Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ВОСЬМАЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 21 ноября 2001 года

К ЗИМЕ ПОДГОТОВИЛИСЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В МИНУВШЕМ ГОДУ

(Газета «Крымские известия» от 22 ноября 2001 года)

В среду, 21 ноября, состоялось очередное пленарное заседание 8-й сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым, вел которое Председатель Верховной Рады АРК Л. Грач. При формировании повестки дня депутаты включили в нее все 24 вопроса, предложенные Президиумом Верховной Рады АРК.
На утреннем пленарном заседании было рассмотрено два вопроса: о работе служб жизнеобеспечения автономии в осенне-зимний период 2001—2002 годов и об итогах работы временной специальной комиссии Верховной Рады АРК.
С обстоятельным докладом о работе служб жизнеобеспечения автономии выступил заместитель Председателя Совета министров АРК депутат А. Коцеруба. По его словам, если подходить к оценке усилий правительства в этом направлении по бюрократическим меркам, то нужно поставить отметку «отлично», а если по гражданским, то есть еще много проблем. В нынешнем году на подготовку служб жизнеобеспечения к работе в зимних условиях выделено около 7 млн грн, в то время как в 2000 году — всего 3 млн, в частности, топлива закуплено на 5 тысяч тонн больше. Если в прошлом году правительство занималось только котельными, находящимися на балансе «Крымтеплокоммунэнерго», то в нынешнем его заботой охвачены буквально все крымские котельные: и системы образования, и здравоохранения, и сельские. А. Коцеруба назвал тех, кто ответственно подошел к этой проблеме, и персонально назвал фамилии глав райгосадминистраций и городских голов, которые пока недостаточно уделяют внимания вопросам теплообеспечения, водоснабжения, энергосбережения, содержания жилого фонда.
Большую озабоченность вызывает тот факт, что еще около 40 крымских школ не отапливаются и до нового года едва ли к ним подведут тепло. Особенно сложная ситуация сложилась в Джанкойском районе, где без тепла остаются почти 20 школ. Трудным испытанием станет предстоящая зима и для общественного транспорта: 97 процентов троллейбусного парка исчерпало ресурс, половина машин — на «лысых» шинах.
В области энергетики самой острой проблемой остаются неплатежи за потребленную электроэнергию, из-за чего в основном и происходят частые отключения потребителей. Долги юридических и физических лиц возросли уже до 472 млн грн, в том числе только за текущий год — на 93 млн.
А. Коцеруба также предупредил: несмотря на то, что в нынешнем году для нужд республики в подземные хранилища закачано газа почти на 90 миллионов кубометров больше, чем для минувшей зимовки, потребители, неаккуратно расплачивающиеся за газ, будут лишены его, так как с нынешнего года газообеспечение считается не услугой, а товаром, и санкции за неплатежи будут намного строже.
Председатель профильной постоянной комиссии Верховной Рады АРК Г. Бабенко в содокладе по этому вопросу дал высокую оценку работе, проделанной правительством и органами местного самоуправления: так еще никто не готовился к зиме за последние четыре года. Он также обратил внимание депутатов на ряд моментов. Так, для сокращения задолженности за потребленную электроэнергию Г. Бабенко предложил соответствующим службам поработать конкретно с каждой семьей, ведь общеизвестно, что наравне с очень бедными не платят за свет и очень богатые. Но почему мы прощаем подобные «шалости» людям состоятельным? При формировании бюджета на 2002 год, сказал он, нам очень ответственно нужно подойти к проблеме финансирования сельской социальной сферы, переданной на баланс местных органов самоуправления. А в области энергетики следует активнее развивать собственную базу автономии: увеличивать добычу газа, больше вырабатывать электроэнергии на территории Крыма и настойчивее выполнять программу энергосбережения.
Многие предложения по улучшению работы служб жизнеобеспечения республики в зимних условиях нашли отражение в принятом по этому вопросу постановлении Верховной Рады АРК.
Рассматривая вопрос об итогах работы временной специальной комиссии ВР АРК, созданной по решению июльского пленарного заседания для проверки целевого исполнения бюджета Автономной Республики Крым за 2000 год и шесть месяцев текущего года, депутаты заслушали отчет председателя Счетной палаты Верховной Рады АРК депутата Н. Горбатова, возглавляющего эту комиссию.
Из прозвучавшей информации следовало, что исполнение бюджета проводилось с грубейшими нарушениями законодательства Украины. В частности, незаконно из средств бюджета Крыма осуществлялось финансирование Министерства финансов АРК, хотя по положению оно должно содержаться за счет Государственного бюджета Украины. Ничем не обосновано выделение из бюджета АРК и последующее использование огромных средств на реконструкцию стадиона «Локомотив». Так, только на покупку кресел было затрачено свыше 800 тысяч гривен. А затем они были розданы субъектам, не имеющим никакого отношения к реконструкции стадиона, так как оказалось, что эти кресла на стадионе совсем ненужны. Большой урон местным бюджетам нанесла и принятая правительством система электронных зачетов, от которой главным образом пострадали сельские советы, не получившие на свои счета ни копейки «живых» денег и не сумевшие в результате этого профинансировать самые актуальные нужды сельчан.
Временная комиссия совместно с коллегией Счетной палаты также пришла к выводу, что если бы Крым расходовал по закону имеющиеся бюджетные средства, правительству не пришлось бы брать в Укрсоцбанке 21 миллион гривен кредита для того, чтобы срочно погасить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, а ведь теперь лишним бременем ляжет необходимость платить за кредит 25% годовых, то есть более 5 млн грн. Члены комиссии считают, что финансовые и налоговые органы республики не обеспечили выполнение статьи 20 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2000 год» и не сумели взыскать с юридических лиц задолженности по возвратным ссудам в размере свыше 24 млн грн.
В отчете Н. Горбатова прозвучал также вывод о том, что некоторые представители высших эшелонов исполнительной власти в республике не стеснялись за счет бюджетных денег жить на широкую ногу в командировках и даже частных поездках, что он и подкрепил конкретными фактами, о которых, как он подчеркнул, доложено Президенту Украины Л. Кучме.
Свое выступление Н. Горбатов закончил предложениями: 1) для того, чтобы прекратить безнадежную переписку с органами МВД и прокуратуры, установить полную, в том числе и уголовную, ответственность должностного лица за незаконное распоряжение бюджетными средствами и государственной собственностью; 2) лишить правительство права принимать решения по управлению бюджетными средствами и собственностью в коллегиальном порядке, когда не найдешь, кого привлечь к персональной ответственности за допущенные нарушения,
С содокладом по этому вопросу выступил первый заместитель начальника ГУ МВД Украины в Крыму депутат Н. Агеев, который, сославшись на то, что находился в отпуске, в комиссии не работал и полной информацией не владеет, предложил не делать скоропалительных выводов, направить материалы по выявленным правонарушениям, если они есть, в суд и подождать его окончательного решения.
Постарался внести некоторую ясность, как он выразился, в обсуждаемый вопрос и Прокурор Автономной Республики Крым А. Доброрез. Признав, что соблюдение бюджетного законодательства является приоритетным направлением деятельности всех государственных органов и Счетной палатой ВР АРК сделана определенная работа, он заявил, что все же при проверке органами прокуратуры выводов временной специальной комиссии установлено, что они, «мягко говоря, не в полной мере соответствуют требованиям закона». Вместе с тем А. Доброрез ничего конкретного не сказал в отношении уже установленных нарушений, допущенных при использовании бюджетных средств.
Прозвучавшая информация принята депутатами к сведению. На вечернем пленарном заседании они продолжили работу согласно утвержденной повестке дня.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

(Газета «Крымская газета» от 22 ноября 2001 года)

Ноябрьское пленарное заседание Верховной Рады АРК началось, на удивление, без эксцессов. Депутаты оперативно и даже без изъятий утвердили повестку дня из 24 вопросов, среди которых такие основательные, как «О работе служб жизнеобеспечения АРК в осенне-зимний период 2001 — 2002 годов», «О Программе обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в АРК», «О внесении изменений и дополнений в Постановление ВР АРК «О бюджете АРК на 2001 год», назначения на должности отдельных членов Совета министров АРК и ряд других.
Сложностью вопросов и был обусловлен тот факт, что на утреннем заседании крымский парламент успел принять постановления только по двум из них (не считая протокольных изменений в повестке дня сессии).
Оценивая работу служб жизнеобеспечения АРК, заместитель Председателя Совета министров АРК Анатолий Коцеруба, в частности, отметил, что в текущем году при подготовке к зиме в качестве главных направлений определены три: подготовка объектов теплоснабжения, электроэнергетики, газового и водопроводно-канализационного хозяйства, жилищного фонда, горалектротранспорта, дорог и объектов социальной сферы, решение вопросов обеспечения топливом, природным газом и энергетическими ресурсами, финансовое обеспечение подготовительной работы и строительства первоочередных объектов, улучшение платежной дисциплины в плате за энергоносители и коммунальные услуги.
Основным поставщиком тепла в Крыму являются предприятия объединения «Крымтеплокоммунэнерго». Для подготовки этого хозяйства к зиме потребовалось более 4 млн. грн. При этом на котельных заменено 20 котлов и выполнена замена 17 км тепловых сетей. В целом по объединению отремонтированы 201 котельная и 182 центральных тепловых пункта. Иными словами, техническая готовность всех объектов к зимней эксплуатации обеспечена.
Проведена работа по переводу источников теплоснабжения с жидкого топлива на газ — в этом направлении финансирование было приоритетным. Одна котельная в Феодосии на газ уже переведена, в ближайшее время на газ перейдут еще четыре — в Феодосии и Керчи. Это в нынешнем сезоне сократит затраты объединения на теплоснабжение на 1, 5 млн. грн. Продолжается строительство городских газовых котельных в Евпатории и пос. Ближние Камыши (г. Феодосия), проводится газификация двух котельных в Ленино и Советском, на газ планируется перевести котельную ФСК «Море». Теперь основная задача «Крымтеплокоммунэнерго» — обеспечить их топливом.
К началу отопительного периода для котельных объединения заготовлено более 13 тыс. тонн мазута и до конца ноября планируется поставка еще 7 тыс. тонн. Этого хватит до первой декады января. Но дальнейшая поставка топлива будет происходить и в декабре. Тем более, что достигнуты определенные подвижки в плате за использованный природный газ. В целом на территории Крыма должно функционировать (помимо теплокоммунэнерговских) 723 малых котельных местных Советов и различных ведомств. К 20 ноября готовы были 695.
Вице-премьер подробно остановился на каждом из регионов, где выявлены недоработки при подготовке котельных, и выделил приоритеты для действий их руководителей.
С целью стабильного водоснабжения в зимний период создан необходимый запас воды в наливных водохранилищах для Керчи, Феодосии, Симферополя и Щелкино, все мероприятия по подготовке объектов водопроводно-канализационного комплекса выполнены. Произведен капитальный ремонт 11 водозаборов из поверхностных источников, заменены 4, 8 км водопроводных и 0, 9 км канализационных сетей. Удалось привлечь 2, 6 млн. грн. из госбюджета для первоочередных работ по ликвидации аварийности участка ялтинского тоннельного водовода и на продолжение строительства нитки напорного коллектора до канализационных очистных сооружений в Ялте... Вместе с тем в организации водоснабжения есть вопрос платы за энергоносители, тем более, что в Крыму в себестоимости 1 куба воды 50 процентов составляет... электроэнергия. Так что и в этом случае вопрос платы за потребление электроэнергии стоит на первом месте.
Анатолий Коцеруба отметил, что готовность жилья к зимней эксплуатации обеспечена на 96 процентов и вместе с тем подчеркнул, что это вовсе не означает отсутствия локальных проблем, На это опять же было обращено внимание руководителей местных органов власти.
В небольшом отчете трудно охватить все аспекты доклада вице-премьера. Можно лишь заметить, что он был настолько качественно подготовлен, как и осуществлена подготовка к зиме, что даже в содокладе (где обычно выступление основного докладчика разносится «по косточкам») было выделено, что Советом министров Крыма проделана огромная работа при подготовке к осенне-зимнему периоду.
Итоги работы временной специальной парламентской комиссии, которые озвучил председатель Счетной палаты ВР АРК, вызвали у депутатов отнюдь не однозначную реакцию. Известный «громкими разоблачениями» депутат Н. Н. Горбатов на этот раз выступал в «обрамлении» информации «силовиков», которые де-факто и «сдули» всю «масштабность» его «разоблачений» как мыльный пузырь. Прокурор АРК Александр Доброрез напрямую назвал «ошибочными» многие выводы как Счетной палаты, так и «специальной комиссии», заметив, что выводы последней «мягко говоря, не в полной мере соответствуют требованиям закона». А уж история с полетом неких чиновников. в Киев на чартерном рейсе вместе с командой «Таврия», озвученная председателем Счетной палаты, и вовсе повеселила и депутатов, и присутствующих на сессии. До тех пор, пока в подтверждение своей правоты он не подчеркнул: «Если бы самолет разбился, люди, названные мной, здесь бы не сидели».
После чего спикер объявил перерыв на обед.

Олег ГЛАВАЦКИЙ


ЕСЛИ ХЛЕБ ПОДОРОЖАЕТ – СПРОСИМ С ДЕПУТАТОВ

(Газета «Крымская газета» от 23 ноября 2001 года)

Вечернее пленарное заседание Верховной Рады АРК 21 ноября началось с отправления на доработку проектов постановлений, по которым предполагалась серьезная дискуссия, — по изменениям и дополнениям в бюджет АРК на 2001 год и по программе обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан. Забегая вперед, стоит отметить, что туда же чуть позже отправилась и программа земельной реформы на 2001—2005 годы, как не учитывающая недавно принятый Земельный кодекс.
Основная же дискуссия разгорелась вокруг внесения дополнений в Постановление ВР АРК от 18. 07. 2001 года «Об имуществе АРК, не подлежащем приватизации». Депутаты решили упредить объявленный тендер на выбор управляющего 95, 08 процентами акций ОАО «Крымхлеб», «пристроив» эти акции таким образом, чтобы ни у кого даже речи не возникло о возможности приватизации этого «политически важного» объединения. Дебаты были жаркими, предложений звучало много. Ни одно из них раз за разом не набирало необходимого числа голосов. А «уполномоченными лицами» предлагали избрать и правление ОАО «Крымхлеб», и трудовой коллектив объединения... Министр агропромышленного комплекса АРК депутат Юрий Шевченко настаивал на том, чтобы не дробить акции, а передать весь пакет в управление МинАПК. Его поддержал Председатель Совета министров АРК Валерий Горбатов, справедливо мотивируя это тем, что правительство должно иметь возможность влияния на объединение с целью контроля и возможного дальнейшего снижения цены на хлеб.
Однако для большинства депутатов разумные доводы оказались «гласом вопиющего в пустыне». В итоге МинАПК получил в управление только 51 процент акций, а остальными (с учетом доли в 4, 92 процента, чьих хозяев полностью на сессии депутаты так и не смогли установить) будет распоряжаться «Крымхлеб». Валерий Горбатов был вынужден констатировать, что «по «Крымхлебу» решение принято неверно».
Теперь крымчанам виновников непривлекательной цены на хлеб стоит искать, пожалуй, не в правительственных коридорах, а в стенах крымского парламента.
Для споров по остальным вопросам повестки дня у депутатов, по видимому, не осталось сил, и дело пошло «по накатанной дорожке». Удивительно, но факт: крымский парламент безоговорочно утвердил даже три кандидатуры, предложенные Крымским премьером на вакантные места в правительстве. Заместителями Председателя Совета министров АРК были утверждены Владимир Тутеров и Валерий Пробей-Голова, а министром экономики — Арсений Яценюк.
Депутатам, как всегда в последнее время, удалось уложиться в один рабочий день.

Олег ГЛАВАЦКИЙ


НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В СОВМИНЕ ПРОШЛИ БЕЗ СУЧКА И ЗАДОРИНКИ

(Газета «Крымское время» от 23 ноября 2001 года)

Накал страстей в ходе вечернего заседания крымского парламента был на порядок ниже, чем на утреннем, о котором «КВ» уже рассказывало в прошлом номере. Тем не менее обсуждение одного из пунктов повестки дня. все же превратилось в затяжную голосовательную дуэль.
Речь шла о распоряжении республиканским имуществом, не подлежащем приватизации. Конкретней — об ОАО «Крымхлеб». По проекту, предложенному самим спикером, предполагалось передать из ведения Фонда имущества республики в управление МинАПК 51 процент, а в управление самого ОАО — 44 процента акций предприятия. При этом в проекте оговаривалось, что «Крымхлебу» акции должны быть переданы только после того, как общее собрание трудового коллектива внесет поправки в устав предприятия, поручив распоряжаться пакетом правлению акционерного общества.
Причиной такой рокировки спикер назвал желание предотвратить приватизацию хлебного монополиста Крыма, которая, по его мнению, лишит республику возможности влиять на цены на хлебобулочные изделия.
Но из зала на это посыпались контрпредложения. Министр АПК Юрий Шевченко, например, предложил передать все 95 процентов акций его министерству. Не прошло. Кирилл Трандафил: «44 процента — это блокирующий пакет, мы не сможем управлять ценами, надо уменьшить долю ОАО». Не прошло. Сергей Куницын: «Создать согласительную комиссию и доработать проект». Не прошло... В конце концов, устав и вконец запутавшись в многочисленных голосованиях за поправки и за поименку, депутаты, кажется, сами не сразу поняв это, одобрили... первоначальный вариант.
Главе правительства, изначально возражавшему против такого решения, оставалось лишь заявить, что, по его мнению, оно принято незаконно. Но не стоит забывать, что Совмин давно уже ведет борьбу за смещение нынешнего главы «Крымхлеба» Николая Демченко. Спикер, в свою очередь, Демченко симпатизирует. И решение о передаче части акций в управление «Крымхлеба» играет на руку последнему. Чтобы сместить председателя правления, нужно согласие не менее двух третей акционеров. Но у правления, которым руководит Демченко, в руках теперь более трети акций, и глупо полагать, что он своими руками проголосует за свою отставку.
Но что сделано, то сделано, и после депутаты уже работали без дискуссий и перепалок. Оставшиеся почти два десятка пунктов повестки дня они прошли за каких-то полчаса. Не оправдались ожидания, что депутаты могут прокатить предложенные премьером кандидатуры в члены Совмина. Все трое выдвиженцев одобрены без малейших возражений и при рекордном единодушии. Отныне полноправными вице-премьерами стали Владимир Тутеров и Валерий Пробей-Голова, а Арсений Яценюк избавился от приставки и. о. на посту главы Минэкономики.
Так же с ходу депутаты урезали стипендии за научные достижения, которые парламент вознамерился выдавать студентам крымских вузов. Владимира Воюша (студент-избиратель, запомни это имя!) не устроило, что стипендиатам предполагалось платить ежемесячно аж по 500 гривен: «Профессор получает меньше». Посему, без долгого торга, сошлись на вдвое меньшей сумме.

Алексей НЕЖИВОЙ


ЧАСТЬЮ АКЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРЫМХЛЕБ» БУДУТ ВЛАДЕТЬ ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

(Газета «Крымские известия» от 23 ноября 2001 года)

На вечернем пленарном заседании Верховной Рады АРК 21 ноября был рассмотрен 21 вопрос, из которых три отправлены на доработку: о внесении изменений и дополнений в постановление о бюджете автономии, принятое парламентом 21 февраля 2001 года, о Программе обустройства и социально-культурного развития депортированных и о Программе земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001—2005 годы.
При обсуждении вопроса о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом, принадлежащим автономии, и его отчуждения, ведущий заседание Председатель Верховной Рады АРК Л. Грач предложил включить в него пункт о передаче по согласованию с Кабинетом министров Украины санаторного комплекса «Форос», находившегося на балансе Верховной Рады АРК, из республиканской собственности в общегосударственную. Депутат В. Полищук внес предложение передать котельную в селе Михайловке Нижнегорского района (жилой многоэтажный фонд которого каждую зиму остается без тепла), принадлежавшую бывшей агрофирме им. Крупской, в общереспубликанскую собственность. Депутаты поддержали оба предложения.
Благодаря принятому постановлению нашли своих собственников бесхозные общежития и жилые дома, не вошедшие в уставные фонды вновь образованных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, общепоселковые инженерные коммуникации и сооружения, принадлежавшие ранее учебным заведениям и детским учреждениям, и др.
Горячая дискуссия разгорелась в сессионном зале при обсуждении вопроса о внесении дополнении в нормативно-правовой акт автономии «Об имуществе Автономной Республики Крым, не подлежащем приватизации», которым депутаты должны были снять напряжение, возникшее в трудовых коллективах в связи с намечающейся приватизацией предприятий  ОАО «Крымхлеб». В проекте постановления по этому вопросу, внесенном по инициативе Л. Грача, предлагалось назначить уполномоченным лицом по управлению пакетом акции «Крымхлеба» в размере 51 процента уставного фонда общества Министерство АПК Крыма, а 44, 08 процента акций по решению акционерного общества могут быть переданы в управление трудовым коллективам. Такой проект отстаивал и председатель Постоянной комиссии ВР АРК по аграрным вопросам и продовольственному обеспечению Ф. Снегирев. Недавно назначенный министром АПК Крыма депутат Ю. Шевченко настаивал на том, чтобы в управление министерства передали все «свободные» 95 процентов акций «Крымхлеба». Его поддержали Председатель Совета министров АРК В. Горбатов и экс-премьер Крыма депутат С. Куницын. Казалось, вопрос «зависнет», поскольку ни один из вариантов не находил нужного количества сторонников. Однако возымело действие выступление директора Джанкойского хлебокомбината депутата С. Алексеенко, которая пояснила, что если трудовые коллективы хлебопредприятий не будут являться акционерами, то по-прежнему им будут диктовать — где и по каким ценам покупать муку, что будет негативно сказываться на розничной стоимости хлебобулочных изделий. За постановление, касающееся судьбы «Крымхлеба», проголосовал 51 депутат.
По представлению Председателя Совета министров АРК В. Горбатова заместителями Председателя Совмина утверждены В. Пробей-Голова и В. Тутеров, министром экономики — А. Яценюк.
Единодушие депутаты продемонстрировали при утверждении программ поддержки эндокринологической службы и развития детской кардиохирургической службы Крыма на 2001—2005 годы, а также при внесении дополнений в Региональную программу развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым.
Верховная Рада АРК утвердила Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сферах между Автономной Республикой Крым и Курской областью Российской федерации, а также Комплексный план поддержки и развития местного самоуправления в автономии, внесла ряд изменений и дополнений в принятые ранее постановления, касающиеся почетных званий, премий и стипендий Автономной Республики Крым, в другие нормативно-правовые акты автономии.
В разделе «Разное» слово взяли депутаты Н. Горбатов, Н. Телков, Н. Колисниченко, А. Наздрачев, В. Полищук, В. Попов, Е. Реуцкая, А. Поморцев, В. Панаид, С. Куницын. В них прозвучали претензии к представителям исполнительной власти в связи с длительными проволочками при решении конкретных острых социальных вопросов на представляемых ими избирательных округах.

Пресс-центр Верховной Рады АРК