Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
ТПР «Сиваш»

Территория приоритетного развития «Сиваш»

КРЫМСКИЕ ТПР И СЭЗ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

(Газета «Крымские известия» от 31 августа 2007 года)

«ВЫПЛЕСНУЛИ И РЕБЕНКА»

Едва ли не первым серьезным шагом возглавляемого Юлией Тимошенко Кабинета Министров Украины весной 2005 года стало решение о закрытии свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Решение было принято с подачи министра финансов Виктора Пинзеника, который убедительно доказал, что льготы, и прежде всего — налоговые, предоставляемые субъектам хозяйственной деятельности в этих новообразованиях, в денежном выражении гораздо выше поступающих от их деятельности в государственный бюджет средств.

В общем, преференции не оправдывали себя. Более того, некоторые СЭЗ, в частности в Донецкой области, превратились в «черные дыры» в экономике страны, сквозь которые полноводным потоком шли контрабандные товары. Инвестиционные договоры нарушались сплошь и рядом. Короче, одни убытки. И тепличные условия для теневой экономики. Как говорится, решили эту «лавочку» прикрыть. Но по нашей традиции «вместе с грязной водой выплеснули и ребенка». Дело в том, что ряд СЭЗ и ТПР весьма эффективно работали на Западной Украине, в особенности в Закарпатской области. Местные предприятия, получив хорошую финансовую поддержку из-за рубежа (из Германии, Венгрии, Польши), переоборудовали производство на современный лад и стали успешно поправлять положение дел, тем самым снижая высокий уровень безработицы в регионе. И вдруг — конец успешно развивающемуся бизнесу.

В Кабинете Министров Виктора Януковича пересмотрели неоднозначное решение своих предшественников, и первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров предложил новую концепцию развития СЭЗ и ТПР. Но последующие политические события не позволили ее довести до логического завершения. Так что сегодня непонятно: и вроде бы у нас эти «зоны» есть, и вроде бы как нет.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ НАШИ «ЗОНЫ»

Напомним читателям, что СЭЗ — обособленная часть территории государства, на которой действует особый льготный режим налогообложения, а товары, ввозимые в нее, освобождаются от оплаты таможенной пошлины и не подвергаются таможенному контролю. Основное назначение — привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий, современного опыта управления, расширение экспортных возможностей местной промышленности, развитие отдельных регионов страны.

На ТПР действуют похожие налоговые льготы, но практически нет таможенных, и несколько другие правила игры.

Первооткрывателем данных «зон» в Украине стал Крым. В июне 1995 года Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О Северо-Крымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш» на территории городов Красноперекопска, Армянска и Красноперекопского района». Главной целью эксперимента было создание условий для элементарного выживания региона путем поддержки местных крупных химических предприятий, стабилизации их работы, сохранения рабочих мест, а также открытия новых предприятий нехимических отраслей. Второй, но не менее важной, целью была отработка таможенных, банковских, земельных и других нововведений, которые способствуют развитию предпринимательства.

Следующим логическим шагом стал Указ президента «О мерах по развитию курортной зоны Большой Ялты», изданный в 1997 году. На его основании началась разработка нормативно-правовой базы для введения на ЮБК специальной экономической зоны.

В марте 1999 года Советом министров АРК было сделано заключение, что правовые механизмы, разработанные для СЭЗ «Южный берег Крыма», при определенной доработке применимы и для других регионов автономии. С учетом их отраслевых особенностей и роли в формировании бюджетов всех уровней такая доработка, а также оценка экономической эффективности были выполнены.

Результатом всего этого в середине того же 1999 года стал новый Указ президента: «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым». В соответствии с ним с 1 января 2000 года на территории республики сроком на 30 лет были созданы семь ТПР: «Большая Ялта», «Алушта», «Судак», «Феодосия», «Сиваш», «Керчь», «Восточный Крым» и СЭЗ «Порт Крым». Цели при этом преследовались все те же: стимулирование привлечения национального иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики, а также стабилизация социально-экономического положения в регионах.

Спустя пять лет в соответствии с законом в вышеуказанных зонах отменяются налоговые и таможенные льготы, специальный таможенный режим для субъектов ТПР и исключается норма о государственных гарантиях стабильности правового режима функционирования СЭЗ и ТПР. Попросту говоря, «льготникам» намекали, мол, работать вы можете и дальше, но никаких преференций вам не будет. Большинство иностранных компаний, вложивших немалые суммы в переоснащение украинских предприятий и намеревающихся работать и дальше, свернули свою деятельность и ушли с наших рынков. Не случайно именно с этого времени Украина резко стала увеличивать импорт всевозможных товаров, а через год отечественный экспорт по объему значительно уступал зарубежным поставкам. Такой негативный перекос в отечественной экономике сохраняется до сих пор.

Так что второго Шанхая, этого государства в государстве, китайского экономического феномена, в Украине не случилось. Как всегда, препятствием на этом пути стали половинчатые правительственные решения, буйно расцветшая в «зонах» коррупция и несовершенство законодательства. Да и многие предприниматели и местные органы власти показали полную неспособность работать в новых условиях и брать ответственность на себя. Камнем преткновения в большинстве случаев стала даже разработка толковых инвестиционных проектов. А на призывы типа «Дайте нам миллион долларов, а мы уже знаем, как их истратить» — никто не откликнулся. Нашу страну уже хорошо знали.

А ТАК ХОРОШО НАЧИНАЛИ

Тем не менее на некоторых крымских ТПР сделано было не так уж и мало.

Например, в ходе реализации проекта «Реконструкция гостиничного комплекса «Готель «Ореанда» (ТПР «Большая Ялта») была произведена комплексная реконструкция этого объекта с присвоением уровня четырех звезд. В доброе дело было вложено 31,4 млн долларов. За 11,9 млн долларов перепрофилирован в высококомфортабельный пансионат им. Терлецкого для отдыха родителей с детьми на 86 мест бывший комплекс детского оздоровительного лагеря. В 9,2 млн долларов обошлась реконструкция бывших корпусов санатория «Курпаты» в четырехзвездочный пансионат «Пальмира-Палас» с уникальной инфраструктурой и широким спектром услуг. Строительство первой очереди рекреационного комплекса «Аквапарк» обошлось в 2,95 млн долларов. В 17,9 млн — первая очередь реконструкции международного детского центра «Артек».

На ТПР «Алушта» десятки миллионов долларов были направлены на реконструкцию и эксплуатацию гостиничного комплекса «Черноморский», пансионата «Море», курортного комплекса «Миндальная роща». За 1,5 млн долларов был построен цех по сборке приспособлений капельного орошения.

За это короткое время появился аквапарк в Судаке, а в рамках реализации проекта «Развитие виноградарства и переработка винограда в ОАО «Солнечная долина» были высажены элитные сорта виноградных саженцев из Франции, установлено капельное орошение и современное оборудование. Все это обошлось почти в 5 млн долларов.

На ТПР «Сиваш» ЗАО «Укснаб», обладая мощной интеллектуальной базой, с помощью ученых и специалистов холодильной отрасли в рамках инвестиционного проекта наладило выпуск импортозаменяющей продукции по производству линий для охлаждения и розлива напитков и новых типов холодильных установок. Вложив в это 4,89 млн долларов, предприятие за короткий промежуток времени увеличило объем производства в 10 раз. Продукция завода реализуется не только в Украине, но и пользуется широким спросом за рубежом.

На этом, пожалуй, стоит остановиться, хотя немало других подобных проектов было осуществлено в АРК. В целом же, с начала действия специального режима инвестиционной политики в Крыму, Советом по вопросам ТПР и СЭЗ «Порт Крым» было утверждено 83 инвестпроекта на общую сумму 567,7 млн долларов. На предприятия-субъекты, действующие в этих «зонах», было привлечено 239 млн долларов, из них 70,1 млн составили иностранные инвестиции. Только в прошлом году, несмотря на решение правительства Ю. Тимошенко, на ТПР «Сиваш» поступило инвестиций на общую сумму 66,1 млн долларов, на ТПР «Алушта» — 5,4 млн и «Большая Ялта» — 5,4 млн.

Если в 2000 году общий объем инвестиций составлял 11,6 млн долларов, то за 7 лет функционирования ТПР и СЭЗ «Порт Крым» он вырос до 239 млн, продукции и услуг за это время реализовано на 4,3 млрд грн (в 2000-м этот показатель составлял всего 13,3 млн грн).

Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от вышеупомянутых предприятий за весь период функционирования ТПР составили 367,2 млн грн. А предоставленные им льготы обошлись государству в 188,4 млн грн. То есть доходы бюджета в результате привлечения инвестиций на льготных условиях значительно превышают сумму предоставленных ранее льгот. За эти же семь лет было создано 1987 новых и сохранено 10116 рабочих мест — всего 12103.

ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Каковы же последствия злополучного решения Кабмина Украины от 25 марта 2005 года?

Отмена льготного режима значительно ухудшила экономическое положение всех регионов автономии, где были созданы ТПР. Многие предприятия — субъекты ТПР были вынуждены сократить инвестирование уже реализуемых проектов и не приступать к реализации уже готовых, а направлять собственные средства на уплату таможенной пошлины и НДС, импортируя сырье и оборудование. Привлечение кредитных ресурсов и уплата процентов за их использование привели к увеличению финансовых затрат и уменьшению прибыли. На сегодняшний день эти субъекты хозяйствования не имеют возможности в достаточном объеме привлекать инвестиционные средства и обеспечивать начатую реконструкцию и модернизацию производства, строительство новых объектов, как это предусмотрено проектами. В конечном счете это привело к тому, что большинство субъектов ТПР не выполняет в полном объеме взятые на себя обязательства. В результате многие из них обратились в Совет по вопросам ТПР и СЭЗ «Порт Крым» с просьбой отменить реализуемые ими инвестпроекты. В итоге на заседаниях Совета были приняты решения об отмене 23 таких проектов.

Тем не менее, несмотря на отмену льготного режима, в Крыму на ТПР продолжается реализация 34 инвестпроектов на сумму 311,2 млн долларов. Из них 40% от этой суммы приходится на промышленность, 15% — на транспорт, 12% — на здравоохранение, 18% — на строительную отрасль и 9% — на сельское хозяйство. Конечно, легче всего, не отделив зерно от плевел, загубить хорошее дело на корню.

Вот к каким выводам по этой проблеме пришли специалисты Министерства экономики Крыма. С 1972 года в Украине последовательно формировалась нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Для преодоления депрессивного характера региональных экономик, стимулирования структурных преобразований, активизации предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций в Украину соответствующими законодательными актами было создано 11 СЭЗ и 72 ТПР. В АРК они были образованы с целью привлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, промышленность, сельское хозяйство, транспорт для активизации инвестиционной деятельности на ЮБК, а также развития чрезвычайно перспективного, но малоосвоенного восточного побережья Крыма, Керченского полуострова. Таким образом, были созданы новые экономические условия, которые сделали инвестиционный климат в автономии наиболее привлекательным за всю новейшую историю Крыма. Это позволило стабилизировать финансовое положение ряда предприятий и организовать новые. В результате реализации инвестпроектов были решены многие вопросы, связанные с развитием инфраструктуры ТПР, что также положительно повлияло на социально-экономическое положение регионов, для которых был характерен высокий уровень безработицы.

Применение налоговых преференций в рамках ТПР и СЭЗ экспериментально подтвердило целесообразность снижения налогового бремени и стимулирования развития производства. Их использование стало решающим рычагом регулирования и увеличения капитальных вложений, особенно в условиях дефицита финансовых ресурсов.

Теперь остается надеяться, что спецрежим инвестиционной деятельности на ТПР и в СЭЗ «Порт Крым» будет восстановлен.

Николай СИРЯК

wordpress themes
всё для сантехники