Территория приоритетного развития «Сиваш»

«СИВАШ»: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА И ВЫЖИВАНИЯ

(Газета «Крымская газета» от 24 апреля 2001 года)

В январе текущего года вступил в силу Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетною развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым». Одной из семи территорий приоритетного развития (ТПР) Крыма является «Сиваш». Таким образом, с момента окончания экономического эксперимента 18 сентября 2001 года Северо-Крымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш» в ближайшие 30 лег продолжит свое существование в новом качестве. 

Льготный режим, по сравнению с экспериментальным, изменился незначительно. В частности, для исполнителей инвестиционных проектов предусмотрены такие льготы. Первые три года налог на прибыль не взимается, а в последующие три — уменьшается на 50 процентов от действующей ставки. Сырье, материалы, оборудование, которые ввозятся для реализации проекта, не подлежат обложению ввозной таможенной пошлиной, а оборудование и комплектующие не облагаются НДС на импорт. Поступления в иностранной валюте от реализации продукции не подлежат обязательной продаже. В валовой доход не включается с целью налогообложения сумма инвестиций, а на период освоения земельного участка не взимается плата за землю. 

Одно из главных отличий нового режима — отсутствие термина «субъект ТПР». Хорошо ли это — жизнь покажет. Но некоторая потеря привлекательности ТПР по сравнению с экспериментом очевидна. Например, субъектом СЭЭЗ «Сиваш» мог стать любой субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный на территории зоны и разработавший инвестиционный проект, но при этом по направлениям производственной деятельности, формам собственности, источникам и размерам финансирования ограничений не было. Это существенное отличие СЭЭЗ «Сиваш» от остальных экономических зон и ТПР Украины. 

Как свидетельствует наш опыт, при современной нестабильности законодательства   ориентация только на крупных иностранных инвесторов ошибочна. К сожалению, предложения администрации по применению упрощенных условий эксперимента для инвесторов не были учтены правительством. И сегодня практически во всех СЭЗ и ТПР Украины как условие предоставления льгот введены ограничения по минимальной сметной стоимости проектов. В зависимости от вида они составляют от 100 тысяч до 1 млн. долларов, в зависимости от вида деятельности. Это исключает возможность работы в льготных условиях большинства предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, для каждой ТПР Кабмином устанавливается свой перечень приоритетных видов экономической деятельности, что еще сильнее ограничивает возможности потенциальных инвесторов. Поскольку объем инвестиций в экономику Украины очень мал, на наш взгляд, ограничения не имеют смысла, их необходимо отменить. В любом случае каждый инвестиционный проект рассматривается правительством отдельно, бюджетные средства в проектах не используются, а целесообразность конкретных проектов, определяется органами местного самоуправления, 

В зоне «Сиваш» даже на этапе проектирования ставка на иностранных инвесторов не делалась. В связи с отсутствием законодательных гарантий для иностранных инвесторов и государственного финансирования, а также из-за высоких банковских кредитных ставок два самых больших инвестиционных проекта крупнейших субъектов — Крымского содового завода и акционерной компании «Титан» изначально основаны на реинвестициях, то есть реконструкция заводов запланирована за счет собственных средств, полученных в результате льготного налогообложения. 

Большинство прочих субъектов зоны, участвуя в эксперименте, вышли из разряда убыточных и имеют достаточную рентабельность. Главный фактор тот же — основная часть инвестиций, предусмотренных проектами, формируется за счет собственных источников этих предприятий, что создает мотивацию для прибыльного развития. Всего за период проведения эксперимента инвестировано 17, 9 млн. долларов США, из них реинвестиции составляют 13, 1 млн. долларов, или 73 процента. За счет льгот, реинвестиций и организационно-технических мероприятий удалось не только прекратить падение производства на химических предприятиях, но и создать новые мощности.  

Но пора начинать привыкать к новому закону. И поскольку продолжается формирование нормативно-правовой базы для ТПР Крыма, нами повторно предложено рассмотреть проект порядка определения прибыли. При реализации отдельным структурным подразделением предприятия инвестиционного проекта по производству продукции, которая продается внешнему потребителю, невозможно корректно учитывать и вычислять затраты, связанные только с проектом. То есть невозможно точно вести отдельный налоговый (бухгалтерский) учет по такому структурному подразделению. Бухгалтеры считают и приходят в ужас, но такой порядок, к сожалению, уже введен в шести СЭЗ и ТПР Украины. Угадайте, кто придумал этот порядок? Правильно — налоговая! Возникло новое поле для гарантированных штрафов. Мы же предлагаем вычислять налогооблагаемую прибыль подразделения пропорционально его доле дохода от инвестиционного проекта в общем валовом доходе предприятия. 

Есть еще один подводный камень для наивных инвесторов, мечтающих без хлопот применять таможенные льготы. Новый закон предусматривает формирование перечня сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов их исполнителями. Действующее положение обязывает инвестора формировать перечень товаров с указанием 9-эначных кодов ТН ВЭД и еще на этапе рассмотрения проекта трижды представлять этот перечень в таможню. На наш взгляд (основанный на опыте работы СЭЭЗ «Сиваш», где без перечня прекрасно обходились), форма такого документа должна быть, по крайней мере, максимально укрупненной. Нами неоднократно предлагалось при указании в перечне сырья и материалов кодов ТН ВЭД использовать только первые 4 знака. На это таможня «добро» пока не дает. А зря. Исполнители инвестиционных проектов в случае незначительных изменений номенклатуры ввозимых товаров могли бы избежать задержек из-за таможенного оформления и продолжать реализацию проектов без переутверждения перечня в целом на совете по вопросам ТПР АРК. 

Но оказывается, что внутренние процедурные недоработки — это традиционные мелочи по сравнению с международным положением. Крайне негативно на активность иностранных инвесторов, о которых Так мечтает наше правительство, влияют уступки отдельных его членов требованиям Международного валютного фонда. МВФ велит ликвидировать льготы и утверждает, что «СЭЗ — инструмент теневого бизнеса», а предприятия, находящиеся за пределами экономических зон, «дискриминируются» со стороны субъектов СЭЗ в результате «эффекта перелива» налогов. Именно поэтому КМУ сейчас проводит анализ эффективности работы всех СЭЗ и ТПР Украины и грозится закрыть «неэффективные»! Однако доводы, которыми МВФ обосновывает свои требования, несостоятельны по самым очевидным причинам. 

Анализ эффективности работы той или иной СЭЗ можно корректно произвести только после достаточного срока ее существования. Согласно мировому опыту для оценки первых результатов работы зоны необходимо минимум пять лет. Такой срок будет 18 сентября 2001 года только у зоны «Сиваш». Поэтому грядущая оценка результатов работы остальных отечественных СЭЗ и ТПР заведомо необъективна. 

Общеизвестно, что создание СЭЗ — не самоцель, а инструмент государства для решения экономических проблем. Ныне действующая налоговая система Украины исключает возможность работы с полным соблюдением законодательства, высокие ставки налогов являются основной причиной работы в «тени». С другой стороны, именно на льготных территориях значительно усилен контроль соблюдения законодательства. Те же субъекты СЭЭЗ «Сиваш» проверялись гораздо чаще обычных предприятий, и, кстати, серьезных нарушений не было установлено. Таким образом, снижение налогов с одновременным контролем их использования, пусть вначале только в СЭЗ и ТПР, — это способ легализации предпринимательства. Поэтому СЭЗ и ТПР никак не могут быть «инструментом поддержки теневого бизнеса». 

Который год все предприятия Украины дискриминируются чрезмерно высокими налоговыми ставками. «Дискриминация», связанная с созданием СЭЗ, является мнимой, поскольку предоставление льгот субъектам СЭЗ не означает обязательного повышения налогов за ее пределами. Напротив, снижение налоговых ставок в экономических зонах неизбежно приведет к расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, — к общему росту поступлений в бюджет. Поэтому опыт СЭЗ необходимо постепенно распространять на все предприятия Украины. Это и есть путь поиска оптимальных налоговых ставок для экономики страны. 

А намерения некоторых членов правительства все-таки выполнить требования МВФ говорят о том, что для них иностранные кредиты гораздо важнее развития экономики своей страны. Эксперимент «Сиваш» подтверждает, что политика применения льготных режимов для депрессивных территорий Украины является перспективной. И очень хорошо, что большинство таких режимов установлено законами Украины, и отменить льготы по желанию отдельных чиновников практически невозможно. 

Положительные результаты уже есть. Благодаря льготным условиям выжили и успешно развиваются крупнейшие химические предприятия северного Крыма. На предприятиях зоны «Сиваш» сохранено более 9100 и создано более 1100 новых рабочих мест. В Красноперекопске и Армянске нет задолженности по пенсиям и социальным выплатам. Вовремя получают зарплату бюджетники. А отчисления в бюджет АРК от субъектов зоны составляют 30 процентов бюджета республики. Растет средняя заработная плата работников промышленных предприятий, а уровень безработицы постепенно снижается. Администрация СЭЭЗ «Сиваш» уверена, что отменять режим, который позволил спасти регион от гибели и служит его развитию, просто недопустимо. 

Владимир ПРОСКУРИН, 

первый заместитель исполнительного директора администрации СЭЭЗ «Сиваш»