"ВЗЛЕТЕВ НА КРЫЛЬЯХ АРМЕЙСКИХ САМОЛЕТОВ, ДЕПУТАТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА "СЕЛ" НА ДОЛГИХ ЧЕТЫРЕ ГОДА...

(Газета «Сегодня» от 27 февраля 2011 года)

Верховный Суд Крыма, рассмотрев кассационную жалобу бывшего депутата Верховного Совета Крыма и президента частной авиакомпании "Атлант-СВ-Холдинг" Василия Шпилькина, лишь на один год уменьшил срок наказания, определенный ему в декабре 1998 года приговором суда Железнодорожного района Симферополя. Теперь осужденному предстоит провести в местах лишения свободы четыре года. Суд предусмотрел и конфискацию всего личного имущества Шпилькина, а также лишение его права занимать должности, связанные с распоряжением материально-техническими ценностями сроком на три года.

Еще пару лет назад "Атлант-СВ" была, пожалуй, самой крупной среди коммерческих структур авиационного профиля на Крымском полуострове. От имени этой фирмы исправно совершали рейсы в различные страны полтора десятка самолетов, принося немалые доходы. В начале же прошлого года "Атлант" официально объявлен банкротом. И виной тому вовсе не судебные тяжбы, а особенности организации дел в фирме, в результате чего "Атлант-СВ-Холдинг", как признано Арбитражным судом Крыма, задолжал ВВС Украины 15,5 млн. гривен.

А в период расцвета фирмы могучие крылья "илов" и "тушек" неплохо "приподняли" преуспевающего тогда бизнесмена Василия Шпилькина, который попутно осваивал и высоты политической власти. В 1995 году, когда развивались события, ставшие вскоре предметом внимательнейшего изучения военной контрразведки СБУ, подразделений ГУ СБУ в Крыму и ГУ МВД Украины в Крыму, а затем и суда, Шпилькин уже был депутатом ВС Крыма.

Есть категория людей, для которых обычное состояние -- жить в долг. Перезанимая, они тут же расплачиваются с одними кредиторами, другим раздают новые клятвенные обещания, а на оставшуюся сумму шикуют, потому как нет резона экономить чужие деньги. Кому-то таким образом удается даже неплохо "раскрутить" свой бизнес, впечатляя какое-то время окружающих одолженным благополучием. "Тришкин кафтан" авиакомпании "Атлант-СВ" оказался скроен и сшит из "армейского сукна". Между ВВС Украины и "Атлантом" в 1993 году был заключен договор, согласно которому компании передавались самолеты для перевозки грузов по контрактам. Тесное сотрудничество с ВВС давало массу преимуществ в бизнесе. Заключение с Вооруженными Силами арендных договоров было в то время явлением чрезвычайно распространенным, но малоизученным. Армия училась зарабатывать деньги, но пока не умела толком этого делать. Цены за свое имущество армейцы запрашивали божеские, а при уважительном подходе арендующей стороны к интересам людей в серьезных погонах нередко и вовсе ничтожные. Кроме того, при появлении на горизонте любого проверяющего можно было тут же спрятаться за армейский авторитет: априорная целесообразность всего, происходящего в армии, как бы механически распространялась на всех, кто стоял рядом. В нашем случае -- на бизнесмена и депутата Василия Шпилькина.

Арендовав на поразительно льготных условиях воздушные судна у ВВС Украины, "Атлант" все равно умудрился влезть в долги. Чтобы отдать особо "горящие" из них, пришлось взять новый кредит. Разумеется, просто выслушав про финансовые беды авиакомпании и даже возможно, посочувствовав, денег никто бы не дал. Под полученную у Ялтинского отделения "Укрсоцбанка" крупную денежную сумму был заложен самолет Ил-76 МД. Денег хватило ненадолго. Уже в мае 1995 года в Министерстве финансов Крыма Шпилькиным были получены еще 150 тысяч долларов США в виде целевого кредита, якобы на капитально-восстановительный ремонт авиадвигателей - под залог все того же уже заложенного самолета, о чем в Минфине, естественно, не догадывались.

Никакой ремонт, как установлено в судебном порядке, не планировался изначально. Переведенная на счет "Атланта" валюта разошлась по мелочи. Конвертировав сумму в наличные отечественные дензнаки, бизнесмен распределил их между несколькими прежними заимодавцами в счет уплаты процентов по задолженностям.

Кредит "Укрсоцбанку", неоднократно пролонгированный, так и не был возвращен. В ноябре 1995 года три самолета авиакомпании, в том числе и злополучный Ил-76, перешли в собственность банка. На вопросы подчиненных, как теперь рассчитываться с Минфином Крыма, бизнесмен Шпилькин, формально уволившийся из авиакомпании в связи с работой в Верховном Совете Крыма, но фактически продолжавший руководить "Атлантом" и лично подписывавший все важные документы, авторитетно, как и надлежит депутату, отвечал что "все уладит". Но занимался он совсем другими вещами...

Например, авиадвигатель, полученный в воинской части для ремонта, Шпилькин счел еще вполне пригодным для эксплуатации и распорядился установить его на самолет Ту-154 М, арендованный у АО "Линос". Двигатель проработал в воздухе на Шпилькина более тысячи часов, пока не наступил полный износ техники. Трудно сказать, как выпутывалась бы авиакомпания, случись аварийная ситуация с неотремонтированным мотором. Слава Богу, ЧП не произошло. Но Военно-Воздушным Силам Украины такое самоуправство коммерческой структуры принесло ущерб на сумму более 250 тысяч гривен. После того, как эта история всплыла, Шпилькин предложил высшему руководству "облегченный" вариант: авиакомпания выкупает отработанный двигатель по остаточной стоимости. Предложение принято не было. Военные больше не хотели сотрудничать с депутатом-бизнесменом в его пользу. Ведь компания, начиная с 1994 года, вообще не выплачивала ВВС деньги за аренду авиатехники. С марта 1995 года войсковая часть перестала предоставлять Шпилькину самолеты, но задолженность погашена так и не была.

Так как вместо того, чтобы оплачивать долги авиакомпании, Василий Шпилькин предпочитал "дела улаживать", в ситуацию вмешалась СБУ, а затем и другие правоохранительные органы Крыма. Ни в ходе следствия, ни во время слушания дела в суде Шпилькин своей вины не признал. Но стороны, понесшие убытки, настойчиво выставляли счета и предоставили суду исчерпывающие доказательства...

В Крыму общественность очень заинтересованно внимала ходу судебного разбирательства в Симферополе, а затем ожидала решения Верховного Суда Крыма. Ведь Василий Шпилькин стал первым депутатом Верховного Совета Крыма прошлого созыва, осужденным на такой длительный срок заключения за махинации в коммерческих делах. Так сказать, первая ласточка...