Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Севастополь

Севастополь

ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ, ИЛИ ГОРОД УКРАИНО-РОССИЙСКОЙ ССОРЫ

(Газета «Крымское время» от 19 июня 2008 года)

Я знаю, за «город украино-российской ссоры» на меня обидятся. Но это ведь не я запрещал военно-морской парад по случаю 225-летия Черноморского флота. Это не я объявлял персоной нон грата на Украине мэра российской столицы. Это не я давал распоряжение немедленно подготовить законопроект о выводе из Севастополя российских моряков. Наконец, это не я запрещал установку в Севастополе памятника основательнице города великой российской императрице Екатерине II.

При этом было бы неправильно говорить, будто Севастополь, как Украину, раздирают сегодня на части представители противоположных политических лагерей. Нет, наоборот, жители этого города едины в своем мнении примерно так же, как жители… Львова — только с точностью до наоборот. Чтобы убедиться в этом, нужно просто обратиться к результатам последних внеочередных выборов в Верховную Раду Украины. Первые три места в Севастополе набрали тогда партии, которые выступают за дружбу с Россией, пытаются защищать русский язык и сопротивляются вступлению Украины в НАТО. За Партию регионов проголосовали 64,53% севастопольцев, за КПУ — 10,3%, и за ПСПУ — 6,64%. Что же касается того противостояния двух ветвей власти, которое есть сегодня в городе, то оно, в сущности, инспирировано извне, из Киева.

Куницын против Саратова

Так сложилось, что Большой Севастополь — это, пожалуй, самый антидемократический регион Украины. Конечно, не в том смысле, что здесь живут сплошь замшелые сталинисты, а в том, что жители этого города — единственного на Украине — лишены возможности выбирать мэра. Однако даже если такое право и будет им когда-нибудь даровано высочайшей милостью из Киева, «верховную» власть в регионе все равно будет осуществлять не избираемый севастопольцами, а назначаемый президентом (и значит, зависящий не от севастопольцев, а от президента Ющенко, против которого голосовало подавляющее большинство горожан) председатель городской государственной администрации.

Сегодня в этом кресле находится такой опытный политический боец, как Сергей Куницын. Городской совет в этом году уже дважды выражал Сергею Владимировичу недоверие, однако тот как работал, так и работает в своей должности, ибо, как уже говорилось, уволить его может только Ющенко. Больше того, несколько дней назад Куницын, отбив атаку «саратовцев», перешел в контрнаступление, заявив о том, что городская администрация инициирует роспуск Севастопольского городского совета. «Мы начинаем процедуру отставки горсовета и назначения новых выборов, ибо действия нынешнего состава горсовета вредны Севастополю и государству, — заявил Куницын. — И я думаю, что мы этой отставки добьемся, как это произошло, скажем, в Киеве. В Верховной Раде Украины есть 63 проекта постановления о проведении досрочных выборов в местные советы. Мы будем шестьдесят четвертыми».

Единственное, о чем умолчал Куницын в своем решительном заявлении, так это о результатах внеочередных киевских выборов, победу на которых вновь одержал Леонид Черновецкий. В Севастополе, даже если  Куницыну и удастся добиться проведения новых выборов, их результаты также будут мало отличаться от нынешних, и уж конечно Партия регионов наберет гораздо больше голосов, чем Блок Куницына. И дело тут не в том, кто лучше работает: Саратов или Куницын. Дело в том, что горсовет, во главе которого стоит Саратов, избран севастопольцами, а Куницын назначен президентом Ющенко, к которому подавляющее большинство горожан испытывают плохо скрываемую (или вообще открытую) идиосинкразию. А впрочем, думается, едва ли Куницын действительно всерьез уповает на внеочередные выборы горсовета, его заявление — это, скорее, такой контратакующий маневр.

Сагайдачный против Екатерины

В минувшие выходные Севастополь отметил свой юбилей. Городу украино-российской ссоры исполнилось 225 лет. В дни юбилейных торжеств в Севастополе открыли два знаковых памятника: украинскому гетману Сагайдачному и российской императрице Екатерине II. История сооружения, установки и открытия этих памятников является, с одной стороны, продолжением, а с другой — символическим воплощением холодной войны между Украиной и Россией, а также между Куницыным и Саратовым.

Памятник Сагайдачному был сооружен по инициативе Военно-Морских Сил Украины и открыт в субботу, 14 июня, в районе бухты Омега. Таким образом, у украинских моряков теперь появился как бы свой, отдельный, памятник. У Черноморского флота России есть памятники Нахимову, Корнилову, Лазареву, Ушакову, Тотлебену, а у ВМС Украины — памятник Сагайдачному.

Кто такой? Откуда? Уверен, несмотря на то, что имя этого гетмана носит флагман ВМСУ, мало кто из севастопольцев толком ответит на этот вопрос. Украина напрасно сделала в Севастополе ставку на своего «исконного флотоводца». И дело тут даже не в личности самого Сагайдачного, который, скажем, среди прочего, жег Елец и осаждал Москву. Дело в историко-политическом бренде «Сагайдачный», который уступает таким брендам, как «Нахимов», «Корнилов», «Ушаков», «Истомин» или «Лазарев». Украине нужно было настаивать на том, что флот, прославившийся усилиями вышеперечисленных адмиралов, был не только российским, но и украинским, что он одинаково принадлежит как истории России, так и истории Украины. Однако вместо этого недалекие галицийские идеологи выбрали главным украинским флотоводцем шароварного гетмана Сагайдачного — кстати, уроженца Львовщины.

Если Украина напрасно сделала в Севастополе ставку на своего исконного флотоводца, то Сергей Куницын напрасно произнес на открытии памятника гетману Сагайдачному слова о том, что, дескать, теперь, наконец, уже ни у кого не будет сомнений в том, что Севастополь — это украинский город. Напрасно — прежде всего, с точки зрения политической технологии. Ибо, боюсь, многие севастопольцы не простят ему этой фразы никогда. А впереди, рано или поздно, выборы…

Еще одно «если». Если памятник гетману Сагайдачному в Омеге открыли свободно и безо всяких препятствий, то памятник императрице Екатерине II напротив музея КЧФ устанавливали и открывали чуть ли не конспиративно. Возвращению Екатерины Великой в Севастополь сопротивлялись городская администрация, городской Хозяйственный суд и некий общественный комитет «Украинский Севастополь», который потребовал от президента Украины не допустить появления «еще одного места для проведения шовинистических ритуалов».

Однако, увы и ах, Виктор Андреевич не помешал шовинистическим планам.

Трехметровый бронзовый монумент Екатерины был установлен на постамент поздним вечером в пятницу, 13 июня (эх, а российская императрица была дамой суеверной!). Вскоре после этого на площадке появилась женщина — судебный исполнитель. Она залезла на постамент и зачитала собравшимся постановление городского Хозяйственного суда, запрещающее установку памятника. Однако севастопольцы вердикт местной Фемиды проигнорировали, больше того, взяли Екатерину под защиту, окружив памятник машинами и пластиковыми креслами. А непосредственно у постамента несли караул казаки.

Открыли памятник Екатерине спозаранку, в 7 часов утра, 15 июня — чтобы, не дай Бог, чего не вышло. При этом представителей городской администрации на открытии, конечно, не было. А впрочем, не думаю, что теперь кто-то из властей осмелится снести уже установленный памятник российской императрице, ибо это будет чревато нешуточными народными волнениями в городе.

Украина против России

Если в мае, на празднование юбилея Черноморского флота, в Севастополь приезжал мэр Москвы Юрий Лужков, то в июне, на празднование юбилея города, приехал вице-премьер правительства России Сергей Иванов. При этом Иванов был сдержаннее своего предшественника, однако тоже «сболтнул лишнего» — конечно, по мнению украинской стороны.

Так, Иванов предупредил: если Украина вступит в НАТО, то, весьма вероятно, между нашими странами будет введен визовый режим (это утверждение уже было опровергнуто украинским МИДом). По словам Иванова, «десятки миллионов людей почувствуют эти неудобства. И как следствие — я сильно сомневаюсь, что количество российских туристов увеличится и что их место займут американские, английские и немецкие туристы». Кроме того, заявил Иванов, неизбежным следствием присоединения Украины к Североатлантическому альянсу станет разрыв наших двусторонних связей в военно-промышленной сфере.

На встрече с горожанами, которая прошла в Матросском клубе, Иванов, будучи, по сути, прижат севастопольцами к стенке, пообещал поставить перед Государственной Думой России вопрос о подтверждении российского гражданства жителей Севастополя, родившихся в городе в то время, когда он еще был территорией России. Украинские СМИ уже успели назвать это заявление Иванова попыткой реализации в Севастополе «абхазского варианта»: как известно, большинство граждан этой непризнанной республики имеют сегодня паспорта граждан Российской Федерации, однако это не совсем так. Если предложение Иванова и будет реализовано, то российское гражданство все равно смогут получить только севастопольцы старшего возраста — те, кто родились в городе до 1954 года.

Тем не менее, похоже, встреча с севастопольцами произвела на Иванова сильное впечатление. «Некоторые вопросы меня просто до глубины души тронули, — сказал российский вице-премьер. — Один вопрос я зачитаю. «Мы готовы терпеть все лишения, повышение цен на газ, свет, только чтобы мы жили в своей любимой Родине».

«Ура!» — раздалось в зале.

«Прошу понять меня правильно, — почти оправдывался перед севастопольцами Иванов. — Я все-таки представитель правительства Российской Федерации, мы должны действовать корректно в рамках норм международного права. Но эти нормы включают демократию, права человека, отстаивать их не для балды, как некоторые нас учат на Западе. Нужно или за них по-настоящему бороться, или признать, что это — пустая пропаганда. И Севастополь в этом смысле очень хороший пример», — цитирует российского чиновника агентство «Новый регион».

Как Россия будет бороться за права десятков тысяч своих соотечественников, оставшихся волей политиков жить в «украинском городе Севастополе», мы с вами увидим в ближайшие годы.

Сергей Куницын сегодня пытается деполитизировать Севастополь. «Моя деятельность как главы администрации направлена в первую очередь на то, чтобы вывести большую политику за рамки города, — сказал Куницын на встрече с Сергеем Ивановым. — Она здесь не нужна. Она ничего не приносит городу и даже тормозит его развитие». Однако, вне всяких сомнений, деполитизировать Севастополь Куницыну не удастся. Этого ему не дадут сделать ни севастопольцы, ни политические элиты обеих стран. Наоборот, в ближайшие годы ситуация в этом городе украино-российской ссоры будет только обостряться в связи с приближением 2017 года — даты вероятного вывода Черноморского флота.

Наталья КИСЕЛЕВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla