Территория приоритетного развития «Сиваш»

ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ В ДЕЙСТВИИ

(Газета «Крымские известия» от 30 января 2003 года)

Среди семи территорий приоритетного развития (ТПР), созданных в Крыму, «Сиваш» является как бы преемником традиций и опыта Северо-Крымской экономической экспериментальной зоны с аналогичным названием, которая действовала в Красноперекопске, Армянске, Красноперекопском районе в течение пяти лет. Наш корреспондент попросил и. о. директора администрации ТПР «Сиваш» Владимира ПРОСКУРИНА рассказать о ее становлении. 

— Отношение к СЭЗ и ТПР со стороны разных политиков неоднозначно. Одни считают их действенным рычагом в экономическом развитии страны, другие называют зоной теневого бизнеса, которая использует налоговые льготы за счет других, подавляя своих конкурентов. Как вы прокомментируете эти заявления? 

— Свободные зоны территории приоритетного развития — эффективное средство в решении экономических проблем. Утверждения же некоторых политиков, что СЭЗ и ТПР — инструмент теневого бизнеса, на мой взгляд, несостоятельны по самым очевидным причинам. Кстати, эти «доводы» подброшены представителями Международного валютного фонда. 

Не секрет, что высокие ставки налогов в нашей стране являются основной причиной работы некоторых предприятий «в тени». А их снижение с одновременным контролем за использованием сэкономленных средств на развитие собственного производства позволяет легализировать предпринимательство, привлекать серьезных инвесторов. При постоянных жестких проверках, а во время своей работы в СЭЭЗ «Сиваш» и ТПР проводил их довольно часто, теневой бизнес просто невозможен. 

О так называемой «дискриминации» предприятий, не работающих в льготном режиме, и говорить не приходится, поскольку снижение ставок налогов для субъектов «зон» и территорий не означает обязательного повышения их за ее пределами. Напротив, снижение налоговых ставок неизбежно приводит к расширению производства и как следствие — к общему росту поступлений в бюджет. 

Рассуждения о подавлении конкурентов также беспочвенны. Ведь, как правило, СЭЗ и ТПР создаются в «депрессивных» регионах, в которых предприятия приходится спасать от банкротства. Кстати, за 5 лет работы СЭЭЗ «Сиваш» на ее предприятиях-субъектах сохранено около 10 тысяч рабочих мест. Несложно себе представить, что бы случилось, если бы не было экономического эксперимента. 

— Есть ли реальные достижения предприятий-субъектов территории приоритетного развития «Сиваш»? 

— В прошлом году работали в новом режиме десять субъектов ТПР, из них шесть — с начала года, а четыре утверждены решением совета 18 июля 2002 года. Освоено 35 миллионов гривен инвестиций, при этом реализовано продукции на 407 миллионов гривен. Общая годовая сумма льгот составила 16 миллионов гривен, в бюджет и внебюджетные фонды начислено 34 миллиона грн. Государство при этом ничего не потеряло, а бюджет получил в два раза больше средств. 

Следует отметить, что на совете ТПР при Совмине АРК был сделан вывод — льготный режим в 2002 г. работал эффективно. И это позволяет надеяться, что и в нынешнем году предприятия-субъекты территории приоритетного развития не снизят свои темпы. 

Правда, такие предприятия, как ГАК «Титан», ОАО «Сивашский анилинокрасочный завод», СМУ «Титан» из Армянска по не зависящим от них причинам несколько снизили объемы производства. Зато по максимуму использует льготный режим ЗАО «УКснаб» по выпуску холодильного оборудования, успешно действуют ООО «Агротехсервис», ЧП «Рисхолдинг», которые оказывают услуги сельскому хозяйству. Вступили в действие ООО «Агровита», выпускающее кетчупы и соусы, ООО «Кула», занимающееся производством бутылок из попиэтилентерефталата. Приступило к работе ОАО «Крымский содовый завод». К сожалению, еще не в полной мере использует свои возможности предприятие «Маэстро» по производству улучшителей муки и хлебобулочных изделий. Недавно его работа была подвергнута критике на координационном совете ТПР. 

— Какие меры вы предпринимаете для привлечения инвесторов и что их сдерживает более активно участвовать в работе ТПР? 

— На мой взгляд, немаловажная причина — это несовершенство нормативно-правовой базы. Кстати, недостаточно используется в этом направлении опыт СЭЭЗ «Сиваш». 

Конечно, у ТПР есть некоторые преимущества перед СЭЭЗ. Например, в настоящее время упрощена процедура утверждения проектов. Теперь это делают в совете территорий приоритетного развития при Совмине АРК, а не при Кабмине Украины, как было раньше. 

Но некоторые нормативно-правовые акты можно толковать неоднозначно, как, например, по исчислению налоговой части прибыли. Пришлось нам обращаться по этому вопросу в Министерство юстиции за разъяснением, чтобы обезопасить субъекты территории от штрафов. Ограничения по минимальной сметной стоимости инвестиционных проектов и по видам экономической деятельности исключают возможность работать в льготных условиях большинству предприятий малого и среднего бизнеса. Сдерживает инвесторов и так называемый перечень приоритетных видов деятельности, а также ограниченный список машин и оборудования, проходящих через таможню. И таких препятствий немало. Но это вполне закономерное явление, просто нужно более активно работать над усовершенствованием нормативно-правовой базы. Здесь необходимо объединить усилия администраций ТПР и государственных чиновников. 

К сожалению, до сих пор не отменено постановление Совмина АРК от 5. 02. 02 г. о штрафных санкциях в случае несвоевременного выполнения инвестиционной программы, хотя это нарушение указа президента от 22. 02. 01 г. «О дополнительных мерах по увеличению поступлений инвестиций в экономику страны». Мы обратились к Председателю Совмина АРК и Совета по вопросам ТПР С. Куницыну об отмене второго пункта этого постановления. Уверены, что Сергей Владимирович нас поддержит, так как он был первопроходцем в создании свободных экономических зон в Украине и прекрасно ориентируется в этих вопросах. 

Считаю важным, что мы установили связь с журналом «Все о бухгалтерском учете» и публикуем статьи по различным вопросам работы ТПР, в частности, о том, как стать субъектом территории, какие льготы предоставляются и т. д. Только в прошлом году было пять таких публикаций. К сожалению, у нас нет своего издания, как ранее у СЭЭЗ «Сиваш». Для привлечения инвесторов, на мой взгляд, всем крымским территориям приоритетного развития необходимо совместно создать такое периодическое издание. Оно бы принесло несомненную пользу. 

— Каковы перспективы развития предприятий, работающих в льготном режиме? 

— На сегодняшний день у нас утверждено 11 проектов, последний из них по производству сельхозпродукции и услуг СООО «ИКР Баболна Агроинжиниринг». На подходе другие инвестиционные проекты, среди которых такой перспективный, как «Ависагро-Сиваш», по оказанию услуг сельскому хозяйству, в том числе авиацией. 

В работе проект «Балтик-Пак», ранее он осуществлялся в зоне «Сиваш», по производству полиэтиленовых контейнеров для соды, двуокиси титана и т. д. Есть предложения от содового завода по поводу лимонария, «Поливтора», Крымской соляной компании. 

До сих пор не стало нашим субъектом старейшее предприятие города ОАО «Бром». Сейчас там сменился директор. Я надеюсь, что на заводе будут изменения в лучшую сторону, и он станет работать в льготных условиях территории приоритетного развития. 

Интервью взял Вадим ПЕРФИЛЬЕВ