Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Самозахваты земли

Самозахваты земли в Крыму

НА ОСВОБОЖДЕНИЕ САМОЗАХВАТОВ УЙДУТ ГОДЫ

(Газета «Первая Крымская» от 25-31 мая 2012 года)

Мы, крымчане, за последние десятилетия уже как-то привыкли к такому явлению, как самозахваты. Поляны протеста, окружающие города, портят их и без того не слишком привлекательный вид. А вот гости полуострова всегда интересуются: неужели за столько лет с момента возвращения крымских татар на историческую родину власть не может решить их проблемы с землей. Оказывается, не может.

В списках значились…

Если верить зампредседателя Совмина Крыма Георгию Псареву, возглавляющему в крымском правительстве специальную комиссию по освобождению самовольно захваченных земель, то процесс этот очень непростой. В 2010—2011 году была проведена инвентаризация самозахватов — на территории полуострова их насчитали 56 (на площади более 2 тыс. га). Больше всего их оказалось в Симферополе и районе — соответственно 12 и 21. А кроме этого, в Бахчисарайском районе один массив, в судакском и ялтинском регионах по 11. «Задача нашей комиссии — узаконить самовольные участки где это возможно, а в остальных случаях ликвидировать самозахваты, — говорит Псарев. — С этой целью 2 раза в месяц проводим заседания совместно с представителями полян протеста и органами местного самоуправления».

Правда, ракушечника на полянах протеста почему-то меньше не стало, разве что теперь власти знают, сколько и кому земли нужно. За основу взяли данные за 2006 год, которые представители инициативных групп передали в Совмин. Их согласовали в Рескомнаце, затем Рескомземе, передали в Госземкадастр, чтобы проверить на предмет наличия земли у претендентов. Более того, Совмин запросил у местных советов информацию о выделении участков репатриантам еще на заре независимости Украины. Эти сведения в Госземкадастр в большинстве своем не попали, так что проверить их можно только вручную. В результате этого многоступенчатого отсеивания тех, кто уже реализовал свое право на землю, в списках остались 16 тыс. человек, из которых 12,5 тыс. в Симферопольском районе и 3,5 тыс. в Симферополе.

Споткнулись о генплан

Кроме подсчета и проверки претендентов на землю, достижением комиссии можно считать подсчет самостроев (капитальных и временных). «Достигнута договоренность о прекращении дальнейшего строительства в массивах, постоянно проводятся проверки ее соблюдения, — продолжает Псарев. — При выявлении фактов незаконного строительства составляются акты, материалы направляются в госземинспекцию для принятия мер». Это важно, потому что сносить самострои на порядок дороже, чем возводить.

Что же касается выделения новых — законных — участков под строительство жилья, тут особых достижений не наблюдается. «Комиссия разработала проект земельной карты для упорядочения отношений в Симферополе, Чистеньковском и Мирновском сельсоветах Симферопольского района, — говорит Псарев. — Но завершение согласования дорожной карты тормозят участники самозахватов, которые не желают освобождать массивы в городе и получать участки в Симферопольском районе. Кроме того, существует ряд законодательных проблем, которые не позволяют в короткие сроки выделить земельные участки участникам полян протеста».

Первая проблема кроется в утвержденном в 2011 году генплане Симферополя, который предусматривает многоэтажную застройку в местах расположения большинства нынешних полян протеста. Значит, узаконить самозахваты невозможно, по крайней мере, до тех пор, пока не будут внесены изменения в генплан. А внести их можно либо по истечении 5 лет, либо с разрешения Кабмина.

Вторая практически тупиковая ситуация сложилась на захваченных землях, которые уже имеют хозяев. «Значительные проблемы возникают с узакониванием участков, которые ранее были выделены юр- и физлицам, — продолжает Псарев. — По ним имеются решения судов об освобождении, а между тем там уже выстроены жилые дома и даже мечети. Комиссия сейчас рассматривает вопрос замены этих земель и признания прав собственности на самострои, хотя есть серьезные ограничения земельного законодательства при решении этих вопросов».

Третья проблема — традиционное несовпадение желаний и возможностей. Взять, например, пилотный проект освобождения самозахвата в районе кладбища Абдал в Симферополе. На участке площадью около 20 га размещались 112 временных и 26 капстроений. Еще в середине прошлого года чиновники отрапортовали о том, что он будет освобожден, что начался снос самостроев, которые почему-то по-прежнему стоят. «Комиссия приняла решение о предоставлении участков гражданам, разобравшим капстроения в массиве Абдал, в районе ул. Молдавской — Гастелло. А не имеющим капстроений предложено получить земли в Добровском и Перовском сельсоветах», — объясняет зампред Совмина. В Симферопольский горсовет даже передали согласованные списки граждан, имеющих капстроения в массиве, правда, решение о выделении им земли может быть принято только после утверждения границ охранной зоны кладбища, потому что вышеназванные ул. Молдавская — Гастелло граничат с кладбищем. А утвердить их должен киевский институт.

С Добровским сельсоветом тоже как-то не заладилось: с одной стороны, изъявили желание получить участки на его территории только 72 человека, а остальные просто отмолчались. А с другой, и из этих 72-х совет сподобился принять только 46 решений о выдаче разрешения на разработку проектов землеотвода под строительство жилых домов. Теперь Рескомнац занят тем, что собирает официальные отказы у участников полян протеста, чтобы Добровский сельсовет имел возможность отдать зарезервированную землю другим претендентам.

Не может быть узаконен и самовольный массив в районе Красной горки, потому что строительство объекта водоснабжения этого микрорайона возможно только после сноса. «9 собственникам капстроений будут предоставлены участки на ул. Молдавской — Гастелло, а остальным 44 планируем выделить участки на ул. Стрелковой, в районе автогазсервиса, после внесения в генплан Симферополя», — говорит чиновник.

В микрорайоне Луговое под захватами оказались около 40 га свободных земель, из которых 9 га, согласно генплану, зарезервированы под многоэтажное строительство, а разбиты на 130 самовольно захваченных участков с 16 капстроениями. Свободные гектары Симферопольский горсовет уже собрался выделять, но претендентов оказалось больше, чем земли, — около 500 человек. В результате депутаты применили традиционную практику — отложили решение вопроса. Теперь инициативной группе протестантов предложили составить список самых нуждающихся в земле, так сказать, первоочередников. Репатрианты над ним работают.

Невозможно пока узаконить земли в районе Петровских высот, где на 120 га самозахватов должны были расти многоэтажки. «Симферопольский горсовет выделил средства на разработку детального плана этого района, чтобы определить места индивидуальной и многоэтажной застройки, — говорит Псарев. — Параллельно будет сформирован список массива Петровские высоты. Детальный план в нынешнем году планируется разработать и для микрорайона Залесье, но этот район очень проблематичный, так как в нем находится очень много капсооружений — 96. Часть территории нужно будет освобождать под многоэтажное строительство — такие требования выдвинул горсовет Симферополя». В массиве Сосновый бор на 14 га 155 самозахватов, на которых, к счастью, нет капстроений, поэтому людям предложили получить участки в селе Украинка Перовского сельсовета. В увеличенных границах этого населенного пункта для депортированных предусмотрены 200 участков.

До 2013-го

На территории Мирновского совета Симферопольского района чиновники насчитали 9 массивов самозахватов, здесь претендуют на землю 4,2 тыс. человек. «Разрабатывается проект расширения границ Мирновского сельсовета, сейчас он проходит согласование в Украинской академии аграрных наук, после чего будет представлен на утверждение ВР АРК. И тогда можно будет удовлетворить потребности не только депортированных, но и жителей села».

В Чистеньком все готово для выделения участков, кроме того, что нет 250 тыс. грн. на разработку детальной планировки. Зампред правительства говорит, что будет просить выделить их при корректировке бюджета автономии.

Ну а на остальных полянах протеста стороны договоренности и вовсе не достигли. «Узел с 2005 года завязался настолько туго, что теперь быстро развязать его очень тяжело, — говорит Псарев. — К тому же меняются земельное законодательство и строительные нормы, что не позволяет быстро решить проблему. Поэтому есть массивы, где уже в нынешнем году начнется выделение первых участков, а где-то из-за корректив законодательства дорожная карта расписана до 2013 года». Что ж, ждали долго, подождем еще.

Ольга ФАЛЕЙ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla