Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Депутатские слушания 26 января 2005 года

БЮДЖЕТ-2005: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

(Газета «Крымские известия» от 27 января 2005 года)

Вчера в Верховной Раде Автономной Республики Крым прошли депутатские слушания по бюджету автономии на 2005 год. Решение об их проведении, принятое по предложению Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым Б. Дейча при утверждении бюджета в конце прошлого года, было вызвано многочисленными замечаниями депутатов по проекту главного финансового документа республики.
Выступая с докладом, министр финансов АРК Александр Гресс проанализировал исполнение основных показателей бюджета прошлого года, особенно обратив внимание на то, что фактические расходы 2004 года превысили расходы предыдущего года на 234 млн грн, или на 32 процента, и были профинансированы практически в полном объеме. Кроме того, размер трансфертов, выделяемых местным бюджетам, возрос в десять раз по сравнению с 2003 годом и составил 95 млн грн. Улучшилось и финансирование республиканских программ, утвержденных Верховной Радой АРК, в том числе и Программы обустройства и социального развития депортированных граждан, осуществляемой за счет средств бюджета Крыма. Наметилась устойчивая тенденция роста объемов местных бюджетов.
Министр финансов напомнил, что при утверждении бюджета автономии были внесены корректировки в базовый проект в части изменения показателей трансфертов из госбюджета, увеличения расходов по заработной плате, питанию, медикаментам, а также выделению средств местным бюджетам на подачу питьевой воды для сельского населения. Он подчеркнул, что остальные корректировки, согласованные в постоянных комиссиях, могут быть учтены при внесении изменений в бюджет Крыма. Они будут рассматриваться после утверждения изменений Госбюджета Украины в феврале этого года.
По мнению А. Гресса, бюджет-2005 отличает социальная направленность, о чем свидетельствует рост общего объема расходов социально-культурной сферы на 74 млн грн. Однако не все проблемы социальной сферы решены должным образом. Озабоченность вызывает уменьшение Киевом при расчете межбюджетных трансфертов средств, выделяемых на Программу обустройства депортированных граждан, а также ситуация с регулированием тарифов на услуги теплоснабжения, которые по новому законодательству утверждают органы местного самоуправления.
А. Гресс отметил, что основными задачами в бюджетной сфере на ближайшие годы является повышение эффективности использования бюджетных средств на основе внедрения программно-целевого метода, расширения конституционных полномочий региона, обеспечения стимулирования инвестиционной активности в Крыму, в том числе и путем привлечения заимствовании, с направлением их на развитие экономики автономии.
Председатель Постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Андрей Припутников в свою очередь отметил, что главной задачей комиссии было создание социально направленного бюджета. Резкий рост бюджетных расходов на здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту в среднем на 30—40 процентов дает возможность этим отраслям перейти от бюджета выживания к бюджету стабильного функционирования.
Он подробно проанализировал все предложения по повышению эффективности деятельности здравоохранения, образования, других сфер экономики Крыма и необходимых для этого мерах по увеличению их финансирования. На основании поступивших замечаний и предложений и был подготовлен проект рекомендаций, предложенный участникам слушаний.
Выступившие депутаты А. Бондарь, А. Коцеруба, К. Османов, А. Баталин, О. Родивилов, С. Донич, С. Куницын, министры и председатели рескомов Автономной Республики Крым А. Глузман, С. Салиев, С. Доценко, Т. Зверева, Н. Мирошниченко говорили о необходимости учета интересов предприятий промышленности Крыма и важнейшей отрасли сельского хозяйства полуострова — виноградарства. Забота о молодом поколении крымчан должна включать в себя финансирование спортивных программ, программ жилищных кредитов для молодых семей, строительство приютов для беспризорных детей, обеспечение финансирования возросших стипендий учащихся ПТУ и вузов. Депутаты напомнили, что в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне необходимо позаботиться и о телефонах для участников воины, и о памятниках павшим воинам. Были высказаны предложения и по выполнению Программы обустройства и социального развития депортированных граждан.
Подводя итоги, Председатель Верховной Рады АРК Борис Дейч сказал, что состоялся серьезный разговор, который еще предстоит продолжить. Нужно будет учесть все сделанные замечания и предложения, а затем рассмотреть корректировку бюджета после внесения изменений в государственный бюджет страны.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


БЮДЖЕТ-2005 НАКОРМИЛ СИРОТ, НО ОБДЕЛИЛ ДЕПОРТИРОВАННЫХ

(Газета «Первая Крымская» от 28 января – 3 февраля 2005 года)

В среду в Верховной Раде Крыма прошли депутатские слушания по корректировке республиканского бюджета на нынешний год. И несмотря на оптимизм в глазах и речах министра финансов АРК Александра Гресса, недостатка в недовольных не было. Помимо болезненного процесса формирования новой тарифной политики, наиболее проблемным вопросом бюджета-2005 единодушно признано финансирование программы обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан. Зато в социальных учреждениях будут кормить в два раза лучше.

11 грн. на обед

Республиканский бюджет-2005 был принят 29 декабря 2004 года, в сжатые сроки из-за принятия государственного бюджета почти в самом конце года — 23 декабря. Поэтому оба финансовых документа ждут корректировки в феврале.
Тем не менее на сегодняшний день объем доходов бюджета АРК утвержден в размере 763,914 млн. грн., из них общий фонд составляет 669,245 млн. грн. Объем расходов республиканского бюджета утвержден в размере 766,409 млн. грн, в том числе расходы общего фонда — 668,772 млн. грн. Как отметил А. Гресс, на отрасли социально-культурной сферы в нынешнем году предусмотрено на 74 млн. грн. больше по сравнению с прошлым годом. В частности, в документе «забиты» средства на увеличение оплаты труда работникам бюджетной сферы с 1 января до 262 грн. с сохранением действующих соотношений, а также на повышение с 1 декабря 2005 года минимальной зарплаты до 282 грн. Объем ассигнований на оплату труда с начислениями в республиканском бюджете составляет свыше 250 млн. грн.
Впервые за последние годы значительно (на 44% по сравнению с прошлым годом) увеличены средства на питание в социальных учреждениях, и это притом, что инфляция в этом году ожидается не более 15%. Таким образом, 2777 воспитанников школ-интернатов, детских домов теперь будут питаться не на 4,70 грн. в день, как в 2004 году, а на 11 грн. Это потребовало увеличения расходов на питание в этих учреждениях на 5 млн. грн.
Министр финансов озвучил приятную новость и для педагогов: в госбюджете на выплату учителям по 57-й статье Закона Украины «Об образовании» предусмотрено 690 млн. грн., из них 541 млн. грн. планируется направить местным бюджетам. Так что в этом году будет решена острая проблема последних лет, когда из местных бюджетов списывались средства по решению местных судов на выплату педагогам долгов госбюджета.
Однако на фоне этих достижений не такой простой оказалась ситуация с медикаментами в лечебных учреждениях. Как сообщил министр здравоохранения АРК Сергей Донич, согласно одному постановлению Кабинета министров Украины, увеличились нормы на медикаментозное обеспечение и питание участников и инвалидов Великой Отечественной войны с 5 грн. до 14 грн. и с 6 грн. до 16 грн. соответственно. Дефицит ассигнований составил 720 тыс. грн. А другое постановление украинского правительства обязало профинансировать по статье «медикаменты» все станции переливания крови. Это еще более 200 тыс. грн. Все эти деньги нашли, но при этом пострадали другие лечебные учреждения — онкологический диспансер, детская больница, Республиканская больница им. Семашко, в которых обеспечение медикаментами уменьшилось более чем в 2 раза.
Так что депутатам придется еще поломать голову над финансированием соцсферы в части расходов на питание и медикаменты для соцучреждений.

Рескомнац в шоке

Как сообщил А. Гресс, на программу обустройства и социально-культурного развития депортированных в нынешнем году Киев «спустил» Крыму цифру 6,218 млн. грн. И она утверждена в республиканском бюджете-2005. В то же время в прошлом году на программу было израсходовано 15 млн. грн., а согласно постановлению Верховной Рады АРК, финансирование в 2005 году должно составлять 21,3 млн. грн.
Председатель Республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан Сервер Салиев заявил, что с 6,2 млн. грн. невозможно профинансировать ни один объект — только на завершение строительства 2-й очереди школы в Каменке требуется около 7 млн. грн. Правда, подчеркнул С. Салиев, 15 млн. грн. тоже будет мало, надо все 21,3 млн. грн. Тогда можно будет завершить строительство 40-квартирного жилого дома в Симферополе, числящегося в незавершенке с 1994 года. Кроме того, в 2005 году реально будет в основном завершить ранее начатые работы по строительству объектов водоснабжения в с. Лесном (Судак), пос. Багерово (Ленинский район), с. Ломоносове (Нижнегорский район), газифицировать пгт Советское, провести канализацию в пос. Васильевка (Ялта). Планируется выделить средства на продолжение реставрации мечетей Джума-Джами в Евпатории и Керчи, а также Зынджырлы-медресе в Бахчисарае.
Совет министров Крыма, по словам А. Гресса, при корректировке республиканского бюджета решил увеличить расходы по программе обустройства и социально-культурного развития депортированных до уровня 2004 года за счет собственных ресурсов автономии. Однако уже сегодня можно сказать, что ожидаемых Рескомнацем двух десятков миллионов никто не найдет.

Миллион на побережье

В свете недавнего заседания расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Украины по проверке соблюдения земельного законодательства в Крыму, преимущественно на ЮБК, своевременным оказалось следующее предложение депутатов Верховной Рады Крыма. Они намерены предусмотреть 1083 тыс. грн. для Министерства строительства и архитектуры АРК на составление схемы планирования территорий автономии и на разработку республиканских строительных норм по планированию и застройке прибрежной полосы Черного и Азовского морей. При этом расходы на текущее содержание министерства предлагается увеличить на 100 тыс. грн.
Помимо этого, сообщил А. Гресс, предлагается увеличить поступления от приватизации имущества и возврата ссуд прошлых лет, что позволит довести объем развития в этом году до рекордной цифры 50 млн. грн. Тогда эти деньги можно будет направить на установку мини-котельных и газификацию, водоснабжение населенных пунктов и объекты социально-культурной сферы.
На слушаниях также был одобрен проект обращения Верховной Рады АРК к Кабинету министров Украины, в котором депутаты крымского парламента просят разрешения оставлять в Крыму все средства, собранные в госбюджет сверх плана, как это было в 2004 году.
Теперь Совету министров АРК предстоит обобщить все высказанные замечания и предложения и внести на рассмотрение Верховной Рады Крыма проект постановления о внесении изменений в республиканский бюджет-2005. Это должно произойти в 10-дневный срок после утверждения Верховной Радой Украины изменений в госбюджет на этот год.

Наталья ПАНЧЕНКО