Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Первый созыв (1991-1994)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 1-го созыва (1991-1994)

ВТОРАЯ СЕССИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА (1991-1994гг.)

Пленарное заседание 23 мая 1991 года

СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
(Газета «Крымская правда» от 24 мая 1991 года)

Вчера в Симферополе начала свою работу вторая сессия Верховного Совета Крымской АССР.
На нее были приглашены избранные от Крыма народные депутаты СССР и Украинской ССР, председатели городских и районных Советов народных депутатов, члены Президиума, начальники управлении, заведующие отделами и председатели комитетов Совета Министров Крымской АССР, ряд руководителей республиканских организаций и учреждении, представители национально-культурных обществ, заведующие городскими и районными отделами народного образования, журналисты.
Участники сессии минутой молчания почтили память Р. Ганди.
Принимается решение провести сессию в два этапа. В сегодняшнюю повестку дня вносятся следующие вопросы:
1. О признании полномочий народных депутатов Крымской АССР, дополнительно избранных 13, 14, 19 и 21 апреля.
2. О признании полномочий народного депутата Крымской АССР А. М. Охрименко.
3. О первоочередных мерах и перспективах развития народного образования в Крымской АССР.
4. О редакторе газеты «Крымские известия».
5. Об обращении Севастопольского городского Совета народных депутатов по вопросу сохранения существующего статуса Севастополя как города республиканского подчинения.
С докладом мандатной комиссии об итогах дополнительного избрания народных депутатов Крымской АССР выступил ее председатель В. П. Мартынец.
Были признаны полномочия 32 народных депутатов Крымской АССР, избранных от организаций армянского, болгарского, греческого и немецкого национально-культурных и культурно-просветительских обществ, а также от Севастопольского горсовета. Признаны и полномочия народного депутата Крымской АССР А. М. Охрименко, избранного от Симеизского избирательного округа № 83 19 мая.
Сессия избрала председателя Севастопольского горсовета, народного депутата Крымской АССР И. Ф. Ермакова членом Президиума и заместителем Председателя Верховного Совета Крымской АССР (неосвобожденным).
С докладом «О первоочередных мерах и перспективах развития народного образования в Крымской АССР» выступила заместитель Председателя Совета Министров Крымской АССР Т. А. Красикова.
В обсуждении доклада приняли участие председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Крымской АССР по народному образованию и охране материнства и детства, заведующая Белогорским районо Л. В. Воробьева, народные депутаты Крымской АССР: директор Целинновской средней школы Джанкойского района А. В. Гокова, хирург Крымской психиатрической больницы № 1 Э. П. Легков, директор Севастопольского ПТУ-13 В. А. Заичко, директор евпаторийской средней школы № 14 В. Г. Евсеев, заместитель директора Керченского металлургического завода им. Войкова Б. В. Перестюк, военнослужащий Б. А. Васильев, учитель красноперекопской средней школы № 4 В. К. Иванов, начальник Феодосийского ГОВД И. И. Поляков, военнослужащий И. Т. Завгородний; ректор Симферопольского государственного университета В. Г. Сидякин, народные депутаты Крымской АССР: директор производственного объединения «Вторчермет» А. П. Жумыкин, первый секретарь рескома партии Л. И. Грач, заведующая Евпаторийской детской городской поликлиникой Г. А. Ульянова, заместитель председателя Греческого культурно-просветительского общества К. Д. Апостолиди, Председатель Верховного Совета Крымской АССР Н. В. Багров.
С обращением об отношении к переименованию города Ленинграда от имени депутатской группы «Единство» выступил народный депутат Крымской АССР, заместитель командующего Краснознаменным Черноморским флотом Ю. М. Халиуллин.


НОВОЙ РЕСПУБЛИКЕ НЕОБХОДИМА НОВАЯ ШКОЛА
(Газета «Крымская правда» от 25 мая 1991 года)

Как уже сообщалось, 23 мая состоялся первый этап сессии Верховного Совета Крымской АССР.
На вечернем заседании депутаты обсудили обращение Севастопольского городского Совета народных депутатов по вопросу сохранения существующего статуса как города республиканского подчинения. Было принято постановление поддержать данное обращение и просить Верховный Совет Украинской ССР принять соответствующий закон. При разработке Конституции Крымской АССР учесть, что Севастополь является городом республиканского подчинения Украинской ССР.
Рассматривался также вопрос о редакторе газеты «Крымские известия». На эту должность было предложено 5 кандидатур. В результате двух туров тайного голосования ни один из претендентов не набрал необходимого количества голосов. Рассмотрение вопроса отложено до следующего заседания сессии.
Было также принято постановление о первоочередных мерах и перспективах развития народного образования в Крымской АССР. В обсуждении этого вопроса привял участие первый секретарь рескома партии Л. И. ГРАЧ. Публикуем его выступление.

Товарищи депутаты!
По-видимому, глубоко символично и ответственно то, что вопрос о народном образовании — это практически первый крупный стратегический вопрос, который мм рассматриваем на нашей сессии в ранге Верховного Совета Крымской АССР. Его актуальность можно выразить одной фразой: «Новой республике необходима новая школа».
Во-первых, это должна быть школа непрерывного образования.
Во-вторых, она должна быть школой гуманистической направленности, рассчитанной на приобщение человека к мировой культуре, общечеловеческим ценностям современной цивилизации.
И, в-третьих, максимально учитывать региональный заказ, специфику Крыма на основе перспективы его развития.
Но самые совершенные программы, концепции и любые другие меры останутся благими пожеланиями, если мы не сможем защитить народное образование от нынешних экономических неурядиц. Без этого разговоры о его перспективах просто теряют смысл.
Хочу подчеркнуть однозначную позицию пленума республиканского комитета партии, депутатов-коммунистов: какие бы потрясения нас ни ожидали, какой бы тяжелый кризис ни переживала республика, мы не имеем права погубить школу, ибо это — наше будущее.
Здесь, как и в экономике, наряду с перспективными, нужно максимально заложить эффективные антикризисные меры, способные уберечь народное образование республики от развала и деградации.
С одной стороны, становится все более очевидным, что наши беды и трудности в экономическом развитии во многом проистекают от недооценки образования. С другой — в сложной экономической ситуации многие хозяйства, предприятия и объединения пытаются свернуть, причем, активно свернуть помощь школе, снижают расходы на подготовку кадров, сокращают заявки на специалистов.
Результатом пресловутого «остаточного принципа», усугубленного экономическим кризисом, становится то, что в Ялте, Симферополе, Феодосии, Саках, Джанкое и ряде других городов и районов растет очередность в дошкольные учреждения, сменность в школах. В профтехучилищах республики планируется уменьшение приема, передача части помещений и средств на другие нужды, переход на одногодичные курсы подготовки рабочих, то есть да глазах происходит девальвация подготовки рабочих кадров. Это стало следствием допущенных нами же ошибок, связанных с передачей части ПТУ ведомствам и местным Советам. А надо бы сконцентрировать управление ими единым органом в Совете Министров республики.
Поэтому, анализируя программу первоочередных мер развития народного образования Крымской АССР, следует уже сегодня обратиться к практическим вопросам ее реализации. Видимо, Совету Министров: нужно после ее утверждения разработать четкий механизм претворения в жизнь ее разделов, активно включив в этот процесс органы местных Советов и все хозяйственные структуры.
В контексте этого нельзя не сказать, что, к сожалению, авторы проекта концепции народного образования допустили определенный отрыв от реальной действительности. Если осуществить финансирование отрасли по нормативам, как это Записано в проекте, то нужно учитывать и инфляцию. То есть для того, чтобы бюджетные средства не обесценивались и поспевали за меняющейся ситуацией, необходим механизм индексации средств, выделяемых на образование. Было бы правильным разработать соответствующий механизм индексации, распространив его, кстати, и на родственную сферу — культуру. Нужно перейти от остаточного принципа в финансировании образования к приоритетному, быть может, определив определенный уровень расходов, направляемых на образование, в процентах от национального дохода, закрепив, его законодательными актами и предусмотрев этот принцип в главном законе — Конституции республики. Думаю, что Верховный Совет республики должен обратиться к трудовым коллективам предприятий и хозяйств с призывом всемерно поддержать народное образование, оказать в это сложное время реальную помощь педагогам, учащимся, студентам. Провести соответствующую организаторскую работу, к которой, кстати, готовы подключиться и партийные комитеты, да и опыт такой в Крыму есть.
Особо хочу подчеркнуть простую истину: общество, которое об этом не позаботится, лишает себя будущего.
Убедительное подтверждение тому — состояние нашей сельской школы. Деревня неизбежно перестает существовать, если в ней закрывается школа. И сегодня возрождение села, его социальное обустройство начинаются со школы и дороги. Это особенно актуально в условиях развития арендных форм. А отсюда — мы должны всячески поощрять и способствовать открытию в так называемых «неперспективных» селах начальных, а по необходимости и неполных средних или средних школ. Это имеет исключительное значение для аграрного сектора крымской экономики.
Не погрешу против истины, если скажу, что будущее школы станет во многом зависеть от механизма социальной защищенности учительства. Для учителя, как главной фигуры учебно-воспитательного процесса, нужно создать соответствующие условия проживания, оплаты труда, лечения и отдыха. И это не из области фантастики. К примеру, в Муромской средней школе колхоза им. Калинина Белогорского района все учителя обеспечены жильем, нет там проблем с обеспечением их продуктами. Скажу больше — им, как и другим членам колхоза, выдается дополнительная оплата по итогам года. Что касается базы школы, то она оснащена на достаточно хорошем уровне всем необходимым, вплоть до компьютеризации учебного процесса.
А раз есть такие примеры, то нам, депутатам, нужно идти в трудовые коллективы, к хозяйственным руководителям своих округов и добиваться соответствующих условий для всего учительства, учащейся и студенческой молодежи. Правительству республики, в свою очередь, следовало бы разработать и внедрить в жизнь государственную программу социальной поддержки педагогов.
Еще несколько весьма существенных, на мой взгляд, поправок к проекту.
По-видимому, сегодня нельзя так категорично заявлять, как об этом заявлено в концепции, о необязательности в общеобразовательной школе профессиональной подготовки. Тем более в условиях перехода к рынку и возможных осложнений в занятости. В концепции должен найти место раздел по обеспечению нормальных условий жизни и учебы детей, оставшихся без попечения родителей, больных и детей, имеющих умственные и физические недостатки.
Нужно, на мой взгляд, очень щепетильно и взвешенно подойти к вопросу о частных школах, учитывая реальную вероятность разделения детей при этом по имущественному либо другим признакам. Вообще говоря, этот вопрос, я считаю, сегодня ставить преждевременно, в определенном смысле — опасно.
Учитывая изменение статуса Крыма, можно сказать, что перед народным образованием стоит сложнейшая задача, связанная с созданием, я бы сказал, нового интеллектуального слоя Крымской республики — ученых и специалистов новой формации, которых бы отличали компетентность и высокий профессионализм, предприимчивость и ответственность за порученное дело, и, если хотите, преданность своей родной земле.
Важно в связи с этим на качественно новый уровень вывести деятельность Малой академии наук школьников Крыма, которая сегодня держится на энтузиазме нескольких человек. Она должна превратиться в важнейший механизм подготовки к научной деятельности талантливой молодежи, тесно увязанный со всей системой народного образования.
Думаю, что нельзя согласиться и с тем, что согласно проекту концепции нам предлагают ограничиться рассмотрением перспектив лишь среднего образования. Если мы оставим вне рамок концепции, а значит, вне сферы интересов Верховного Совета высшую школу, то можем столкнуться в перспективе с оттоком талантливой молодежи из Крыма. Народное образование должно работать в тесной связи с вузами, и в первую очередь с государственным университетом. Сегодня нам нужен полнокровный университет, имеющий экономический и юридический факультеты, готовящий крайне нужных для республики специалистов. И как бы трудно нам ни было, мы должны найти для этого необходимые материальные средства.
Считаю, что нам нужно также больше думать о ближайшей перспективе в осуществлении политики подготовки кадров. Принципиально важно наряду с увеличением выпуска учителей украинского и крымскотатарского языков, предоставить возможность готовить в необходимом объеме кадры в университете, а в перспективе — в Симферопольском педучилище учителей греческого, армянского, еврейского и других языков народов, населяющих Крым.
То есть в подготовке педагогических кадров для преподавания национальных языков должен соблюдаться разумный паритет как гарант равноправия и равных возможностей при изучении родных языков для всех народов Крыма.
Считаю, что следовало бы отдельно рассмотреть вопрос, связанный с развитием высшей и средней специальной школы в республике. Президиуму Верховного Совета нужно предусмотреть создание в структуре Совмина подразделения по вузам и техникумам, которые сегодня практически выпали из сферы управления. Целесообразно собрать разобщенные научные силы Крыма — вузовскую, академическую и отраслевую науку для того, чтобы создать региональный научный центр с перспективой преобразования его в Академию наук нашей республики.
К сожалению, в докладе крайне мало отражены вопросы, касающиеся содержательной стороны учебно-воспитательного процесса. А проблем здесь накопилось немало.
Сложный узел может завязать стремление кое-кого, в том числе и среди депутатов, и так называемой деполитизации народного образования. Мы с вами — реалисты и понимаем, что оградить школу, ученика от общественно-политических процессов в лучшем случае наивно. Я посчитал своим долгом лишь обозначить эту тему, поскольку при разработке и обсуждении Конституции республики она еще не раз напомнит о себе.
Сегодня же нам непозволительно, если мы хотим заботиться всерьез о будущем, примиренческая позиция в связи с атакой на гуманитарные науки и общественное формирование школ. Давайте попытаемся спрогнозировать, к чему это приведет в многонациональном Крыму. Детские и юношеские организации формируются на интернациональной основе. Если их вытолкнуть за пределы школы, то в образовавшемся вакууме будут возникать группировки по национальному, имущественному и другим признакам. Школа в таком случае взамен духа коллективизма будет прививать национальный или социальный эгоизм.
Принципиальная позиция коммунистов республики заключается в том, чтобы сохранить в учебных заведениях как ученические, так и взрослые общественные организации, проводить линию на воспитание в духе общечеловеческих ценностей, преодолеть отрыв образования от национальных культур народов нашего региона. Для этого нельзя допустить непродуманного и спонтанного сокращения кадров обществоведов и уменьшения часов на общественные и гуманитарные дисциплины в школах и вузах. А эта тенденция, к сожалению, в республике уже есть.
Завершая выступление, хочу в целом, с учетом высказанных замечаний, поддержать концепцию развития народного образования, призванную объединить усилия трудящихся и населения Крыма в обучении и воспитании подрастающего поколения. Думаю, что сегодняшний разговор на сессии поможет в работе над Конституцией, создании соответствующих законов нашей республики.

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla