Территория приоритетного развития «Сиваш»

ПРЕОДОЛЕВАЯ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ

(Газета «Крымское время» от 19 ноября 1996 года)

Экономический эксперимент в Северном Крыму вступил в активную фазу. Подготовленные фирмами инвестиционные проекты пристрастно рассматриваются в Кабинете Министров Украины. Сами же фирмы — в состоянии готовности номер один. Еще немного терпения, и первые субъекты СЭЭЗ «Сиваш» начнут полноценно работать. Корреспондент «КВ» попросила подробнее рассказать о ходе эксперимента заместителя главы администрации СЭЭЗ Александра САУТИНА. 

— Александр Владимирович, некоторые деловые люди говорят, что не так уж велики льготы в СЭЭЗ, чтобы стремиться принять участие в экономическом эксперименте. Что вы можете на это сказать? 

— Ну, прежде всего, наша СЭЭЗ — это не зона за колючей проволокой, никто насильно к нам не загоняет. «Сиваш» — это экономический эксперимент, предоставляющий предпринимателям более выгодные условия. Если у деловых людей есть желание немного больше затратить труда на инвестиционные проекты — добро пожаловать! 

Насколько весомы льготы? Второй указ президента Украины установил, что субъекты СЭЭЗ «Сиваш» платят налоги на прибыль и налог на добавленную стоимость на продукцию собственного производства в размере 50% от установленных действующим законодательством ставок. При импорте товаров для нужд собственного производства они освобождаются от ввозной пошлины, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Экспорт товаров собственного производства не подлежит квотированию и лицензированию. И, наконец, поступления в иностранной валюте в пользу субъектов СЭЭЗ «Сиваш» не подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке. Считаю, это немало. 

Если конкретнее, работа в условиях нашей СЭЭЗ выгоднее всего тем фирмам, которые свою продукцию делают из импортных комплектующих и реализуют ее за пределы Украины. 

— А как же насыщение внутреннего рынка? 

— Конечно, мы ставим задачу насыщения отечественного рынка, и, в любом случае, продажа внутри страны остается. Но гораздо более важной задачей мы считаем создание рабочих мест и получение работниками твердой зарплаты. А за деньги можно купить любую продукцию, хочешь — свою, хочешь — импортную. 

Ну а если продолжить разговор о льготах, то сейчас мы предпринимаем дополнительные усилия, чтобы расширить льготные рамки. В частности, это касается закона по начислению и взиманию НДС. Этот закон противоречив по своей сути. В первом его пункте говорится о налоге именно на добавленную стоимость, а через несколько абзацев речь уже идет о налоге с оборота. 

Мы предпринимаем усилия, чтобы предложенная льгота НДС на импорт стала полновеснее. Обратились в налоговую администрацию Украины с тем, чтобы в отношении субъектов «Сиваша» действовал порядок исчисления НДС, который отображал бы суть этого налога. 

В отношении льготы по необязательной продаже валютной выручки — она не столь весомая, но все же... Предприниматель сейчас, продавая валюту, вынужден потом ее покупать, теряя на сделке. Процент небольшой, но если сделка крупная, то он получается достаточно велик. 

А ограничение, отображенное в положении, касается того, что эту валюту фирма обязана направлять не на общественные нужды, а на собственное дело. 

Сегодня примерно такие же льготы, как у нас, имеют совместные предприятия, которые прошли перерегистрацию своевременно, до 1 января с. г., а таких немного. Остальные таких льгот лишены. 

Если честно работать и честно показывать прибыль — то льготы солидные, если прятать — выгода есть, но до поры до времени. 

Кстати, по моим сведениям, сейчас решается вопрос о дальнейшем ужесточении налогового законодательства по импорту комплектующих. Поэтому особенно важной льготой зоны является льгота по импорту. 

— Когда шло продвижение проекта СЭЭЗ «»Сиваш», упоминалось о том, что Украина согласна взять на себя возмещение налогов, которые недоплатит зона. В какую сумму это выльется? 

— В 1996 году, по нашим расчетам, было необходимо возместить 176 млрд. крб. Эти средства были предусмотрены в украинском бюджете на 96-й год, правда, в том случае, если регистрация субъектов СЭЭЗ пройдет в 96-м году. У нас есть уверенность, что уже в ноябре 8 — 10 субъектов СЭЭЗ будут зарегистрированы. 

Что касается будущего года, то у нас есть ответ Минфина Украины на наш запрос, в котором сказано, что в проекте бюджета на 97-й год предусмотрена компенсация в размере 3, 219 млн. гривен. При утверждении бюджета нам уменьшат платежи на эту сумму в государственную казну. Хочу подчеркнуть, что мы не пользуемся ни городским, ни районным, ни крымским бюджетом. Все расходы несет бюджет Украины. 

— Российский опыт свободных экономических зон указывает на то, что зачастую происходит криминализация зоны. Что вы можете сказать по этому поводу? 

— Если речь — об отмывке «грязных» денег, то у администрации СЭЭЗ нет полномочий для глубокой проверки субъектов. Кроме того, в уставные обязанности администрации входит привлечение в наш эксперимент как можно большего числа инвесторов. 

Учитывая российский опыт (в частности, зона «Находка»), мы в свое время обратились с письмом в Кабмин, чтобы, в случае необходимости, нам была оказана поддержка. Различным министерствам и ведомствам дано поручение эту работу осуществлять с особым вниманием. Обязанности же администрации — осуществление финансового контроля. Этим мы и будем заниматься. 

— Очень больной вопрос нашего региона — экология. Не нанесет ли активизация экономической деятельности в Северном Крыму непоправимый вред природе и здоровью его жителей? 

— И в указе президента, и в постановлении Кабинета Министров Украины есть пункт о привлечении на нашу территорию передовых и энергосберегающих технологий для получения экологически чистой продукции. Бизнес-планы, которые поступают в администрацию, проходят экспертизу в местной лаборатории по охране природы. 

Там, где задействованы госбюджетные средства, исследование проводит «Укринвестэкспертиза». При осуществлении строительства на этапе разработки ТЭО проекта действует установленная схема прохождения межведомственной комиссии при правительстве Крыма, где экологическая экспертиза является обязательной. Бизнес-планы также проходят обязательное согласование в Минприроды. 

— Насколько известно, около 70 желающих стать субъектами зоны зарегистрировались в Красноперекопском горисполкоме, 10 инвестпроектов находятся на утверждении в Кабмине Украины. Как, по-вашему, какая из фирм станет первым субъектом СЭЭЗ «Сиваш»? И продолжается ли регистрация претендентов, желающих стать субъектами зоны? 

— Вероятно, первым субъектом станет «Инкос» — предприятие по производству газированной воды из артезианской скважины. Предприятие это работает стабильно, а сейчас там намерены улучшить качество упаковки, приобрести линию по изготовлению собственной посуды. 

Никаких препятствий для регистрации претендентов на получение статуса субъекта зоны нет. Усилия же администрации СЭЭЗ сейчас направлены на то, чтобы увеличить льготы и сократить количество бюрократических ступеней при рассмотрении бизнес-планов. По нашему предложению в Минэкономики Украины сейчас рассматривается порядок прохождения проектов. Надеемся, что последующим претендентом уже будет гораздо легче, чем первым. 

Да, немаловажная деталь: обязанность сопровождать в Киев первые проекты администрация СЭЭЗ взяла на себя. Пока — совершенно безвозмездно, а в дальнейшем будем работать по договорам. 

Елена КОСТАДИНОВА