Территория приоритетного развития «Сиваш»

«СИВАШ» — ЗОНА ВЫЖИВАНИЯ

(Газета «Крымская газета», сентябрь 1995 года)

Старая истина о том, что каждый умирает в одиночку в наше время, оказывается, не совсем права. В одиночку иногда и выжить легче. Особенно если тот, кто страстно желает этого, проявляет напористость и инициативу. 

О создании Севера-Крымской экспериментальной экономической зоны «Сиваш» было много сказано и написано еще на этапе обсуждения этого вопроса. У проекта была масса сторонников, впрочем, равно как и противников. Остались они, наверное, и сейчас. Но тот факт, что зона создана и начинает действовать, нужно воспринимать уже как данность — 9-10 сентября в Красноперекопске состоялась презентация проекта, положившая начало его реализации. 

Как образно выразился в своем выступлении на торжествах, посвященных открытию зоны и приуроченных к очередной годовщине города, глава администрации СЭЭЗ и мэр Красноперекопска Сергей Куницын, это событие вполне можно назвать «четвертым штурмом Перекопа». Долгий и изнурительный марафон по разработке зоны закопчен. Впереди не менее изнурительная и намного более трудная работа по внедрению его в жизнь.

О ТОМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Впервые речь о возможности создания в Крыму, а вернее, в одном из его главных бюджетообразующих регионов свободной экономической зоны зашла всего год назад. До этого и Красноперекопск, и район, и его руководитель пережили много потрясений. Совсем не вдруг, но очень некстати стали останавливаться предприятия. Сперва ненадолго — на недельку-другую, потом все чаще и длительнее. И все бы ничего, не мы, как говорится, первые, не мы последние — ведь такое положение наблюдается сплошь не только в Украине, но и практически по всем республикам бывшего Союза, если бы не несколько жизненно важных «но». 

Дело в том, что Красноперекопский промышленный узел составляет сложную систему, состоящую из нескольких мощных предприятии химической промышленности, в работе которых занято практически все трудоспособное население района. Крымский содовый, Перекопский бромный и Сивашский анилинокрасочный заводы — если и не гигантские, то достаточно крупные по крымским меркам предприятия, за счет которых не только формировалась львиная доля доходной части бюджета района, но и жило население. Экономический кризис, поразивший практически всю огромную страну, обрек предприятия, а следовательно, и людей на незавидную участь тихого умирания, причем в прямом смысле слова. 

В течение двух последних лет из-за, мягко говоря, неудовлетворительного финансирования предприятия неоднократно приостанавливали свою работу. Процесс высвобождения кадров, не говоря уже о полном прекращении ввода новых рабочих мест, приобрел стойкий, можно сказать, хронический характер. Массовые отправки людей в неоплачиваемые отпуска, как вы понимаете, не могли не отразиться на общем жизненном уровне населения. Это хорошо, когда, потеряв работу, человек худо-бедно, но может подыскать себе другую, а когда подыскать ее просто-напросто негде, а семье кушать хочется, остается одно — либо уезжать, либо прорываться на прием к мэру и грохать кулаком по столу.

КАК МОЖНО МЭРУ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ

Видимо, опасаясь именно такой развязки накопившихся проблем, мэр Красноперекопска Сергей Куницын не стал дожидаться, когда разъяренные голодом, уставшие от вынужденного безделья труженики начнут портить мебель в его кабинете. 

Нельзя сказать, что он был первым носителем идеи создания на территории полуострова свободной экономической зоны. Долго и безуспешно эту идею пытались внедрить многие другие. Периодически в прессе и во властных кулуарах дебатировались вопросы создания свободной зоны в Севастополе, в Керчи и кое-где еще, но материализоваться так и не сумели. Возможно, все дело в том, что предлагаемые проекты идей носили традиционный, отработанный в «другом мире», то есть за границами одной шестой суши, характер, что для местного постсоциалистического уклада жизни не представлялось приемлемым. 

Так вот, Куницын оригинален был в одном: он предложил проект не просто свободной экономической зоны, а зоны ОСОБОЙ. Ну и, кроме этого, постарался избежать засасывания в отработанную бюрократическую цепочку «согласовании», сразу обратившись за поддержкой к первому лицу государства — Президенту Украины. 

На пресс-конференции по случаю презентации зоны журналисты по обыкновению задали инициатору проекта «коварный» вопрос, дескать, не повлияла ли на решение Президента о создании именно в Красноперекопском районе СЭЭЗ поддержка партией СПРК, возглавляемой Куницыным, Президента Украины на выборах. На что Сергей Владимирович честно ответил: повлияла. По правде говоря, как и Куницын, я не вижу в этом криминала, ведь суть в том, что никто не сумел «пробить» зону, а он сумел. Гибкостью ли, напором, энергией, настойчивостью, интуицией, чем угодно, но сумел. И это главное. Не секрет уже сегодня и то, что Указ Президента о создании Северо-Крымской зоны был подписан 30 июня не случайно, а лишь после того, как стало известно о результатах выборов в местные Советы, на которых Куницын вновь прошел в мэры.

НА СВОБОДУ ЧЕРЕЗ ЗОНУ?

Итак, в чем же «особость» предложенного разработчиками проекта Северо-Крымской зоны? Лучше всего об этом сказал сам Куницын

— Создание на данном этапе полнокровной экономической зоны на мировом уровне в условиях хронического кризиса просто нереально и практически невозможно. Учитывая это и помня мудрую китайскую пословицу о том, что не нужно делать сразу большой шаг, лучше несколько маленьких, мы и начали свой путь к вершине. 

Ну а более конкретные определения не только понятия «экспериментальная экономическая зона», но и ее целей и задач постарались дать разработчики проекта. Ведь любое «восхождение к вершине» не бывает легким, и совсем неплохо, когда рядом оказываются единомышленники. Работа над пакетом документов по созданию Северо-Крымской экспериментальной экономической зоны велась с помощью директора Украинского института экономических реформ Александра Турчинова, который высказал по этому поводу свое мнение: 

— Предложенный к реализации проект просто уникален. Но главное в другом. Сегодня, наверное, нужно говорить не столько о каком-то экономическом эксперименте, сколько о пути выживания. И вопрос стоит именно так: о выживании экономики Крыма, экономики Красноперекопского района, о выживании целого региона. Есть много замечательных идей, но, как известно, любую, самую распрекрасную идею можно угробить. Все зависит от того, кто берется за дело. Я уверен, что если бы за реализацию этого проекта, за его организационное обеспечение не взялся Сергей Владимирович Куницын, то этот проект стал бы очередной пустышкой, бумажным проектом. 

А теперь о главном: в чем отличие экспериментальной зоны «Сиваш» от других? Первоначально нами разрабатывалась идея классической свободной экономической зоны, но в этом случае возникала необходимость проводить проект через Верховный Совет Украины. Учитывая опыт других регионов, которые, пойдя по этому пути, не добились желаемого эффекта, мы сделали несколько иначе: предложили проект экспериментальной экономической зоны, одобрить или отвергнуть который имеет право лично Президент Украины. Этот эксперимент позволит не просто теоретизировать, нужны ли подобные зоны, а проверить это на практике. 

Что касается конкретных отличий от классической зоны, то нами был предложен вариант «прозрачной» зоны. Она не имеет четкой границы, нет пропускного пункта, колючей проволоки, каких-то усиленных кордонов, всего этого не будет и во время проведения самого экономического эксперимента. Что касается льгот, то их получат не все субъекты экономической деятельности, находящиеся на территории региона, а лишь те, которые отвечают требованиям, определенным администрацией зоны. Фактически эксперимент переносится на каждое конкретное предприятие, которое получило право в нем участвовать и это право доказало. 

Несколько более подробно на преимуществах внедряемого проекта остановился исполнительный директор СЭЭЗ «Сиваш» Андрей Клименко: 

— Зона «Сиваш» не имеет какой-то особой таможенной границы. В мировой практике территория свободной зоны, расположенная в пределах какого-то государства, не является его таможенной территорией. Здесь же этого нет, т. е. территория зоны «Сиваш» является таможенной территорией Украины. И, второй момент, если в классической свободной зоне все субъекты хозяйственной деятельности пользуются ее экономико-правовым льготным режимом, то в нашем случае льготы распространяются не на всех. И вот почему. Если сегодня автоматически ввести льготы по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на импорт, то это повлечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, а в итоге последует крах всей социальной сферы на территории региона. 

Этот подход был заведомо неприемлем, и вместо него предложена условная схема «точек роста». Она заключается в следующем. Определяются так называемые площадки, которые подразделяются на три-четыре типа. Первый тип — это конкретные земельные участки как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного типа, второй — это объекты незавершенного строительства, третий -  незадействованные или неэффективно используемые мощности и четвертый — объекты инфраструктуры: гостиничное хозяйство, связь, транспорт и т. д. Эти объекты собственности должны быть переданы в управление администрации СЭЭЗ «Сиваш». После этого перечень их будет предложен вниманию потенциальных инвесторов. Заинтересовавшийся инвестор должен будет выполнить определенные условия конкурса, представить программу планируемой экономической деятельности, после чего администрация на условиях закрытого конкурса определит того, кто наиболее отвечает направлению развития региона. Обязательное условие — регистрация нового юридического лица. То есть ингушского варианта здесь не будет, это заранее отсекается теми документами, которые уже приняты или будут приняты в ближайшее время. 

Зарегистрировав новое юридическое лицо, инвестор, кроме всего прочего, будет обязан взять на работу определенное количество местные жителей и соблюдать в своей деятельности установленные экологические нормативы. Только после этого решением администрации инвестор может быть зарегистрирован как субъект зоны и на него начнут распространяться льготные условия, существующие в зоне. 

Понятно, что для внешних инвесторов совершенно не привлекательны" государственные предприятия региона. Поэтому параллельно и синхронно с той работой, о которой я говорил, будет вестись процесс приватизации собственности на территории зоны «Сиваш». И с этой точки зрения - для нас благо, что Верховный Совет Крыма долгое время держал мораторий на приватизацию. Сегодня и зона, и приватизация находятся на начальном этапе.

И НАПОСЛЕДОК...

Что ж, вряд ли кто-нибудь лучше разработчиков может раскрыть тайны и преимущества предлагаемого проекта. К этому можно добавить лишь то, что Северо-Крымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш» рассматривается сегодня как полигон для отработки радикальных экономических моделей в конкретных социально-экономических условиях Украины и Крыма с последующим возможным преобразованием зоны «Сиваш» в территориальные или локальные СЭЗ. В существующий же проект заложена идея гибкого саморазвивающегося механизма наращивания зоны, позволяющего оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. 

Возможно, кто-то из скептиков улыбнется, прослышав об эксперименте, дескать, где-то мы это уже читали, ах, как же, как же — Нью-Васюки! Возможно, кто-то даже рассмеется. Но, как любит говаривать Сергей Куницын, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Судя по всему, это, наверное, единственный случай, когда он был бы сам не прочь оказаться этим самым «последним». 

О. КУЛАКОВСКАЯ