Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Четвертый созыв (2002-2006)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Депутатские слушания 25 февраля 2004 года

ПРИЧИН ДЛЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НЕТ

(Газета "Крымские известия" от 26 февраля 2004 года)

25 февраля в Верховной Раде АРК прошли депутатские слушания но вопросу о межнациональных отношениях в автономии.
Открывая заседание. Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч сказал, что для нынешнего депутатского корпуса стало традицией наиболее острые общественные проблемы выносить на обсуждение депутатских слушаний, во время которых коллективно, с участием специалистов и ученых, руководителей государственных органов, «без суеты и митинговых страстей» идет поиск ответов на поставленные жизнью вопросы. И события последних дней потребовали, чтобы темой нынешних слушаний стали проблемы межнациональных отношений. Задавая тон выступлениям, Б. Дейч.
подчеркнул, что нужен разговор не о теории вопроса, а о практических шагах по гармонизации межнациональных отношений, о том, что делается органами власти всех уровней для того, чтобы в автономии уютно и комфортно жилось представителям всех 130 национальностей, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Именно в таком русле выступил с докладом Председатель Совета министров АРК С. Куницын, который проинформировал об этнодемографической, языковой и межконфессиональной ситуации, о состоянии обеспечения прав национальных меньшинств, о реализации мероприятии по обустройству депортированных граждан, высказал свое видение по дальнейшему развитию процессов в сфере межэтнических отношении.
Для обеспечения стабильности и межнационального согласия в регионе необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие межнациональных отношений и регламентирующих процесс обустройства, адаптации и интеграции депортированных граждан.
Мнение главы Совета министров о необходимых мерах поддержали и выступающие. Лейтмотивом многих выступлений была мысль о том, что причин для межнациональных конфликтов в Крыму нет. Все проблемы возникают, если граждане недовольны действиями местных органов власти по решению насущных проблем. Эту же мысль высказал и председатель Госкомитета Украины по делам национальностей и миграции Г. Москаль, который подчеркнул, что преступность национальности не имеет и задача властей — стараться делать все, чтобы бытовые преступления не превращались в межнациональные, ибо слишком велика цена непродуманных действий властей.
В решении межэтнических проблем большую роль может сыграть Межнациональная ассамблея, о создании которой говорил Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч еще год назад, и нынешние события показали необходимость этого — такую точку зрения высказали руководители ряда национально-культурных обществ в своих выступлениях.
По итогам обсуждения участники слушаний приняли рекомендации, в которых был предложен ряд мер, направленных на достижение межнационального мира и согласия, дальнейшее решение проблем обустройства депортированных граждан, совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие этнонациональных отношений.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - ТОЧКА ОТСЧЕТА

(Газета "Голос Крыма" от 27 февраля 2004 года)

Парламентские слушания, о необходимости которых говорили депутаты, состоялись 25 февраля. Участвовать в них были приглашены представители различных государственных структур, общественных организаций, религиозных конфессий, высокие гости из Киева, консулы России и Казахстана, работники СМИ и т. д.
Начались слушания с доклада председателя Совмина АРК С.Куницына, в котором он дал обширную информацию о состоянии межнациональных отношений в АРК. Премьер коснулся этнодемографичсской и языковой ситуаций, рядом примеров подчеркнув, что претензии русских об ущемлении их языка не имеют под собой основы. Куницын обрисовал картину межконфессиональной ситуации. Рассказал о правах национальных меньшинств, обустройстве депортированных граждан, напомнив, что за пределами Крыма остается еще не менее 100 тыс. крымских татар.
В части своего доклада о прогнозировании процессов в сфере межэтнических отношений он указал на то, что сегодня тревожные симптомы межнационального противостояния проявляются в создании политических партий, организаций и представительных органов по этническому признаку. Крым, по его мнению, остается регионом, где вероятность межэтнических конфликтов достаточно высока. Для обеспечения стабильности в регионе необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс обустройства, адаптации и интеграции депортированных. Выступающие, а их было около 30 человек, делились по принципу: славяне (как стало сегодня модно говорить) — крымские татары. Соответственно, первые осуждали Курултай-Меджлис, Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, предлагая избрать в него не только крымских татар (?). Ругали Рескомнац за неправильное распределение средств; власть — за потакание интересам лидеров крымскотатарского движения; народ — за то, что желает жить на ЮБК, требует особого к себе отношения и признания себя коренным; за то, что добивается воссоздания национального государства. Особое внимание уделялось проекту Закона о восстановлении прав депортированных, который, по рекомендации нардепа Р.Чубарова следовало бы принять до известной даты — 18 мая.
 Вице-спикер И.Умеров охарактеризовал существующий конфликт как традиционный — между властью и крымскими татарами, а не как межэтнический. Он назвал Крым плавильным котлом народов, в котором сформовался крымскотатарский народ. И желание народа создать национально-территориальное государство не должно никого пугать, с его воссозданием интересы других народов не будут ущемлены.
 Слушая выступление депутата Г. Гржибовской, курирующей дела семьи и молодежи, культуру и т.д., крымские татары как бы возвращались в годы, когда прозвучало злополучное Сообщение ТАСС. Откуда она почерпнула столь «достоверные» сведения о «предательстве» крымских татар для своего выступления, не известно, но они не оставили равнодушным С. Куницына, который порекомендовал выступающим быть скромнее в оценках. Премьер считает, что нельзя забывать о многочисленных пособниках фашистам среди русского населения и задается вопросом: «Неизвестно у кого больше предателей». Он выступил за необходимость принятия закона о реабилитации. С.Куницын напомнил о положении крымских татар, об условиях, в которых они оказались после возвращения в Крым — отсутствие элементарных условий быта, нищета... Власть не оказывала помощь, тогда-то и появился Меджлис. Но теперь власть, считает он, повернулась лицом к народу. И возможно, для некоторых меры, принимаемые властью сегодня, обидны.
 Итогом депутатских слушаний стали рекомендации из 11 пунктов. К ним мы вернемся позже

Лейля АЛЯДИНОВА


ВОЗМОЖНО ЛИ КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО?

(Вебсайт «Крымская линия» от 12 марта 2004 года)

 "В Украине принята стратегия национального развития, в которой прописан перечень потенциальных угроз и опасностей для нашего государства", - цитирует Крымское агентство новостей мнение Сергея Цыкуренко, руководителя Крымского филиала Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, высказанное им на "круглом столе", проходившем в феврале в Симферополе и посвященном 50-летию передачи Крыма Украине. По его словам, среди этих угроз - автономизация по национальному признаку и "Крым имеет к этой строчке самое непосредственное отношение". Мы попытались разобраться, насколько обоснованны эти опасения.

В ВР Крыма состоялись депутатские слушания о межнациональных отношениях в Автономии, в которых приняли участие представители национальных общин и национально-культурных организаций, правительственные чиновники, председатель Госкомнаца Украины Геннадий Москаль. Предложено ускорить решение проблем в этой сфере и для этого уже в апреле создать Межнациональную ассамблею при ВР Крыма. Слушания обнажили глубинные проблемы интеграции крымскотатарского народа в украинское общество. Среди них - вопрос о формировании крымскотатарской национально-территориальной автономии.
 Как известно, его поставил еще II курултай крымских татар в 1991 г. Но это было в условиях еще коммунистического СССР, ответственного за депортацию данного народа. С обретением Украиной независимости ситуация вкорне изменилась: подавляющее большинство крымских татар вернулось в Крым, где они теперь составляют более 12% населения. Украинское государство создало условия для возрождения их культуры, образования, религии и т.д. Представители крымских татар участвуют практически во всех социально-экономических процессах и в органах власти: по данным статистики, депутаты из числа крымских татар составляют 16,4% сельских, 7,7% поселковых, 13,8% районных, и от 5,1 до 15,5% городских советов. В нескольких районах крымские татары составляют больше четверти населения и, соответственно представлены в местных органах власти. Так, в Белогорском районе - 38,5% райсовета, в Кировском - 23, в Советском - 19,4, в Красногвардейском - 18,3 и в Бахчисарайском - 15,4%. Доля национально-культурных организаций крымских татар составляет в АРК 23% от их общего числа.
Несомненно, многого из этого удалось достичь в том числе и по той причине, что в начале 90-х прошлого века в Крыму, несмотря на унитарный характер Украинского государства, была сформирована территориальная автономия, превратившая Крым из рядовой области в республику. Однако сегодня национальные общины, причем не только крымскотатарские, а также социологи и аналитики выражают неудовлетворение характером Автономии.
Например, заместитель председателя ВР Крыма Ильми Умеров в то время, когда многие настаивают на равных правах всех национальностей, говорит, что крымские татары должны иметь особый, предпочтительный перед другими национальностями статус, так как не все их права до настоящего времени восстановлены.
Солидарен с ним и выступивший на чтениях народный депутат Украины Рефат Чубаров. И для этого есть основания, ведь в результате принятия разработанной прошлой коммунистической ВР Крыма Конституции Автономии крымские татары лишились квот в парламенте, а их язык потерял статус государственного в Крыму (впрочем, как и русский. - Ред.), как это было в Автономии и в 1921-1944, и в 1991-1996 гг.
Поэтому не удивительно, что на слушаниях меджлис обвинили в стремлении создать крымскотатарское национальное государство, и первый шаг к этому - принятие закона о восстановлении прав депортированных, проект которого обсуждается в ВР Украины. Депутат Сергей Шувайников, например, сказал: "Каждому здравомыслящему человеку понятно, что объективных причин для принятия особого закона для татар Крыма нет, а есть последовательное и жесткое стремление лидеров меджлиса создать правовой фундамент для татарской государственности..."
В то же время представители Национального движения крымских татар, которым не удалось выступить на слушаниях, распространили свое заявление, в котором говорится, что составной полной реабилитации крымских татар должно быть и воссоздание национально-территориальной автономии как гарантии нерушимости прав народа.
По мнению многих аналитиков, Украина сегодня, несмотря на 13-летний период интеграции крымских татар, просто не готова к такой постановке вопроса. Для возвращения и обустройства примерно 250 тыс. репатриантов выделено более 776 млн. грн. А вся программа, как известно, оценивается в млрд. Перспектива формирования крымскотатарской национальной автономии не изучена с научной точки зрения и не обсуждалась в обществе.
Вместе с тем эти слушания показали, что сам по себе этот вопрос не исчезнет из общественной жизни Украины. Поэтому есть всего два варианта развития событий: либо и дальше продолжать "не замечать" важность и перспективы этой проблемы, что хуже всего, потому что вновь и вновь этот вопрос будет подниматься теми или иными организациями крымских татар, и, вполне возможно, что при глухом сопротивлении государства радикализм этого вопроса будет нарастать, либо начать изучение научной проблемы и сформировать оптимальные научные ответы на все вопросы, поставленные жизнью. А проблем для изучения здесь много: во-первых, необходим поиск оптимальной формы автономии, во-вторых, нужны ответы на вопросы: какие преимущества и какие риски для страны и ее безопасности будет создавать возможное новое устройство государства? Возможно ли постепенное формирование автономии с введением ее элементов в определенной (какой именно?) очередности? Естественно, что поиск ответов на эти вопросы должен вестись с активным участием самих крымских татар и их полномочных представителей.
По мнению крымского политолога Александра Форманчука, "крымскотатарская национальная автономия, если говорить о возможности и необходимости ее формирования, сегодня должна создаваться не на пустом месте, не с фундамента, а на месте существующей российской по характеру крымской автономии. Иными словами, сегодня речь может идти только о кардинальной замене одной автономии другой, что, естественно, является процессом болезненным. Попытки сделать это непременно натолкнутся не только на объективные трудности, но и на субъективное сопротивление россиян, которое можно предвидеть. Понятно, что никакое государство ради отстаивания интересов одной части народа не должно применять силовые методы против другой".

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla