МАЛАЯ АВИАЦИЯ НУЖНА РОССИИ КАК ВОЗДУХ

(Газета «Президент» от 17 октября 2016 года)

Россия – огромная страна, и коммуникации к её просторам должны быть соответствующие. Месяц назад Президент Российской Федерации Владимир Путин потребовал развивать малую авиацию России. Проводя встречу в Ново-Огарёво, он обсудил проблемы российской малой авиации с главой Минпромторга Денисом Мантуровым.

– Мы недавно были с вами на одном из предприятий, мы смотрели небольшие самолеты отечественного производства для местных линий. Потребность в них велика, мы постоянно об этом говорим. В целом, как обстоит ситуация? – задал вопрос президент.

В ответ Мантуров сообщил, что, мол, сегодня полностью отработана программа ремоторизации и модернизации Ан-2.

– Это вчерашний день, – отреагировал президент. – Понимаю, что их нужно привести в божеский вид, более того, двигатели могут быть новые, авионика, все это понятно. Но мы говорили о совершенно новых продуктах.

– С прошлого года проводится научно-исследовательская работа по типоразмеру нескольких самолётов вместимостью от девяти до 12 мест и 16-местных, – ответил министр. – Мы исходим из того, что местные авиакомпании непосредственно в субъектах Российской Федерации будут активно использовать самолёты малой авиации, которые садятся на малооборудованные аэродромы.

Позиция Мантурова понятна – ему просто сложно одному воевать в столь огромном поле авиационных и финансовых реалий. Но Президента этим не удивишь – он и сам в той же лодке под названием «Государство Россия». Поэтому чтобы реально сдвинуть проблему малой авиации с мёртвой точки, необходимо, чтобы к её решению приступили профессионалы, которые, к тому же, могут привести в отрасль крупные инвестиции.

С одним из таких стратегических инвесторов – генеральным директором Управляющей компании «Русинвест» Василием Шпилькиным мы решили побеседовать.

– Василий Александрович, почему вы выбрали такой сложный сектора, как возрождение авиации?

– Я родился в Тюменской области, и российские просторы знаю не понаслышке. А по образованию я военный лётчик-инженер, окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков им. И.С. Полбина. Служил в Вооружённых Силах Министерства Обороны СССР в Военно-Воздушных Силах Военно-Морского Флота СССР.

– На каких самолётах приходилось летать?

– На разных. Летал на Л-29, Ил-28, Ту-16, Ту-22Р, Ил-62М, Ту-154М, Ил-76ТД, Боинг 737-200, Вертолетах Ми-8Т. По долгу службы в 80-х годах XX века выполнял боевые задачи в Сирийской Арабской Республике и в других регионах. А после развала СССР стал гражданским пилотом.

– Почему перешли в авиационный бизнес?

– Обстоятельства потребовали. В 1992 году возглавил авиационные компании «Атлант-СВ» (Украина) и АК «Атлант-Союз» (Россия). Работа состояла в обеспечении гуманитарных Программ ООН, Международного Красного Креста и Международной Продовольственной Программы.

– Откуда взялись самолёты?

– В том же 1992 году под моим руководством Авиационная компания «Атлант-СВ» приняла в управление дивизию военно-транспортной авиации Министерства обороны Украины – в городах Мелитополь, Николаев и Кривой Рог. В составе этой дивизии находились три авиационных полка. После передачи их из состава Военно-транспортной авиации ВВС МО СССР в состав ВТА ВВС Украины личный состав полков вместе с семьями остались без средств к существованию. Нам пришлось изыскать средства и переучить военных лётчиков на пилотов гражданской авиации. Одновременно самолёты ВТА Ил-76МД мы перевели в транспортные гражданские и зарегистрировали в реестре Гражданских воздушных судов. Все эти меры позволили Авиационной компании «Атлант-СВ» получить соответствующие коды и выйти на международные авиационные перевозки грузов.

– Какие грузы приходилось перевозить?

– До 1998 года «Атлант-СВ» являлся официальным авиационным перевозчиком гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов по линии ООН, Международного Креста и Международной Продовольственной Программы. Наши экипажи доставляли гуманитарные грузы в «горячие точки» планеты – в Камбоджу, в Югославию. Это было как раз в период военного конфликта в регионе. В Африканские страны – Сомали, Анголу, Кению, Руанду. «Атлант-СВ» вывёз и спас из зоны военных действий десятки тысяч беженцев. А в зоны бедствий были доставлены сотни тонн гуманитарных грузов. Эти меры позволили поддержать жизнеобеспечение населения стран, подвергшихся военному насилию и террору.

– Какова экономика этого этапа вашей деятельности?

– Прежде всего, следует сказать, что авиакомпания «Атлант-СВ» восстановила до лётной годности 49 самолетов. Сумма инвестиций составила более 170 млн. долларов США. В 1993 году по моей инициативе была создана дочерняя авиакомпания – «Атлант-Союз». Её акционерами выступили три авиакомпании – «Атлант-СВ», «Волга-Днепр» и «Трансаэро». Авиакомпания «Атлант-Союз» выполняла авиаперевозки товаров народного потребления по коммерческим заявкам «Трансаэро» и «Волга-Днепр». Это очень полезный управленческий опыт в моей жизни. С самого начала пришлось проходить труднейший путь становления авиационной компании. Поэтому я в этом бизнесе знаю всё. Через себя пропустил.

– Что было после 1998 года – года, когда в России разразился кризис?

– В 1998 году я стал Президентом компании АОЗТ «Атлант-Холдинг» и проработал в этой должности до 2007 года. А затем поступил на работу руководителем компании ООО «Атл-Стар», базирующейся в Севастополе. Остаюсь на этом посту и в настоящее время. А в январе 2015 года наши компании объединились в группу специально для того, чтобы осуществить единый проект – «Развитие региональных аэропортов и региональных авиалиний России». Для осуществления этого проекта мы создали инвестиционную Управляющую компанию ООО «РусИнвест», и я стал её Президентом.

– Откуда взялись инвестиции?

– После 2000 года я работал в Европе с финансовыми институтами. Там я вёл несколько международных проектов. На этой базе в 2005 году я вернулся в Россию и в Москве приступил к подготовке инвестиционного проекта по модернизации региональных авиакомпаний.

– Расскажите подробней об этом проекте.

– Мы с партнёрами начали готовить его в 2012 году. Проект сразу же проявился как крупномасштабный и федеральный. Он получил название «Развитие региональных аэропортов и региональных авиалиний России» и предусматривает также строительство транспортно-пересадочных узлов по территории Российской Федерации. В этих же рамках строительство санаторно-рекреационных комплексов на Северном Кавказе, Краснодарском Крае и в Крыму. В 2014 году в проект вступили частные инвесторы. Сейчас в данный проект они готовы инвестировать значительные денежные средства. Условие инвестиций стандартное – Правительство РФ оформляет с компанией, организовавшей получение данных инвестиций, государственно-частное партнёрство.

Светлана Ветрова