Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

ПЯТАЯ СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Пленарное заседание 18 февраля 2004 года

ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ АРК

(Газета "Крымские известия" от 19 февраля 2004 года)

18 февраля открылась пятая сессия Верховной Рады АРК. В повестку дня сессии, которую вел Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч, был включен 21 вопрос.
 В начале заседания по предложению Б. Дейча депутаты приняли решение о присвоении звания «Почетный крымчанин» доктору медицинских наук, профессору, заведующему кафедрой онкологии Крымского государственного медицинского университета В. Ефетову. Как отметил Б. Дейч, деятельность В. Ефетова по спасению человеческих жизней отмечена многими почетными званиями государства, и это звание станет еще одним признанием его выдающихся заслуг.
Также было принято решение о назначении А. Александрова, ранее работавшего начальником Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения АРК, на должность министра топлива и энергетики АРК.
Одним из центральных вопросов сессии стал отчет о работе Совета министров АРК о своей деятельности за 2003 год, с которым выступил его глава С. Куницын, и обсуждение Программы экономического и социального развития автономии на 2004 год. Поскольку подробный отчет был представлен депутатам ранее, С. Куницын в своем выступлении остановился на основных проблемах, которые решал Совмин АРК. Он отметил, что основные из поставленных целей в социальной и экономической сфере достигнуты. Наметился рост производства, и Крым с 25-го места среди областей Украины поднялся на двенадцатое. Впервые за несколько лет сельское хозяйство автономии закончило год с прибылью. Удалось удержать под контролем продовольственный рынок, прежде всего — рынок зерна. С. Куницын заверил, что у правительства имеются все возможности, чтобы сохранить неизменными цены на хлеб массовых сортов в течение ближайших трех месяцев. Важной задачей за последнее время стала и борьба с производителями некачественной и фальсифицированной продукции, поскольку потери несут все: и потребители, и государство.
Еще одной важной социальной проблемой для правительства был постоянный контроль за выплатой зарплаты. Число работников, своевременно не получающих зарплату, сократилось вдвое. Сама же зарплата с учетом инфляции выросла на 12,3%. По мнению С. Куницына, нынешний год. будет очень напряженным, поскольку предстоит вплотную заниматься реформой жилищно-коммунального комплекса и вопросами тарифной политики. Он подчеркнул, что далее уходить от изменения тарифов по оплате коммунальных услуг невозможно, но будет сделано все, чтобы социально незащищенные слои населения эти изменения ощутили как можно меньше благодаря системе субсидий. Он отметил, что в Евпатории эта проблема уже достаточно успешно решается, и имеющийся опыт будет взят на вооружение.
Главной проблемой по-прежнему остается эффективное использование земли во всем его многообразном спектре: от выделения участков под строительство до рекультивации и орошения. Большей отдачи правительство хочет добиться и от курортного комплекса. Важные составляющие программы — создание новых рабочих мест, рост промышленного производства, завершение ранее начатого строительства, обеспечение социальных программ.
Мысль о необходимости серьезно заниматься созданием новых рабочих мест поддержал и депутат Л. Безазиев, который подчеркнул, что людям, занятым делом, некогда «делиться на татар, славян и других».
Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч в свою очередь отметил, что не стоит переоценивать влияние органов власти на успехи титанов экономики Крыма, таких, как Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, ОАО «Крымский содовый завод», «Укртепеком» и других. Учитывая, что в фактическом управлении министерств остается все меньшее количество предприятий, главное внимание необходимо обратить на то, как управлять экономическими процессами на полуострове и с помощью каких механизмов и рычагов. Он высказал озабоченность, что отсутствие ссылок на то, какие задачи ставятся для повышения конкурентоспособности продукции, скажем, за счет внедрения прогрессивных технологий, модернизации оборудования и снижения энергоемкости технологических процессов, расширения ассортимента и качества продукции, делает программу безликой и похожей на документы двадцатилетней давности, только без ссылок на решения съездов.
Программа же, по мнению Б. Дейча, «должна быть тем рабочим планом, который позволит в реальном времени реальными действиями способствовать реальному развитию экономики».
Б. Дейч подчеркнул, что «мы добивались политической стабильности не ради самой стабильности, а как необходимой предпосылки для экономического развития. И грош цена такой стабильности, если она не будет сопровождаться реальным улучшением уровня жизни простых людей».
О том, что принимаемые программы должны работать на благо людей, а значит, прежде всего должны иметь твердое финансовое обеспечение, говорил и первый заместитель Председателя Верховной Рады АРК В. Киселев, оценивая состояние финансирования и реализацию программ АРК. Он отметил, что из 35 принятых программ лишь 13 можно оставить без изменений, остальные нуждаются в переработке. Ряд программ принимался без учета их социальной значимости. Если сопоставить две программы: обеспечение питьевой водой сельского населения и кинообслуживание населения, то ясно, что важнее. Именно так должен всегда ставиться вопрос, ибо на финансирование всех программ денег никогда не хватит. Депутаты поручили Совету министров принять ряд мер для упорядочения и совершенствования этой работы и решили еще раз вернуться к этой актуальной теме в начале лета.
Затем был рассмотрен вопрос о системе органов исполнительной власти автономии и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Верховной Рады АРК.
Тему деятельности органов власти продолжил ялтинский городской голова С. Брайко, который проинформировал о ходе выполнения постановления «О взаимодействии органов власти АРК и органов местного самоуправления Ялты по обеспечению реализации социально-экономических и других прав граждан-жителей Ялты, выполнению Указа Президента Украины «О мерах по развитию курортной зоны Большой Ялты» и Комплексного плана поддержки и развития местного самоуправления в АРК на 2003 год. Также были утверждены соглашения о порядке взаимодействия между Верховной Радой АРК и органами местного самоуправления в автономии.
Далее по предложению первого заместителя Председателя Верховной Рады АРК В. Киселева депутаты проанализировали, как выполняется в Крыму Закон Украины «О металлоломе». По словам В. Киселева, сложившаяся в автономии сеть приемных пунктов, осуществляющих операции с металлоломом, система управления и контроля, а также документальное оформление операций с металлоломом не отвечают требованиям законодательства, создают почву для хищений и других злоупотреблений в этой сфере. Массовое распространение получили нелегальные пункты приема, теневые операции с металлоломом. Экономике Крыма наносится значительный материальный ущерб. Причем со всеми этими явлениями, по мнению депутатов, надо бороться не только в Крыму.
В последнее время широкий резонанс получило обсуждение вопроса строительства мечети в Симферополе в парке «Салгирка». Депутаты решили обратиться к властям города для решения этого вопроса и снятия напряженности. Их в этом стремлении поддержал и митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, который призвал прислушаться к чаяниям крымскотатарского народа, который, как и любой другой народ Крыма, должен иметь возможность строить свои культовые здания и совершать в них молитвы.
В ходе заседания депутаты приняли Региональную программу создания страхового фонда документации АРК на 2004 год, предусматривающую микрофильмирование документов, важнейших объектов и систем жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов, памятников истории, культуры и архитектуры. Было поддержано, предложение о передаче в государственную собственность целостно го имущественного комплекса производственно-заготовительного предприятия. «Крымвторресурсы», проанализированы ход выполнения в автономии Закона Украины «Об обращениях граждан» и о внесении дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины. Депутаты поддержали инициативу внести предложения о закреплении уголовной ответственности за самовольный захват земли.
Кроме того, был заслушан и принят отчет о деятельности Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и: туризму и принято решение о проведении 25: февраля 2004 года депутатских слушаний по вопросу о межнациональных отношениях в Автономной Республике Крым.
Депутаты также рассмотрели ход реализации ряда ранее принятых документов, внесли изменения в некоторые из них.
На сессии была зарегистрирована депутатская группа «Стабильность» из 83 депутатов во главе с А. Бартеневым.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ЕСЛИ У НАС ВСЕ ТАК ХОРОШО, ТО ПОЧЕМУ ЖЕ НАМ ТАК ПЛОХО?

(Газета "Крымская правда" от 19 февраля 2004 года)

Вчера состоялась очередная сессия Верховного Совета Крыма. Вопросов на рассмотрение было вынесено, как всегда, много, и, как принято в последнее время, решения по ним принимались практически без обсуждения и без заслушивания докладов.

Экономический рывок?

Правда, были и исключения. Отчет председателя Совмина Крыма Сергея Куницына о работе за прошлый год депутаты выслушали. И узнали, что в прошлом году Крым с 25-го места перебрался на 15-е в соревновании регионов Украины по росту промышленного производства. Этот показатель вырос на 18,9 %. Есть у нас стабильно работающие предприятия, например, Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, от которого в минувшем году поступило в казну 72 миллиона гривен налогов. Возобновляются работы на ранее бездействовавших предприятиях. В агропромышленном комплексе также все идет хорошо. Мало того, что мы и сейчас с хлебом, это при том, что прошлый год был неурожайным, так еще и на нынешний год заложены основы для хорошего урожая. Благодаря принятым мерам была стабилизирована ситуация на рынке продовольственного зерна. Благодаря принятым вовремя постановлениям удалось удержать цены на два вида "массового" хлеба, и эти цены наверняка удастся удержать до нового урожая.
По мнению крымского премьера, улучшается положение дел и в социальной сфере. Крымчане ощутили результаты усилий правительства, когда в их дома пришли газ и тепло. Происходит концентрация средств, и решаются комплексно проблемы отдельных населенных пунктов. Например, в прошлом году повезло Щелкино, Янтарному, Школьному и другим. В этом году должно повезти всей Керчи.
С учетом инфляции средняя зарплата крымчан в прошлом году увеличилась на 12,3%, на 15 миллионов гривен снизилась задолженность по выплате заработной платы. О росте народного благосостояния, по оценкам С. Куницына, говорит и тот факт, что в прошлом году крымчане приобрели на 20 тысяч автомобилей больше, чем в предыдущем.
Был затронут и вопрос о реформе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, сейчас в Крыму самые низкие по Украине тарифы на услуги этого ведомства. Как сказал наш премьер, в Киеве больше не намерены мириться с таким положением, и требуют от Крыма пересмотра тарифов, разумеется, в сторону их увеличения. Конечно же, интересы населения при этом затронуты не будут, достаточно будет оформить документы на получение субсидий, и все будут довольны.

Слово "Салгирка" не прозвучало

Журналисты с нетерпением ждали обсуждения вопроса, который в повестке дня сессии был обозначен как "О поддержке инициативы по строительству  соборной мечети в городе Симферополе". Еще задолго до вынесения этого вопроса на сессию общественность волновал не сам факт строительства мечети, а место, на котором предлагалось ее возвести, - любимый горожанами парк Салгирка. В прошлом номере газеты мы приводили мнение горожан и городских властей по этому поводу.
Перед обсуждением вопроса Борис Дейч предоставил слово митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю. Владыка поблагодарил за предоставленную возможность обратиться к депутатам от имени представителей межконфессионального совета "Мир - дар Божий". Он выразил сожаление, что на заседании не может присутствовать муфтий мусульман Крыма, но "духовно он с нами". Межконфессиональный совет - явление уникальное не только в СНГ, но и в Европе: представители восьми исторически традиционных религий могут совместно решать насущные вопросы, поддерживая мир и согласие в регионе. Четыре года назад  решено было воссоздать собор Александра Невского, и сейчас эта православная святыня восстанавливается. Владыка призвал депутатов проявить мудрость и понимание в решении вопроса о строительстве соборной мечети и удовлетворить просьбу мусульман Крыма. Далее он заметил, что ему и муфтию мусульман Крыма представляется целесообразным открытие в Крыму теологического факультета, где изучались бы и православие, и ислам. Потому что и недостаток информации в вопросах религии также является поводом для межэтнических конфликтов.
Депутаты приняли решение поддержать инициативу строительства соборной мечети в Симферополе и просить Симферопольский городской Совет оказать содействие в выделении участка для строительства. Если в проекте решения были слова об участке в районе парка Салгирка, то на самом заседании место строительства не называлось. Следует полагать, что решать это будут депутаты Симферопольского горсовета.

Наталья АСТАХОВА


НАПРАСНЫЕ СЛОВА - ВИНЬЕТКА ЛОЖНОЙ СУТИ

(Газета "Крымская правда" от 20 февраля 2004 года)

Во вчерашнем номере нашей газеты мы сообщали читателям о сессии Верховного Совета Крыма. Кроме тех вопросов, о которых мы рассказали, обсуждались и другие, не менее интересные и важные.

Больше программ - хороших и разных!

Практически в "одной связке" обсуждался и отчет правительства, и вопрос о финансировании и реализации программ автономной республики. Первый заместитель председателя Верховного Совета Крыма Василий Киселев заявил в своем выступлении, что сам подход к реализации программ носит формальный характер, средств на них выделяется меньше, чем требуется, и никто не следит за тем, как они выполняются. Если посчитать затраты по всем программам, принятым в Крыму, то на их выполнение потребуется не менее 80 миллионов, а в бюджете заложена лишь треть необходимого. Поэтому следует проанализировать все программы, разобраться, как они выполняются и следует ли тратить на них такие средства.
Председатель Верховного Совета Крыма Борис Дейч, говоря и об отчете правительства, и о реализации принятых программ, подчеркнул, что мы не должны повторять прошлых ошибок. Не стоит переоценивать роль и депутатов, и правительства в росте промышленного производства. К сожалению, разработчики программ не всегда задаются вопросом, а зачем это нам. И тогда при составлении очередной программы осуществляется формальный подход, появляются призывы в духе решений облисполкомов двадцатилетней давности, только теперь эти призывы ничем не подкреплены.

Кто-то сядет за металл?

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение вопроса о ходе выполнения закона "О металлоломе". Василий Киселев в своем докладе нарисовал жуткую картину, подчеркнув, что этим "жестким, выгодным бизнесом" подчас занимаются люди, не имеющие к Крыму никакого отношения, доходы их находятся в тени, работают они, как правило, под надежной "крышей" и призвать их к порядку удается крайне редко. Объемы сбора металлолома увеличились на треть, проходят эти грузы по 23 крымским железнодорожным станциям, только лома цветных металлов в прошлом году было вывезено из Крыма 670 железнодорожных вагонов. А ведь еще увозят и морем, и на автомобилях. Прибыли в этом бизнесе - колоссальные, и необходимо направить их в правовое русло.
Был солидарен с докладчиком и Геннадий Бабенко, заявивший, что если не исправить положение вещей, то вскоре Украина из страны - экспортера металлолома превратится в импортера. И другие депутаты, принявшие участие в обсуждении этого вопроса, страстно говорили о том, что практически в каждом селе действуют нелегальные пункты приема лома металлов, что сдают в них километры электропроводов и телефонных кабелей, труб газопроводов и других коммуникаций. Необходимо положить предел этому беспределу и пусть уже начнут наказывать виновных.
К этой проблеме, давно уже требующей решения, редакция намерена вернуться и продолжить тему "металлического" бизнеса.

Оптимизация, не вызывающая оптимизма

Решение по вопросу "О системе органов исполнительной власти Автономной Республики Крым и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Верховного Совета Крыма" депутаты приняли без обсуждения. Читателей мы все же хотим познакомить с тем, что стоит за этим вопросом. К проекту постановления ВС Совмин подготовил пояснительную записку, в которой объясняется, что делается все "с целью упорядочения системы и оптимизации деятельности органов исполнительной власти АРК". Понятно, что основные задачи оптимизации - "повышение эффективности управления, избежание дублирования функций, концентрация системных функций в одном органе" ну и так далее. За всеми этими витиеватыми словами и формулировками - стремление показать, что чиновники добровольно сокращают аппарат, "оптимизируя" таким образом свою деятельность.
Что предлагается? "На базе Министерства топлива и энергетики и Министерства промышленности, транспорта и связи (в части подотрасли "промышленность") создать Министерство промышленности и топливно-энергетического комплекса. Полномочия ликвидируемых Министерства промышленности, транспорта и связи и Республиканского комитета по жилищно-коммунальному хозяйству предлагается передать вновь создаваемому Министерству жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи". На базе Министерства образования создается Министерство образования и науки. Вместо Республиканского комитета по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию будет Министерство потребительского рынка и внешней торговли. Вместо Главного управления внешних связей и протокола создается Главное управление межрегиональных связей и сотрудничества. Читатель все еще не верит, что переименование, создание одних структур взамен других как-то оптимизирует ситуацию? И напрасно. В пояснительной записке прямо указывается, что "с целью оптимизации структуры произведено сокращение численности бюджетных учреждений социально-культурной сферы на 1534 единицы, в том числе в учреждениях образования - на 415, здравоохранения - на 244, культуры - на 322, соцзащиты - на 78". Ничего не говорится про то, какие конкретно "единицы" попали под сокращение: чиновники, засевшие в управлениях этих самых сфер, или врачи, учителя, библиотекари, социальные работники, которые как раз и нужны, чтобы работать, а не осуществлять руководство.
Совмин радостно рапортует: "По результатам реорганизации предельная численность работников органов исполнительной власти АРК будет сокращена до 1095 единиц. Постановлением ВС Крыма от 19 февраля 2003 года рекомендовалось провести сокращение до 1150 единиц". То есть план по сокращению численности и "оптимизации" значительно перевыполнен. Вообще-то кажется, что и 1095 единиц - многовато будет на нашу голову. А во-вторых, практика показывает, что поголовье, то есть, простите, численность чиновников в ходе сокращения или "оптимизации", выбирайте, что вам больше нравится, не только не уменьшается, но увеличивается. Такая есть особенность у этой популяции. Как у тараканов. Они после "оптимизации" тоже вроде сокращают численность, зато потом так начинают размножаться, что только держись. А чиновники, имея привычку размножаться, не спариваясь, выдержат любые зачистки, даже если и назвать их оптимизацией.
Вообще так много красивых слов говорится на всяко-разных заседаловах, которые предлагается нам воспринимать как судьбоносные, что, думается, может, и к лучшему, когда принимаются решения без всяких обсуждений. Своим и так все ясно. А чужим, то есть избирателям, которые привели всех этих ораторов и молчаливо нажимающих кнопки заседателей в эти светлые теплые залы, и знать не надо, что там еще решили "оптимизировать".

Наталья АСТАХОВА