Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

ШЕСТАЯ СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Пленарное заседание 20 октября 2004 года

РЕЗЕРВЫ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЕСТЬ

(Газета "Крымские известия" от 21 октября 2004 года)

20 октября состоялось очередное пленарное заседание Верховной Рады Автономной Республики Крым. Было рассмотрено 24 вопроса, большая часть которых так или иначе касалась бюджетных проблем.
Вначале депутаты заслушали доклад министра финансов автономии Александра Гресса об исполнении бюджета за первое полугодие. Он сообщил, что на территории республики собрано 1 млрд 227 млн грн доходов, из них 64 процента .зачислено в сводный бюджет автономии. Поступления налогов и сборов в общий фонд сводного бюджета Крыма возросли почти на 3 млн грн. Стали больше по сравнению с прошлым годом доходы за счет увеличения платы за землю, единого налога, госпошлины, фиксированного сельхозналога. Однако доведенные Минфином Украины прогнозные показатели по налогам и сборам, зачисляемым в общий фонд, республиканского бюджета Крыма, выполнены на 85,4 процента, а плановые показатели, утвержденные Верховной Радой автономии, составили 77,8 процента. По словам А. Гресса, основная причина невыполнения доходной части бюджета — недопоступление акцизного .сбора из-за изменений налогового законодательства.
Вместе с тем по сводному бюджету автономии плановые показатели Минфина Украины за 6 месяцев по налогам и сборам выполнены на 99 процентов. При этом, подчеркнул министр, недопоступление доходов не повлияло на исполнение расходной части бюджета. Александр Гресс также обратил внимание, на то, что новые местные налоги составили 5 млн 418 тысяч гривен, в то же время ряд регионов допустил, снижение поступлений по местным налогам. Беспокойство министра вызывает и то, что на наполняемости доходной части бюджета слабо сказывается позитивная динамика развития курортной сферы.
Недостаточно используется для наполнения бюджета и рынок земли. Председатель Рескома автономии по земельным ресурсам Евгений Жагорников проинформировал депутатов о выполнении программы земельной реформы в Крыму. Одним из основных направлений программы является инвентаризация земель, которая далека от завершения из-за недостаточного финансирования этих работ. Он отметил, что за последний год значительно улучшилась работа по определению границ населенных пунктов, что позволит быстрее завершить все работы по их систематизации. Е. Жагорников обратил внимание на то, что местные органы власти совершенно не используют возможность продажи земель несельскохозяйственного назначения через аукционы, что дало бы возможность получить дополнительные средства в бюджет.
Тему нерационального использования бюджетных денег продолжил председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по промышленности, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Анатолий Коцеруба, который сообщил о работе комиссии по анализу ситуации с незавершенным строительством. По мнению комиссии, четким перечнем таких объектов не располагает ни одно профильное министерство. По неполным данным, их более тысячи, и свыше 700 из них принадлежит бюджетным организациям.
Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Борис Дейч в своем выступлении отметил, что эта проблема появилась не сегодня и не вчера. Из года в год за бюджетные средства закладывались десятки и сотни объектов, которые потом, по сути, были брошены на произвол судьбы. И как следствие — в республике более 700 объектов незавершенного строительства, для введения в эксплуатацию которых необходимо вложить более 1 млрд 300 тыс. грн. А за этим, подчеркнул он, «стоят нереализованные интересы десятков и сотен тысяч людей, которые не дождались обещанных и включенных в план квадратных метров жилья, километров водопровода и газопровода, котельных, школ, детсадов и других объектов». Детально проанализировав ситуацию, глава парламента автономии отметил, что сделаны только первые шаги в наведении порядка в этой сфере, но «с благожелательным созерцанием» по отношению к объектам незавершенного строительства будет покончено. И одним из шагов в этом направлении стало утверждение Положения о порядке финансирования объектов капитального строительства за счет средств бюджета автономии и передачи законченных объектов в эксплуатацию субъектам хозяйствования.
Наполнение бюджета, рачительное хозяйствование и, как результат, повышение экономического благосостояния крымчан — все это учитывали депутаты и при рассмотрении вопросов «О проекте закона Украины «О внесении изменений в статьи 89, 90 Бюджетного кодекса Украины», «Об одобрении проекта закона Украины «О рентных платежах за отдельные виды природных ресурсов, добываемых в автономии», «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О бюджете Автономной Республики Крым на 2004 год», «О некоторых вопросах, связанных с передачей и отчуждением имущества, принадлежащего АРК».
Депутатов волновали и вопросы социальной сферы. Была заслушана информация министра труда и социальной защиты автономии Алексея Нестеренко об обеспечении льготных категорий граждан твердым топливом и сжиженным газом. Пока только немногим больше 50 процентов граждан получили уголь, но средства и возможности для того, чтобы обеспечить топливом всех нуждающихся, есть. А. Нестеренко предложил использовать успешный опыт других областей Украины, когда вместо талонов гражданам для покупки угля выделялись наличные деньги.
Также был рассмотрен отчет Совета министров автономии о деятельности, касающейся вопросов реализации в Крыму государственной политики в сферах культуры, охраны культурного наследия, творческой, научной, научно-технической деятельности, вопросов социальной и правовой защиты призывников, ветеранов, инвалидов и других категорий, курируемой заместителем Председателя Совета министров автономии Владимиром Казариным.
Целый ряд вопросов был посвящен проблемам рационального использования природных ресурсов Крыма: «О специальных мероприятиях, направленных на предотвращение уничтожения или повреждения природных комплексов территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения в автономии», «О развитии минерально-сырьевого комплекса Крыма», «О создании научно-производственного гидрологического режимно-эксплуатационного предприятия «Крымлечминресурсы».
Кроме того, на сессии были рассмотрены вопросы «О конституционном толковании части 2 статьи 17 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О состоянии рыбохозяйственного комплекса в автономии и неотложных мерах по его сохранению и развитию», «Об обращениях Верховной Рады Автономной Республики Крым к Президенту Украины Л. Кучме, Премьер-министру Украины В. Януковичу по вопросу о возобновлении строительства газопровода-отвода к п. Азовское Джанкойского района», «О передаче берегоукрепительных сооружений, принадлежащих автономии, в коммунальную собственность территориальной громады города Ялты» и ряд других.
Депутаты приняли решение поддержать обращения общественных организаций крымчаков и евреев: Крыма и считать 11 декабря Днем памяти крымчаков и евреев Крыма — жертв нацизма.
На сессии также был рассмотрена кадровый вопрос. По предложению Совета министров Автономной Республики Крым на вакантную должность министра топлива и энергетики автономии назначен Андрей Малышев, ранее работавший директором Крымского республиканского предприятия по эксплуатации инженерных сетей.
Следующее пленарное заседание состоится 17 ноября 2004 года.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


"НЕЗАВЕРШЕНКА" КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сессия Верховного Совета Крыма

(Газета "Крымская правда" от 21 октября 2004 года)

У крымских депутатов стало традицией, не знаю, хорошей ли, проводить пленарные заседания сессии в режиме "нон стоп", и принимать решения, практически не обсуждая их. Сами депутаты объясняют такой характер работы тем, что все решения предварительно прорабатываются "в комиссиях", обсуждаются на депутатских собраниях, так что нет необходимости дискутировать еще и на пленарных заседаниях. Им, депутатам, конечно, видней, на то мы их и выбирали.
Не было исключением и вчерашнее заседание. Более двадцати вопросов не обсуждались, решения по ним были приняты в рабочем режиме.
Неожиданную дискуссию вызвал кадровый вопрос. Требовалось утвердить кандидатуру Андрея Малышева на должность министра топлива и энергетики. Однако у Анатолия Гриценко и других депутатов возникли вопросы к молодому, энергичному кандидату на министерское кресло. Анатолий Гриценко поинтересовался, сколько людей работает на предприятии, ранее возглавляемом кандидатом, сколько объектов сдало предприятие без нарушений, и заявил, что более некомпетентного человека он в своей жизни не встречал, и посоветовал ему снять свою кандидатуру, не стремиться занимать столь ответственный пост. На защиту встал председатель Совмина Сергей Куницын. Он сказал, что на этом посту за последнее время сменилось много министров и не все они справлялись с возложенными на них обязанностями, а сейчас вообще уже несколько месяцев нет министра, А. Малышев больше месяца исполняет обязанности министра и зарекомендовал себя хорошо. И Сергей Куницын, и Борис Дейч сошлись во мнении, что в Совмине нужна "свежая струя" и "молодая кровь", и Андрей Малышев стал министром топлива и энергетики.
Судя по тому, что именно по этому вопросу выступал председатель Верховного Совета Борис Дейч, вопрос о состоянии дел и принимаемых мерах по сокращению количества объектов незавершенного строительства, был на сессии главным. В докладе председателя постоянной комиссии по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Анатолия Коцерубы прозвучали весьма впечатляющие цифры. В Крыму 1028 объектов незавершенного строительства, 740-770 из них - это объекты, строительство которых ведется за счет бюджетов разных уровней. Для завершения строительства требуется около 1300 миллионов гривен, что свидетельствует о том, что в ближайшие 10 лет достроить эти объекты вряд ли удастся. Многие из них не строятся более 10 лет, не прошли консервацию, что привело к нарушению конструкций и несущих элементов зданий. На 102 объектах отсутствует проектно-сметная документация. Объекты не имеют правоустанавливающих документов на занимаемые земельные участки, что приводит к затягиванию процедуры их приватизации.
Борис Дейч в своем выступлении по данному вопросу отметил, что проблема эта весьма актуальна для Крыма. Незавершенное строительство - это тысячи квадратных метров жилья, школы, детские сады, водопроводы и газопроводы, это - социальные проблемы, которые не решаются. Не стоит надеяться, что проблема сама рассосется. Необходимо определить позиции на будущее, сделать так, чтобы в дальнейшем избежать головотяпства. Пока нет методики определения приоритетов строительства, занимаются этим несколько ведомств, а результаты печальны. Сейчас нет даже точного количества  незавершенных объектов, разные ведомства предоставляют разные цифры. За последние 11 лет изменились законы, должна поменяться и политика в капитальном строительстве.
Информацию председателя Республиканского комитета по земельным ресурсам Евгения Жагорникова о ходе выполнения программы земельной реформы депутаты выслушали спокойно и приняли к сведению. Хотя, по большому счету, и эту программу можно отнести к разряду "незавершенок". Принята она была еще в 2002 году, рассчитана до 2005 года, и не похоже, что в указанные сроки будет выполнена. С момента ее принятия из бюджета Крыма средства не выделялись, осуществляется земельная реформа за счет средств бюджета Украины, средств собственников земли  и землепользователей, средств местных бюджетов. Объемы финансирования можно рассматривать как крайне недостаточные. В апреле этого года Верховный Совет Крыма уже рассматривал  вопрос земельной реформы. Рассмотрел и на этот раз. Надо полагать, не последний.
Заместитель председателя Совета министров Крыма Владимир Казарин отчитался о том, как реализуется государственная политика в сферах культуры, охраны культурного наследия, творческой, научной, научно-технической деятельности, в вопросах социальной и правовой  защиты призывников, ветеранов, инвалидов. По его словам, в Крыму выполнен самый большой объем на Украине по строительству объектов культуры, их ремонту. У нас почти полностью сохранена библиотечная сеть, сельские клубные учреждения, но многие из них нуждаются в ремонте. Есть проблемы в системе охраны памятников. Для их сохранения необходимо не менее 4,5 миллиона гривен, в бюджет закладывается не более миллиона. Отрасль может и сама зарабатывать деньги, но нет документов, регламентирующих эти процессы. Нужны изменения в законодательстве по охране памятников архитектуры и археологии. В. Казарин рассказал также о ситуации с театром имени Чехова в Ялте, о сложностях во взаимоотношениях руководителя и коллектива симфонического оркестра. На вопрос Б. Дейча, когда вице-премьер последний раз был в сельском клубе, В. Казарин ответил, что бывает в них довольно часто.

Наталья АСТАХОВА


КРЫМСКОЙ ВЛАСТИ НУЖНА "СВЕЖАЯ КРОВЬ"

(Газета "Крымское время" от 21 октября 2004 года)

Вы, конечно, не помните, что сегодня отмечается очередная годовщина крымской Конституции. И это не изъяны вашей памяти — это нормальная человеческая реакция на документ, хоть и называемый Основным Законом, но ничего в нашу жизнь хорошего замечательного не привнесший. Знающие люди, наоборот, подчеркивают, что с ее принятием полномочия автономии низведены даже ниже полномочий рядовой украинской области. У верховной власти все еще остаются опасения насчет политической воли Крыма.
Самое главное, чего ждали крымчане от своей Конституции, — защиты языка, на котором они привыкли думать, и защиты бюджета. Формула была такая: все средства, которые зарабатывает республика, должны у нее и оставаться. А перечисляться наверх — лишь доля в общегосударственных расходах. Наделе все не так. Мы по-прежнему перечисляем в Киев в том числе налог на прибыль, акциз, а потом, по выражению крымского спикера Бориса Дейча, «на коленях выпрашиваем 100—200 миллионов на дотации».
Именно об этом вчера шла речь на очередном пленарном заседании Верховного Совета Крыма. Об исполнении бюджета за первое полугодие отчитывался министр финансов Александр Гресс. И ему нечего было сказать в этом смысле. Итог подвел Дейч: «С каждым годом нам все сложней отстаивать наши конституционные права. И мы видим, что в проекте госбюджета-2005 закрепляется та же тенденция». Сразу после избрания этого состава ЕС разговоры об Изменениях в Конституцию начали было бродить парламентскими коридорами. Но потом, будто кто-то умелой рукой прихлопнул вольномыслие, они ходить перестали. Вот и остается властям тужиться, напоминая крымчанам о том, что у них есть собственная Конституция. Сегодня пройдут какие-то торжественные мероприятия...
Но вернемся в зал. Теперь в Крыму наконец-то появился министр топлива и энергетики — с 1 июля должность была вакантной. Должность, надо сказать, вполне расстрельная: слишком велик воз проблем, а полномочий — не разбежишься. Может, именно поэтому подходящую кандидатуру искали долго. Нашли. Андрей Малышев, 34 года, уроженец Пермской области. Два высших образования: «финансы и кредит» (Киевский экономический госуниверситет} и «правоведение» (Межрегиональная академия управления персоналом). Два последних места работы — печально известная ЗАО «ЕЗСУ» (гендиректор по симферопольскому филиалу) и директор Крымского предприятия по эксплуатации инженерных сетей.
Резко возразили против назначения Анатолий Гриценко и Андрей Сенченко. Первый возмущался качеством работ, которое вело предприятие претендента, второй спрашивал, по какой причине он изменил фамилию и нет ли в связи с этим долгов перед государством. Сергей Куницын выступил в защиту: мол, человек проверенный, месяц и.о. работал; про качество — на свое лучше посмотрите, у всех оно хромает; и вообще, «пусть будет свежая кровь в правительстве». Про «свежую» же, но только «струю» говорил и Дейч, прося депутатов поддержать Малышева. Поддержали: 58 из 90 присутствующих.
Много времени на сессии отвели вопросу о незавершенном строительстве. Дейч назвал это делом чести автономии — самое интересное, что до сих пор никто не может сосчитать, сколько же объектов, финансируемых из бюджета, строится в Крыму. Цифры расходятся в два раза! Но сумма, которая нужна на доведение до сдачи этих объектов, почему-то называется одна: более 1,3 миллиарда гривен. Дейч долго стыдил (неизвестно кого. Всех), призывал срочно все проинвентаризировать, определить приоритеты и хоть что-то довести до конца. Совмину поручено определиться, кому «повесить» эти объекты. Дейч предлагает от УКСов передать их Минэкономики. А почему бы не местным советам? Ведь они-то хорошо знают, что где на их земле строится!
Ах, вы еще ждете, что здесь появится отчет о том, что урочище Тихой бухты наконец объявили заповедником местного значения? Не дождетесь! Накануне срочно собрался президиум, который изъял этот вопрос из повестки дня. Потому что татары, которые удерживают урочище, в очередной раз перекрыли дорогу. Как и обещали. А скоро выборы — кто знает, как еще дело обернется...

Наталья ГАВРИЛЕВА


СТРОИЛИ - НЕДОСТРОИЛИ...

(Газета "Крымская газета" от 21 октября 2004 года)

 Вчера в холле Верховной Рады Крыма было необычайно многолюдно. Здесь вручали медаль и удостоверение Почетного крымчанина народному депутату Украины Анатолию Раханскому. Поздравляя А. Раханского, крымский спикер Борис Дейч особо подчеркнул его значительный вклад в социально-экономическое развитие автономии и особенно Евпатории, Сак и Сакского района.
А затем открылось пленарное заседание крымского парламента, в повестку дня которого было включено свыше двадцати вопросов. Начали с кадрового: в должности министра топлива и энергетики депутаты большинством голосов утвердили Андрея Малышева, ранее работавшего директором Крымского республиканского предприятия инженерных сетей (последний месяц он занимал должность министра с приставкой и. о.).
Заслушан был и отчет Совета министров АРК об исполнении бюджета Крыма за первое полугодие нынешнего года. Министр финансов А. Гресс, в частности, сообщил, что за шесть месяцев на территории республики удалось собрать 1227 млн. грн., что несколько превысило запланированные показатели. Впрочем, отметил он, некоторое недопоступление финансов не повлияло на расходную часть — государство компенсировало их среднесрочными ссудами. Впрочем, «почивать на лаврах» правительство не собирается. Тем более, что, по мнению министра, "бюджет следующего года будет тяжелее".
А при рассмотрении состояния дел и принимаемых мерах по сокращению в АРК количества объектов незавершенного строительства наиболее жестким стало выступление Бориса Дейча. По его словам, отношение к этому вопросу «та лакмусовая бумага, реакция которой определяет наше отношение не только к более чем 1000 замороженных объектов на сотни миллионов гривен, но и к повседневным нуждам людей». Действительно, подчеркнул он, «проблема эта появилась не сегодня и даже не вчера». И теперь мы имеем огромное количество незавершенных объектов, «для пуска в эксплуатацию которых необходимо вложить более 1 млрд. 300 тыс. гривен... Но таких "лишних" денег ни в нашем крымском, ни в государственном бюджете нет!»
Председатель Верховной Рады АРК отметил, что «мы должны... четко определить нашу позицию на будущее, чтобы решить вопрос кардинально». Ведь за этой проблемой «стоят нереализованные интересы десятков, а может, и сотен тысяч людей, которые не дождались обещанных и включенных в план квадратных метров жилья, километров водопровода или газопровода, котелен, школ, детских садов и других объектов». Как «явную недоработку и ГлавУКСа, и Министерства экономики» Б. Дейч расценил «отсутствие нормативных документов, регулирующих вопросы отнесения к составу имущества АРК вновь построенных и реконструированных объектов». В результате, с возмущением констатировал спикер, на свет появляется перечень, включающий чуть менее сотни объектов, где в графе «Причины, по которым не введен в эксплуатацию» читаем: «нет механизма передачи», «объект не зарегистрирован как имущество АРК». К сожалению, выразил недовольство Б. Дейч, не определен единый республиканский орган исполнительной власти, в обязанности которого входило бы формирование политики по объектам незавершенного строительства, принадлежащим автономии: «Занимаются все понемногу — Министерство архитектуры и строительной политики, Фонд имущества и Министерство экономики Крыма, ГлавУКС и УКС Рескомнаца, а единой системы... нет».
Много проблем, считает глава крымского парламента, и по приватизации «незавершенки».
При этом, выделил он, «приватизация должна решать основную задачу — это достройка объекта и дальнейшая его; эксплуатация с целью получения прибыли, трудоустройства населения и налогообложения».
Практически каждую составляющую своего выступления; Борис Дейч подтвердил конкретными примерами, в числе которых был и такой: с участием спикера новоселы 18-квартирного дома получили ключи от квартир и ордера, а теперь прислали письмо о том, что их... отказываются прописывать из-за неразберихи в документах на дом.
В общем, по этому злободневному вопросу Верховная Рада автономии приняла постановление, которым в числе поручений, данных крымскому правительству, есть и предложение о создании единого органа, который должен взять на себя груз разрешения проблем, окружающих объекты незавершенного строительства в Крыму.
Продолжая работу, крымский парламент рассмотрел ход выполнения Программы земельной реформы в АРК на 2001—2005 годы и Решение ВР АРК «Об итогах обеспечения в 2003 году твердым топливом и сжиженным газом льготных, категорий граждан и перспективах на 2004 год», дал оценку состоянию рыбохозяйственного комплекса в АРК и наметил неотложные меры по его сохранению и развитию, заслушал отчет заместителя Председателя Совета министров АРК, В. Казарина, а также принял; ряд решений и постановлений по другим вопросам.

Олег ГЛАВАЦКИЙ