дня Курултая: делегаты прибывшие из регионов Средней Азии, предложил обсудить вопрос о необходимости принятия неотложных мер по оказанию содействия в возвращении и обустройстве крымских татар, вынужденно проживающих в местах высылки.

После традиционной молитвы 3-я сессия II Курултая начала свою работу с доклада председателя Меджлиса, в котором он рассказал о деятельности Меджлиса за прошедшие со второй сессии четыре месяца: об организации и проведении конференций; встречах с лидерами различных партий и общественно-политических движений, с должностными лицами, с послами иностранных государств; об участии в международных форумах и т. д. (Доклад публикуется отдельно).

Далее делегаты заслушали доклад руководителя политико-правового отдела Меджлиса Надира Бекирова о праве крымскотатарского народа на самоопределение на своей национальной территории и о вопросе об участии в государственных органах республики Крым (тезисы доклада публиковались в N 23 (88) "Авдета").

Член Меджлиса Нариман Абдурешитов выступил с докладом, в котором была изложена позиция Меджлиса крымскотатарского народа по отношению к Закону о выборах, принятому 17 сентября на 13-ой сессии ВС Крыма, и его работе, результатом которой стали Дополнения к Закону о выборах, принятые 14 октября. Он рассказал о позиции Центральной избирательной комиссии, определившей условия правомочности Курултая при выдвижении кандидатур в депутаты ВС Крыма. В этой связи был дан анализ правомочности 3-ей внеочередной сессии Курултая:

"В соответствии с официальными данными, по состоянию на сегодняшний день в Крыму уже проживает 227 тысяч крымских татар, из них избирателей (лиц старше 18-ти лет) - 153 тысячи человек.

На 1-ю сессию II Курултая было избрано 127 делегатов от 127 тысяч крымскотатарского населения, или от более чем 86 тысяч избирателей.

На 2-ю сессию II Курултая в 1993 г. дополнительно по Крыму было доизбрано 13 делегатов (по регионам, где выборы ранее не проводились).

Таким образом, на Курултае всего 137 делегатов (трое умерло), представляющих 137 тысяч населения, или свыше 93 тысяч избирателей, т. е. более 60% от всех избирателей - крымских татар, проживающих в Крыму.

К настоящему моменту в Крым из мест депортации возвратились еще 54 делегата Курултая вместе со своими избирателями. Общее количество делегатов, проживающих в Крыму, составляет 191 человек.

Тем самым правосубъектность. Курултая на выдвижение, претендентов на кандидаты в депутаты безупречна.

На Курултае присутствует большая группа делегатов, приехавших из-за пределов Крыма, которые вправе участвовать в выдвижении кандидатов в претенденты (при их обсуждении, включении в список для тайного голосования). Однако... для соблюдения процессуальной чистоты самой процедуры участия в голосовании, они могли бы поручить это сделать делегатскому корпусу проживающих в Крыму".

В докладе также были указаны основные критерии, по которым должны выдвигаться кандидатуры от национального съезда крымских татар. Среди них главным является честность и дисциплина, при этом. кандидат должен дать обязательство сложить свои депутатские полномочия по первому требованию Меджлиса и освободить место для следующего кандидата по списку Курултая (в него включены 30 человек). По мнению Меджлиса, эта мера должна исключить депутатов-перевертышей и явиться гарантией строгого и неуклонного следования программе Курултая и решениям Меджлиса.

С проектом предвыборной платформы Курултая выступил член Меджлиса, профессор Ленур Арифов. Он указал на то, что "сам факт участия нашего народа в формировании парламента Крыма резко изменяет политическую ситуацию, в которой предстоит разворачиваться национальному движению". Он перечислил моменты, которые могут вызвать определенные опасения в случае принятия решения об участии в ВС Крыма: "Первое - небольшое число гарантированных мест в парламенте (квоты); второе - будущий парламент как бы приобретает характер национальной легитимности: третье возможное снижение статуса Меджлиса в глазах даже самих крымских татар: четвертое существование двух представительных органов крымскотатарского народа в виде Меджлиса и депутатского корпуса". Но трезвый анализ ситуации, как сказал докладчик, говорит в пользу участия в выборах в ВС Крыма. Это касается и на первый взгляд недостаточной для нас квоты в 14 мест, так как «14 мест это больше, чем требует принцип пропорциональности и соответствует доле всех крымских татар, включая и еще не вернувшихся на родину, в населении Крыма". Важнее сам механизм выборов, по которому депутатов называют сами крымские татары. Национальная фракция (пусть и небольшая) при условии правильного ее подбора будет способна найти новые средства борьбы за интересы своего народа. А именно: "используя принятые во всем цивилизованном мире правила политической игры постоянное, временное или разовое блокирование на определённых условиях".

Далее Л. Арифов остановился на статусе Меджлиса в условиях существования депутатского корпуса. Он сказал, что решение этой проблемы "полностью зависит от "качества" избранников народа, механизма их взаимодействия с Меджлисом и эффективности контроля за их действиями в парламенте. Механизм взаимодействия будущих депутатов с Меджлисом должен способствовать усилению роли и возможностей Меджлиса, а не его ослаблению". Он же познакомил делегатов с. проектом предвыборной платформы Курултая.

Затем с отчетом о деятельности Ревизионной комиссии Меджлиса выступил ее председатель Бекир Аджалиев. За отчетный период РК провела ревизию деятельности и состояния учета денежных средств Симферопольского районного меджлиса, ведет в настоящее время такую работу в Белогорском. Кировском, Судакском, Сакском и Первомайском районах. Проведена была также, выборочная проверка использования медикаментов, поступающих в медицинский центр, разобраны несколько жалоб соотечественников и т. д.

Затем Б. Аджалиевым было оглашено "Заключение Ревизионной комиссии Курултая крымскотатарского народа деятельности Меджлиса крымскотарского народа в период между 2-ой и 3-ей сессиями II Курултая, в котором, в частности говорится: "Деятельнность Меджлиса в период между сессиями II Курултая, основана на принципах неприменной ненасильственных форм борьбы с существующим колониальным режимом, а также вносимой на рассмотрение 3-ей сессии II-го Курултая предложения целесообразности в нынешней политической ситуации принять участие в выборах в Верховного Совета Республики Крым не противоречит "Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой 1-ой сессией II-го Курултая и полностью соответствует "Основным направлениям деятельности Меджлиса крымскотатарского народа на период до III Курултая", принятой 2-ой сессией II Курултая.

Наряду с этим Ревизионная комиссия отмечает:

"В Постановлении 2-ой сессии II Курултая "О деятельности Меджлиса крымскотатарского народа в период с июня 1991 г. июль 1993 г." было указано отсутствие тесного взаимодействия Меджлиса с местными меджлисами, что отрицательно влияло на деятельность последних.

За отчетный период Меджлисом не было уделено должного внимания на устранение указанных недостатков".

Заслушав основные доклады по первому вопросу повестки дня Курултая "О выборах в ВС Крыма", делегаты приступили к прениям, 22-м делегатам и гостям Курултая была предоставлена возможность высказать свои аргументы "за" и "против" участие крымских татар в выборах в Верховный Совет Крыма выдвижения кандидатур от Курултая крымскотатарского народа. Как всегда, мнения кардинально разделились. Позиция против выборов была в основном высказано делегатами и гостями - членам, Организации крымскотатарского национального движения. Его председатель Э. Хайрединов недвусмысленно (правда, не слишком внятно) заявил: "Участие крымских татар в предстоящих выборах - есть признание властей Крыма, которые преступно медленно" решали нашу проблему тогда, в 1991-ом, и таким же образом решают ее сейчас: это есть признание властей, которые до сих пор не считаются ни фактически, ни юридически с тем, что существует Меджлис, что существует Курултай как полномочный представительный орган нашего народа. Следовательно, власти не признают существование не только нашей национальной проблемы, но и самого народа, как субъекта правовых взаимоотношений в Крыму". Э. Хайрединов предложил альтернативу участия в выборах: Курултай может сформировать национальное правительство, Ревизионную комиссию реформировать в судебные органы, а потом пойти на компромисс с властями - сформировать коалиционное правительство. По мнению ОКНД, "мы были очень близки к этой позиции", но в течение 2-3, месяцев вступили на иной путь - "путь соглашательства и неоправданных уступок".

Выступивший в прениях Энвер Куртиев заявил, что участие в выборах противоречит Декларации о национальном суверенитете и Курултай не давал права Меджлису соглашаться на квоту в 14 мест (оратор, видимо, упустил из внимания, что Меджлис требовал 22 депутатских мандата из 80-ти). На его взгляд, эта квота бесполезна, но раз "поезд уже ушел", нужно принять решение об участии в выборах только на следующих условиях: паритетное представительство крымских татар (одна треть парламента) или предоставление права "вето". Если эти требования не будут приняты Верховным Советом (то есть крымскотатарские депутаты этого не добьются), через год "отозвать своих депутатов, провести акции национального неповиновения и реализовать право нации на самоопределение на своей национальной территории".

Один из присутствующих на Курултае Нариман Ибадуллаев выразил позицию по выборам общества им. И. Гаспринского. Она выражается в следующем: участие в ВС означает прекращение деятельности Курултая и Меджлиса, разделяет народ на метрополию и диаспору, лишает возможности последней на возвращение в Крым, не оставляет надежд на защиту интересов крымских татар, означает самоликвидацию органов национального самоуправления. Он заявил: "Отказ Меджлиса от представительства в ВС в виде отдельной палаты национальностей означает отказ Меджлиса от борьбы за закрепление за нами статуса коренного народа полуострова, а значит и международной защиты, ...отказ от национальных требований, национальных традиций и повлечет для нашей нации катастрофические последствия". По поводу института президентства Н. Ибадуллаевым была высказана уверенность, что это грозит гражданской войной в Крыму (к примеру, если Президент заявит о прекращении действия моратория на проведение референдума).

О необходимости приоритетного представительства крымских татар в ВС Крыма сказал и делегат от Ташкента Рефат Акмоллаев. По его мнению, только Курултай должен иметь право выдвигать кандидатуры в депутаты, независимо от их гражданства, члены Меджлиса (из опасения ослабить этот орган) не должны являться депутатами ВС, в выдвижении кандидатур должны участвовать все делегаты, в том числе и пока не вернувшиеся в Крым.

Член ЦС ОКНД Куртсеит Абдуллаев сказал о том, что проведя анализ деятельности национального движения, он поневоле пришел к выводу, что оно "регулируется со стороны". Далее он заявил; "В свое время мы избрали Курултай, выбрали свой Меджлис, видя в нем свое правительство... Так давайте поможем им объявить себя в будущем парламентом Крыма нашего народа, то есть правительством". И далее: "...Сегодня надо принять решение отказаться от участия в ВС Крыма, так как это парламент оккупационного режима''. Он также выразил негативную позицию по поводу участия в выборах президента, так как выдвигаться будут бывшие партийные лидеры и нынешняя номенклатура, в том числе Н. Багров - "санкционировавший погром "Молодежного" в дни ГКЧП".

Делегат Синавер Кадыров выразил озабоченность, тем, что будет с Курултаем и Меджлисом после выборов в ВС, когда, по его мнению, у крымских татар появится два представительных органа. На его взгляд, соглашаться можно лишь при условии, если в Законе о выборах будет предусмотрен механизм прямых выборов (а не выдвижения) депутатов ВС на Курултае. Тогда крымскотатарские. депутаты будут иметь статус депутации от Курултая, и это будет гарантией ее подотчетности национальному съезду.

Свои аргументы против участия в выборах в ВС Крыма и выдвижения кандидатур Курултаем высказали также делегаты Айдер Бариев, Мамеди Чобанов, Мустафа Люманов, Руслан Куртсеитов.

Полемизируя с противниками участия в органах власти, Рефат Чубаров привел пример борьбы прибалтийских народов за независимость своих республик. Там представители национальных движений, народных фронтов настойчиво выдвигали своих кандидатов в органы власти, и когда история дала им шанс, независимость была провозглашена через Верховные Советы. Анализируя Ситуацию вокруг обсуждения участия крымских татар в выборах, заместитель председателя Меджлиса сделал вывод, что сегодня в национальном движении существует две группы. Одна состоит из людей, которые занимаются ежедневной и конкретной работой, поэтому они ищут другие, новые пути для оказания конкретной помощи своему народу. Другая - стоит с краю, не зная, что делать, зато имеет четкую позицию: что бы ни делала другая группа - критиковать ее работу. По повод/ эмоций о "сотрудничестве с оккупационной властью" он напомнил, что некоторые сегодняшние "борцы" с нею, в других случаях не стесняются с нею же контактировать. По мнению Р. Чубарова, участие в ВС обязательно, так как этот шаг открывает новые возможности оказания помощи нашему народу. Учитывая важность принимаемого решения, он потребовал провести поименное голосование по этому вопросу.

Выступавший вслед Юсуф Абдурахманов напомнил делегатам, что народ своими акциями протеста, митингами и пикетам уже выразил свое отношение к участию крымских татар в парламенте. Один из ветеранов национального движения, член Меджлиса Энвер Аметов рассказал, что он, протестуя вначале против участия в выборах на предложенных Дополнениями к Закону условиях, теперь сделал вывод, что это необходимо прежде всего потому, что национальную квоту будут избирать сами крымские татары. "14 человек, сказал он, - это, конечно, мало. Но это первый шаг к диалогу с властями... Во время конфронтации никакие проблемы не решается".

О необходимости сотрудничества с властью говорил и Энвер Бебеев: "Власть, плохая или хорошая, творит законы. Плохая творит плохие законы, хорошая - хорошие. Но чтобы эти правильные законы создавались, нужно идти в эту власть и работать". Обращаясь к выступившим против участия в выборах, он сказал: "Нельзя стоять в стороне и ждать, когда власти сами догадаются, что для нас сделать: давать ли государственность, менять ли флаг и гимн. Это абсурд".

Делегат, член Меджлиса Энвер Кантемир-Умеров, поддержав сторонников выборов, сказал, что нам надо уходить от национальной изоляции и искать другие методы борьбы, не забывая и об уже опробованных. Кроме того он подчеркнул, что не надо упускать возможности по выдвижению претендентов и по одномандатным территориальным округам. По поводу института президентства он однозначно высказался против.

Бекир Куртосманов. поделившийся опытом работы в райисполкоме, призвал делегатов проголосовать за участие в выборах.

Дилявер Ибрагимов, предположивший возможно сложную ситуацию при избрании президента, обратился с предложением поручить принять окончательное решение по этому вопросу Меджлису.

Член Президиума Меджлиса, профессор Рефат Аппазов в своем выступлении сказал: "Мы стоим сегодня перед дилеммой: либо мы в ближайшие 4 года должны отказаться от парламентской борьбы, от внедрения в государственные органы и обречь себя на продолжение борьбы только извне, либо мы должны сочетать обе формы ... Доводы тех, кто предлагает отказаться от участия в ВС. а затем и в правительстве не выдерживают критики. У них отсутствует логически прослеженная линия поведения, при реализации которой было бы обеспечено более быстрое продвижение наших вопросов. Я не вижу этой цепочки. Извините, твердолобость в политике никогда не приводила к желаемому результату... Неумение корректировать свои действия с учетом изменяющихся внешних условий..., не дает плодотворных результатов". Далее, обращаясь к тем делегатам, которые предлагали такие решительные меры (в альтернативу участия в ВС), как "объявить себя парламентом Крыма", Р. Аппазов спросил, как они это себе представляют, какими методами и на что нас толкают такие призывы? Говоря о защите прав оставшихся еще в местах ссылки наших соотечественников, он подчеркнул, что имея в парламенте депутатское представительство, контакты с руководством Узбекистана, например, из разряда личных (и подчас унизительных) перейдут в разряд государственных.

Свой выбор в пользу участия крымских татар в будущем парламенте Крыма высказали также делегаты Курултая Айше Сеитбелялова, Вели Семедляев, Сеитамза Умеров, Ильми Умеров, Халил Мустафаев, Шевкет Рамазанов.

Неудавшейся попыткой склонить Курултай отказаться от национального представительства в парламенте Крыма прозвучало выступление присутствовавшего на сессии члена ЦС ОКНД Энвера Умерова. Он заявил, что 14 депутатов ничего не смогут сделать в ВС, в котором собралась "вся коммунистическая сволочь"; что "он лично" и Курултай в том числе, не давали Р. Чубарову, Н. Бекирову, Н. Абдурешитову права вести переговоры с Верховным Советом (по этому поводу, оказывается, нужно было созвать Курултай); что "не надо радоваться по поводу выборов крымскотатарских депутатов только крымскими татарами – все равно кто-нибудь попадет в ВС"; что 14 депутатов будет "лоббировать Верховный Совет в Меджлисе". Затем он вспоминал историю, грозил судом ее и своего годовалого ребенка и пугал делегатов тем, что Меджлис "отдает их в жертву 14-ти депутатам". Столь эмоциональное выступление никого не оставило равнодушным, даже председателя Меджлиса, уже привыкшего ко всяким "неожиданностям разгула демократии", И заставило его сказать: "Давайте будем думать прежде, чем что-то говорить... А то прочтут через 10-20 лет стенограмму Курултая и скажут: вот ведь какие у крымских татар были юристы". А заместитель председателя Рефат Чубаров справедливо заметил, что действительно Энвер Умеров никому не поручал вести переговоры - их поручил вести Меджлис крымскотатарского народа.

Затем слово было предоставлено ветерану национального движения Решату Джемилеву, который также выступил за участие в ВС, так как "пикетами трудно уже что-нибудь решить". Он призвал делегатов Курултая выдвинуть в депутаты будущего парламента достойных представителей нашего народа, способных вести профессиональную парламентскую борьбу.

В заключительном, завершающем прения, слове председатель Меджлиса Мустафа Джемилев сказал: "Если мы что-то можем сделать, почему мы не можем взять на себя ответственность. Ведь почему средства, отпускаемые Украиной, разворовываются - да потому, что нет национального контроля. Конечно, 14 человек смогут добиться не очень многого, но почему мы должны терять то, чего они смогут добиться.

Да, наши соотечественники устали. Мы говорим здесь о высоких принципах. А у этих людей нет электричества, они не смотрят телевизор, не слушают радио и не знают, какие здесь у нас высокие идеи. Чтобы завтра они добивались своей государственности, у них сегодня должно быть хотя бы самое элементарное. А элементарное - это то, чего возможно добиться даже 14 местами в законодательной власти...

Когда обсуждался вопрос о квотах, кто больше всего кричал против них? Грач, Мешков, который сразу завопил: "Вы что делаете?! Это же начало восстановления государственности крымских, татар". И он прав. Странно, почему наши соотечественники говорят: "Не надо нам никаких квот". Поэтому я прошу Вас хорошо подумать и принять единственно правильное решение".

И делегаты Курултая крымскотатарского народа его приняли. Открытое поименное голосование об участии крымских татар в выборах Верховного Совета в соответствии с Законом Республики Крым "О дополнениях к Закону Верховного Совета" и выдвижении списка претендентов от имени Курултая крымскотатарского народа показало такие результаты: из 192 делегатов "за" - 167, "против" - 16. "воздержались" - 9.

Один из делегатов Энвер Бебеев произнес на Курултае такие слова: "Мудрецы говорят: если хочешь узнать, какая вода - вступи в нее". Первый день работы 3-ей сессии II Курултая закончился тем, что его делегаты решили вступить в забытую ими за 50 лет депортации "воду" законодательной власти. Пусть она будет чистой.

День второй

Второй день сессии начался с обсуждения двух предложений, поступивших в редакционную комиссию Курултая. Лютфи Османов ознакомил делегатов с Мнением редакционной комиссии об альтернативном варианте резолюции по поводу участия в выборах ВС Крыма делегата от Белогорска Энвера Куртиева, и с замечаниями к проекту резолюции, подготовленному политико-правовым отделом Меджлиса.

После обсуждения проект резолюции, представленный Политико-правовым отделом, был Принят большинством голосов депутатов. Далее был зачитан проект предвыборной платформы Курултая крымскотатарского народа. Данный документ был принят за основу, и Курултай поручил Меджлису отработать окончательный вариант проекта.

После обсуждения проекта Обязательства претендента на кандидаты в депутаты ВС, делегаты проголосовали за его принятие. Затем было проведено формирование списка претендентов на кандидаты в депутаты ВС.

М. Джемилев зачитал список, предлагаемый Меджлисом. После определения голосованием количественного состава списка Курултая, делегаты перешли к выдвижению кандидатур. Всего было предложено 60 человек, из которых после самоотводов осталось 30.

После утверждения окончательного состава претендентов делегаты проголосовали за включение его в список для тайного голосования.

После перерыва группа делегатов Курултая: Синавер Кадыров, Мамеди Чобанов, Куртсеит Абдуллаев, Куртумер Шакиров, Руслан Куртсеитов - выступила с заявлением о создании фракции "Дегир адым" ("Другой шаг), мотивируя это действие тем, что они, используя свое право на отличную от мнения большинства точку зрения по концептуальным решениям, считают, что ни данный Курултай, ни Меджлис не смогли в полной мере реализовать предоставленные народом потенциальные возможности в борьбе за восстановление прав крымскотатарского народа.

Далее был заслушан доклад Р. Чубарова "Об институте президентства в Крыму". Опасность принятия института президентства в Крыму, по его мнению, заключается в том, что он может быть направлен против интересов Крыма и его жителей. "То правовое пространство, которое определено "Законам о президентстве", позволяет будущему президенту в зависимости от личных симпатий и политических воззрений предпринимать такие действия, которые могут пойти вразрез с интересами всего населения Крыма.

Если мы представим, что Президентом будет кандидат от политической партии, которая исповедует определенные политические, идеологические доктрины, то мы можем заранее быть уверенными, что после его избрания в ближайшее время в Крыму ситуация значительно дестабилизируется. Представьте себе, что президентом избран С. Шувайников. Он сразу издаст указ об отмене моратория на проведение референдума, прикрываясь тем, что выполняет волю населения Крыма. Вскоре проведут референдум и большинство, не представляя, чем это грозит, проголосует за присоединение к России. Тем самым мы раскалывает население Крыма, ибо большинство украинцев не согласится с исходом референдума. Это может быть крушением надежд всех, в том числе и крымских татар.

Или вдруг станет президентом Л. Грач, который говорит, что необходимо восстановить СССР, когда все были счастливы, и в Крыму не было межнациональной напряженности и все жили в согласии. Крымских татар, в таком случае, вновь надо депортировать".

Далее он отметил, что ни одна политическая партия, за исключением ОКНД, не выступила против института президентства. По его мнению, Курултай акцентируя внимание на несовершенствах, связанных с введением данного института в Крыму, должен поручить Меджлису принять окончательное решение по участию крымских татар в выборах президента. Положительное решение Меджлиса, как отметил Р. Чубаров, возможно при соблюдении следующих условий: если ВС Крыма отменит ту часть статьи "Закона о Президенте", где говорится о цензе оседлости: если в процессе предвыборной кампании появятся такие претенденты, в чьих платформах будут гарантии исключения всяких попыток пересмотра государственных границ и развития государственности в Крыму на основе взаимосогласования неотъемлемого права крымских татар на самоопределение и законных интересов и прав всех жителей Крыма, независимо от национальности.

Делегаты проголосовали за принятие проекта постановления «Об институте президентства в Крыму», и поручили Меджлису разработать окончательное решение об участии крымских татар в выборах президента.

День третий

В начале третьего дня работы сессии Курултая Рефат, Аппазов выступил с предложением ограничить количество членов Меджлиса в списке претендентов на кандидаты в депутаты ВС. Он попросил делегатов вернуться к этому вопросу и еще раз обдумать создавшееся, по его мнению, сложное положение.

Выступивший за ним Рефат Куртиев предложил оставить в списке только 5 членов Меджлиса, распределив их по отделам: правовой, культуры, здравоохранения, экономический, аграрный.

Председательствующий Рефат Чубаров согласился с мнениями предыдущих ораторов, однако напомнил, что накануне делегаты Курултая решили не ограничивать количество членов Меджлиса, а также указал на то, что вчера было решено провести тайное рейтинговое голосование. Курултай отклонил предложение Р. Аппазова.

Затем был зачитан протокол заседания счетной комиссии по определению рейтинга претендентов на кандидаты в депутаты ВС Крыма, выдвигаемых Курултаем крымскотатарского народа.

Счетная комиссия установила, что в списки для голосования включены 18 5 делегатов, проживающих на территории Крыма. Роздано 139 бюллетеней. Признано действительными 137, недействительными - 2.

Далее председатель счетной комиссии зачитал итоги тайного рейтингового голосования (публикуется отдельно).

Р. Чубаров отметил, что некоторые претенденты получили одинаковое число голосов. Он поддержал вариант определения очередности в данном случае по алфавитному порядку, который был предложен счетной комиссией Курултая.

Затем председатель счетной комиссии Куртеген Асанов сделал анализ состава списка претендентов на кандидаты в депутаты. Оказалось, что среди предлагаемых лиц есть кандидаты юридических, экономических, медицинских наук, доктор физико-математических наук, профессора, юристы, журналисты, бизнесмены, практики. Он отметил, что в числе избранных от Меджлиса - 10 человек, от Курултая - 3 и вне Курултая - 1.

Затем делегаты Курултая перешли к рассмотрению последнего вопроса повестки дня "О неотложных мерах по содействию возвращению и обустройству крымских татар, вынужденно проживающих в местах высылки".

Р. Чубаров предоставил слово делегату из Ташкента Изету Хаирову. В своем докладе И. Хаиров предложил создать эффективно действующую систему представительств Меджлиса и Курултая в Москве, Киеве Ташкенте, в Анкаре, Нью-Йорке, при ООН для защиты экономических, правовых и политических интересов репатриантов-крымских татар, "Если мы будем добиваться реализации наших чаяний только здесь, в пределах СНГ то, как показывает многолетний опыт, вновь наткнемся на глухую стену". Для обеспечения финансово-экономической базы программы возвращения докладчик предложил принять Обращение к главам государств и парламентам в создании экономического потенциала которых непосредственно участвовали крымские татары, оказывать всемерное содействие возвращению народа в Крым.

Далее И. Хаиров внес предложение направить Обращение в ВС Украины, президенту с требованием принять Закон о депортированных народах. Для реализации этих вопросов он предложил поручить Меджлису создать компетентную рабочую группу для разработки пакета документов, отражающих экономические и политико-правовые аспекты репатриации крымских татар, а также практических мероприятий по реализации решений Курултая по данному вопросу.

Вслед за делегатами из Ташкента выступил приглашенный на Курултай председатель Госкомнаца Крыма Александр Форманчук.

По его мнению, проблему возвращения крымских татар можно решить, объединив усилия всех государственных органов, Курултая, Меджлиса и общественных структур крымскотатарского народа. А. Форманчук отменил, что надо искать малейшую возможность для реализации прав, оставшейся и проживающей за пределами Крыма части народа. Он выразил полное согласие со всеми предложениями, высказанными делегатами Курултая.

Председатель Госкомнаца добавил, что на государственном уровне надо активнее ставить вопрос о включении в состав посольств, прежде всего в Узбекистане и в России, представителей из числа крымских татар, которые поднимали бы проблему непосредственно на местах.

А. Форманчук проинформировал делегатов Курултая, что Госкомнац Крыма занимается вопросом таможенных платежей при въезде на Украину. Госкомнац направил телеграммы на имя президента Л. Кравчука, в. таможенный комитет Украины и нашел поддержку в том, что таможенный сбор не должен распространяться на депортированных граждан.

По мнению оратора, необходимо на правительственных уровнях Республики Крым и Украины создать делегации, которые встретились бы и России и Узбекистане с первыми лицами по проблемам крымскотатарского народа. "Необходимо как можно быстрее заполнять правовой вакуум в плане реабилитации депортированных граждан. Считаю, что здесь необходим закон, и мы готовы работать по этому вопросу".

В заключение председатель Госкомнаца сказал, что сегодня трудно предположить дополнительное финансирование Украиной проблемы крымских татар. В ближайшее время, по словам А. Форманчука. необходимо уделить особое внимание водоснабжению, электрификации самостроев, строительству школ. ФАПов и т. д. Он отметил, что те скудные средства, которые выделяла Украина до сих пор расходовались механически. Отвечая на вопросы делегатов, А. Форманчук заверил, что Госкомнац Крыма будет работать по принятию государственной программы возвращения и обустройства в Крыму крымских татар, проживающих в местах депортации.

Далее выступили представители социально-экономического отдела Меджлиса Сервер Омеров и Халил Мустафаев, которые, основываясь на конкретных данных представили вниманию участников Курултая возможные пути реализации возвращения соотечественников в Крым.

Выступившие вслед за ними делегаты Сервер Бариев. Усеин Усеинов также внесли свои предложения по этому вопросу. В частности, прозвучало мнение, чтобы расходование всех средств, выделяемых Украиной, наладилось под контролем Меджлиса, а также о приоритетности и льготности всех вопросов, связанных с крымскими татарами.

Президент Объединения предпринимателей Крыма "Имдат" Решат Кенже отметил, что выделяемые Украиной средства на возвращение и обустройство крымских татар целесообразнее направлять в "Имдат-банк", что защитит их от инфляции. Он рассказал также о том, что члены госкомиссии по проблемам депортированных народов Крыма при Кабинете Министров Украины ставят вопрос о перераспределении части средств, выделяемых ни статье капвложений, на приобретение стройматериалов для безвозмездной передачи их индивидуальным застройщикам.

Затем вниманию делегатов Курултая был предложен проект Постановления "О неотложных мерах по оказанию содействия возвращению и обустройству крымских татар в Крыму" представленный делегатом Р. Бекировым. Курултай большинством голосов принял, его за основу и поручил Меджлису разработать его в качестве официального постановления.

Далее выступил приглашенный на Курултай председатель Симферопольского караимского общества В. Лебедев. Он сказал, что караимы будут добиваться предоставления квот не как депортированному, а как коренному народу Крыма. По его мнению, любое принимаемое по Крыму решение непременно должно учитывать мнение крымских татар, как коренного народа. Ныне созданный Госкомнац, по словам В. Лебедева, ни что иное, как Комитет по делам номенклатуры, своеобразный придаток в ПЭВКу. К такому мнению приходит любой прогрессивный человек если учтет, что проблемы крымских татар, караимов, крымчаков будут решать не представители этих народов, а русских, украинцы и др.

Он предложил, идею создания Государственного комитета по делам коренных народов Крыма, которая была поддержана участниками Курултая.

Затем выступил делегат Изет Изидинов, предложивший направить Президенту Узбекистана И. Каримову Обращение.

Р. Чубаров, поддержав идею, предложил составить текст Обращения и отправить его с делегатами из Ташкента. Делегаты Курултая проголосовали за принятие данного предложения.

В конце третьего дня работы 3-ей сессии Курултая выступали делегаты и гости Курултая, поднимая вопросы крымскотатарского языка, образования, культуры.

Председатель ОКНД Э. Хайрединов объяснил некоторые позиции Организации по вопросу о выборах, и заявил, что если против участников пикета на железнодорожных путях в пгт. Октябрьское К. Джеппарова и З. Смедляева будут предприняты санкции, ОКНД возьмет их под свою защиту. В конце своей речи он объявил о созыве 28 января съезда ОКНД.

29 ноября Курултай закончил свою работу.


КУРУЛТАЙ ОПРЕДЕЛИЛ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

(Газета «Крымские известия» от 14 декабря 1993 года)

В Симферопольском Дворце культуры профсоюзов состоялась внеочередная, третья сессия курултая крымскотатарского народа. На ней обсуждался круг вопросов, касающихся отношения крымскотатарского народа к выборам в Верховный Совет Крыма по крымскотатарскому многомандатному избирательному округу и к выборам президента Республики Крым. В своем докладе председатель меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев подчеркнул, что случаи участия подневольных коренных народов во властных структурах колониальных администраций отнюдь не единичны в мировой практике. Это, по мнению М. Джемилева, давно уже рассматривается в мире как один из методов ведения коренными народами национально-освободительной борьбы. К подобной практике прибегали и крымские татары — в 1907 году Решит Недиев стал депутатом Государственной Думы,— ссылался на исторические прецеденты докладчик. Участив крымских татар в крымском парламенте, по его мнению, позволит непосредственно создавать законодательную базу для поэтапной реализации исторических прав крымскотатарского народа.

Касаясь вопроса о характере крымскотатарского представительстве в ВС Крыма, М. Джемилев обратил внимание на то, что курултай как национальный съезд крымских татар, имеющий исключительное право представительстве интересов своего народа, через центральный полномочный орган меджлис и систему местных органов крымскотатарского национального самоуправления должен приложить максимум усилий для создания монолитного национального представительства крымских татар в Верховном Совете, не допустив при этом проникновения в крымский законодательный орган представителей коллаборационистских группировок. Лидер меджлиса рекомендовал местным меджлисам возглавить процесс выдвижения кандидатов и по одномандатным мажоритарным округам. Он высказал мысль о том, что крымскотатарские депутаты должны быть подотчетны народу, в посему курултай вправе отозвать их в случае невыполнения ими своих обязательств перед соотечественниками.

После юридического и государственного обоснования членами меджлиса Надиром Бекировым и Нариманом Абдурешитовым необходимости участия в предстоящих парламентских выборах претендентов от курултая начались бурные прения. Большинство выступивших в них поддержало идею участия в выборах. Однако радикально настроенные представители ОКНД, вдохновляемые, ее лидером Эреджепом Хайрединовым и членом меджлиса Синавером Кадыровым, отозвались об участии в выборах резко негативно. Их аргументация сводилась к тому, что отсутствие у курултая возможности прямого делегирования своих представителей в депутаты без промежуточных выборов 27 марта 1994 г. не даст ни народу, ни курултаю ничего, а лишь приведет к тому, что, помимо единого полномочного представительного органа крымских татар — меджлиса, возникнет второй такой же орган — крымскотатарская парламентская депутация, что является правовым нонсенсом. Ораторы, придерживающиеся этой позиции, обвиняли руководство меджлиса в забвении заветов первого курултая, созванного Нуманом Челебижиханом в 1917 г., и расценили участие в неравных, с их точки зрения, выборах как авантюру, граничащую с предательством национальных интересов и способную повлечь за собой трагические для крымских татар последствия. Эта позиция была встречена многочисленными возражениями. Указывалось, что наличие депутации крымских татар в ВС Крыма отнюдь не умалит роли меджлиса, который будет продолжать находиться на острие национально-освободительной борьбы крымскотатарского народа.

В конечном счете, идея «кандидатов выдвигать, но борьбу продолжать» победила. За участие в выборах и выдвижение кандидатского списка от курултая в составе 30 человек проголосовало большинство делегатов. Лишь 16 человек голосовали против. Была утверждена предвыборная платформа курултая. В соответствии с ней представители курултая будут выступать за: разработку конституционных и законодательных норм по восстановлению Прав крымских татар; реформу крымского государственного устройства в направлении обеспечения прав человека и коренного народа; установление между крымскими государственно-правительственными органами и меджлисом отношений, соответствующих статусу меджлиса как высшего полномочного представительного органа крымских татар; участие крымскотатарских представителей в правительственно-административных и судебно-прокурорских органах. Курултай утвердил обязательство претендента на кандидата в депутаты, являющееся, по сути, императивным мандатом от курултая и меджлиса и основанное на приверженности выдвиженца Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа.

В утвержденный курултаем кандидатский список из 30 человек вошли в большинстве члены меджлиса. Делегаты, вошедшие в этот список, дали обязательство перед курултаем. Возглавил кандидатский список курултая заместитель председателя меджлиса Рефат Чубаров. Порядковые номера в списке распределялись в соответствии с рейтинговыми показателями, набранными претендентами у делегатов.

Был обсужден вопрос об отношении курултая к выборам крымского Президента. Выступивший по этому вопросу Р. Чубаров отметил, что крымские президентские законы не противоречат Закону «О разграничении полномочий...», но в то же время ни действующее украинское законодательство, ни новый проект Конституции Украины не содержат упоминаний об институте президентства в Крыму. Он указал, что ценз оседлости для кандидата в Президенты не дает депортированным гражданам возможности получить президентский пост. На курултае подчеркивалось и то обстоятельство, что право Президента приостанавливать деятельность парламента и назначать референдумы о его роспуске — очень опасное для крымских татар «право». Указал Р. Чубаров и на то, что могут возникнуть ситуации выбора между «большим и меньшим злом»— открытым врагом крымских татар и более или менее трезвым политиком, с которым можно решать насущные вопросы жизни крымских татар. Окончательное решение по вопросу об участии или неучастии крымских татар в президентских выборах курултай поручил принять меджлису.

Во время сессии курултая группа делегатов, выступавшая против участия в парламентских выборах, создала оппозиционную «генеральной линии» фракцию «Дигер адым» («Иной шаг»). Ее возглавил член меджлиса Синавер Кадыров.

Был обсужден также вопрос о социальном положении крымских татар, проживающих в странах Средней Азии, и о мерах, наплавленных на их скорейшее возвращение на историческую родину. Принято обращение к лидерам Российской Федерации, Узбекистана Украины, в котором констатирована необходимость реализации Бишкекских соглашений о депортированных народах путем заключения соответствующие межправительственных соглашений и последующей их выполнения. Меджлису было поручено разработать комплексную программу возвращения крымских татар, находящихся в местах депортации.

По представлению лидеров национально-культурных обществ караимов и крымчаков Вячеслава Лебедева и Давида Реби, курултай принципиально поддержал справедливые требования двух малочисленных народов, не имеющих государственности за пределами Крыма и находящихся на грани исчезновения, о предоставлении им возможности адекватного представительства национальных интересов в крымском парламенте. Решение по этому вопросу должен от имени курултая принять меджлис.

Была обнародована им формация о задержании на территории России в Ульяновской области Раиля Хаирова, подозреваемого в убийстве Юрия Османова. Курултай почтил памятью зверски убитого борца за восстановление национальной справедливости минутой молчания.

В. ЛАСКИН


ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕДЖЛИСА МУСТАФЫ ДЖЕМИЛЕВА НА ТРЕТЬЕЙ (ВНЕОЧЕРЕДНОЙ) СЕССИИ II КУРУЛТАЯ

(Газета «Авдет» от 2 декабря 1993 года)

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА

... В центре внимания Меджлиса, как впрочем, и многих наших соотечественников, в последние три месяца были вопросы, связанные с принятием закона о выборах в Верховный Совет Крыма.

Как Вам известно, в 1991 году, когда обсуждался вопрос о принятии конституции Крыма, Меджлис крымскотатарского народа выступил со своим проектом, где предлагалась двухпалатная парламентская система, в структуре которой одна палата состояла бы из депутатов, избираемых по территориальному принципу, другая же была бы палатой коренных народов Крыма. Наш проект конституции прошел экспертизу нескольких высоких специалистов конституционного права, был признан достаточно демократичным, соответствующим международным правовым нормам и наиболее приспособленным к существующим реалиям Крыма. Кстати, за двухпалатную систему в Крыму, правда, в несколько иной форме, высказывался и президент Украины Леонид Кравчук. Однако Верховный Совет Крымской АССР принял такую Конституцию, где совершенно игнорируются права коренного народа, закрепляются результаты преступной политики против этого народа и, соответственно, создается почва для перманентных конфликтов.

И первый, наиболее крупный конфликт произошел, когда Верховный Совет Крыма, опираясь на свою конституцию, принял закон о выборах в высший законодательный орган Крыма, потому что этот закон, в духе уже, принятой конституции, игнорировал нрава коренного народа.

Лишь после массовых митингов протеста и предупредительных акций гражданского неповиновения наших соотечественников Верховный Совет Крыма вынужден был пересмотреть свой закон и принять на своей сессии 14 октября 1993 года дополнения, которые предусматривают гарантированные квоты для крымских татар и этнических групп, депортированных из Крыма в годы 2-ой мировой войны - немцев, греков, болгар и армян.

Не настаивая на данном этапе на двухпалатной системе, Меджлис предложил, чтобы по крайней мере крымским татарам была выделена гарантированная квота представительства в однопалатном парламенте. Учитывая, что в новый состав парламента предполагалось избрать 80 депутатов, мы предложили, чтобы крымским татарам было выделено не менее 22 мест.

Это составило бы 27% из всего депутатского состава и давало бы возможность крымским татарам блокировать принятие решений, противоречащих интересам нашего народа. Но мы исходили из того, что, возможно, еще несколько депутатов из числа крымских татар могут быть избраны по территориальному принципу или по партийным спискам и что в определенных ситуациях позиция наших представителей может быть поддержана частью демократически настроенных депутатов от остального депутатского корпуса.

Но, как известно, согласно принятым сессией Верховного Совета Крыма, дополнениям от 14 октября 1993 года крымским татарам выделяется квота всего в 14 мест, а также по одному месту немцам, грекам, болгарам и армянам по мотивам, что они подвергались депортации. Караимам и крымчакам было вовсе отказано в квотах, поскольку они не депортировались, а выделение квот на том основании, что они являются коренными народами и у них нет за пределами Крыма другой родины, оказывается, противоречит своеобразным принципам власть имущих в Крыму.

Причем, 14 мест для крымских татар и 4 места для немцев, греков, болгар и армян выделяются не в числе 80-ти, а сверх этой цифры. Таким образом, депутатский корпус, становится 98-местным и доля представителей крымских татар в парламенте низводится до 14%.

Меджлис крымскотатарского народа в своем постановлении от 16 октября в связи с принятием Верховным Советом Крыма Дополнений о квотах отметил, что гарантированное крымским татарам число мандатов значительно ниже того уровня, который позволил бы защищать интересы нашего народа, но решение вопроса о принятии или непринятии этих квот и", соответственно, об участии или бойкоте предстоящих выборов в парламент Крыма оставил на усмотрение Курултая. Должен информировать однако, что хотя Меджлис не высказывался по этому поводу, большинство членов Меджлиса склоняются к мысли, что все-таки надо выдвинуть своих кандидатов и принимать участие в выборах.

Поэтому нам следует выслушать все доводы "за" и "против", а затем принять свое решение.

Противники принятия квот и участия в парламентских выборах выдвигают в основном следующие аргументы:

1. Выделенные квоты недостаточны и не обеспечивают эффективной защиты в парламенте интересов крымскотатарского народа, но своим участием крымские татары как бы легитимизируют этот колонистский парламент.

2. Участие крымских татар при подобных условиях в парламенте является отступлением от принципов, изложенных в принятой Курултаем "Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского парода" и означает отказ от основной цели нашего народа - восстановления национально-территориальной государственности на своей Родине.

3. Участие крымских татар в парламенте и, тем более, уход в парламент лучших интеллектуальных сил народа ослабит работу и значение Курултая и Меджлиса, а в случае возникновения противоречий и разногласий между Меджлисом и крымскотатарским депутатским корпусом в парламенте может возникнуть раскол и в среде всего народа...

Сам я, как председатель Меджлиса крымскотатарского парода, отношу себя к сторонникам участия наших представителей в работе парламента и приведенные доводы не считаю достаточно убедительными и обоснованными.

Согласен с тем, что квота недостаточная, но ведь не всегда и не все решает только численность. Есть некоторые надежды на то, что следующий состав Верховного Совета не будет в целом столь шовинистическим и близоруким, как нынешний, что в нем будет больше демократически и реалистически мыслящих людей и что эти люди могут быть союзниками наших представителей при решении многих вопросов.

Участие наших представителей в парламенте ни в коей мере не является отступлением от принципов, изложенных в "Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа", не снимает с повестки вопрос о восстановлении нашей национально-территориальной государственности, а наоборот, является существенным и цивилизованным шагом в направлении реализации наших прав мирными средствами...

История знает немало примеров участия представителей колониальных народов в парламентах и властных структурах колонистов, но не в качестве приспособленцев, прихлебателей и коллаборационистов, а с целью оказания практической помощи своим соотечественникам и содействия национально-освободительной борьбе своих народов. История нашего народа также знает немало примеров того, когда представители крымских татар, будучи в структурах представительной и исполнительной власти различных режимов на территории своей Родины, верно служили национальным интересам и оказывали существенную помощь своим соотечественникам. Вряд ли, например, кто либо станет утверждать, что Абдурешит Медиев - депутат Государственной Думы России от Таврической губернии в 1907 году способствовал укреплению колониального режима и не служил национально-освободительному движению своего народа.

Не совсем оправданы, на мой взгляд, и опасения, что участие крымских татар в парламенте ослабит значение Курултая и Меджлиса. Но даже если это и произойдет в какой-то мере, то давайте вспомним, для чего мы вообще созывали Курултай и избирали Меджлис. Разве не для того, чтобы более организованно, целенаправленно и эффективно добиваться восстановления суверенных прав своего парода? Если это будет хорошо получаться в парламенте и без особых конфликтов, то разве это будет не лучше?

Но, конечно, будет большой ошибкой, если мы понадеемся на то, что все вопросы будут благополучно решаться в рамках парламента и ослабим деятельность Меджлиса. С другой стороны, деятельность наших представителей в парламенте будет более успешной и их слова будут более весомы, если за ними будет стоять сильный и имеющий тесную связь с народом Меджлис.

Однако необходимо будет выработать такую форму взаимосвязи Меджлиса и представителей крымскотатарского народа в парламенте, которая исключала бы возможность возникновения противоречии между ними и, соответственно, возникновения некоторого раскола среди наших соотечественников. А это возможно только в том случае, если депутаты, избранные по списку Курултая, будут постоянно, в своих действиях руководствоваться решениями Курултая и Меджлиса, будут подотчетны им, а в случае нарушения кем-либо из депутатов этого принципа, Курултаю или Меджлису будет дано право отозвать этого депутата или, если это будет практически невозможно, объявить всему народу, что этот депутат не является более представителем крымскотатарского народа со всеми вытекающими из этого последствиями. Только принявшие и подписавшие такие условия кандидаты должны быть включены в список кандидатов в депутаты от Курултая...

Очень важно также обеспечить согласованность действий всех представителей крымских татар в самом парламенте. Мы можем придерживаться по отдельным вопросам различных точек зрения - это вполне нормально и естественно. Мы можем остро полемизировать и до. хрипоты отстаивать свою точку зрения. Но это должно быть здесь на Курултае, в Меджлисе или в другом месте, но не в парламенте, где нас будет явное меньшинство.

Если наши представители, вместо того, чтобы отстаивать там единую позицию, будут устраивать между собой полемику по отдельным вопросам, если несколько мест из 14-ти будут заняты представителями известных группировочек, которые свою задачу видят только в том, чтобы по любым вопросам обязательно выступить против Курултая и Меджлиса, то эффективность работы крымскотатарских депутатов, конечно, будет значительно снижена. Кстати, на это очень рассчитывают те шовинисты, которые сквозь зубы вынуждены были согласиться на квоты.

Поэтому, если мы примем решение об участии в выборах и выдвижении своих кандидатов, то нужно принимать все меры, чтобы на имеющиеся 14 мест были избраны максимально или даже исключительно люди по списку Курултая, а в районах, где есть шанс избрать крымскотатарских депутатов по территориальному принципу - исключительно кандидаты, рекомендованные региональными Меджлисами. Это означает, что необходимо будет провести очень активную кампанию по разъяснению соотечественникам сложившейся ситуации.

Таким образом, принимая решение об участии в парламентских выборах, мы ничего не теряем, а только имеем шанс несколько ускорить решение некоторых своих проблем парламентскими методами: Но если окажется, что от пребывания наших депутатов в парламенте нет никакой пользы, или если будут пытаться использовать этот факт в какой-то форме против нашего Национального движения, то нам ничто не помешает принять решение об их отзыве.

Если же Курултай придет к заключению, что квота недостаточна и поэтому нет смысла принимать участие в выборах, то власти, разумеется, с большим удовольствием предпримут все усилия, чтобы заполнить эти 14 мест лицами, далекими от интересов своего народа и его национального движения, а также представителями групп, зарекомендовавших себя, как исправные противники Курултая и Меджлиса...

О ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В КРЫМУ

Второй вопрос, по которому Курултаю надо будет принять решение, это вопрос об участии или неучастии в выборах президента Крыма...

Вы знаете, что в проекте конституции Крымской республики, предложенном Меджлисом в декабре 1991 года, тоже предусматривался институт президентства. Но в том проекте речь шла о президенте республики, где всецело признаются суверенные права коренного народа и предусмотрены механизмы защиты этих прав. Предусматривался механизм защиты прав коренного народа и в процедуре выбора президента. А именно, согласно статьи 104 нашего проекта избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе и более половины голосов избирателей, представляющих коренное население Крыма. Кроме того, предусматривалось, что вице-президент республики избирается Курултаем. Предусматривалась и довольно демократическая форма смещения президента с поста, если он не будет исполнять свои обязанности или нарушать конституцию.

Но сейчас речь идет об избрании президента, на основании Закона нынешнего Верховного Совета Крыма, где нет ни одного нашего представителя, и полномочия этого президента будут определяться той конституцией, которую мы признали дискриминационной и попирающей наши суверенные права. И, разумеется, ни в Законе о статусе президента, ни в Законе о выборах президента республики не учтены специфические условия Крыма и его коренного народа.

Наверное, все делегаты хорошо знакомы с Законом о президенте Республики Крым и нет необходимости его подробно комментировать. Укажу только на одну очень опасную, с моей точки зрения статью этого Закона. Согласно статье 6 президент имеет право вынести на общекрымский референдум вопрос о досрочных выборах Верховного, Совета, если действующий Верховный Совет ему по каким-то причинам не понравится.

Представим себе такую ситуацию. Президент, опираясь на пункты 15 и 16 статьи 5 этого же Закона, созывает, внеочередное заседание Верховного Совета и выходит с законодательной инициативой, например, насчет отделения Крыма от Украины и присоединения к России или, в качестве промежуточного этапа о так называемой полной независимости Крыма. Верховный Совет, где хоть сколько-то будет наших представителей и достаточное число здравомыслящих людей другой национальности, Отвергает такой законопроект и вопрос выносится на референдум. Кто может поручиться за разумность и сбалансированность ответа того общества, которое в своем. подавляющем большинстве ответило "да" в ходе проведенного под руководством Компартии циничного референдума о статусе Крыма в январе 1991 года, о "неделимости СССР" в марте того же года, а всего через несколько месяцев - в декабре 1991 года - в сущности о демонтаже того же СССР? Вопрос только в том, насколько умело будет организован тот или иной референдум. И представим, что на очередном референдуме принимается такой авантюристический законопроект. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, каковы будут потом последствия и в какой пучине может оказаться не только Крым, но и весь Черноморский регион, а может быть, еще более крупная часть планеты.

Явно дискриминационной и аморальной является и статья 1 пункта 2 Закона "О выборах президента Республики Крым", где говорится, что президентом может быть избран только гражданин, проживший в Крыму не менее десяти лет. Если учесть, что до 1983 года в Крыму буквальное боем смогли обосноваться всего несколько тысяч крымских татар, а прибывать сюда более свободно они стали всего пять лет назад, имелось в виду уменьшить вероятность избрания президентом гражданина крымскотатарской национальности, примерно, в 40-50 раз.

Впрочем, это не столько дискриминационная, сколько глупая статья. Ведь и без того ясно, что в нынешней нездоровой психологической атмосфере в Крыму избрание президентом крымского татарина, пусть даже совершенно далекого от своего народа и его Национального движения, просто невероятно...

Мы твердо определились, что свое самоопределение видим в форме восстановления нашей национально-территориальной государственности в рамках украинского государства, но Закон о президенте Крыма содержит такие статьи, словно уже речь идет о независимой крымской державе со своими послами в других странах и прочими атрибутами.

С учетом всего этого наше участие в подобных президентских выборах, на мой взгляд, представляется безнравственным, поскольку это сделало бы нас заложниками и невольными соучастниками возможных драматических последствий, связанных с этим президентством.

Мы не можем также рассматривать президента Республики Крым, избранного на основе такого закона, в том числе и как своего президента. В лучшем случае мы сможем рассматривать его как президента остальной, обобщенно говоря, русскоязычной части, населения Крыма и в дальнейшем, если президент окажется достаточно благоразумным, строить с ним отношения на основе взаимоприемлемых договоренностей. Ну а если он окажется амбициозным, с замашками монарха и захочет разговаривать с нами, как со своими подданными, то тогда, что же, нам как-то не привыкать к натянутым отношениям с властями...

Но есть, правда, и соображения о целесообразности участия крымских татар в президентских выборах. Они высказывалась в различных дискуссиях, в том числе на заседаниях Меджлиса и его Президиума. Эти соображения в основном сводятся к следующему:

президент так или иначе, то есть независимо от того, будут в них участвовать крымские татары или нет, все равно будет выбран. Украина, хотя и с большой неохотой, проглотит и эту неприятную пилюлю, но решительных мер принимать не будет. Скорее даже Киев пришлет поздравительную телеграмму избранному президенту. Так что в глазах многих антиукраински настроенных обывателей Крыма мы будем опять выглядеть как остаивающие интересы украинского государства более чем сами украинцы.

С другой стороны, социологи предсказывают, что на выборах, будь то президентские или парламентские, будут участвовать всего 55-60% избирателей. Крымские татары составляют где-то 10-12% избирателей, но если учесть, что очи несколько более политически активны и если провести хорошую разъяснительную работу, то в выборах могут принять участие более 95% наших соотечественников, то есть их голоса уже составят в общем плане где-то 18-20%. Таким образом, мы можем оказать существенное влияние на исход выборов в пользу того или иного кандидата. Если этих голосов недостаточно для избрания своего претендента, то вполне достаточно для того, чтобы склонить чашу весов в пользу кого-либо из числа уже выдвинутых другими политическими группами. А поскольку между плохим и очень плохим выбирают меньшее зло, то соображения сводятся к тому, чтобы отдать свои голоса меньшему злу, тем более, что среди претендентов в. президенты есть люди с такими политическими и нравственными воззрениями, что приход их к власти и попытка реализации своих планов может привести к непредсказуемым последствиям...

Все эти соображения, конечно, заслуживают серьезного внимания и учета, но вряд ли, по-моему, на наше решение по поводу участия или неучастия в президентских выборах должны оказывать решающее влияние аргументы именно такого рода. Полагаю, что решение наше должно быть принципиальными и не носить оттенка конъюнктурности.

Во-первых, по поводу того, что выборы все равно пройдут и президент будет избран Независимо от того, будем мы участвовать в выборах или бойкотировать. Это совершенно верно, но вспомним, что когда в январе 1991 года проводился референдум о статусе Крыма, мы тоже точно знали, что референдум состоится, несмотря на наш бойкот, и запланированный обкомом партии результат будет получен. Но мы все же бойкотировали, и я уверен, что сделали очень правильно. В Киеве это поняли значительно позже.

Мы бойкотировали и следующий КПСС-овский референдум с заранее известным результатом, насчет "единого Советского Союза" и тоже оказались нравы. Мы приняли активное участие в референдуме 1 декабря 1991 года и отдали свои голоса за независимую демократическую Украину, и наши голоса, несмотря на то, что тогда нас в Крыму было всего около 5-6 %, оказались решающими в пользу единственно верного и исторически неизбежного исхода.

Наши решения во всех случаях. оказывались правильными не потому, что мы какие-то пророки или прожженные политики, а потому что руководствовались принципами справедливости и международного права, не думая о том, понравятся наши. решения власть имущим или нет.

Во-вторых, насчет опасности того, что без наших голосов президентом может стать более реакционный или авантюристически настроенный человек.

Конечно, нам совсем небезразлично займет ли президентское кресло какой-то адмирал, который в своем кругу заявляет, что будь он президентом, то он с этой "татарвой" поступил бы так-то и так-то, или коммунистический лидер, который проповедует маниакальную идею восстановления советской коммунистической империи, или лидер какой-то шовинистической партии, который рвется к матушке России, причем, не на поезд, который отправляется туда, а хотел бы туда вместе с нашей родиной, или все же более или менее реалистичный политический лидер, пусть даже в прошлом коммунистический партократ и причастный к беззакониям против нашего народа, но достаточно хорошо понимающий ситуацию и умудренный опытом, с которым можно попытаться о чем-то договориться.

Но я полагаю, что опасения прихода к власти реакционера или авантюриста должны беспокоить не только нас, ибо явно, что такой президент может принести много вреда и горя всем, кто живет в Крыму. Пусть же об этом побеспокоятся в первую очередь те, кто ратует за президентскую власть без каких-либо гарантий прав коренного народа. Что касается нас, то наше Национальное движение никогда не строило расчеты на доброго и хорошего правителя. Если мы па сегодняшний день чего-то добились и, в первую очередь, возвращения около половины своего народа, то это не благодаря чьей-то доброте. Те или иные наши вопросы решались только тогда, когда власти начинали понимать, что нерешение обойдется им значительно дороже, чем их решение. С тем, кто захочет разговаривать с нами генеральским или адмиральским тоном, я думаю, тоже найдем более понятный для них язык. Если же президентское кресло займет авантюрист, который захочет пересматривать границы, то, видимо, ему и стоящим за ним силам будут противостоять не только крымские татары.

И, наконец, я не очень-то верю в словесные и кабинетные договоренности с кандидатами в президенты, если эти договоренности не скреплены официальными соглашениями, реализации которых можно добиваться правовым путем. Еще ни один из объявленных и предполагаемых кандидатов в президенты не заявил о признании Меджлиса крымскотатарского народа в качестве единого представительного органа крымских татар и уже но этой причине какие-либо договоренности с ними не имеют практического смысла...

И последний, уже несколько конъюнктурный аргумент. Если и суждено быть президенту в Крыму, то нам, как я уже говорил, конечно же, хотелось бы иметь дело, по крайней мере, с реалистически мыслящим человеком на этом посту. И если мы громогласно объявим о своем предпочтении и призовем своих соотечественников отдать голоса за этого кандидата, то не окажем ли мы ему "медвежью услугу" и не получим ли обратный результат? Ведь не следует упускать из виду, что есть в Крыму сотни тысяч обывателей, воспитанных на многолетней антитатарской пропаганде, которые твердо уверены в том, что если это хорошо для крымских татар, то оно обязательно плохо для русских. И не получится ли так, что претендент, которого мы рассматриваем как более предпочтительного или, если угодно, как наименьшее зло, получив на выборах голоса крымских татар, одновременно потеряет значительно большее число голосов русских, которые первоначально были настроены голосовать за него, но изменят свои намерения из-за того, что он устраивает крымских татар?

Поэтому я считаю, что Курултай должен сделать принципиальное заявление о нецелесообразности в настоящее время института президентства в Крыму и призвать соотечественников воздержаться от участия в президентских выборах.

Вместе с тем, я допускаю, что может быть не следует сейчас принимать окончательное решение, а оставить это на усмотрение Меджлиса, поскольку теоритически не исключаются варианты и ситуации, при которых может быть принято решение несколько иной тональности.

Надеюсь, что после дискуссий и тщательного обмена мнениями мы придем к наиболее правильным решениям в вопросе об участии или неучастии как в парламентских, так и президентских выборах.


ОБРАЩЕНИЕ К ПАРЛАМЕНТУ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ КРЫМА

(Газета «Авдет» от 16 декабря 1993 года)

В 1989 году в Крыму началось национальное возрождение. После шестидесятилетнего перерыва были воссозданы национально-культурные общества многих народов, в том числе караимов и крымчаков. Когда первая радость прошла, стало ясно, что караимы и крымчаки за годы советской власти попали в тяжелейшее положение. Стремясь помочь, Совет Министров Республики издал Постановление № 5 от 21 января 1992 года "О мерах по сохранению и возрождению культурного наследия караимов и крымчаков". Однако попытки организовать его выполнение собственными силами без должной помощи со стороны государства успехом не увенчались.

Наши надежды на Госкомнац, во главе которого почему-то стоят украинцы и русские (непонятно, какие народы они представляют и в чем состоят их национальные проблемы, которые должен решать Комитет, не оправдались Он зарекомендовал себя как Комитет по делам номенклатуры, проводящий политику "Не пущать!"

Не лучше дела и в Верховном Совете. Ни на сессию, ни на согласительную комиссию, обсуждавшие вопросы о национальных квотах, караимы и крымчаки приглашены не были. Соответственно и результат.

Такая же тупиковая ситуация на телевидении и радио - нет соответствующего решения, и за эфир надо платить.

Вопрос о выделении помещения не решается, а без этого вести систематическую и целенаправленную работу невозможно - только проводить эпизодические собрания, что мы и делаем.

С целью оказания реальной помощи караимам и крымчакам просим Верховный Совет и Совет Министров Крыма решить как первоочередные следующие вопросы:

1. Рассмотреть на сессии Верховного Совета Республики Крым вопрос о предоставлении квот в Парламенте караимскому и крымчакскому как коренным малочисленным народам, нигде в мире не имеющим собственной государственности

2. Найти пути гарантированного представительства караимов и крымчаков в органах исполнительной власти в объеме и на уровне достаточных для реализации Постановления Совета Министров "О мерах по сохранению и возрождению культурного наследия караимов и крымчаков", либо образовать Государственный комитет по делам коренных народов Крыма (караимов, крымчаков и крымских татар) с председателем комитета в ранге заместителя Председателя Совета Министров.

3. Создать караимскую и крымчакскую редакции на Крымском республиканском телевидении и радио, помочь в издании караимской и крымчакской газет.

4. Произвести в Симферополе передачу национальных зданий караимам - караимской женской школы имени Э. Коген (ул. Чехова, 13), крымчакам - крымчакского клуба (ул. Чехова, 5/21).

Председатель правления Симферопольского национально-культурного караимского общества "Карайлар" В. Н. Лебедев

Председатель правления Крымского культурно-просветительского общества "Крымчахлар" Д. И. Реби.

7 декабря 1993 г.

г. Симферополь


ОБРАЩЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ (ВНЕОЧЕРЕДНОЙ) СЕССИИ II КУРУЛТАЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА К 15-ой СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА И К СОВЕТУ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(Газета «Авдет» от 2 декабря 1993 года)

Третья (внеочередная) сессия II Курултая крымскотатарского народа обсудила по инициативе председателя правления симферопольского национально-культурного караимского общества "Карайлар" В. Лебедева, председателя культурно-просветительского симферопольского общества "Крымчахлар" Д. Реби вопрос о необходимости гарантированного участия в парламенте и органах исполнительной власти республики представителей коренных народов Крыма - караимов и крымчаков, не имеющих нигде в мире спою государственность и находящихся на грани исчезновения.

Курултаи крымскотатарского народа считает, что эта мера может стать важным средством обеспечения естественных национальных прав этих народов, позволит им сохраниться и развиваться на своей исторической родине.

Учитывая вышеизложенное, Курултай крымскотатарского народа

ОБРАЩАЕТСЯ

к Верховному Совету Крыма с предложением удовлетворить справедливые требования караимов и крымчаков о специальных юридических гарантиях участия их представителей в органах законодательной и исполнительной власти Крыма.

28 ноября 1993 г.

г. Симферополь


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ (ВНЕОЧЕРЕДНОЙ) СЕССИИ II КУРУЛТАЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

"О неотложных мерах по оказанию содействия в возвращении и обустройстве крымских татар, вынужденно проживающих в местах высылки"

(Газета «Авдет» от 16 декабря 1993 года)

Рассмотрев и обсудив вопросы, связанные с положением крымских татар, вынужденно проживающих в местах высылки, Курултай крымскотатарского народа отмечает, что парламенты и правительства государств, входящих в СНГ и имеющих непосредственное отношение к разрешению крымскотатарской проблемы, не только не приступили к выполнению своих обязательств перед крымскотатарским народом, но и создают дополнительные и экономические препятствия в его возвращении и обустройстве в Крыму.

Положение крымских татар, оставшихся в местах высылки критическое - они не в состоянии самостоятельно возвратиться на свою Родину. В ряде государств установлены невыносимые явные и неявные поборы с отъезжающих с их территории крымских татар, существуют запреты и ограничения на свободное распоряжение собственным жильем.

Исходя из вышеизложенного, Курултай крымскотатарского народа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать целесообразным создание сети представительств Меджлиса в различных государствах с целью защиты экономических и политических прав крымских татар при их возвращении на Родину. Поручить Меджлису в первую очередь создать представительства в г. Ташкенте, Киеве, Москве, Анкаре и Нью-Йорке.

2. Поручить Меджлису крымскотатарского народа:

2. 1. принять обращение к главам государств и парламентам стран с призывом принять непосредственное участие в финансировании и правовом обеспечении процесса репатриации крымскотатарского народа,

2. 2. создать постоянную рабочую группу из числа членов Меджлиса и специалистов для разработки и реализации конкретных мероприятий по оказанию содействия в возвращении и обустройстве крымских татар, вынужденно проживающих в местах высылки,

2. 3. добиваться скорейшего заключения между Украиной и государствами, где вынужденно проживают крымские татары, межгосударственных соглашений по вопросам возвращения, обустройства и полного восстановления прав крымскотатарского народа.

Принято третьей (внеочередной) сессией II Курултая крымскотатарского народа

29 ноября 1993 года

г. Симферополь


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ (ВНЕОЧЕРЕДНОЙ) СЕССИИ II КУРУЛТАЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

"Об институте президентства в Крыму"

(Газета «Авдет» от 2 декабря 1993 года)

Конституцией Республики Крым, принятой 6 мая 1992 года, в Крыму введен институт президентства. 14 октября 1993 года Верховным Советом Республики Крым принят Закон "О Президенте Республики Крым", которым определены функции и полномочия Президента. Рассмотрев и обсудив вопрос об институте президентства в Крыму и о предстоящих выборах Президента Крыма Курултай крымскотатарского народа отмечает:

1. Институт президентства предусматривался и в проекте Конституции Республики Крым, разработанной и одобренной Меджлисом крымскотатарского народа 29 декабря 1991 года. Данный проект Конституции был предложен для рассмотрения Конституционной комиссии Верховного Совета Крыма, однако комиссией было отклонено большинство принципиальных положений проекта Конституции, разработанного Меджлисом крымскотатарского народа, в том числе:

- о статусе и полномочиях Президента в государственно-правовой системе Крыма и Украины;

- о двухпалатном парламенте Крыма;

- о вице-президенте Крыма, избираемым Курултаем из числа кандидатов, согласованных с Президентом Республики;

- о порядке представительства коренных народов при формировании Правительства.

Отрицание в целом проекта Конституции, представленной Меджлисом крымскотатарского народа, позволяет администрации Крыма постоянно игнорировать волю и интересы коренного народа.

2. Крым в настоящее время испытывает жесточайший социально-экономический и политический кризис, что является следствием некомпетентности и коррумпированности высших должностных лиц, их политического противостояния процессу возвращения, обустройства и полного восстановления прав крымскотатарского народа. Преодоление этого кризиса жизненно важно для всех жителей Крыма. Необходимо не только жесткое правовое регулирование деятельности представительных и исполнительных органов власти, но и серьезная, тщательно выверенная кадровая политика в этих органах. К руководству должны прийти новые люди, не запятнавшие себя в прошлом, готовые приложить все свои силы и знания, на благо Крыма и его жителей, способные установить межнациональное согласие и гражданский мир в Крыму на основе взаимосогласования неотъемлемых прав коренного народа и законных интересов и прав всех жителей полуострова. Только при таких подходах к формированию высших законодательных и исполнительных структур можно будет рассчитывать на то, что введение института президентства приведет к стабилизации социально-экономической и политической ситуации в Крыму. При всех иных подходах институт президентства может стать только фактором дестабилизации в Крыму.

3. Непосредственное влияние на сохранение стабильной и мирной ситуации в Крыму будут оказывать не только внутренние, но и внешние условия. Поэтому особенно важно для сохранения мира и согласия в Крыму исключить в дальнейшем в государственной политике Крыма любые попытки пересмотра установившихся границ между государствами, в том числе и между Украиной и Россией в отношении Крыма. Принятые Законы Республики Крым "О выборах Президента Республики Крым" и "О Президенте Республики Крым" в некоторых своих положениях противоречат действующему законодательству Украины. Сохранение этих противоречий делает неизбежным возникновение правового противостояния между Крымом и Украиной, что при определенных условиях может вызвать и гражданское противостояние, как в Крыму, так и на Украине. Такое развитие событий явилось бы катастрофой для всех жителей Крыма, поскольку станет невозможным проведение любых реформ, направленных на благополучие людей.

4. Ни одна значительная политическая партия Крыма, за исключением ОКНД, не выступила против института президентства в Крыму. Более того, большинство из них активно готовятся к выборам Президента Республики Крым, ибо именно использовав этот институт, надеются реализовать свои гласные и негласные цели. В этой ситуации нет сомнений, что выборы Президента в Крыму состоятся, поэтому необходимо реально отдать себе отчет в том, что возможно избрание Президентом Крыма одного из кандидатов от политических организаций Крыма, исповедующих шовинистическую идеологию. В этом случае принимаемые Президентом решения будут открыто направлены против возвращения, обустройства и восстановления прав крымскотатарского народа. Следовательно, личностный фактор в вопросе об институте президентства в Крыму и в предстоящих выборах Президента в силу несовершенства законодательства и нестабильной политической ситуации приобретает крайне важное значение.

Исходя из вышеуказанного, третья сессия II Курултая крымскотатарского народа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать возможным принятие решения об участии крымскотатарского народа в выборах Президента Республики Крым только при соблюдении следующих условий:

1. 1. отмены Верховным Советом Крыма дискриминационного в отношении крымскотатарского народа требования ст. 2 Закона Республики Крым "О выборах Президента Республики Крым" в части необходимости для кандидатов в Президенты ценза оседлости в 10 лет;

1. 2. появления в ходе предвыборной кампании, по выборам Президента Республики Крым таких кандидатур, которые в своих предвыборных платформах предоставят четкие гарантии об исключении в своей деятельности любых попыток пересмотра установившихся между государствами границ и обязательства о необходимости развивать государственность Крыма, взаимосогласовывая неотъемлемое право крымскотатарского народа на самоопределение и законные интересы и права всех жителей Крыма.

2. Поручить Меджлису крымскотатарского народа принять окончательное решение об участии крымских татар в выборах Президента Республики Крым с учетом тех условий, которые определены Курултаем.

3. Обнародовать решение Меджлиса крымскотатарского народа по вопросу о выборах Президента Республики Крым не позднее декабря 1993 года.

28 ноября 1993 г.

г. Симферополь


Список претендентов на кандидаты в депутаты Верховного Совета Крыма, выдвинутый национальным съездом крымскотатарского народа – Курултаем

1. Чубаров Рефат

2. Бекиров Надир

3. Арифов Ленур

4. Умеров Ильми

5. Мустафаев Халил

6. Абдурешитов Нариман

7. Буджурова Лиля

8. Кенже Решат

9. Аблямитов Фуат

10. Куртиев Энвер

11. Рамазанов Шевкет

12. Усеинов Усеин

13. Кенжалиев Рефат

14. Аблямитов Джульверн

15. Кемалов Эдем

16. Эмираджиев Эбазер

17. Асанин Идрис

18. Кадыров Нариман

19. Сеттаров Рает

20. Берберов Садык

21. Куртосманов Бекир

22. Муединов Энвер

23. Мустафаев Дилявер

24. Алимов Ремзи

25. Якубова Диляра

26. Бебеев Эмир

27. Абдувелиев Юсуф

28. Джемилев Решат

29. Эбубекиров Энвер

30. Оксюз Ахмет

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla