Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 1-го созыва (1991-1994)

ПЯТНАДЦАТАЯ СЕССИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА (1991-1994гг.)

Пленарное заседание 10 декабря 1993 года

(Газета «Крымские известия» от 11 декабря 1993 года)

На утреннем заседании 10 декабря председательствует на сессии заместитель Председателя Верховного Совета Крыма А.Маслов. Депутаты продолжили обсуждение состояния и мер по борьбе с преступностью Соответствующая программа по борьбе с преступностью принята Верховным Советом Крыма с учетом предложении и замечании депутатов.
С информацией о проекте Закона Республики Крым «О депутате Верховного Совета Крыма» выступил и ответил на вопросы И.Поляков. После обсуждения проект принят в первом чтении и отправлен для доработки в постоянные комиссии Верховного Совета.
Верховный Совет принял постановление о создании в Крыму банка регионального развития.
На дневном заседании 10 декабря был рассмотрен проект Земельного кодекса Республики Крым. С докладом и содокладом выступили и ответили на вопросы председатель Государственного комитета Крыма по земельным ресурсам П.Ренкас и заместитель председателя Постоянной комиссии Верховного Совета по аграрным, земельным вопросам и продовольственному обеспечению В.Егудин. Состоялось обсуждение.
Была сформирована комиссия для дальнейшей работы над Программой приватизации В нее вошли депутаты Верховного Совета Крыма В.Бобылев, Б.Васильев, В.Горбатов, Н.Гунько, А.Демус, В.Егудин, С.Ефимов, Ю.Жигалов, В.Зарубин, Т.Крицкая, Б.Перестюк, В.Синельник, Н.Трещев, Г.Черныш, Г.Чистовский, Л.Шекета.
Верховный Совет Крыма принял постановление о юбилейном знаке к 50-летию освобождения Крыма от фашизма
Сессия прервала работу. О дате продолжения 15 сессии будет сообщено дополнительно

Д.ПАЛЬМИН
руководитель пресс-центра Верховного Совета Крыма


НЕОКОНЧЕННАЯ СЕССИЯ
(Газета «Авдет» от 16 декабря 1993 года)

9-10 декабря в Симферополе состоялось заседание очередной сессии Верховного Совета Крыма, основными вопросами которой были обсуждение проекта Конституции Украины, проекта Закона "О депутате Верховного Совета Крыма", проекта Земельного кодекса Республики Крым, принятие программы по борьбе с преступностью и др. Кроме 22-х вопросов, предложенных Президиумом, депутаты добавили и свои. Среди них, конечно, дежурные: о гражданстве, о союзе и рублевой зоне, об отмене моратория на референдум. Отмахнулись от этих вопросов так же дежурно.
Затем от имени Президиума прозвучало заявление председателя ВС Николая Багрова посеявшее среди депутатов у кого дежурную тревогу, у кого - дежурное злорадство.
Давая оценку сложившейся ситуации в Крыму, Н. Багров остановился на всеобъемлющем кризисе энергетики и финансов, предельной величине социальной напряженности в обществе. Отметив естественность того, что недовольство людей прежде всего обращено на органы власти, спикер высказал озабоченность тем, что "в ходе начавшейся предвыборной кампании кое-кто... в пропагандистских целях упорно навязывает крымчанам мысль, что нынешнее положение стало едва ли ни следствием политики, которую проводил наш Верховный Совет". Заметив, что это не так, Н. Багров заверил крымчан, что "ВС Крыма и он, как председатель, всегда стояли на позициях единства  и стремления объединить людей" и всегда старались "сохранить сложившиеся связи со всеми странами СНГ и прежде всего с Россией".
Сделав небольшой экскурс в прошлое, в котором ВС "не мог не учитывать реальных обстоятельств... безотносительно от того, нравятся они нам или нет", спикер сказал: "Мы не позволим себе встать на путь внешне заманчивых, но авантюрных, непродуманных шагов, таящих непредсказуемые последствия... Политика республики должна быть взвешенной, последовательной и предсказуемой. История, создавшая в Крыму столь сложное переплетение интересов народов и государств, не оставила нам иного выбора, кроме как путь поиска баланса интересов". Затем Н. Багров "взял на себя смелость" сказать, что политический экзамен Верховный Совет выдержал, осталось лишь "вместе с правительством выдержать еще один - экономический". Может быть, так оно и есть. Но сдается, что политический экзамен выдержали все кто живет сегодня в Крыму, не позволив никому, и прежде всего депутатам Верховного Совета, втянуть их в межнациональные конфликты.
Заявив, что Крым никогда не расписывался в своем слепом послушании воле Украины, Н. Багров сразу же  это  и проиллюстрировал - выступил с резкой критикой в адрес последней, сказав о том, что "следовать в русле того, как развиваются события в экономике Украины, становится просто опасно". И далее: "Экономическую ситуацию Украины определяют два негативных фактора: продолжающийся диктат политики над экономикой и отсутствие продуманной и последовательной программы". Идея открытой экономики - попытка защитить Крым от последствий  этого, однако "политический диктат", нестабильность и постоянные перемены в правительстве мешают реализации идеи. Хочется добавить, что не один Киев виноват, что мы еще не Сингапур. Вспомнить хотя бы об одном из последних  постановлений Совмина, следуя которому каждый иностранец должен заплатить "за счастье" побывать в Крыму звонкой монетой. Надо думать, это и есть факт привлечения зарубежных инвесторов.
Задача дня для Крыма, как сказал Н. Багров, - "решение проблемы энергообеспечения" и "нейтрализация последствий очередного повышения цен". Первую проблему поможет одолеть месторождение газа в Штормовом, совместное с Оренбургом предприятие, сверхквотные 100 тыс. тонн нефти и 30 тыс. тонн мазута от Шаймиева, предполагаемые поставки от Российской нефтяной компании. Чем за все это будет Крым платить, Николай Васильевич не сказал.
Со второй проблемой хлопот (да и денег) чуть меньше - по 13 тысяч на ежемесячные денежные выплаты на хлеб малообеспеченным, адресная дотация на молоко - 16, 5 тысяч, 8 млрд. - на сухое молоко, остальное - обеспечение Хлебом и молоком, своевременная выплата пенсий и зарплат и т. д. - к фактам героической деятельности правительства и ВС отнести совсем уже трудно и. наверное, стыдно. Впору было промолчать.
Недовольство политикой Украины было высказано сессией и в постановлении "О проекте Конституции Украины", принятом в тот же день после Заявления Н. Багрова. В нем, в частности, сказано: "проект Конституции Украины не учитывает положения Закона Украины  "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым", иных законодательных актов Украины, а также Конституции Республики Крым, в которых закреплены полномочия Республики Крым самостоятельно решать на своей территории вопросы государственности, экономического и социально-культурного строительства".
Верховный Совет обратился к Конституционной комиссии с требованием рассмотреть предложения Крыма, как "официальную позицию". Эта позиция заключается, в частности, в том, что из статьи 167. по требованию депутатов, в формулировке "Республика Крым является автономным правовым демократическим государством" было исключено слово "автономным".
Сессия ВС рассмотрела также предложенные комиссией по законности и правопорядку дополнения и изменения к Закону о выборах и отказалась от поправки, которая должна была исключить норму, "привязывающую" кандидата к месту его жительства. В свое время эта норма была заложена в Закон, чтобы "пощипать нервы" нынешнему спикеру, избранному, как известно, от Нижнегорского района. Не  скрывался этот пикантный мотив и сейчас, хотя впору было бы призадуматься и будущем составе "профессионального парламента", две трети которого будут составлять сплошь профессионалы сельского хозяйства.
На сессии еще раз вернулись к выборам в национальном крымскотатарском округе, так как возникла необходимость дать толкование по некоторым вопросам. В частности, сложилась совершенно абсурдная ситуация, когда есть термин "гражданин Республики Крым", но нет такого статуса, когда есть "крымскотатарский избирательный округ", но нет национальности "крымский татарин".
Центризбирком дал этому разъяснение: термин "гражданин Республики Крым" означает: а) лицо, постоянно проживающее на территории Республики Крым, б) лица из числа депортированных в 1941-44 годах из Крыма народов и их потомки возвратившиеся на постоянное жительство в Крым. И далее - национальность граждан Республики Крым при составлении списков избирателей по национальным округам определяется по записи в паспорте или свидетельстве о рождении гражданина, принадлежность гражданина крымскотатарской национальности определяется в его паспорте или свидетельстве о  рождении  по  записи "национальность - татарин". Разъяснения эти стали поводом, для одних депутатов, попытаться еще раз дискредитировать идею национального квотирования (Б. Кизилов), других - восстановить "де юре" название национальности, изъятое 50 лет назад из обращения (Э. Меметов). Ни та, ни другая сторона не добилась, на этот раз, успеха. Правда, в этот же день Эскендер Меметов (пока единственный депутат - крымский татарин, почувствовавший, наконец, себя таковым) предпринял еще одну попытку вернуть народу его официальное название. К концу работы первого дня сессии он предложил депутатам Постановление, согласованное с Министерством внутренних дел и с комиссией по межнациональным отношениям "Об официальном названии   национальности "Крымские татары".
Постановление было принято... с третьей попытки. Два раза депутатов, проголосовавших в свое время за термины "крымскотатарский государственный язык" и "крымскотатарский избирательный округ", пришлось убеждать, что есть такой народ - крымские татары. Дважды пришлось председателю ВС Н. Багрову взывать к их политической зрелости, прежде чем 107 из 144 проголосовали за возвращение народу его национальности.
Одним из основных вопросов, рассматриваемых на сессии, была программа по борьбе с преступностью. Выступления министра внутренних дел А. Н. Плюты, а затем его заместителя и одновременно председателя комиссии по законодательству И. И. Полякова вызвали достаточно бурную реакцию. Озабоченность депутатов состоянием правопорядка в Крыму вполне объяснима, но порой она выливалась в неадекватные формы. Так, к примеру, депутат Ю. Мешков, констатировав, что "война с организованной преступностью проиграна", подсказал выход: создать отряды самообороны и передать им часть снаряжения милиции.
К счастью, программа по борьбе с преступностью была принята без подобных революционных шагов.
В числе других вопросов на сессии прозвучало сообщение министра экономики Т. Шандры о концептуальных подходах к проблеме приватизации, был принят в первом чтении закон "О депутате Верховного Совета", обсужден Земельный кодекс, утверждены новые члены Центризбиркома (один, из них - член Меджлиса Куртеген Асанов) и другие вопросы.
В пятницу, 10 декабря, депутаты приняли решение продолжить работу сессии, то ли потому, что без спикера, выехавшего на совещание в Одессу, не решились обсуждать другие проблемы, то ли из-за явного отсутствия кворума. О дне продолжения сессии сказано ничего не было, хотя вопросов, требующих безотлагательного решения, более чем достаточно.

Л. БУДЖУРОВА