Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 4-го созыва (2002-2006)

СЕССИЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (2002-2006гг.)

Депутатские слушания 7 февраля 2003 года

КАКОВА ЭКОНОМИКА, ТАКОВ И БЮДЖЕТ

(Газета «Крымские известия» от 8 февраля 2003 года)

7 февраля состоялись депутатские слушания по проекту бюджета автономии на 2003 год. Открывая слушания. Председатель Верховной Рады АРК Б. Дейч сказал, что это событие — решающий этап всего бюджетного процесса, где должна быть выработана согласованная позиция. Необходимо еще раз поработать над определением источников доходной части бюджета. Что касается расходной части, то она должна быть максимально социально направленной. Мало объявить нынешний год Годом здравоохранения, культуры и заботы о самой обездоленной части наших сограждан — инвалидах. Надо сделать, подчеркнул Б. Дейч, максимально возможное, чтобы люди на себе ощутили, что «мы можем не только говорить красивые слова, но и выполнять данные обещания».
По мнению главы крымского парламента, реально профинансировать за счет бюджета республики всё льготы инвалидам I группы, инвалидам по зрению, с нарушением функции слуха, а также неработающим инвалидам II группы. Что касается работающих инвалидов II—III групп, сказал Б. Дейч, а также членов семей инвалидов этих групп, то такие расходы, вероятно, следует передать городам и районам, которые будут предоставлять эти льготы, исходя из финансовых возможностей регионов. Если такая постановка вопроса будет поддержана, можно внести соответствующие изменения в ранее принятые решения, предложил Б. Дейч. Председатель Верховной Рады особо попросил депутатов ответственно подходить к выдвигаемым просьбам и предложениям, соизмеряя их с возможностями бюджета автономии, т. к. только пакет по предложениям в графу «капстроительство» «тянет» на 345 миллионов гривен.
Затем министр финансов А. Гресс представил проект бюджета. Он подчеркнул, что бюджет-2003 действительно социально ориентирован, ибо около 80% всех расходов направляется на социальную сферу. А. Гресс напомнил, что объем доходов будет равен 602943, 4 тыс. гривен, и предполагает налоговые поступления в размере 347526 тыс. гривен. Предусматривается введение нового налога — платы за лицензии на розничную торговлю, который должен принести в бюджет 7 млн гривен. Акцизный сбор должен составить 223580 тыс. грн, а налог на доходы и налог на прибыль — 101429 тыс. грн. Министр финансов подробно остановился на субвенциях, которые будут предоставлены на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям-инвалидам, на предоставление льгот ветеранам войны и труда, гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и другим. Представляя расходную часть бюджета, А. Гресс особенно выделил социально значимые статьи. Так, на образование выделяется 84415 тыс., на здравоохранение — 104381 тыс., на социальную защиту и социальное обеспечение — 35005 тыс. гривен. На финансирование курортных программ Ялты и Евпатории предполагается выделить по 1 млн гривен.
Председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике А. Припутников, оценивая бюджет, отметил, что он сбалансирован и достаточно реален. Но в то же время есть проблемы, над которыми надо работать: это увеличение расходов на оплату льгот инвалидам, функционирование социальной сферы бывших военных городков. По мнению А. Припутникова, «бомбой замедленного действия является жилищно-коммунальное хозяйство», особенно в сельской местности. Ряд проблем вообще не нашли своего отражения в бюджете из-за отсутствия средств. Комиссия предлагает в качестве дополнительных источников дохода увеличить сбор с неорганизованных отдыхающих и ввести такой же сбор для организованных отдыхающих. Также слишком малы сборы с владельцев автотранспорта. Одна машина из автопарка в 30—50 машин приносит в бюджет Крыма лишь 20 гривен за год.
Глава налоговой администрации в АРК С. Ляшенко проинформировал депутатов о том, как налоговики Крыма работали над обеспечением доходной части бюджетов всех уровней. Он отметил, что доходные источники государственного бюджета 2002 года были заложены в размерах, заведомо обреченных на невыполнение, поэтому в госбюджет поступило 508 млн гривен, что на 16 млн меньше предыдущего года. Вызывает тревогу и снижение поступлений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Наряду с ростом поступлении по подоходному налогу с. граждан и по плате за землю уменьшились поступления по акцизному сбору.
Народный депутат Украины С. Иванов в своем выступлении коснулся проблем капитального строительства. Эту же тему затронули и депутаты А. Гриценко, С. Велижанский.
Несмотря на то, что основные расходы бюджета направлены на социальные сферы, министры образования А. Борисов, здравоохранения С. Донич, культуры Т. Аронова, заместитель министра труда и социальной защиты Г. Бабанин считают, что эти отрасли не профинансированы даже в минимальном размере. И требуется еще по 10—15 млн гривен, чтобы покрыть хотя бы самые необходимые расходы.
Многими депутатами поднималась тема льгот для инвалидов, и звучали обращения либо найти деньги, либо честно сказать этой категории населения, что именно сможет выделить бюджет и кому конкретно. Депутаты-аграрии и некоторые другие среди проблем сельского хозяйства на первый план выделили проблему Северо-Крымского канала и обеспечения водой села в целом. Эта тема будет особенно актуальна в связи с предстоящим засушливым летом.
Тему бюджетов городов и районов Крыма подняли ялтинский городской голова С. Брайко, председатель Симферопольской районной администрации В. Закорецкий.
Председатель Постоянной комиссии по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму Е. Михайлов резко выступил против предложения о введении сбора с организованных отдыхающих, т. к. это приведет к удорожанию путевок, а в конечном итоге — к потере отдыхающих. В этом его поддержали депутаты С. Шувайников и А. Черноморов, которые говорили, что надо думать о том, как привлечь на курорт людей, ибо они дают те самые поступления в бюджет, дополнительные источники, которые ищут депутаты.
Со своими замечаниями по проекту бюджета также выступили Л. Безазиев, Ю. Коломийцев, В. Верченко, А. Сенченко, П. Шестаковский, Р. Темиргалиев, Н. Колисниченко, Ф. Адамень.
С заключительным словом выступил А. Гресс, который ответил на замечания и вопросы участников слушаний. Он подчеркнул, что на сегодняшний день основная бюджетообразующая отрасль — это промышленность, и пока не будет реанимирована экономика, не поднята промышленность, то ничего не изменится. Только положительные сдвиги в экономике позволят увеличить доходную часть бюджета.

Пресс-центр Верховной Рады АРК