Севастополь

ПОЛИТИКИ ПРИХОДЯТ И, К СЧАСТЬЮ, УХОДЯТ. А НАРОДЫ ОСТАЮТСЯ…

XXIV внеочередная сессия Севастопольского городского совета народных депутатов XXI созыва

(Газета «Слава Севастополя» от 22 апреля 1994 года)

Сколько ни кричи халва-халва — во рту слаще не станет. Сколько ни твердим: достаточно, мол, политики, пора заниматься насущными проблемами, политика неизменно вмешивается и корректирует нашу жизнь в большом и малом. Да и не только нашу. В частности, одесские события 8-9 апреля уже помешали гражданам солнечной Франции лично пообщаться с председателем

городского Совета В. М. Семеновым. Еще при обсуждении повестки дня XXIV сессии Виктор Михайлович поделился с коллегами своими соображениями: ситуация требует его непосредственного участия в очередном раунде переговоров по Черноморскому флоту между Россией и Украиной, который состоится 22-24 апреля с. г. 

Дружить с 25-тысячным Седаном от имени 400-тысячного Севастополя, таким образом, отправится делегация во главе с одним из заместителей главы городской государственной администрации. 

Кстати, по этому поводу некоторые депутаты очень жаждали обменяться мнениями. Депутат Н. К. Васильева, например, настаивала, чтобы в повестку дня даже был включен отдельный вопрос об использовании валютных средств на поездку во Францию. Дело в том, что на это, пояснила она, уйдет годовой валютный бюджет города. А потому - стоит ли идти на такие траты? 

И хотя депутат Ю. А. Шапранов при включенной на город трансляции, в свою очередь, предложил: "давайте лучше построим на эти деньги золотой туалет — писаем ведь под кусты", парламентарии, как выяснилось в процессе голосования, не посчитали необходимым расширить повестку дня за счет такого пункта. 

Коллеги не поддержали и еще два предложения Юрия Александровича: рассмотреть на этой сессии вопросы о вхождении Севастополя в Республику Крым и о перенесении сроков выборов в местные органы власти (обстановка, мол, не располагает). 

Впрочем, предпринимались попытки и укоротить предложенную повестку дня. 

В частности, депутат Н. А. Даниленко сказал, что перед тем как проголосовать против рассмотрения вопроса "Об оценке ситуации в городе в связи с конфликтом между подразделениями ЧФ и ВМС Украины 8-й апреля в г. Одессе и мерах по ускорению разрешения проблем Черноморского флота и города Севастополя", хочет выяснить: чем руководствовались, внося его в повестку дня? 

Председатель горсовета В. М. Семенов сообщил коллегам, что и от командующего ВМС Украины В. Г. Безкаравайного на его имя поступило письмо, с которым тот просил ознакомить и депутатов. Из документа следует, "как будто имевшего место инцидента между подразделениями ЧФ и ВМС Украины в г. Одессе не было". Зато можно говорить об особом попрании и невыполнение Конституции и законов Украины отдельными должностными лицами Черноморского флота. Заявляя о своем подчинении двум президентам — Украины и России, Черноморский флот фактически вышел из подчинения руководства Украины и выполняет только указания военного ведомства Российской Федерации, считает командующий ВМС. Все это приводит к произволу и безнаказанности, разложению, злоупотреблениям и преступным действиям. 

По имеющимся сведениям, экипаж гидрографического судна "Челекен" занимался контрабандой имущества, спекулятивными сделками. 

Поскольку на переговорах между главами государств было признано, что одесский инцидент исчерпан, В. Г. Безкаравайный просил рассмотреть вопрос о нецелесообразности проведения сессии с такой повесткой дня. Необходимо готовиться к новому раунду переговоров и отказаться от мероприятий, заведомо ведущих к конфронтации и нагнетанию страстей. Тем более, что в этом сейчас нет никакой необходимости. Если рассматривать данный вопрос на сессии, то смысл такого рассмотрения должен заключаться в стабилизации обстановки, конструктивности предложений о сближении двух братских народов, благополучной спокойной жизни наших семей. 

В связи с этим командующий ВМС Украины просил повестку дня сессии изменить или, учитывая приведенные доводы, перенести на более поздний срок. 

В случае проведения сессии с такой повесткой дня, заканчивал письмо командующий, участие представителей ВМС в работе не представляется возможным. 

Вице-адмирала В. Г. Безкаравайного в зале действительно не было. 

Черноморский флот в лице первого заместителя командующего вице-адмирала В. П. Ларионова участие в работе сессии принимал. 

Отвечая на соответствующие предложения депутатов об усечении повестки дня и комментируя зачитанное письмо, председатель Совета В. М. Семенов подчеркнул, что мы собрались здесь не для того, чтобы определять правых и виноватых. Но позиция у Совета в нынешней ситуации должна быть обязательно. Чтобы переговоры по флоту не велись без учета мнения города. Так что мотивация для включения такого пункта в повестку дня более чем логичная. 

Что касается интеграции Севастополя в Республику Крым, то такая работа уже ведется, сообщил Виктор Михайлович. Причем в темпе, какой устраивает и президента Ю. А. Мешкова. После создания соответствующих министерств (формирование их началось) процесс обретет динамику. Посему В. М. Семенов попросил не махать шашкой с подчеркнутым усердием, оказывая медвежью услугу и самому президенту Республики Крым. 

Свою точку зрения Семенов высказал и по поводу предложения о включении в повестку вопроса о переносе сроков выборов в местные органы власти. Горсовет нынешнего состава перестал пользоваться доверием севастопольцев, сказал он. Переносить сроки с учетом этого, значит, заведомо идти против воли избирателей. 

Депутат А. Н. Костенецкий дополнил, что не нужно до последнего цепляться за депутатские мандаты, если авторитет потерян. Кроме того, только через выборы мы можем привести структуру власти в Севастополе в соответствие с крымской моделью (Совет — исполком). 

В итоге в повестку дня дополнительно внесли только один пункт, касающийся водообеспечения города в нынешней ситуации. Сообщение по нему сделал зам. главы госадминистрации Л. М. Жунько. 

С информацией по вопросу "Об оценке ситуации в городе в связи с конфликтом между подразделениями ЧФ и ВМС Украины 6-9 апреля с. г. в г. Одессе и мерах по ускорению разрешения проблем Черноморского флота и г. Севастополя" выступил председатель постоянной комиссии горсовета по военным вопросам А. Н. Шестаков. 

Предлагая вниманию депутатов короткую информацию '"О военно-политической обстановке в Севастополе в связи с конфликтами между подразделениями Черноморского флота и Вооруженных сил Украины", комиссия исходит из констатации неопровержимых фактов, создающих густой фон военно-политической обстановки в регионе Севастополя. Тысячу лет украинский и русский народы жили в мире и дружбе, не проливая крови друг друга. 337 лет единения сделали наши народы братскими. А посему: 

1. Севастополь, Крым и Черноморский флот в историческом плане являются неотъемлемой частью великой России. 

2. Распад Советского Союза сделал Крым. Севастополь. Черноморский флот яблоком раздора между его частями, ныне государствами. 

3. Большинство населения Крыма и Севастополя в своих надеждах связывают свою судьбу с судьбой Российской Федерации, как с правопреемницей великой славянской России. Это подтверждается результатами выборов первого президента Крыма и недавнего опроса, который выявил высокий рейтинг блока "Россия". 

4. Меньшая, но растущая часть населения Севастополя и Крыма и значительная часть населения Украины считают, что присоединение Крыма и Севастополя к России возможно лишь при единении славянских народов России, Украины и Белоруссии. Либо при восстановлении бывшего Союза на новых идеологических, политических и экономических принципах. 

5. Есть в Украине националистические силы, не признающие никакой возможности объединения с Россией, рассматривающие Крым и Севастополь как неотъемлемую часть независимой Украины, препятствующие вхождению Украины в экономический союз СНГ как равноправного члена, насаждающие украинизацию русскоязычных территорий Украины. 

6. Есть силы в Крыму и в Севастополе, которые готовы любой ценой, не останавливаясь перед конфликтами и кровью, добиваться немедленного перехода Крыма и Севастополя под юрисдикцию Российской Федерации. Эти силы входили в блок "Россия" в период выборной кампании первого президента Крыма. Но после избрания президентом Юрия Александровича Мешкова тот отмежевался от этих сил. 

7. Россия, подтвердив на переговорах президентов Ельцина, Кравчука, Клинтона гарантии Украине в незыблемости границ, тем самым признала невозможность принятия Крыма и Севастополя под свою юрисдикцию. 

8. В Севастополе, на его акватории расположена база Черноморского флота, имеющего объединенное российско-украинское Верховное главнокомандование, штаб и соответствующие службы. 

9. Здесь же расположен штаб "ВМС и другие органы управления Вооруженных сил Украины. 

10. Одним из дестабилизирующих факторов в Крыму и в Севастополе является наличие в городе управления ВМС Украины и главного штаба Черноморского флота. Независимо от личностей и смены командующих конфликтные ситуации носят системный характер. 

На фоне этих десяти факторов создается и усиливается опасная для жителей Севастополя и в целом для Крыма напряженность. Мы были свидетелями нескольких пиков опасной напряженности во время силового захвата комендатуры Черноморского флота, угона сторожевого корабля Черноморского флота в Одессу, расформирования батальона морской пехоты Черноморского флота и других проявлений экстремизма здесь в Севастополе. 

Последний самый крупный инцидент в Одессе между объединенным Черноморским флотом и ВМС Украины показал народам России и Украины всю опасность последствий затяжки с решением проблемы Черноморского флота. 

Невольно возникает вопрос: почему на встречах на высшем уровне в Ялте, в Завидове принимаются решения, которые вызывают протест большей части политических сил обеих стран и, конечно же, не выполняются? И наоборот, почему составленный в Массандре протокол, устраивающий большинство политических сил, тоже не выполняется? 

Ответ один: не хватает на высшем уровне здравого смысла и политической воли, чтобы противостоять амбициям военных с обеих сторон. 

Проведенные в Москве 15 апреля российско-украинские переговоры на высшем уровне, по заявлению Леонида Макаровича Кравчука, снимают все вопросы, закрывают инцидент в Одессе и предотвращают повторение подобных обострении отношений. 

Нам надо взвесить цену подобных заявлений, определить степень их надежности. 

По взаимным пикировкам перед камерами телекомпании "Останкино" Грачева и Радецкого можно предположить, что президенты объявляют о полном понимании проблемы и о наличии путей ее преодоления, а министры каждый по-своему комментирует договорённости президентов, Вывод: четких и ясных директив у военных министров еще нет. А это означает, что опасность столкновения на уровне "полевых командиров" не устранена. 

Чтобы предупредить искушение президентов сваливать ответственность за возможные инциденты между воинскими частями Украины и России, народам обеих стран необходимо дать наказ своим законодателям принять общую норму: командир вооруженных сил или политик, отдавший приказ стрелять в солдат, офицеров или гражданских лиц России или Украины, объявляются военными преступниками и преследуются по закону судебными органами двух стран без срока давности и независимо от места нахождения. 

Принятие таких правовых актов обеими странами предотвратит кровопролитное развитие любого конфликта, сохранит и приблизит историческую перспективу объединения славянских народов, позволит достичь на первом этапе наибольшей степени интеграции экономик славянских государств. 

Наше нежелание и далее оставлять Севастополь и Черноморский флот яблоком раздора между Украиной и Россией обязывает городской Совет найти способы заставить президентов России и Украины реализовать, наконец. Массандровский протокол. 

Учитывая необходимость срочного решения вопроса, коллегия председателей постоянных комиссий Севастопольского городского Совета народных депутатов составила телеграммы с идентичным текстом президентам России и Украины. Они отправлены адресатам и опубликованы в местной печати. 

Насколько учтены эти телеграммы на украинско-российских переговорах на высшем уровне 15 апреля, нам неизвестно. Но продолжить давление на президентов городской Совет, на взгляд комиссии по военным вопросам, обязан. 

Нельзя надеяться на обещания президента, если когда-то он их не выполнял. Нет ни в Украине, ни в России таких ценностей, из-за дележа которых стоит рисковать историческим и генетическим братством российских и украинских народов. Политики приходят и уходят. Народы остаются, их братство есть высший политический интерес. Поэтому народная дипломатия есть самый высший уровень дипломатии. И мы, севастопольцы, обеспокоенные судьбой своих детей, внуков, детей и внуков братских народов, должны обратиться к народам России и Украины с призывом потушить тлеющие угли противостояния военных и гражданских экстремистов. История знает, как быстро сеется и дает всходы вражда между народами, армиями, людьми и как долго потом восстанавливается доверие. 

Вражду легче предотвратить, чем потушить. Исходя из этих истин коллегия постоянных комиссий предлагает на ваше утверждение следующий текст обращения 24 сессии городского Совета 21 созыва к народам Украины и России. 

Аркадий Николаевич зачитал текст этого обращения и проект решения по данному вопросу (окончательные тексты документов опубликованы в "Славе Севастополя" за 21 апреля с. г.) 

Перед тем как приступить к обсуждению проекта решения, депутаты под видом вопросов А. Н. Шестакову фактически начали обмен мнениями. В частности, депутат Ю. А. Кононенко сказал, что безопасность собственной семьи для него важнее проблем Черноморского флота. Военные же забыли, для чего существуют. И вообще непонятно—зачем держать во внутреннем море два таких больших флота. Вывести и тот, и другой из Севастополя — и дело с концом. 

Депутат С. А. Соснов хоть и задал вопрос, но, как он сам выразился, риторический: каким будет результат нашего решения? Кто интересовался нашей позицией, когда здесь размещали два штаба? 

Председатель горсовета В. М. Семенов по этому поводу пояснил, что если бы мы молчали, то события вокруг Черноморского флота разворачивались бы еще более непредсказуемо. 

Открывая прения, депутат А. Н. Костенецкий сказал, что ему судьба города и флота небезразлична. Более двух лет Черноморский флот является яблоком раздора между Украиной и Россией а наш город, его население, моряки-черноморцы — заложниками недальновидных политиков, а порой и откровенных карьеристов. 

Городской Совет все это время предпринимал определенные попытки с целью побудить высшее руководство Украины и России найти приемлемый для обеих сторон выход из тупиковой ситуации. Те подвижки, которые наметились в ходе переговоров, в какой-то мере и результат наших усилий. 

Вместе с тем логического завершения эти договоренности, к сожалению, не получили. 

Более того, с украинской стороны они систематически извращались и откровенно нарушались. И об этом, Аркадий Николаевич, надо было здесь сказать со всей ответственностью. Потому что в целом хороший у вас доклад, но с политической точки зрения — беззубый. 

У Александра Никитовича нет никаких сомнений в том, что в Одессе была организована и проведена политическая провокация. Чем это подтверждается? 

1. Украинская сторона с самого начала создания вооруженных сил стала на путь постоянного отчуждения флотских структур в свою пользу. Причем известно, какими средствами. Событие в Одессе—из той же области. 

2. Время совершения акции выбрано не случайно: празднование 50-летия освобождения Одессы и предстоящая встреча в Москве глав государств. 

3. Украине нужна была эта акция, чтобы побудить Россию в какой-то мере быть заинтересованной или даже инициатором возобновления переговоров по флоту. И на этом фоне выторговать для себя побольше. Предварительные итоги переговоров в Москве подтверждают такой вывод. 

4. Командующий ВМС Украины пан Безкаравайный в интервью корреспонденту телевидения фактически подтвердил спланированность акции и заявил, что именно так и следует действовать. 

Да и президент Кравчук признался, что военные на него давят. 

А раз так, то налицо противоправная, нарушающая достигнутые ранее договоренности, опасная провокация, которая могла привести к трагическим последствиям. И мы должны об этом заявить и потребовать, прежде всего от пана Безкаравайного. прекращения подобных действий. Пока он со своим штабом базируется в нашем городе. 

Думается, не лишним будет предложить и командующему ЧФ адмиралу Балтину действовать более взвешенно, осмотрительно. В обстановке, когда вторая сторона ищет повода для обострения ситуации, это необходимо. 

Даже отказ Безкаравайного участвовать в работе нашей сессии и его высокомерное письмо. Александр Никитович его так и расценивает, как раз и подтверждают вышесказанное. Что вытекает из последних московских договоренностей (если анализировать тот минимум информации, которым располагаем)? Каждая сторона толкует их по-своему. Словно договоренностей как бы и не достигнуто. 

А раз так, нам нужно занять принципиальную, жесткую позицию и заставить руководство Украины в кратчайший срок завершить работу по флоту. Чтобы облегчить задачу двум президентам, нужно обратиться за поддержкой высших органов государственной власти обоих государств и к народам Украины и России. 

Аркадий Николаевич даже предложил принять соответствующие законы. Такие законы уже есть и в России, и в Украине. Куда важнее сейчас другое — развести силы и определить статус и Черноморского флота, и ВМС Украины. 

Надо реализовать и ранее принятое Советом решение о проведении опроса общественного мнения по статусу города, как главной базы российского Черноморского флота. 

В принципе нужно решить вопрос о том, что ЧФ базируется в нашем городе. Все остальные задачи — суть производные от этой главной. 

И это тем более необходимо сделать, т. к. в последних туманных рассуждениях президента Кравчука на вопрос: где будет главная база ЧФ России? Все уловили однозначный намек на Севастополь. 

Что касается сессии, то мы проводим ее не для выяснения, кто прав, а кто виноват. Через нее мы поднимаем свой голос в защиту Черноморского флота, города Севастополя и его жителей. Нужно показать руководителям и в Киеве, и в Москве, что мы еще способны бороться за свои права настойчиво, принципиально и до конца. 

Депутат И. Ф. Ермаков, как выяснилось из его выступления, глубоко уверен в том, что все проблемы были бы сняты, если б руководители стран, которые образовались на территории бывшего Советского Союза, поняли — славянским народам необходимо жить в едином государстве. 

А что касается решения, проект которого предложен к обсуждению... Мы решений столько принимали за три года под наплывом эмоций... Но ни (по одному не потребовали исполнения. Просто-напросто их никто во внимание не принимал. А все потому, что мы не очень принципиально ставили вопросы: все просили, все уговаривали. 

Иван Федосович в числе приоритетных задач на нынешнем этапе назвал ускорение вхождения Севастополя в Республику Крым. На сегодняшний день президент республики издает Указы о налоговой системе, о банковской системе. Мы же будем оставаться под удушающим прессом украинского законодательства. Если вопрос этот не поставим при проведении ближайших выборов. Иван Федосович считает, что нужно объявлять сбор подписей о вхождении в Крым. 

И неплохо было бы, сказал И. Ф. Ермаков, если бы в целях ускорения интеграции Севастополя в Крым президент Республики Крым назначил в нашем городе своего представителя. Не с исполнительными, разумеется, полномочиями, а скорее, для налаживания контактов с местными властными структурами. 

Депутат А. Г. Круглов подчеркнул, что у Севастополя, как главной базы Черноморского флота, мощная и безупречная правовая основа. Начиная от указов Екатерины II, двух других императоров, законодательных актов Советской власти и заканчивая известными решениями ВС Российской Федерации. 

Все решения Украины по Севастополю, принятые в одностороннем порядке, не имеют юридической силы. Это говорит о том, что если бы в городе был толковый, действенный, решительный Совет, то мы, опираясь на имеющуюся правовую базу, уже давно сказали бы: хватит, мы — часть России, и потому не подчиняемся законам Украины. 

Можно, конечно, еще раз попытаться принять такое решение и на этой сессии, сказал Александр Георгиевич, но даже он не станет настаивать на этом. Потому что грядет 26 июня, когда мы будем выбирать новый городской Совет, нового председателя Совета-исполкома. А. Г. Круглов не сомневается: севастопольцы. научившись в последней избирательной кампании действовать дружно, не ударят в грязь лицом и на сей раз. То есть позаботятся о том, чтобы в городском Совете все 50 мест занимали патриоты, чтобы председатель Совета тоже был российский патриот. 

А. Г. Круглов, тем не менее, карт-бланш нынешнему председателю Совета дает. Но только в том случае, если В. М. Семенов заверит севастопольцев: придя к власти, он именно так и поставит вопрос: мы — город России и начинаем жить по законам России. 

Что касается предложения А. Н. Шестакова о принятии законов, запрещающих открытие огня обеими сторонами,  то с ним можно было бы и согласиться, сказал А. Г. Круглов. Но с одной существенной принципиальной оговоркой: если кто-то начнет первым, то другая сторона должна ответить мощным огнем. 

Это предложение вызвало в зале достаточно громкие протесты, смысл которых сводился к одному: только что в зале прозвучал призыв к войне. 

Александр Георгиевич, тем не менее, успокоил депутатов: гарантом против все еще, к сожалению, грозящего нам кровопролития, может и должно послужить избрание патриотически настроенного Совета. 

Депутат Нуждин в своем выступлении подчеркнул, что за два года Черноморский флот ни разу не допустил нарушения договоренностей двух президентов. 

После последней встречи в Москве прошли офицерские собрания, как в Севастополе, так и в Керченско-Феодосийской базе, в других гарнизонах. 

В ходе собраний выяснилось, что военнослужащие отдаленных гарнизонов боятся попасть в эти 15-20 процентов, которые должны, в соответствии с договоренностью, перейти в ВМС Украины. То есть людей опять никто не спросил. 

Кроме того. Нуждин прокомментировал настроение, которое выразил депутат Ю. А. Кононенко относительно ненужности сильного флота в Черном море. В частности, когда происходила эскалация, конфликта в Грузии, туда теперь уже можно говорить об этом, собиралась войти натовская эскадра из 8 кораблей. И то, что президенты, владея информацией, приняли решение направить а горячую точку корабли Черноморского флота и не допустили в регионе развития событий по югославскому варианту, следует считать огромным успехом двух братских славянских народов. Нам югославский вариант и в Севастополе не нужен. И если здесь будет стоять сильный, мощный Черноморский флот, то никто сюда не полезет. 

Кто-то думает что флот это сегодня просто скопление ржавых и небоеспособных посудин. Он сильно заблуждается. По итогам боевой подготовки за 1993 год Черноморский флот в соревнованиях за приз Главкома завоевал, второе место. Нас опередил только Северный флот. 

Депутат Нуждин сообщил, что офицерские собрания в своих резолюциях записали пункт о необходимости укрепления дружбы между украинским и русским народами. Он доложил коллегам, что сейчас у них в дивизии надводных кораблей служат 50 процентов моряков, призванных с Украины, и 50—из России. Укомплектованность флота, в отличие от трех других российских, является 100-процентной. И нет никаких национальных конфликтов. Если бы они были, об этом обязательно все узнали или из газет, или от родителей моряков. 

Достойный пример для политиков. Братские народы всегда способны найти общий язык. И не надо им мешать. Никто не должен сомневаться, что Черноморский флот будет надежно защищать как два славянских народа, так и народы других стран СНГ. 

По итогам обсуждения принято соответствующее решение. 

Затем депутаты приступили к рассмотрению следующего пункта повестки дня. С сообщением по вопросу "Об утверждении вопроса, содержания и формы опросного листа для голосования при проведении опроса жителей города по статусу г. Севастополя" выступил председатель постоянной комиссии горсовета по обеспечению законности, прав и свобод граждан А. Н. Костенецкий. 

Он напомнил, что Совет неоднократно принимал решения о необходимости проведения такого опроса. Однако до настоящего времени не узаконена Формулировка самого вопроса, не определен порядок проведения опроса. 

Выполняя соответствующее поручение Совета, комиссия по обеспечению законности предложила сформировать текст опросного листа в следующей редакции: "Вы за статус города Севастополя как главной базы Черноморского флота Российской Федерации согласно российско-украинскому протоколу от 3 сентября 1993 года?" 

Из чего исходила комиссия, предлагая такой вопрос: 

1. Имеется договоренность между Украиной и Россией о том, что флот и вся его инфраструктура (а она в значительной степени располагается в нашем городе) делится на определенных условиях и в Севастополе остается российская часть флота. 

2. Такое решение конкретизирует статус самого города, т. к. наличие российской базы составляет как раз основу этого статуса. 

3. Подобное решение стабилизирует положение четверти населения города, наверняка успокаивает общественное мнение, создает политические предпосылки для финансирования социальных нужд города из бюджета России. 

4. Севастополь и Черноморский флот — это святыни, национальная гордость народов, не только живущих в Крыму, но и на всей территории бывшего Союза Они должны оставаться таковыми и дальше. 

5. На сегодняшний день только Черноморский флот России способен обеспечить надежность защиты Черноморского побережья стран СНГ. 

6. Предлагаемая формулировка не выходит за рамки действующего законодательства Украины. 

Речь идет об опросе общественного мнения в рамках ст. 47 Закона Украины "О Всеукраинском и местном референдуме". 

Опрос не имеет юридических последствий. Зачем же проводить его? Чтобы заставить все-таки решать стоящие проблемы и облегчить задачу ВС Украины при ратификации договоренностей по флоту. 

А. Н. Костенецкий сообщил также, что комиссия собрала 42 подписи депутатов, настаивающих на проведении поименного голосования именно по такой редакции вопроса в опросном листе. 

Тем не менее именно вокруг формулировки и закипели дискуссионные страсти. Депутат И. Ф. Ермаков, в частности, предложил свой вариант вопроса: "Вы за размещение на территории Севастополя базы Черноморского флота и перебазирование ВМС Украины в другой регион?" 

Депутат А.Г. Круглов, соглашаясь с первой частью вопроса "Вы за статус Севастополя как главной базы ЧФ Российской федерации?..", естественно, предложил добавить: "с выходом города из состава Украины, и воссоединение с Россией?'' 

Но, в общем-то, плюрализм основывался на двух подходах: "город как база'" или "база в городе". 

В итоге за формулировку, предложенную постоянной комиссией по обеспечению законности, прав и свобод граждан по итогам поименного голосования, проголосовали 83 депутата. По сути решение принято минимально достаточным количеством голосов. Минус один — и парламентарием пришлось бы думать над новой редакцией вопроса. 

Кстати, попытки торпедировать уже принятое решение предпринимались. Один из депутатов даже пытался внести изменения в свей бюллетень уже после доклада счетной комиссии. Дескать, не понял толком, за что голосовал. 

От микрофонов в зале тоже раздавались мнения еще раз вернуться к вопросу, т. к., по мнению говоривших, при обсуждении вопроса был нарушен регламент. 

По мнению А. Н. Костенецкого, никаких нарушений в данном случае не было, Но если здесь собрались такие законники, то самое время поставить точку в пребывании в Совете депутатов работающих в госадминистрации: в новом законодательстве Украины, наконец, появилось прямое указание о несовместимости сочетания депутатской деятельности с работой в качестве главы администрации, его заместителей, руководителей подразделений этой исполнительной структуры. Рассматривать это предложение Костенецкого Совет не стал но дискуссию относительно пересмотра предыдущего голосования свернул. 

Результаты поименного голосования, по решению сессии, будут опубликованы в "Славе Севастополя". 

Исчерпав повестку дня, сессия в тот же день свою работу завершила.