Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Ш

ЮРИЙ ШЕВЧЕНКО: «НЕ СТОИТ ОХВАТЫВАТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, НАДО ЗРИТЬ В КОРЕНЬ»

(Газета «Крымские известия» от 26 мая 2015 года)

Сельское хозяйство — отрасль, прибыльность которой во многом зависит от капризов погоды. Но, как показали события прошлого года, существенные коррективы вносит и политика: крымские аграрии пострадали из-за решения украинских властей перекрыть основную водную артерию, питающую полуостров, — Северо-Крымский канал. К сожалению, не всегда рациональны и действия наших чиновников: вроде хотят как лучше, а получается — как всегда. О том, какие проблемы сейчас стоят перед аграриями, поддерживают ли их власти, «Крымским известиям» рассказал председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Юрий ШЕВЧЕНКО.

— Юрий Витальевич, из-за ухода из Крыма днепровской воды фермеры в прошлом году понесли колоссальный урон. Полностью потерян урожай риса, а это многомиллионные убытки. Несладко пришлось и производителям кукурузы, винограда, персиков. Чтобы аграрии не работали себе в ущерб, им для полива необходима вода. Многие сельхозпроизводители просили разрешения вскрыть скважины, затампонированные после запуска Северо-Крымского канала. Будут ли хозяйства с водой в этом сезоне?

— Действительно, фермерам без воды никуда. И, лишившись возможности брать ее из Северо-Крымского канала, они понадеялись на законсервированные много лет назад скважины. Более того, стали бурить новые, причем без разрешительных документов, которые не были нужны в переходный период. Но с начала действия российских законодательных норм добывать воду можно только действуя в строгих рамках правового поля. То есть необходимо получить лицензию, разрешающую поднимать ее из-под земли на поверхность. Напомню, в Российской Федерации вода считается полезным ископаемым, чтобы в Крыму ее могли добывать законно, нужно было сначала внести изменения в федеральный закон о недрах, а потом урегулировать на законодательном уровне все нюансы уже в республике. Учитывая важность орошения для аграриев и то, что у них нет времени ждать, была предложена упрощенная схема оформления необходимой документации. Обращаю внимание: бесконтрольной добычи воды в тех объемах, которые хотят аграрии, не будет. Все должны это понимать. Где, кому и сколько ее из подземных скважин можно использовать для орошения, решат в Министерстве экологии и природных ресурсов.

— Крым, с одной стороны, благодатный край для растениеводства, садоводства и виноградарства, с другой — территория риска: в самое неподходящее время случаются заморозки, град, что ведет к потере урожая. Поддерживает ли государство аграриев?

— Программ для финансовой поддержки достаточно много — как федеральных, так и крымских. В частности, для животноводства, растениеводства, садоводства и виноградарства. Конечно, это не те деньги, которые желали бы получать аграрии, тем не менее и они немалые. Но я хотел бы акцентировать внимание на необходимости вовремя осваивать средства, поступившие по этим программам, информировать хозяйства о сроках подачи требуемых документов и их перечне. Это одна из задач профильного ведомства, чтобы из-за долгих раздумий чиновников не страдали сельхозпроизводители, а следовательно, и все крымчане, уповающие на их продукцию. У нас уже есть негативный опыт прошлого года, когда из федерального бюджета выделялись субсидии, а мы их не успели освоить. Это десятки миллионов рублей.

— Как избежать подобного рода ошибок?

— Всем, от кого зависит успешная деятельность аграриев, необходимо работать, причем постоянно, а не создавать видимость. Нужно «зрить в корень» и в первую очередь решать злободневные проблемы. А то, что можно сделать позже, — отложить на завтра. Мы же зачастую беремся за вопросы, которые сельхозпроизводители не поднимают на совещаниях. Гораздо важнее для них сегодня — помощь в подготовке и сдаче документов, позволяющих получить деньги на «несвязанную поддержку». Не нужно охватывать необъятное. Нужно правильно расставлять акценты. А мы замахиваемся на высоты, которые далеки от людей. Гораздо важнее — «земное».

— Что именно?

— Например, каким образом без последствий накосить сено для коровы на землях, находящихся в республиканской собственности. Ответ простой — заключить договор. Но чтобы его заключить, должна быть изготовлена документация и т. д. То есть необходимо потратить деньги и время, чтобы человек взял косу и заготовил пару тонн травы для буренки. Вот такие элементарные вопросы нужно решать в первую очередь. Вообще земельные отношения — болезненная тема для аграриев. На законодательном уровне определены сроки, в которые они по российским нормам должны заключить договоры на аренду земли. А у нас в этом направлении, как говорят, непаханое поле. За 23 года независимости Украины мы так и не умудрились навести порядок. Не ошибусь, если скажу, что около 50% хозяйств не оформили право собственности на землю. А, учитывая, что украинский земельный кадастр для нас закрыт, а значит — утеряна и возможность знать четкие границы участков, надо заказывать новую проектную документацию. Среднему хозяйству ее оформление обойдется в пределах 7—12 млн рублей. Да еще регистрационные службы вовремя не справляются с объемом работ.

— Не секрет, что аграрный бизнес — нестабильный, а хороший урожай не вырастить без модернизации техники и минеральных удобрений.

— Приобретение современной техники всегда проблематично. Она стоит дорого, а свободных денег у большинства хозяйств нет, учитывая засуху последних двух лет. В таких ситуациях единственный выход — лизинг, который позволяет стабильно развиваться, наращивать объемы производства и получать прибыль, не изымая деньги из оборота. Достаточно иметь средства на внесение авансового платежа. В прошлом году крымские аграрии могли получить технику в лизинг без первоначального взноса, сейчас такой льготы у них нет. Взять кредит тоже непросто — из-за нестабильности доходов, с одной стороны, и ужесточения условий его получения — с другой.

Что касается удобрений, ситуация здесь неоднозначная. В весенний период, когда необходимо осуществлять подкормку, обработку гербицидами, аграрии наиболее уязвимы в финансовом плане и, конечно же, нуждаются в государственной поддержке. Но из-за нерасторопности чиновников на местах они дотаций не видят.

Кроме того, некоторые свои бизнес-интересы не сопоставили с бизнес-возможностями. Думали, не будем продавать пшеницу по низкой цене, подождем. Дождались, что удобрения, которые раньше стоили 12—14 тысяч рублей за тонну, сегодня подорожали вдвое. Пшеницу в это время никто не покупает, а ранее ее можно было продать за 8 тысяч за тонну. Тот, кто реализовал урожай, разместил деньги на депозитах, заработал на них и купил удобрения. Есть хозяйства, которые уже закончили 100-процентную подкормку минеральными удобрениями.

— В последнее время много говорят о возрождении овощеводства. Есть реальные шаги в этом направлении?

— А оно что, умерло? У нас один Валерий Хаситошвили из Первомайского района может накормить овощами и фруктами пол-Крыма. При этом в каждом подсобном хозяйстве есть теплицы. И это хорошо. Монополия в сельском хозяйстве в любой отрасли, по моему мнению, пагубна. Вспомните печальный опыт Украины, когда рынки поделили между собой олигархи. Один получил бройлерное хозяйство, другой — производство яиц и т. д. Потом создали определенную ситуацию и всех задавили. Сейчас же, если один уйдет с рынка, за ним еще десять стоят. Поэтому хороша не монополия, а наличие множества мелких производителей. Хотя одно крупное хозяйство, безусловно, на рынке должно присутствовать. Конкуренция — двигатель прогресса. На чем Запад и Европа держатся? На фермерах, у которых средний надел земли — 70—80 га. Их там много и они конкурируют между собой. Покупатель нынче привередливый пошел, не хочет платить деньги за «на тобi, Боже, що менi  негоже». Например, раньше большое количество яблок наши производители сдавали на сок, поскольку были некондиционные — в хозяйствах гнались за количеством. А теперь, учитывая пожелания потребителей, — за качеством. В выигрыше хозяйство, производящее такую продукцию.

— Да, аграриям покой лишь снится. Им приходится бороться не только за урожай. Есть ли повод для оптимизма?

— Действительно, клубок проблем увеличивается и, к сожалению, туго разматывается. Ряд вопросов потребует решения на федеральном уровне. Положительное то, что аграрии посеяли более 90% яровых. И состояние озимых внушает оптимизм на урожай этого года. Надеемся, все будет хорошо.

Беседовала Елена ШАСТУН

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla