Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Пленарное заседание 19 февраля 2003 года

НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТСКИЙ ГОД

(Газета «Крымские известия» от 20 февраля 2003 года)

19 февраля открылась третья сессия Верховной Рады АРК.
В начале заседания депутаты поздравили А. Иванова, избранного депутатом по избирательному округу № 30. Со вступительным словом выступил Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч. Он кратко проанализировал работу крымского парламента за прошедшие 10 месяцев, напомнил о решении Конституционного суда Украины, подтвердившего ряд важнейших полномочий автономной республики, и призвал депутатов к работе над наполнением реальным содержанием всех экономических полномочий автономии. Затем депутаты утвердили повестки дня третьей сессии и февральского пленарного заседания, а также образовали секретариат сессии.
Рассмотрение повестки дня началось с кадровых вопросов. В связи с назначением А. Яценюка первым заместителем председателя Нацбанка Украины сессия освободила его от обязанностей министра экономики АРК и поддержала предложение Совмина АРК о назначении на эту должность В. Кулиша, первого заместителя генерального директора ГАК «Титан». Также в связи с переходом на работу в «Газпром» и назначением генеральным директором «Оренбурггазпрома» сессия освободила С. Иванова от обязанностей министра топлива и энергетики АРК.
Главным вопросом повестки дня стало утверждение бюджета. Министр финансов А. Гресс представил изменения и дополнения, которые были внесены в бюджет после парламентских слушаний, на которых всесторонне обсуждался проект бюджета. Он отметил, что объем доходов увеличился на 20 млн и теперь составляет 622601,4 тыс. гривен. Это планируется достигнуть за счет подоходного налога и местных налогов и сборов. Появилась в бюджете субвенция на подачу воды в размере 2 млн гривен. Кроме того, изысканы возможности по увеличению бюджетных ассигнований на обеспечение льгот инвалидам на 7 млн грн, финансирование здравоохранения увеличено на 1, 68 млн грн. Также 500 тыс. грн будет выделено на реализацию программы по установке телефонов инвалидам Великой Отечественной войны.
Тему изменений в проекте бюджета продолжил председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике А. Припутников. Он подчеркнул, что работа над бюджетом значительно облегчалась тем, что членами Президиума Верховной Рады АРК были поставлены ясные цели по финансированию социальной сферы в целом и четко определена задача по финансированию льгот инвалидам. Помимо названных министром финансов изменений, А. Припутников отметил, что 600 тыс. грн выделено на ремонт интернатных учреждений, 1 млн грн — на льготный проезд граждан на электротранспорте. Удалось изыскать 500 тыс. грн на поддержку социальной сферы в бывших военных городках. Также дополнительные средства направлены и в сельские регионы. Предлагается направить в виде субвенции 1, 9 млн грн на подачу воды для полива сельскохозяйственных культур, 4, 5 млн грн — на реформирование структуры сельских коммунальных служб. Кроме того, для оказания помощи сельской школе предлагается выделить 1 млн грн на приобретение сельских автобусов. Но, несмотря на все попытки перекроить «бюджетное одеяло», данный бюджет, По словам А. Припутникова, все равно остается «бюджетом выживания». Поэтому надо выбирать или отраслевые приоритеты или интересы республики. В интересах республики А. Припутников еще раз предложил ввести ряд сборов: сбор с владельцев недвижимости (этот сбор практически не коснется малоимущих), сбор с перевозчиков, курортный сбор с отдыхающих и рекреационный сбор для хозяйствующих субъектов, которые, пользуясь прорехами в законодательстве, не платят налог на прибыль.
Обсуждая доклады А. Гресса и А. Припутникова, депутаты высказывали отдельные замечания по проекту бюджета, но в целом поддержали предлагаемый бюджет, что и выразилось в итоговом голосовании, когда 89 депутатов проголосовали за проект постановления по бюджету.
Затем депутаты обсудили итоги прошедшего курортного сезона и задачи по подготовке к курортному сезону 2003 года. Министр курортов и туризма АРК А. Таряник сообщил, что в прошлом году в Крыму отдохнуло 4, 6 млн человек, в том числе по путевкам — 1, 1 млн. Поступления в бюджеты всех уровней от курортных регионов составили 799, 4 млн грн, или 59% всех поступлений в республике. Но планировалось получить больше доходов от курортной и туристической отрасли. Серьезным тормозом являлась неурегулированность вопроса о компенсации потерь бюджета автономии в результате предоставления льгот государственным предприятиям санаторно-курортного комплекса, находящимся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления медленно и не всегда своевременно реагировали на проявления антисанитарии, самовольной застройки мест общекурортного пользования, чрезмерного шума в зонах массового отдыха. Все это приводит к тому, что очень многих отдыхающих не устраивает уровень крымского сервиса. В принятом постановлении намечен ряд мер по подготовке к сезону и устранению недостатков, выявленных в прежние годы.
Министр агропромышленного комплекса АПК С. Дроботов и председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию В. Верченко детально проанализировали социально-экономическое состояние сельского хозяйства автономии и перспективы его развития на ближайшие годы. В докладе С. Дроботова было отмечено, что наблюдается некоторая стабилизация работы в АПК. Наметился рост среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, но в то же время она в 3—4 раза ниже, чем в других отраслях народнохозяйственного комплекса Крыма. Возросли объемы производства семян подсолнечника и винограда. В животноводстве получен прирост по всем видам продукции. В то же время дороговизна энергоносителей, недостаток оборотных средств, и как следствие, высокая себестоимость продукции ставят многие животноводческие хозяйства в сложнейшую ситуацию. Практически полностью ликвидировано молочное производство на 102 предприятиях.
Проблемой остается и своевременное обновление сельскохозяйственной техники, катастрофическая ситуация складывается и с сохранением и повышением плодородия земли. Отсутствие финансирования на эти цепи приведет к тому, что скоро 340 тыс. га засоленных земель будут непригодны для производства. Много проблем и с реализацией сельскохозяйственной продукции. Депутаты приняли постановление, в котором поставили конкретные задачи перед Советом министров АРК и Министерством АПК автономии по решению отмеченных проблем, а также приняли постановление по поддержке виноградарства и виноделия в Крыму и обсудили предложения к проектам законов Украины по вопросам садоводства и виноградарства.
На вечернем заседании депутаты утвердили Региональную программу развития малого предпринимательства в АРК на 2003—2004 годы и Программу обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в АРК на 2003—2005 годы, осуществляемую за счет бюджета автономии. Дано протокольное поручение Совету министров АРК подготовить к мартовскому пленарному заседанию конкретную программу по вопросам обустройства на 2003 год.
Затем был заслушан отчет о деятельности Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам.
Большое внимание депутаты уделили вопросам изменения границ сел и поселков. Они установили границы ряда крымских поселков. Кроме того, приняты постановления о согласовании ходатайств о предоставлении специальных разрешений на пользование недрами и о согласовании материалов согласования места расположения объектов.
В связи с рядом предстоящих юбилеев и исторических дат приняты постановления о праздновании в Крыму 58-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, о праздновании 500-летия основания города Бахчисарая и о подготовке и проведении 100-летия Дома-музея М. Волошина в п. Коктебель.
Депутаты также приняли решение о присвоении звания «Почетный крымчанин» В. Вернадскому (посмертно), рассмотрели ход выполнения решения Верховной Рады АРК от 20. 11. 2002 года «О предоставлении льгот инвалидам общего заболевания на жилищно-коммунальные услуги» и выполнение Комплексного плана поддержки и развития местного самоуправления в АРК на 2002 год, приняли постановление «О некоторых вопросах, связанных с управлением имуществом, принадлежащим АРК».
В конце заседания был рассмотрен ряд вопросов, в том числе связанных с организационной деятельностью Верховной Рады АРК.

Н. СТЕПАНОВА,
руководитель пресс-центра Верховной Рады АРК


КРЫМСКИЕ ДЕПУТАТЫ ИГРАЮЧИ ВВЕЛИ ЧЕТЫРЕ НОВЫХ НАЛОГА
(Газета «Крымское время» от 20 февраля 2003 года)

Делить деньги — занятие нервное, может и до драки довести. Поэтому вчера, когда журналисты, шедшие утром на сессию крымского парламента, где должен был обсуждаться бюджет автономии, увидели перед зданием ВС митингующих, многие решили, что это оппозиция выражает недовольство проектом главного финансового документа республики. Однако к парламентским страстям митинг не имел никакого отношения — это Русский блок подключился к международной волне протеста против войны в Ираке.
Внутри «Пентагона» страстей было гораздо меньше. После долгих парламентских каникул депутаты выглядели спокойными и умиротворенными. Открывая третью сессию, спикер Борис Дейч подчеркнул, что в ее повестке на 30% больше пунктов, чем было прошлой зимой, и что депкорпусу стоит сконцентрироваться на проблемах весенних полевых работ, водоснабжения, защиты полуостровного производителя и поиска источников наполнения крымской казны.
Заняться последним у депутатов появилась возможность тут же — началось обсуждение проекта бюд-жета-2003. Однако острых прений по этому вопросу не получилось. Докладчики по теме — министр финансов и глава профильной комиссии — максимально сократили свои выступления, сославшись на то, что бюджетный процесс идет давно и все парламентарии с проектом знакомы.
Что, впрочем, не совсем так. Бюджет за последние недели несколько раз перекраивался, и его итоговый вариант многие депутаты увидели только в сессионном зале. Тем не менее с мест, где сидели депутаты, работающие в правительстве Куницына, постоянно раздавались призывы закончить прения и перейти к голосованию.
Особенно в этом усердствовал вице-премьер с мандатом Владимир Шкаберин.
Оппозиция тоже довольно вяло критиковала представленный правительством документ. Некоторые из потенциальных антикуницынцев, к всеобщему удивлению, проект бюджета даже хвалили. Впрочем, у оппозиции свои соображения: возможно, она надеется, что полностью уложиться в бюджетные параметры правительство все равно не сможет и это будет поводом к уничтожающей критике ближе к концу года.
Но больше всего нас удивила легкость в отношении парламентариев к «домашней заготовке» правительства: в одном пакете с бюджетом оказались положения о четырех новых республиканских налогах. Напомним, Киев разрешил Крыму вводить такие налоги, и до сих пор в Совмине не очень-то распространялись о том, кого и как они собираются облагать податями. На вопросы журналистов чиновники включая самого Куницына отвечали успокаивающе: дескать, не волнуйтесь, это все еще прорабатывается.
Не в курсе подробностей были и многие депутаты — впервые положения о местных сборах они увидели в день сессии. В них, например, предусмотрен налог на развитие пассажирского транспорта, который будут брать, в частности, и с маршруточников. В том же пакете — новые курортные сборы и налог на недвижимость.
А чтобы парламентарии не сильно упирались, им объяснили, что поступления от этих налогов уже заложены в бюджет и если их не одобрят, то тогда и главный финансовый документ республики придется отправить на переработку. Депутаты намек поняли и налоги вместе с бюджетом одобрили.
Подати решено ввести с 1 апреля, а до этого Совмин еще должен разработать механизм их применения. Нам же кажется, что парламентарии чрезмерно легко отнеслись к нововведению. Например, хотелось бы знать, не получится ли так, что маршруточники переложат бремя налога с себя на пассажиров? Ведь идея-то была в том, чтобы изъять деньги у тех, кто их скрывает, а не у тех, кто и без того «красными флажками» со всех сторон обложен...

Алексей НЕЖИВОЙ


КРЫМ ЛИШИЛСЯ ДВУХ МИНИСТРОВ, НО ПРИОБРЕЛ ДВЕ ПРОГРАММЫ
(Газета «Крымское время» от 21 февраля 2003 года)

На последнем пленарном заседании крымские парламентарии рассмотрели больше 30 вопросов. О начале сессионных прений мы уже писали в прошлом номере. Теперь — об остальных плодах депутатского творчества.
Пожалуй, легче всего в сессионный день депутатам далось решение кадровых вопросов. Впрочем, два из трех таких решений были простой формальностью и зафиксировали на бумаге то, что давно произошло.
Мы уже сообщали, что в январе министр экономики автономии Арсений Яценюк перешел на работу в Киев — первым замом председателя Нацбанка Украины. Назначает и увольняет крымских министров парламент республики, который в январе был на каникулах. Поэтому формально Яценюк до сих пор числился главой Минэкономики. В среду ВС наконец отправил бывшего министра в отставку.
Также в фарватере событий депутатам пришлось идти и при увольнении министра топлива и энергетики Сергея Иванова. К моменту начала сессии его уже не было в Крыму. Иванов перебрался в Россию, где его назначили, по словам спикера, директором компании «Оренбурггазпром». Заявление о своей отставке он написал еще в начале прошлой недели, и депутатам ничего не оставалось, как удовлетворить его.
Кто будет командовать крымским ТЭКом, пока неизвестно, а вот кресло Яценюка уже занято. Руководство Совмина, видимо, неплохо поработало с парламентариями еще до начала пленарки: никто открыто не возразил против назначения министром экономики Владимира Кулиша. За это проголосовал 91 депутат из 96 присутствовавших в зале.
До прихода в министерство Кулиш работал первым заместителем гендиректора государственной акционерной компании «Титан». Как и его предшественник Яценюк, он «варяг». В Крыму живет с 1999 года. Родился Кулиш в Сумской области, долгое время работал в Черновцах. По образованию экономист, ему 39 лет.
После заседания республика стала богаче на две программы — по развитию малого предпринимательства, а также по обустройству и социально-культурному развитию депортированных до 2005 года. Если первую народные избранники утвердили с ходу, без доклада, то второй проект наткнулся на серьезное противодействие.
Больше всего эмоций было из-за того, что представлявший проект глава Рескомнаца Сервер Салиев не смог ответить, как распределялись по регионам бюджетные деньги в прошлом году. Справедливости ради заметим, что этого в принципе он и не должен был делать. Но он вдруг заговорил: мол, не помню, а бумаги с собой не взял... Выглядело это несколько, скажем так, по-детсадовски.
Со стороны депутатов в адрес Салиева звучали упреки даже в том, что через подрядчиков Рескомнаца происходит отмывание денег. Салиев парировал: «Все подрядные организации отбирались через тендеры. И говорить о том, отмывали они деньги или не отмывали, могут только правоохранительные органы».
Не. преминули депутаты потребовать с Салиева объяснений по поводу скандальной истории с покупкой для Рескома иномарки у его сына. Приведем ответ без купюр: «Было задание правоохранительным органам. На днях состоится суд, наверное, они дадут оценку полную». Что ж, подождем.
Программу же, которую он представил, решили утвердить, но с условием — на мартовскую сессию Реском должен представить еще одну программу, уже отдельно по 2003 году. Всего за три ближайших года из бюджета республики на обустройство депортированных собираются выделить 56, 1 млн. грн., в том числе в нынешнем году —15 миллионов. Львиная доля этих денег пойдет на решение жилищных проблем репатриантов.
Значился в повестке дня и целый блок земельных вопросов. По логике событий депутаты должны были бы утвердить сначала основной проект — Положение о временном порядке решения в крымском парламенте вопросов, связанных с установлением и изменением границ сел и поселков. А уже потом устанавливать границы десятка южнобережных населенных пунктов — сел Малореченское, Солнечногорское, Рыбачье, Лучистое, Лаванда... Но основной проект отправили на доработку, а вот очертания сел и поселков обрисовали. Между прочим, впервые глава комиссии ВС по местному самоуправлению Владимир Клычников прокомментировал нам ситуацию. По его мнению, Положение депутаты не приняли, поскольку многие из них еще не до конца понимают цель этого документа. Но, во-первых, установить границы требует Земельный кодекс.
«Во-вторых (что нас волнует больше всего), вот-вот будет принят закон Украины о разграничении земель на государственную и коммунальную собственность. И если мы сейчас оперативно с помощью местных советов не расширим границы населенных пунктов (а речь прежде всего идет о побережье), то киевский дядька посмотрит на все эти проплешинки и асе, что свободно, наверняка будет стараться объявить землями госсобственности, чтобы «керувать» напрямую».
Посему Клычников уверен, что на мартовской сессии Положение все же будет утверждено. Как и еще один земельный проект, который депутаты тоже отправили на доработку. Соль его в том, что крымский парламент хотел бы взять под свой контроль установку в стометровой прибрежной зоне торговых точек. Проект предлагает, чтобы до начала курортного сезона материалы об аренде таких земельных участков утверждались сначала на сессии ВС. Причем местные советы обязаны приложить к ним и комплексную схему размещения торговли и обслуживания.
По словам Клычникова, это позволит навести порядок на набережных. «Этот документ, — подчеркнул он, — не покушается на деньги, которые зарабатывают местные советы от этой торговли. Мы покушаемся только на одно: поставить под общий контроль дислокацию торговых точек».
Главными противниками проекта были, разумеется, представители мэрий некоторых прибрежных городов.
Парламент окончательно разобрался и с льготами инвалидам общего заболевания. В бюджет заложили средства на льготы по оплате за коммунальные услуги, электроэнергию и газ с 50-процентной скидкой инвалидам I и II групп, инвалидам по слуху и зрению (независимо от группы), семьям, где есть дети-инвалиды, которые не находятся на полном государственном обеспечении, родителям ребенка-инвалида. Министр финансов Александр Гресс пообещал, что льготы, которые взял на себя республиканский бюджет, будут оплачены. Но попросил местные советы взять на себя льготы по другим видам услуг — квартплате и т. п.
Депутаты проголосовали еще за целый ряд проектов. Мы подробно о них расскажем в следующих номерах.

Юлия ГОДУНКО,

Алексей НЕЖИВОЙ