Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Четвертый созыв (2002-2006)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Пленарное заседание 18 июня 2003 года

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ АРК

(Газета «Крымские известия» от 19 июня 2003 года)

На последнее пленарное заседание третьей сессии Верховной Рады АРК, которое состоялось 18 июня, было вынесено 22 вопроса.
Вначале был рассмотрен кадровый вопрос: депутаты согласовали освобождение В. Низового от должности генерального директора ГТРК «Крым» и назначение вместо него В. Козубского, ранее работавшего представителем Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания в АРК.
При обсуждении одного из основных вопросов — о региональном заказе АРК на закупку продовольственного зерна на текущий год — первый заместитель министра АПК автономии С. Пелагенко еще раз напомнил о том, какими сложными в климатическом отношении были прошедшие зима и весна для зерновых. Неблагоприятные погодные условия свели на нет усилия аграриев Крыма и привели к тому, что уже сейчас планируемый недобор продовольственной пшеницы по сравнению с прошлым годом равен 37%. Положение в других южных регионах Украины еще хуже, поэтому в связи со столь неблагополучной ситуацией на рынке продовольственного зерна Украины необходимо принять кардинальные меры по обеспечению населения республики хлебом массовых сортов по стабильным ценам. Несмотря на все сложности, в Крыму планируется получить 750 тыс. тонн зерна при расчетной потребности автономии в продовольственном зерне 320 тыс. тонн. Председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию В. Верченко подчеркнул, что необходимо предпринять все меры, чтобы зерно не было вывезено из Крыма без свидетельств о покупке его на бирже. Защитные меры необходимы и в отношении семенного материала, стоимость которого значительно возросла. Основная ответственность ложится на плечи местных органов власти, которые должны за счет своих бюджетных средств создать фонд зерна в городах и районах и позаботиться об обеспечении населения хлебом.
Не менее заинтересованно депутаты обсуждали и меры для погашения задолженности по кредитам, выданным из межотраслевого фонда инновационных средств и Крымского регионального отделения Украинской государственной инновационной компании, о которых проинформировал министр экономики АРК В. Кулиш. Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч подчеркнул, что 7 лет вопрос возвращения средств практически никто не поднимал, и из 42 млн грн кредитов, предоставленных Крымским региональным отделением, до сих пор не возвращено 30 млн грн, но никто не понес за это какой-либо ответственности. Борис Дейч предложил с помощью правоохранительных и судебных органов ужесточить работу по возвращению предоставленных кредитов.
В связи с предложениями постоянных комиссий и ряда министерств АРК депутаты внесли изменения и дополнения в бюджет, которые в основном коснулись здравоохранения. Кроме того, было принято обращение к народным депутатам Украины в связи с тем, что существующее законодательство позволяет субъектам предпринимательской деятельности уплачивать налоги не по месту образования валовой добавленной стоимости, полученной ими в процессе производства, а по месту регистрации этих хозяйствующих субъектов. В таких условиях происходит сверхцентрализация денежных потоков в крупных городах и фактическое вымывание средств из регионов, приводящее к размыванию доходной части местных бюджетов. Так, в результате перерегистрации в Киеве крупнейшего налогоплательщика АРК — фирмы «Союз-Виктан» бюджет Крыма лишается в 2003 году более 130 млн грн доходов от акцизного сбора, которые являются основой доходной части бюджета республики. Также депутаты отметили, что значительные по своим объемам доходы от налога на прибыль, которые могли бы серьезно пополнить доходную базу сводного бюджета АРК, консолидированно уплачивают в других регионах такие крупнейшие налогоплательщики, как предприятия, входящие в структуру «Укрзализницы», «Укртелекома», «Укрпочты», филиалы и дирекции крупнейших банков в Крыму, филиалы торговых и сервисных предприятий с иностранным участием. Поэтому Верховная Рада АРК просит безотлагательно разработать и внести изменения в действующие законодательные акты, регламентирующие эти вопросы, а также определить порядок компенсации из Госбюджета Украины бюджету автономии средств, недополученных в результате зачисления в госбюджет акцизного сбора, уплаченного фирмой «Союз-Виктан». Обращение принято и в связи с отменой спецпатентов для предприятий малого и среднего бизнеса, ибо это в значительной степени ущемляет интересы многих территориальных громад в автономии, бюджеты которых почти на четверть зависят от поступлений от реализации этих специальных патентов. Поэтому необходим хотя бы 2—3-летний переходный период до полной отмены в АРК специального патентования субъектов малого и среднего бизнеса и определения источников компенсации доходов местных бюджетов.
Значительное внимание было уделено и проблемам здравоохранения. Депутаты обсудили ход выполнения решения Верховной Рады АРК «О проведении в Крыму Года медицины» и заслушали информацию министра здравоохранения АРК С. Донича о работе службы скорой помощи. С. Донич отметил, что анализ состояния здоровья населения Крыма за последнее десятилетие свидетельствует о неудовлетворительной медико-демографической ситуации: низкой рождаемости, увеличении смертности, сокращении средней продолжительности жизни. В структуре заболеваемости преобладают сердечнососудистые заболевания, злокачественные новообразования, психические и эндокринные расстройства. Важной проблемой является высокий уровень заболеваемости социально опасными болезнями. Именно в связи с этими тенденциями и были разработаны приоритетные направления проведения Года медицины и конкретные мероприятия, для реализации которых необходимо около 52 млн грн. Однако, как отметил С. Донич, в 2003 году не предусмотрено целевого финансирования на проведение Года медицины ни в республиканском, ни в местных бюджетах. Сам бюджет отрасли на 2003 год утвержден в сумме 277, 4 млн грн, что составляет 41, 5% от необходимого. Несмотря на это, объявление нынешнего года в автономии Годом медицины принесло несомненную пользу. Так, удалось улучшить ряд качественных показателей, характеризующих деятельность здравоохранения, в том числе по приоритетным направлениям: снизился показатель младенческой и материнской смертности, на 10% снизилась заболеваемость туберкулезом, пополнилась диагностическая база лечебных учреждений, активно начата работа по внедрению семейной медицины, проводятся мероприятия по подготовке к предстоящему введению обязательного медицинского страхования.
Одним из медицинских учреждений, с которыми сталкивается раз в год каждый третий крымчанин, является служба скорой медицинской помощи, которая осуществляет около 700 тысяч выездов в год. Однако обеспеченность санитарным транспортом — больное место многих служб СП, особенно в сельской местности. Проблемы финансирования столь же остро стоят перед этой отраслью медицины, как и перед другими, но если местные органы власти серьезно заинтересованы в обеспечении своего населения скорой медицинской помощью, то они могут добиться заметных успехов. Примером тому являются Феодосия, Ялта, Симферополь, Керчь, Ленинский район, где при помощи местной администрации решаются вопросы и строительства современных станций скорой помощи, и обеспечения их транспортом и бензином. Многие проблемы можно решить, как отметил С. Донич, и путем определения целевого финансирования «скорой помощи» в бюджетах городов и районов.
Особенно остро шло обсуждение вопроса «Об информации Совета министров АРК о состоянии дел по застройке инвестиционно привлекательных и ценных рекреационных территорий в АРК» и Программы занятости населения АРК на 2003 год. Депутаты, представляющие различные политические силы, были едины в своем неприятии существующей ситуации с застройкой на ЮБК и в других приморских населенных пунктах. Количество претензий и вопросов, высказанных министру архитектуры и строительной политики АРК В. Кравченко привело к тому, что было принято решение отправить этот вопрос на доработку и вернуться к нему в сентябре. Столь же жестко депутаты подошли и к утверждению программы занятости населения. По мнению Б. Дейча, которое поддержали многие депутаты, служба занятости превратилась в кормушку, через которую утекают бюджетные деньги, а предлагаемая программа просто повторяет общегосударственную, без учета сложившейся ситуации в Крыму. Как подчеркнули депутаты А. Пиронко и П. Шестаковский, многие пункты программы грешат бездумностью и отсутствием желания действительно исправить положение дел. Поэтому было принято решение о том, что подобная программа должна быть разработана с учетом перспективы, и ее рассмотрение отложено на следующую сессию.
Депутаты поддержали предложение Б. Дейча о проведении в сентябре депутатских слушаний по вопросу о создании межнационального консультативно-совещательного органа при Верховной Раде АРК.
Также на сессии депутаты рассмотрели ряд вопросов, связанных с управлением имуществом, заслушали отчет о деятельности Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по культуре, делам молодежи и спорту, утвердили программу «Учитель». Депутаты внесли изменения в ряд ранее принятых постановлений и решений. Был рассмотрен ход выполнения программы развития новых форм семейного воспитания детей-сирот и программы правового образования населения. Кроме того, были согласованы материалы места расположения объектов и ходатайства о предоставлении специальных разрешений на пользование недрами.
В конце заседания было принято постановление о праздновании 60-летия Победы и памятных событий Великой Отечественной войны в Крыму. На этом третья сессия Верховной Рады АРК завершила свою работу.

Н. СТЕПАНОВА,
руководитель пресс-центра Верховной Рады АРК


С III СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АРК 18 ИЮНЯ 2003 ГОДА

(Газета «Коммунист Крыма» от 27 июня 2003 года)

Последнее перед летними каникулами заседание Верховного Совета Автономной Республики Крым можно охарактеризовать как отражение той обстановки, которая сложилась у нас на полуострове к лету 2003 года: кризисное состояние экономики и финансов, дальнейший рост безработицы, тревога, если не сказать больше, в связи с видами на нынешний урожай, и вместе с тем продолжение хищнических попыток дальнейшей приватизации имущества, полное разбазаривание земли и многое другое.
Буржуазное большинство парламента все это пыталось преподнести в подкрашенной под демократию оболочке. Однако от обсуждения острых проблем, оказалось, все-таки никуда не уйти. Это просматривалось и в повестке дня, и в поведении председателя, его старании найти «мальчиков для битья» в крайне небольшой группе представителей левого крыла депутатов, а также докладчиков из состава правительства, других исполнительных органов власти. Ряд из них в свое время был включен в состав как раз для того, чтобы при первом возможном кризисном повороте событий можно было бы свалить на них вину по принципу «с больной головы — на здоровую».
Один из таких примеров — обсуждение вопроса о Программе занятости населения АРК на 2003 год. Основной докладчик — министр труда и социальной защиты Алексей Нестеренко, содокладчик — директор Центра занятости Людмила Золотова, которую и надо было бы заслушать как основного автора.
Отметим, что полный разгром Программы Людмилы Золотовой был предопределен, так как Счетная палата уже провела проверку действительного положения дел и установила множество сомнительных показателей, значившихся в ней. Об этом, конечно, еще до заседания знал Б. Дейч, который на первых же словах прервал и отстранил докладчика от трибуны, а выступившие депутаты Ф. Адамень и А. Пиронко еще «подлили масла в огонь». И если Л. Золотова отделалась легким упреком, то А. Нестеренко пришлось гораздо сложнее, поскольку нельзя быть соглашателем, покрывающим искаженные цифры Программы. Ведь безработица поразила все слои населения Крыма, особенно из сельских районов и прежде всего, женщин и молодежь. Конечно, и Программа, и проект постановления были отправлены на доработку.
При этом нельзя не обратить внимания на тот факт, что на заседании никто не сказал, что безработица — это прежде всего результат того антинародного курса реформ, который проводит существующий ныне режим уже на протяжении 12 лет.
Вообще нынешняя сессия оставила впечатление начала размежевания в стане «Согласия». И не только потому, что присутствующий на ней С. Куницын не обронил в этот раз ни слова, как бывало ранее, в защиту своих, если не министров, хотя бы министерств. Вполне возможно и другое: дуновение «сверху», которое исходит из неожиданной отставки министра экологии и природных ресурсов Василия Шевчука, члена Политсовета Народно-демократической партии, возглавляемой Валерием Пустовойтенко. И сделано это по докладу секретаря Совета Безопасности Евгения Марчука... Почти одновременно был снят и львовский губернатор — тоже член НДП.
В своем интервью «Зеркалу недели» (№ 22, 14 июня 2003 г.) В. Пустовойтенко выразился по этому поводу так: «... стало известно, что аналогичные львовской проверки собираются проводить в Одесской области и в Крыму, руководители которых также члены Народно-демократической партии. Это заставляет задуматься... » (Речь он вел о проверках Координационного совета Верховной Рады Украины по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.)
Во всяком случае в крымском «Согласии» появились явные разногласия. Ведь были подвергнуты резкой критике и другие важнейшие отраслевые и функциональные штабы исполнительной власти: Министерство агропромышленного комплекса и, в частности, доклад первого зам. министра Сергея Пелагенко «О региональном заказе на закупку продовольственного зерна на 2003 год», Министерство архитектуры и строительной политики и его руководитель Владимир Кравченко, докладывавший «О застройке инвестиционно-привлекательных и ценных рекреационных территорий», и наконец министр экономики АРК Владимир Кулиш, выступивший с докладом «О мерах по погашению просроченной задолженности по кредитам, выданным из межотраслевого фонда инновационных средств» (31, 9 млн. грн).
Поскольку их обсуждение носило особо острый характер, остановимся на них подробнее.
О видах на урожай: полностью потеряно около 50 тыс. гектаров хлебного поля. Общий недобор зерна по республике составит примерно 282 тыс. тонн или до 40% к урожаю прошлого года. Поэтому выработана общая ориентировка по варианту депутата Виталия Верченко, внесенному в процессе заседания, — создание своих собственных страховых фондов. И далее конкретика: поручение Совету министров — 20% таких фондов за счет средств бюджетных организаций; ОАО «Крым-хлеб» — закупка зерна «на корню»; потребительской кооперации — закупка за счет банковского кредита; всем органам местного самоуправления — создавать собственные хлебные резервы; предложение Совету министров создать банковский консорциум и т. д. Есть даже обращение к МВД и прокуратуре.
В такой острой обстановке кто-то подбросил вопрос: а как же с крестьянами, которые еще за прошлогоднюю аренду своих паев остались без денег и без зерна (долг — около 64 млн. грн.)?
Ответ председательствующего был подавляющим: «Рассчитаемся зерном!»
Не менее остро обсуждалась информация о застройке курортных территорий. Все выступающие приводили факты, говорящие о полном безвластии или параличе власти. За прошедшие полтора года, как заявил В. Кравченко, было составлено 746 протоколов О нарушении законов. Только в одной Алуште — 145. 121 дело передано в прокуратуру. Обвал нарушений продолжается. Самозахват и самострой стали в Крыму обыденным явлением.
Однако некоторые выступающие (А. Коцеруба, А. Сенченко, В. Клычников) пытались искать оправдания. Например о том, что нельзя верить информации Интернета, мол, у нас не так много предложении продажи, как там показывается. Или что нарушения порождаются отсутствием проектно-планировочной документации: генеральных планов и схем районных планировок. И в то же время говорили, что, несмотря на принятые постановления, в том числе и Верховного Совета АРК по разработке градостроительных документов или их корректировке, бюджетные средства на такие работы не выделяются.
Итог обсуждения — вопрос не готов, его надо снять с обсуждения и возвратиться к нему в сентябре.
Не убедил присутствующих докладчик, министр экономики АРК В. Кулиш, в энергичной работе его министерства и в цепом Совета министров по возврату почти 32-миллионного долга кредитов инновационных средств в казну государства.
Воздух сотрясали слова ведущего заседание: «8 лет никто не проверял... », «О персональной ответственности... », «Опубликовать списки должников... », «Доброрезу выступить с исками... » и т. д.
Однако все это остается фрагментом фарса власти в атмосфере нынешней капиталистической действительности.
С большой тревогой прошла информация о том, что фирма «Союз-Виктан», наш крупнейший плательщик акцизного сбора, в результате очень простой процедуры перерегистрации, выполненной ее руководством на город Киев, лишила крымский бюджет 130 млн грн. Юристы утверждают, что таковы ныне существующие порядки в Украине. И, откровенно говоря, мало надежды на то, что подготовленное по этому поводу обращение к народным депутатам Украины от Крыма изменит положение.
Таковы, пожалуй, главные акценты последнего пленарного заседания третьей сессии.
Вместе с тем есть и другие ее оценки. Например, в очередной телепередаче «Кухня с баранками» (канал «Жиса») первый заместитель председателя Верховного Совета Василий Киселев, говоря, по его мнению, об успешной работе парламента, отнес это в заслугу «мудрому руководству председателя Бориса Дейча».
Попробуем раскрыть скобки этой «премудрости» и мы.
Первая премудрость заключается, видимо, в проведении накануне дня сессии «выездных парламентских слушаний» или иных предварительных мероприятий, сочетающих приятное с полезным.
На них, как правило, демонстрируется чей-то передовой опыт; например, по рассказам очевидцев, 17 июня зажигался символический факел и переводилась на природный газ отопительная котельная поселка Первомайский. Ну и затем — приличный обед как водится — «вдали от шума городского».
А в промежутке между такими мероприятиями утрясаются все пункты повестки дня предстоящей сессии, чтобы в зале заседаний все шло «без сучка и задоринки... ». Случаются и более солидные «артиллерийские подготовки».
Минусом такого мероприятия Б. Дейча является то, что в отличие от всех предыдущих созывов Верховного Совета, когда давалась возможность депутатам накануне сессий провести заседание Постоянной комиссии или собрание фракции, сегодня общим сбором Борис Дейч, по существу, подавил всякую возможность внутрифракционной работы и как бы насильственно загнал всех в одну фракцию большинства.
Вторая премудрость — само ведение сессии, о чем мы вкратце уже рассказали выше. Стиль ее ведения можно сформулировать как умелое манипулирование поведением депутатов, а если говорить прямо — подавление их желания вносить какие-либо поправки, добавления, изменения, не согласованные с ним предварительно, в проекты постановлений. Например Афанасий Иванов внес конкретное добавление в постановление о праздновании 60-летия Победы: о необходимости выплаты ветеранам денежных вознаграждений, как было во все предыдущие годовщины, а также об издании книги Лугового о партизанском движении в Крыму. Однако Б. Дейч перефразировал поправку и протащил ее с формулировкой поручения Совету министров АРК всего-навсего «рассмотреть такое предложение».
Третья мудрость — в освещении деятельности парламента в средствах массовой информации. Здесь Борис Дейч не терпит даже мелочей, о чем свидетельствует его настоятельное требование перед Киевскими инстанциями о кадровых изменениях в руководстве ГТРК, чего он и добился. Однако смеем предостеречь некоторых наивных телезрителей, что от такой рокировки какого-либо демократизма на наших экранах мы не увидим. Тем не менее Б. Дейч приписал себе еще одно очко премудрости.
Четвертая премудрость — быстрая реакция на все происходящее «вверху». Например как только появилась информация об Указе Президента «Об эффективности недропользования на Украине», так сразу же из повестки дня сессии были исключены пять «земляных» вопросов, подготовленных депутатом В. Клычниковым, как бы для доработки.
На этом можно пока поставить точку. Весь пыл и жар перенесен теперь на осень. Посмотрим, что будет в сентябре.

Информационно-аналитическая группа Крымского рескома Компартии Украины

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla